Рабочая программа по ИЗО, автора Н.М. Сокольниковой, 2,3,4 классы. ФГОС
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Шаньшерова Марина Михайловна

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний», АСТ-Астрель  Москва 2011г.,  рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_234_kl.docx53.15 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_izo_234_kl.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 2 класс

п/п

Дата

Коррек-

тировка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

I четверть – 9 часов                Виды изобразительного искусства - 14 часов

1

Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. (урок ознакомления с новым материалом)

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства  в жизни человека. Выполнить задания (с. 8–11 учебника), основываясь на картине (с. 6 учебника). Выявить главную информацию из текста (с. 14–15 учебника). Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Выделение приёмов работы по разделу «Учимся у мастеров» (с. 24–25 учебника). Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последовательность нанесения слоёв краски и изучить мазки.

2

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. (урок изучения и первичного закрепления знаний.)

Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций.Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства.Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы.

3

Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. (урок комплексного использования знаний.)

Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности.

Проверить полученные знания в играх по цветоведению. Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

4

Акварель. Учимся у мастеров. Теплый цвет. «Небо на закате». (урок изучения и первичного закрепления знаний.)

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по-сырому», «вливание цвета в цвет» и др.). Сопоставлять замысел и полученный результат работы.

5

Гуашь. Учимся у мастеров. Холодный цвет. «Зимнее окно» (урок изучения и первичного закрепления знаний.)

Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча.  Восстановить последовательность рисования (с. 30–31 учебника). Использовать цветовой круг (с. 25 учебника) для выбора цветовой гаммы. Вариант: рисовать облака в холодной гамме (акварель). Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение).

6

Школа живописи. Краски и настроение. «Радость» (урок изучения и первичного закрепления знаний.)

Выделять главную информацию из текста (с. 34–35 учебника) и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов.   Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. Сделать рисунок в подарок другу.

7

В мастерской художника-графика. В твоей мастерской. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево». (урок изучения и первичного закрепления знаний)

Участвовать в беседе о графике. Ответить на вопросы и выполнить задания с. 7, 36–37, 40–43. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Изучать последовательность работы (с. 48–49 учебника). Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования.  Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки.

8

Выразительные средства графики. Учимся у мастеров. Что может карандаш. «Нарядные елочки»

Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить задания (с. 42–45 учебника) Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики. Решать творческую задачу (с. 52 учебника): нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку.

9

Тушь и перо. Разные штрихи. «Кувшин и яблоко» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания (с. 46–47, 52–53 учебника), используя приёмы штриховки пером. Изучать последовательность работы (с. 53 учебника). Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна.

2 четверть – 7 часов

10

Школа живописи и графики. «Осенний листок» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания (с. 50–51 учебника), используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью (графика)

11

Скульптура. В мастерской художника-скульптора. В твоей мастерской. Школа лепки. «Котик» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности материала для лепки (с. 7, 54–55, 58–59 учебника). Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы.

12

Учимся у мастеров. Школа лепки. «Чаша» щипковым методом. «Чаша» по шаблону. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. Выполнить задания (с. 72–73 учебника) руководствуясь заданной последовательностью действий. Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин). Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы.

13

Лепка рельефа «Птичка» (пластилин); (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Выполнить задания (с. 62–63 учебника). Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ. Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов.

14

Проверочная работа.

Твои творческие достижения. (урок комплексного использования знаний).

Выполнить задания (с. 64–65 учебника). Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. Оценивать свои творческие достижения.

Декоративное искусство -  8 часов

15

Декоративное искусство вокруг нас. Беседа о дизайне и оформлении предметов быта (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства.

16

Декоративное рисование. «Грибы и елочки» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Выполнить задания (с. 72–73 учебника). Решение творческой задачи рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте.

3 четверть – 10 часов

17

Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Копировать греческий орнамент (с. 77 учебника). Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши). Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам.

18

Монотипия. «Бабочки». «Волшебные ладошки» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.). Дать  эстетическую оценку выполненным работам.

19

Школа декора. Печать предметами. Печать листьями (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.

