Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

    Сивакова Светлана Васильевна

    Преподавание изобразительного искусства в средней школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.  Данный учебный предмет входит в образовательную область «Искусство».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_klass.docx62.12 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                         1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                          Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 5 класса разработана   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.  

         Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.                        

     Данный учебный предмет входит в образовательную область «Искусство».

    Целями курса изобразительного искусства в образовательной

     школе являются:

     - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

     - приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

     - реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;

     - развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

     - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

     - овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

    Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3», в котором на изучение «Изобразительное искусство»  в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

    Принципы, лежащие в основе построения программы:

     - принцип создания атмосферы увлечённости искусством;

    - принцип выделения трёх видов художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной);

    - принцип установления и реализации связей  искусства с жизнью человека;

    - принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала каждой темы;

    -  принцип единства восприятия и созидания;

     - принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта.

    Предметные  результаты освоения изобразительного искусства:                                                                                                                                          

      - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;                                                                        

      - формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;                                        

      - овладение практическими умениями  и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;   - овладение элементарными практическими умениями  и навыками в различных видах художественной деятельности; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.                                                                                                                                    

    Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятым Федеральным государственным  образовательным стандартом, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.  Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.                                                    

     Критерии оценивания основываются на трех уровнях успешности:                                                                                                                                    

     - необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания;                                                                                                                                                                                                      

     - программный повышенный уровень (дополнительный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний;                                                                                            

     - максимальный уровень (НЕ обязательный)  решение не изучаемой  в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изученные знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия.                                                  

     Общая оценка работы обучающегося на уроке складывается:                                                                                                                                            

      - как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание);                                                                                                      

    - владение техникой: как  обучающийся пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;                                                                                                                                                                                                  

     - общее впечатление от работы -  оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры и соответствия в оформлении  работы. Аккуратность в работе.                                                                                                                                                            

    Формы и виды контроля знаний умений и навыков  обучающихся по изобразительному искусству:                                                                    

     - творческие работы (индивидуальные и коллективные);                                                                                                                                                        

      - отчётные выставки творческих работ;                                                                                                                                                                                      

     - викторины, кроссворды;                                                                                                                                                                                                              

    - портфолио (под портфолио  понимается способ  накопления и оценки индивидуальных достижений  обучающегося в определенный период его обучения).                                                                                                                                                                                                      

    Используемая в тексте программы система условных обозначений: УУД – универсальные учебные действия. Метапредметные УУД: П-познавательные, Р-регулятивные, К- коммуникативные.  Р. р. развитие речи.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы по принципу углублённого изучения каждой группы видов искусств.

    Первый год основной школы, 5 класс, посвящён изучению декоративных искусств, наиболее прочно связанных с жизнью и бытом человека. Обучение в 5 классе строится, как познание единства  художественной функции произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

    Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.

    Цель учебного предмета – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Конкретизация содержания образовательного стандарта с учётом вне предметных и внутри предметных связей, логичности учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление с основными видами пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д.

        В 5 классе происходит формирование основных понятий курса: воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.  Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. На основе знаний, где дети сами чувствуют необходимость применения собственного опыта, наблюдений и переживаний, связанных с окружающей реальностью, продолжается формирование навыков восприятие произведений искусства, развитие чувств, овладение образным языком искусства, где в единстве восприятия произведений и созидательной деятельности происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей:

    - изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

    - декоративная и конструктивная работа;

    - восприятие явлений действительности и произведений искусства;

    - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

    - изучение художественного наследия;

    - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Формы контроля ЗУН:

    Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум:

    - проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);

    - периодически организуются выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.

    1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ

        Образовательная область «Искусство» представлена курсом «Изобразительное искусство».

    В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 135 часов. Программа рассчитана на  4 года обучения: 1 класс -  33 часа (1 час в неделю), 2 класс – 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа (1 час в неделю).    

