Конспект урока по ИЗО "Гжель", презентация к уроку
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Коростелева Антонина Валерьевна

Урок может быть использован в 5 классе по теме "Гжель", или как внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhel.doc51.5 КБ
Файл golubaya_rospis.rar2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Гжель. Сказочная гжель.

Цели урока:

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания   Тарелочка
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции
  • плакат «Гжель»
  • презентация «Гжель»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Сказочная гжель.

Учитель: Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

- Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

 

- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

И.Кадухина

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор тарелочек (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.

Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

 



Подписи к слайдам:

Коростелева А.В. учитель ИЗО Андреевский филиал МБОУ Мучкапской СОШ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку на тему "Муравьиная кислота- знакомая и незнакомая".

В  10-м  классе   изучение  темы "Карбоновые кислоты"  включает  в себя   в основном  изучение материала  на примере  уксусной  кислоты. Муравьин...

Конспекты уроков, фрагменты и презентации к урокам литературы, формирующие экологическую культуру учащихся.

Папка содержит разработки уроков и фрагменты уроков литературы в 5 - 11 классах, формирующие экологическую культуру учащихся:Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века. ( конспект для 6 и 7 классо...

Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

Конспект урока сбор семян, презентация к уроку

Формирование навыков коллективного труда.Задачи:•Знакомить детей с правилами сбора и хранения семян. ...

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...