20

Декоративные эффекты. Рисуем кляксами. Рисуем солью (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия. Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине.

21

Коллаж «Рамка», «Грибы», «Лесные человечки», «Волшебный ковёр» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Выполнить задания по заданной последовательности работы (с. 87, 89 учебника). Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе.

22

Проверочная работа.

Твои творческие достижения. Панно «Времена года» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения.

Народное искусство – 7 часов

23

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. «Птица Сирин». Школа народного искусства «Цветок» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями.  Выделить и оценить цветовую гамму изделий. Повторять узоры пермогорской росписи.  Изучать образцы (с. 98–99 учебника). Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Выполнить задания (с. 28, 30 тетради). Расписать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; нарисовать птицу Сирин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы (с. 96 учебника). Искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины.

24

Пермогорская роспись. Прялки. Школа народного искусства (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Совершить воображаемое путешествие по Чувашии. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный силуэт национальной одежды.

25

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Знакомиться с татарским народным искусством как частью национальной культуры. Повторять линейные орнаменты (с. 102 учебника). Изучать способ рисования растительного орнамента.

26

Школа народного искусства. Каргопольские узоры. Глиняные игрушки. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек. Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. Повторить каргопольские узоры по образцам (с. 106 учебника). Решать творческую задачу: расписать каргопольскими узорами игрушки (контуры, силуэты, вылепленные по выбору).

4 четверть – 8 часов

27

Школа народного искусства. «Тетёрки» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике (с. 109 учебника). Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы.

28

Школа народного искусства. «Птица счастья» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц. Изучить последовательность работы (с. 111 учебника). Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги.

29

Твои творческие достижения. Викторина по народным промыслам. Самостоятельная творческая работа. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других.Определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Давать оценку изделиям народных промыслов. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору). Оценивать свои творческие достижения.

Мир дизайна и архитектуры – 5 часов

30

Школа дизайна. Коробки-сувениры. подставка для карандашей. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы. Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Изучить последовательность работы (с. 123 учебника). Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.). Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

31

Школа дизайна. Конструируем упаковку.

Игрушки-пирамидки. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пирамиды. Сконструировать упаковку «Пирамида». Использовать выкройку (с. 126 учебника). Декорировать упаковку.

32

Школа дизайна. Конусы. «Петушок», «Веселая мышка», «Волшебные цветы» (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка». Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 130—131 учебника).

33

Школа дизайна. Цилиндры «Веселые зверята», «Гусеничка». Твои творческие достижения. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Конструирование  из цилиндров разного размера весёлых человечков, гусеничку  или забавных зверят; анализировать, из каких деталей состоят игрушки (с. 134– 135 учебника); выполнять работу по образцу или придумывать свои варианты; решать творческую задачу: использовать конструкции из одного -двух или большего количества цилиндров; использовать правило склеивания бумажных деталей (с. 134 учебника).

34

Проверочная работа.

 Твои творческие достижения. (урок изучения и первичного закрепления знаний).

Конструировать ангела из бумажной тарелки. Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 136–137 учебника). Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату. Оценивать свои творческие достижения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 3 класс

п/п

Дата

Коррек-

тировка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Мир изобразительного искусства – 13 часов

1 четверть – 9 часов

1

Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. Учимся у мастеров. Композиция в натюрморте. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Ориентироваться в учебнике. Принимать участие в беседе о художественных музеях как хранилищах коллекций национальной культуры. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и репродукции картин. Выполнять задания по инструкции (с. 4–7, 10–15 учебника).

2

Светотень. Рисование крынки.

(Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Анализировать приёмы изображения на полотнах мастеров. Использовать в речи ключевые слова: натюрморт, жанр, колорит, светотень. Познакомиться с произведениями художников, работающих в жанре натюрморта и их картинами (И. Машков  «Фрукты на блюде», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», В. Серов «Яблоки на листьях» и др.) Работать с текстом и иллюстрациями (с. 10–15 учебника). Освоить, что такое композиция в натюрморте и изобразительном искусстве. Уметь выделять главное в композиции на примерах из учебника.