      4.  ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Данная программа  предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности. Тема 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство и человек" - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

    Обучение изобразительному искусству направлено на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.

    Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

                                                                                 

                        5. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

    Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

    - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье,  уважение к людям и своей стране, воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

    - овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    - использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

    - овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

    - формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

    Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

    - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

    - формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

    - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

    - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, графике) а так же в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

                                                                     6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 5 КЛАССЕ

                                                    ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО  И  ЧЕЛОВЕК

    1.    Древние корни народного искусства (8 ч.)

    Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

    1. Связь времен в народном искусстве (7 ч.)

    Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.

    1. Декор - человек, общество, время (10 ч.).

    Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

    1. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.)

    Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.

             

                                                                7. КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

          Контроль предметных результатов освоения изобразительного искусства обучающимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация  механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов изобразительной деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. К обязательным формам и методам контроля относится текущая аттестация, которая проводится один раз в конце учебного года в виде индивидуального или фронтального опроса, работой в паре или в группе, а также в виде проектной деятельности, презентации, отчетной выставки творческих индивидуальных или коллективных работ. В иные формы учёта достижений можно отнести итоговую четвертную аттестацию в виде конференций, творческих достижений учащихся, урочную деятельность в форме анализа динамики текущей успеваемости, портфолио а так же  внеурочную деятельность в форме участия в выставках, конкурсах, соревнованиях. Учитывается активность обучающихся в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчёт.

    Этапы оценивания детского рисунка:

    • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
    • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
    • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
    • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
    • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.                                                                                        

    Формы контроля знаний, умений, навыков                                                                                                                                                                                Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

    • Активность участия.
    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    • Самостоятельность.
    • Оригинальность суждений.

                                  Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.

    Класс  5

    Ведущая тема: « ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО  И  ЧЕЛОВЕК»                                                                                                   Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

    Количество часов в неделю- 1.

    Количество часов в I четверти - 8.

    Количество часов в II четверти- 7.

    Количество часов в III четверти- 10.

    Количество часов в IV четверти- 9.

    Количество часов распределилось следующим образом.

    Название раздела

    Количество часов

    по программе

    1

    Древние корни народного искусства.

    8

    2

    Связь времён в народном искусстве.

    7

    3    

    Декор – человек, общество, время.

    10

    4

    Декоративное искусство в современном мире.

    9

    Итого:

    34 ч

    Тема урока

    Содержание.

    Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата план

    дата факт

    примечание

    А

    Б

    В

    А

    Б

    В

    1 четверть.

    Тема: «Древние корни народного искусства»  8 (часов)

    Цель: развитие творческих способностей и навыков постижения средств искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений искусства, формирование  ценностно-смысловой компетенции.

    Планируемые результаты:

    (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

    познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков, узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

    коммуникативные: аргументировать свою позицию, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве,  задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

    регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей,  преобразовывать познавательную задачу в практическую, составлять план последовательности действий.  

    ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, самооценка на основе критериев успешной деятельности, уважительное отношение к иному мнению

    1

    Виды изобразительного искусства.   Натюрморт

    Овладение представлением о композиции и цветовом оформлении.

    Знает  виды изобразительного искусства.

    Умеет  различать виды изобразительного искусства.

    Репродукции о видах изобразительного искусства

    Завершить практическую работу

    05 09

    05 09

    0209

    2

    Натюрморт «Ветка рябины в вазе».

    Понимать и объяснять условности изобразительного языка.

    Знает  язык изобразительного искусства.

    Умеет  различать язык изобразительного искусства

    Репродукции о видах изобразительного искусства

    Подготовить информацию о натюрморте

    12 09

    12 09

    0909

    3

    Родная природа в творчестве русских художников.

    Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве.

    Знает  возможности человека и природы.

    Умеет понимать назначение труда, создавать продукт творчества своими руками.