3

Школа графики. Последовательность рисования куба. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Изучать особенности материалов и инструментов для графики (с. 16–20 учебника). Рисовать предмет быта округлой формы: крынку или  шар. Изучить последовательность рисования шара (с. 21), крынки (с. 22).  Научиться рисовать куб (с. 23 учебника). Передавать светотень на предмете. Применять штриховку карандашом по форме предмета.

4

Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель). (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Установить последовательность рисования предметов натюрморта (от общего  к частному) и использовать эту последовательность при выполнении работы. Изучить порядок работы (с. 24–25 учебника). Решение творческих задач: передавать светотень на предмете. Применять технику акварельной живописи. Добиваться единства колористического решения.

5

Пейзаж как жанр. Учимся у мастеров. Композиция в пейзаже. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Ознакомиться с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства. Участвовать в беседе о пейзаже, строить высказывания, основываясь на тексте учебника и репродукциях картин ведущих русских и зарубежных художников. Исследовать особенности композиции в пейзаже на примере картин мастеров (с. 28–29 учебника). Оценивать пейзажи по законам красоты. Поисковая работа: собрать  репродукции картин и рисунков с изображением природы.

6

Перспектива. Перспективные построения. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обсуждении по теме урока (с. 30–35 учебника). Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы при рисовании пейзажа. Сделать набросок рисунка- пейзажа.

7

Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Изучить последовательность выполнения работы (с. 36–37 учебника). Продолжить рисовать пейзаж акварелью. Решать творческую задачу: передать пространство на листе, используя приёмы линейной и воздушной перспективы.

8

Портрет как жанр. Автопортрет. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Принимать участие в беседе о произведениях портретного жанра как части национальной культуры. Выделять главную информацию о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. Знать, что такое автопортрет, основы  композиции  портрета.

9

Школа живописи. Рисование портрета девочки (карандаш). (Комбинированный урок).

Изучить последовательность выполнения работы (с. 46–47 учебника). Решать творческую задачу: рисовать портрет девочки, передать светотень, сходство и создавать выразительный образ. Использовать разнообразную штриховку.

2 четверть – 7 часов

10

Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета девушки (пластилин). (Комбинированный урок).

Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения скульптуры, выполнить задания (с. 50–51 учебника). Изучить последовательность выполнения работы (с. 52–53 учебника). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Решать творческую задачу: лепить портрет дедушки, создавать выразительный образ. Использовать разнообразные приёмы лепки.

11

Силуэт. Портреты сказочных героев. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения, выполнить задания (с. 54–57 учебника). Вырезать или рисовать чёрной тушью силуэты  сказочных героев. Соотносить силуэт и характер героя.

12

 Необычные портреты. Школа коллажа. (Комбинированный урок).

Выделять главную информацию из текста о классическом и современном искусстве. Вести беседу, используя текст учебника и изображения (с. 58). Решать творческую задачу: сделать портрет в стиле художника Арчимбольдо в технике коллажа. Изучить последовательность работы  (с. 59 учебника).

13

Твои творческие достижения. Проверка знаний. Организация проектной деятельности. (Урок проверки и коррекции знаний и умений).

Сравнивать  про изведения  изобразительного искусства, классифицировать  их по видам  и жанрам. Вести беседу, используя текст учебника изображения, выполнить задания (с. 60–63 учебника).

Народное искусство – 6 часов

14

Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Ориентироваться в учебнике. Высказывать ценностное отношение к народному творчеству. Изучить последовательность прохождения темы.

Вести беседу, используя текст учебника и изображения, выполнить задания (с. 66–71 учебника). Решать творческую задачу: рисовать и лепить старинную посуду; вырезать из бумаги силуэты изб и узоры для их украшения.

15

Богородские игрушки. Школа народного искусства.

(Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обсуждении по теме  урока, используя текст  учебника и изображения, выполнить задания (с. 72–76  учебника). Высказывать ценностное отношение к народному творчеству. Изучить последовательность сбора игрушки «Мишка-дергун» (с. 76 учебника). Решать творческую задачу: сделать ёлочную игрушку «Мишка».

16

Жостовские подносы. Школа народного искусства. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения (с. 78–79 учебника). Высказывать ценностное отношение к народному творчеству. Изучить последовательность выполнения жостовской росписи (с. 80–83  учебника). Повторить выполнение цветов и ягод. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Решать творческую задачу: роспись жостовскими цветами предметов быта (гуашь).

3 четверть – 10 часов

17

Павлопосадские платки. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения (с. 84–85 учебника). Рисовать схемы  размещения орнаментов на павловопосадских платках. Повторить образцы павловопосадских цветов. Вести поиск информации об истории производства павловопосадских платков и известных мастерах. Решать творческую за дачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь). Вариант: рисовать угол платка. Изучить, какие платки и шали носят женщины в твоём крае.

18

Скопинская керамика. Школа народного искусства. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения (с. 86–89 учебника). Изучить последовательность лепки сосуда рыбы (с. 89 учебника). Вылепить сосуд рыбу в традициях скопинской керамики (пластилин). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художествено-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы.

19

Твои творческие достижения. Проверка знаний. (Урок проверки и коррекции знаний и умений).

Решать творческие задачи: продумывать схемы изготовления игрушек; самостоятельно  делать ёлочные игрушки. Отвечать на вопросы. Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки). Вести беседу, используя текст учебника и изображения, выполнить задания (с. 90–91 учебника). Оценивать свои творческие достижения.

Декоративное искусство – 9 часов

20

Декоративная композиция. Стилизация. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Изучить последовательность прохождения темы. Участвовать в беседе о декоративном искусстве, высказывать ценностное отношение к декоративному искусству как части  национальной культуры. Изучить приёмы декоративной композиции и стилизации. Решать творческую задачу: выполнить стилизацию цветов или пейзажа (по выбору).

21

Замкнутый орнамент. (Комбинированный урок).

Участвовать в обсуждении по теме урока, выполнить задания (с. 98–99  учебника). Рисовать схемы композиционного размещения орнамента на коврах. Решать творческую задачу: расписать геометрическими узорами тарелочку по краю (акрил). Собрать коллекцию изображений ковров разных народов.

22

Декоративный натюрморт. (Комбинированный урок).

Участвовать в обсуждении по теме урока (с. 100–101 учебника). Анализировать средства, применяемые для создания декоративного образа. Решать творческую задачу: рисовать декоративный натюрморт «Фрукты в вазе»  (гуашь).

23

Декоративный пейзаж. (Комбинированный урок).

Участвовать в обсуждении по теме урока (с. 102–103 учебника). Анализировать средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Решать творческую задачу: сделать декоративный пейзаж «Старый город» в технике бумажной мозаики.

24

Декоративный портрет. Школа декора. (Урок изучения и первичного закрепления знаний).

Участвовать в обсуждении по теме урока

(с. 104–105 учебника). Анализировать средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Решать творческую задачу: рисовать декоративный портрет богатыря (гуашь). Выполнить декоративный портрет друга (аппликация из газет и журналов).

25

Школа декора. Маски из папье-маше. (Урок обобщения и систематизации знаний).

Участвовать в обсуждении по теме урока, изучить последовательность работы

(с. 106–107 учебника). Решать творческую задачу: сделать маски сказочных героев. Коллективная работа. Учиться работать вместе, договариваться о результате.

26

Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками. (Урок обобщения и систематизации знаний).

Прочитать текст, рассмотреть картинки, изучить последовательность работы (с.108—109 учебника). Сделать декоративную бумагу: катать окрашенные гуашью шарики; печатать нитками. Использовать декор для украшения предметов быта.

4 четверть – 8 часов

27

Праздничный декор. Писанки. (Комбинированный урок).

Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах — яйцах Фаберже и яйцах—писанках. Выполнить задания (с. 110–110 учебника). Решать творческую задачу: расписать контуры, силуэты или деревянные яйца по своему эскизу (гуашь).

28

Твои творческие достижения. Проверочный урок.  (Урок комплексного применения знаний и умений).

Принять участие в беседе о произведениях декоративного искусства. Высказывать эмоционально ценностные и оценочные суждения о произведениях декоративного искусства. Выполнить задания (с. 112–113 учебника). Освоить технику печати с помощью мыльных пузырей. Решить творческую задачу: выполнить декоративное панно. Оценивать свои творческие достижения.

Мир дизайна и архитектуры – 6 часов

29

Мир дизайна и архитектуры.  Форма яйца.  (Комбинированный урок).

Изучить последовательность прохождения темы. Проследить взаимосвязь формы и функции объекта. Участвовать в обсуждении по теме урока  (с. 118–121 учебника). Сравнивать изображения на открытках, в журналах, на фотографиях и в видеофрагментах по теме урока. Решать творческую задачу: выполнить эскизы предметов быта, техники, моделей одежды в форме яйца (смешанная техника).

30

Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. декоративная свеча. (Комбинированный урок).

Выполнить задания (с. 122–123 учебника). Конструировать мобиль из декоративных яиц. Изучить последовательность работы (с. 123). Изготовить декоративную свечу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Оценить свою работу  и работы одноклассников.

31

Форма спирали. Архитектура и дизайн.  (Комбинированный урок).

Установить взаимосвязь формы и функции архитектурных и дизайнерских объектов, использующих форму спирали. Провести эксперимент и выполнить задания (с. 124–127 учебника).

32

Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек. (Комбинированный урок).

Изучить последовательность работы (с. 128–129 учебника). Изготовить бумажную розу. Сделать бумажные бусы.  Выполнить панно «Барашек».

33

Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья. (Комбинированный урок).

Участвовать в обсуждении по теме урока  и выполнить задания (с. 130–133 учебника). Изготовить панно с волнистым декором (пластилин). Изучить последовательность работы (с.135 учебника). Участвовать в коллективной работе. Планировать работу, согласовывать действия, договариваться о результате.

34

Твои творческие достижения. Проверочный урок.

Выполнить задания (с. 130–138 учебника). Сконструировать украшения на основе формы волны  и спирали. Решить творческую задачу: выполнить коллажи «современный город», используя полученные знания по теме коллаж. Сделать вазу  из яичной  упаковки. Анализировать причины успеха в учебной деятельности. Оценивать свои работы и работы одноклассников.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 4 класс

п/п

Дата

Коррек-

тировка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

I четверть - 9 часов

Виды и жанры изобразительного искусства – 15 часов

1

Необычные музеи

Ориентироваться  в  учебнике.  Выражать  собственное  отношение  к  искусству. Получить  представления  о  роли  архитектуры, дизайна   в  жизни  людей.

2

Анималистический жанр. Школа лепки.

Ознакомиться  с  выдающимися  произведениями  анималистического  жанра. Анализировать  приёмы  изображения  объектов.

3

Школа живописи. «Храбрый лев».

Рисовать  общий  контур  животного. Соблюдать  пропорции фигуры  льва  и  его  части. Выполнять  цветовое решение  рисунка (акварель).

4

Исторический жанр.

Знакомиться  с  выдающимися  произведениями  исторического  жанра  (с.16-17). Выражать   собственное  отношение  к  героизму  защитников  Отечества  (с.28-29).

5

Батальный жанр. Тульский Государственный музей оружия. Школа живописи и графики. «Богатырское сражение»

Знакомиться  с  выдающимися  с  произведениями  художников-баталистов. Решать творческую  задачу :продумать  композицию  «Богатырское  сражение» (цветные  карандаши, акварель).

6

Бытовой жанр.

Знакомится  с  выдающимися  произведениями  художников. Выражать   собственное  отношение  к  героизму  к  классическому  и  современному  искусству. Рисовать  композицию  «Семейное  чаепитие» (гуашь).

7

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа графики. Рисование фигуры человека.

Познакомится  с  пропорциями  фигуры  человека. Решать  творческую  задачу: наметить  пропорции  фигуры  человека  и  схему  движения.

8

Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.

Познакомиться  с  пропорциями  лица человека: длина  глаз. Волос, основание  носа и  др. Научиться  передавать ( графически)  эмоции  на  лице.

9

Натюрморт. Перспектива. Школа живописи и графики. Натюрморт с двумя книгами.

Изучить  способы  изображения  книги (с.39). Изображать  глубину  пространства  на  плоскости  с  помощью  элементов  линейной  перспективы.

2 четверть - 7 часов

10

Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь.

Наблюдать  природу  и  природные  явления, различать  их  характер. Решать  творческую  задачу: рисовать  на  альбомном  листе  композиции  по  выбору.

11

Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики. Иллюстрирование басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»

Выражать  собственное  эмоциональное  отношение к  книжной графике  как  искусству. Учиться  у  мастеров  использовать  средства  выразительности  (линию, штрих, пятно  для  наилучшего  воплощения  замысла.

12

Искусство каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо-звери.

Знакомиться  с  каллиграфией  как  видом  искусства. Декорировать  с  помощью  каллиграфических  знаков (петелек и др.0 на  тонированной  бумаге  пером  или  тушью  зайчика  или  слона.

13

Компьютерная графика.

Знакомиться  с  компьютерной  графикой  как  видом  искусства. Выражать  собственное  мнение. Осуществлять  пошаговый  и  итоговый  контроль  по  результатам  самостоятельной  работы (с.52).

14

Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка».

Изучить  порядок  работы (с.53 учебника). Выполнить  на  компьютере  контурные  рисунки «Девочка  с  собачкой»,  «Игрушечный  мишка». Распечатать  рисунки  и  раскрасить  их.

15

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Сравнивать  произведения  графики,  классифицировать  их  по  видам  и  жанрам. Выполнить  задания (с.54-55  учебника). Сделать  фотоколлаж  «Ребята  и  зверята».

                                                                  Декоративное искусство – 8 часов

16

Художественная керамика и фарфор. Школа декора. «Девочка с птицей»

Выражать  собственное  мнение. Различать  керамику  тонкую (фаянс, фарфор) и  грубую. Выполнить задания (с.60-63  учебника). Решать  творческую  задачу:  лепить, расписывать  и  декорировать  скульптуру  «Девочка  с  птицей»(глина  и  пластилин).

3 четверть - 10 часов

17

Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.

Познакомить  с  мастерством стеклодувов. Выполнить  задания (с.64-67 учебника).  Искать  информацию  о  составе  стекла  и  способах  изготовления  изделий  из  него.

18

Декоративные звери и птицы. Школа декора.

Познакомиться  с  мифологическими  символами  петух, лев,  медведь  и  их  использование  в  декоративном  искусстве. Изучить  порядок  работы  (с.68-69). Расписать  декоративную  тарелку  «Петушок».

19

Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Чугунное кружево. Волшебный фонарь.

Выражать  собственное  мнение. Соотносить  новую  информацию  с  имеющими  знаниями. Выполнить  задание (с.70-75). Выполнить  эскиз фонарей  или нарисовать  чугунную  ограду  с  кружевными  узорами (карандашом, фломастером, белый  или  цветной  фон).

20

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок.

Анализировать  приёмы  изображения  объектов.  Познакомиться  с  ручной  росписью  ткани, традициями  и  видами  батика.  Выполнить  задание (с.76-79).

21

Школа декора. Украшаем валенки.

Узнать  о  технологии  изготовления  валенок.  Познакомиться  с  музеем валенок.  Составить  коллекцию  изображений  «Сёстры  и  братья  валенок».  

22

Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Выполнить  сетчатый  орнамент.

23

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Использовать  разнообразные  приёмы  декорирования. Сделать  декоративный  коврик  «Стрекозы».

                                                                          Народное искусство – 7 часов

24

Лаковая миниатюра. Школа народного искусства. Палехские деревья.

Выполнить  задание (с.90-91). Скопировать  деревья  с  изделий  палехских  мастеров  (карандаш  и  гуашь).

25

Русское кружево. Вологодские узоры.

Выполнить  задание (с.92-93). Повторить  элементы  орнамента  вологодского  кружева (белая  гуашь,  цветной  фон).

26

Резьба по кости. Холмогорские узоры.

Выполнить  задание  с.94-95. Решить  творческую  задачу:  нарисовать  эскиз  карандашницы  из  кости, украшенной  резьбой ( белый  карандаш  на  цветном  фоне).

4 четверть - 8 часов

27

Народный костюм ансамбль женского костюма. Головные уборы.

Выполнить  задание с.99-101. Выполнить  эскизы  русских  народных  костюмов. Изготовить  праздничные  головные  уборы  русского  Севера.

28

Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера.

Выполнить  задания с.102-105. Выполнить  эскизы  русских  народных  костюмов.

29

Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски.

Выполнить  задания с.102-105. Выполнить  эскизы  русских  народных  костюмов.

30

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Выполнить  задания с.96-97. Нарисовать  эскиз  подарочного  пряника в  тульских  традициях. Осуществить  поиск  информации  про  пряник-козулю.  Расписать  его  красками (гуашь).

                                                                    Мир дизайна и архитектуры – 4 часа

31

Бионическая архитектура. Природные формы.

Выполнить  задания с.106-108. Группировать, сравнивать  произведения  народного  искусства.

32

Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма.

Проследить  взаимосвязь  формы  и  функции  объекта,  то  есть его  назначения.

Выполнить  задания  с.112-115. Конструировать  из  плотного  картона  автомобиль  и  скамейку для  детской  комнаты  (используя  с.114-117).

33

Школа дизайна. Фитодизайн. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом»

Человек  в  дизайне»,  использовать  с.118-127. Решать  творческую  задачу: выполнить  эскизы  моделей  современной  одежды в альбоме  на  основе бионических  форм.

34

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Анализировать  средства  выразительности  и материалы (с.128-131). Сделать  лесных  человечков  или  зверюшек  из  шишек. Веток  и  др. Создать  творческие  портреты  из  одежды.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

            Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует соответствующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
  • сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
  • развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Общая характеристика учебного курса

             Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

            Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, и поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

             Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

             Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Описание места учебного курса в учебном плане

        Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний», АСТ-Астрель  Москва 2011г.,  рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» следующее количество часов:

Классы  - 1-4

Количество часов учебного курса – 136 ч.

Количество часов в год – 34 ч.

Количество часов в неделю – 1 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

               Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

           Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

           Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
  • понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
  • понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  • интерес к посещению художественных музеев, выставок.
  • осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
  • представления о роли искусства в жизни человека;
  • восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
  • основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты

  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
  • объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • продумывать план действий при работе в паре;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы по заданным критериям
  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
  • руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные результаты

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
  • анализировать, из каких деталей состоит объект;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • различать многообразие форм предметного мира;
  • конструировать объекты различных плоских и объемных форм.
  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
  •  устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
  • классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
  • конструировать по свободному замыслу;
  •  анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
  •  сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
  •  группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
  • моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные результаты

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
  • учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
  • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

Предметные результаты

  • называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;
  • называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуген- хайма (Нью-Йорк);
  • узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
  • выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
  • лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
  • изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
  • составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;
  • различать особенности использования карандаша, туши в графике;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
  • выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
  • выбирать живописные приемы в соответствии замыслом;
  • изображать глубину пространства на плоскости;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;
  • правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
  • моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
  • подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Содержание  учебного курса

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:

В 1 классе:

«Королевство волшебных красок» (9 ч)

Картинная галерея. Школа рисования. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.

«В мире сказок (10ч)

Школа лепки и рисования. Волк и семеро козлят. Сорока–белобока. Колобок. Красная шапочка. Буратино.  Снегурочка.

«В гостях у народных мастеров» (9 ч)

Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.

«В сказочной стране Дизайн» (5 ч)

Круглое, шаровое, треугольное, квадратное, кубическое королевства.

Во 2 классе:

« Виды изобразительного искусства» (14 ч)

Живопись. Основы цветоведения. Что может кисть. Гуашь. Гуашь. Иллюстрирование сказки. Акварель. Теплый цвет. Акварель. Холодный цвет. Школа живописи. Краски и настроение. Графика. Выразительные средства графики. Тушь и перо. Школа графики. Скульптура. В мастерской художника. Лепка декоративной скульптуры.

«Декоративное искусство» (8 ч)

Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.

«Народное искусство» (7 ч).

Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.

«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)

Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.

В 3 классе:

«Жанры изобразительного искусства» (13 ч.)

Художественные музеи мира. Натюрморт. Композиция в натюрморте. Светотень. Школа графики. Натюрморт как жанр. Школа живописи. Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Перспектива. Перспективные построения. Школа живописи. Рисование пейзажа. Портрет как жанр.

Школа графики. Рисование портрета. Скульптурные портреты. Портреты сказочных героев. Необычные портреты. Школа коллажа.

«Мир народного искусства» (6 ч.)

Резьба по дереву.  Деревянная и глиняная посуда.  Богородские игрушки. Жостовские подносы.  Павлопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч.)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент.  Декоративный натюрморт.  Декоративный пейзаж.  Декоративный портрет. Школа декора. Секреты декора.

«Мир дизайна и архитектуры» (6 ч.)

Мир дизайна и архитектуры. Форма волны. Школа дизайна. Форма спирали. Архитектура и дизайн.

В 4 классе:

«Виды и жанры изобразительного искусства» (15 ч)

Знакомство с необычными художественными музеями. Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

«Декоративное искусство» (8 ч)

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль. Орнамент. Орнаменты народов мира.

«Народное искусство» (7 ч)

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Человек в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс, Сокольникова Н.М., Ломов С.П. - М.ACT: Астрель, 2012.
  • Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь, Сокольникова Н.М. - М.ACT, Астрель, 2013.
  • Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс, Сокольникова Н.М., Ломов С.П. - М.ACT: Астрель, 2012.
  • Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь, Сокольникова Н.М. - М.ACT, Астрель, 2013.
  • Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс, Сокольникова Н.М., Ломов С.П. - М.ACT: Астрель, 2012.
  • Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь, Сокольникова Н.М. - М.ACT, Астрель, 2013.
  • Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс, Сокольникова Н.М., Ломов С.П. - М.ACT: Астрель, 2012.
  • Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь, Сокольникова Н.М. - М.ACT, Астрель, 2013.

Учебно-методическая литература:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний". Английский язык. Музыка. Изобразительное искусство. Технология. Физическая культура. - М.ACT: Астрель, 2012.

Дополнительные пособия для учителя:

  • Энциклопедия рисования. Росмэн. М. 2000г.
  • Рисунок. От простого к сложному., Астрель.М., 2006г.
  • Р.В.Паранюшкин., Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. Феникс, 2005г.
  • А.Воловик, Всё о рисовании., Астрель., М. 2000г.
  • Т.И.Ситникова, Интегрированные уроки., Вако.М.2008г.
  • Энциклопедия техник рисунка. Астрель., М. 2005г.
  • Г.Б. Никоделин., Техника живописи. Практические советы. Эксмо-пресс., М. 2002г.
  • Учебные таблицы по ИЗО, 2002 год – 28 штук.
  • Ю.Г.Дорожин. Простые узоры и орнаменты. М. 2000г.
  • Шедевры русской живописи. Домашний музей., Олма-пресс. М.2005г.
  • Ю.Г.Дорожин., Жостовский букет. Мозайка-синтез., 2005г.
  • Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Цветочные узоры Полхов-Майдана».
  • Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства «Каргопольская игрушка».
  • Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Русский праздничный народный костюм».
  • Рабочая тетрадь Русь. Альбом для развития творческих способностей школьников.

Технические средства обучения:

  • Компьютер, проектор, интерактивная доска

Методический фонд:

  • Репродукции картин  художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.