    Репродукции картин И.Шишкина, В.Поленова, В.Васнецова, Г.Климта, наглядные пособия.

    Подготовить сообщение о художниках-пейзажистах

    19 09

    19 09

    16 09

    4

    Натюрморт «Осенний букет».

    Осваивать композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

    Знает, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины.  

    Умеет отличать виды искусства.

    Репродукции картин И.Шишкина, В.Поленова, В.Васнецова, Г.Климта, наглядные пособия

    Завершить практическую работу

    26 09

    26 09

    23 09

    5

    Узор в квадрате из растительных элементов.

    Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

    Знает искусство росписи мастеров Хохломы.

    Умеет самостоятельно составить орнамент.

    Тематическая подборка росписи мастеров Хохломы

    Завершить практическую работу

    03 10

    03 10

    30 09

    6

    Гжель. Узор в полосе из растительных элементов.

    Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного декора.

    Знает манеру  выполнения изделий,  украшений мастеров Гжели.

    Умеет составить орнамент из растительных элементов.

    Тематическая подборка росписи мастеров Гжели

    Подготовить информацию о народных художественных промыслах

    10 10

    10 10

    07 10

    7

    Тематическая композиция      «Уборка урожая».

    Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости.

    Знает назначение композиции в искусстве.

    Умеет создавать композицию.

    Репродукции картин И.Шишкина, В.Поленова, В.Васнецова, Г.Климта, наглядные пособия

    Завершить практическую работу

    17 10

    17 10

    14 10

    8

    Свободная композиция по сказкам

    Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

    Знает особенности декора.

    Умеет  соотносить время и быт.

    Тематическая подборка по русским народным сказкам. Репродукции картин В.Васнецова.

    Завершить практическую работу

    24 10

    24 10

    21 10

    Тема урока

    Содержание

    Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата  план

    дата факт

    примечание

    А

    Б

    В

    А

    Б

    В

    2 четверть.

    Тема: «Связь времён в народном искусстве»  7 (часов)

    Планируемые результаты:

    (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

    познавательные:

    осуществляет поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивает результат деятельности.

    коммуникативные:

    задаёт вопросы;

    ведёт устный диалог

    осуществляет поиск  необходимой информации.

    регулятивные:

    Адекватно использует речь;

    составляет план работы по достижению планируемого результата.

    ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

    1

    Знакомство с пропорциями фигуры человека

    Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.

    Знает  назначение пословиц и загадок. Умеет объяснять их смысл.

    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Завершить практическую работу

    07 11

    07 11

    11 11

    2

     Композиция  из геометрических фигур (кубики)

    Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

    Знает особенности материалов,

    Умеет  отличать художественные и природные материалы.

    Придумать цветовое решение

    14 11

    14 11

    18 11

    3

     «Зимние забавы» Работа над сюжетом

    Рассуждать о роли воображения в художественном творчестве.

    Знает, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины.

    Умеет отличать виды искусства.


    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Репродукции картин И.Шишкина, В.Поленова, В.Васнецова, Г.Климта, наглядные пособия

    Составить устный рассказ о зимних забавах детей

    21 11

    21 11

    25 11

    4

    «Наш город зимой» Отношение человека к природе

    Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоскостных, символических) в зависимости от художественного изображения.

    Знает  возможности человека и природы.

    Умеет понимать значение труда человека.

    Составить устный рассказ «Наш город зимой»

    28 11

    28 11

    02 12

    5

    Эскиз по мотивам сказок.

    Осознавать восприятие человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

    Знает традиции своих предков.

    Умеет характеризовать их быт.

    Придумать цветовое решение

    05 12

    05 12

    09 12

    6

    Образ новогодних сказочных героев.

    Раскрывать символические значения, содержательный смысл знаков-образов в декоративном искусстве.

    Знает, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве.

    Умеет определять виды идеалов.

    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Подобрать информацию о символических образах

    12 12

    12 12

    16 12

    7

     Композиция из новогодних предметов.

    Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

    Знает особенности материалов,

    Умеет отличать художественные и природные материалы.

    Завершить практическую работу

    19 12

    19 12

    23 12

    8

    Новогодняя сказка

    Использовать художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

    Знает особенности материалов,

    Умеет отличать художественные и природные материалы

    Придумать  новогоднюю сказку

    26 12

    26 12

    -

       

    Тема урока

    Содержание

    Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата план

    дата факт

    прим

    А

    Б

    В

    А

    Б

    В

    3 четверть.  

    Тема: «Декор – человек, общество, время»  10 (часов)

    Планируемые результаты:

    (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

    познавательные: выделяет и обобщает,  фиксирует  группы существенных признаков объектов.

    коммуникативные: задаёт  вопросы, обращается за помощью к одноклассникам и учителю.

    регулятивные: составляет  план последовательных действий.

    ЛР: уважительно  относится к иному мнению.

    1

    Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве

    Н.Рерих М.Врубель, Н.Кочергин, И.Билибин, В.Васнецов. Понимать, что декор это не только украшение, но и носитель жизненно-важных смыслов.

    Знает  назначение сюжета в изобразительном искусстве.

    Умеет определять сюжет, создавать новый.

     «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Составить устный рассказ по иллюстрациям из сказок.

    16 01

    16 01

    13 01

    2

    Художники-анималисты.    Творчество В.Ватагина.

    Размышлять об истоках возникновения современной народной игрушки.

    Знает, что такое часть и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке.

    Умеет отличать часть и целое в картинах, скульптуре, архитектуре.

    Подобрать информацию о художниках-анималистах

    23 01

    23 01

    20 01

    3

    Живой мир природы.                          На реке (стрекоза, бабочка, улитка, лягушка и т.д.)

    Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

    Знает, что такое композиция.                 Умеет составлять композицию из разных предметов.

    Репродукции картин Б.Кустодиева,

    И.Билибина, А.Куиджи,

    И.Шишкина,

    А Венициаова

    Придумать цветовое решение

    30 01

    30 01

    27 01

    4

    Как рисовать птиц.                        Животные на рисунках В.Серова.

    Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов

    Знает, что такое композиция.                  Умеет составлять композицию из разных предметов

    Подготовить сообщение о творчестве В.Серова

    06 02

    06 02

    03 02

    5

    Композиция в изобразительном искусстве.                                          Как рисовать рыб.

    Осваивать первичные умения работать по представлению.

    Получать представление о  различных графических техниках.

    Знает, что такое композиция.                 Умеет составлять композицию из разных предметов.

    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Придумать цветовое решение.

    13 02

    13 02

    10 02

    6

    Портрет защитника Отечества.

    Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства ради нового понимания жизни.

     Знает  назначение идеала.                        Умеет составить своё представление  об идеале.

    Завершить практическую работу

    20 02

    20 02

    17 02

    7

    Ленточный орнамент. Природные мотивы

    Различать особенности цветового строя, основных декоративных элементов росписи

    Знает, что такое орнамент, его виды, назначения, манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха.

    Умеет различать виды орнаментов в разных видах искусств.

    Репродукции картин И.Шишкина, В.Поленова, В.Васнецова, Г.Климта, наглядные пособия

    Придумать цветовое решение

    27 02

    27 02

    24 02

    8

    Родилась живопись. Весна

    Рассуждать о значении и роли искусства в жизни человека.

    Знает возможности человека и природы, каким был древний художник, что он создавал.                                                        Умеет понимать назначение труда человека, создавать продукт творчества своими руками.

    Придумать цветовое решение

    05 03

    05 03

    02 03

    9

                        Художественная мастерская.

    Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства ради нового понимания жизни.

    Знает значение композиции в искусстве.

    Умеет создать композицию,  использовать художественные образы.

    Принести творческие работы

    12 03

    12 03

    09 03

    10

    Человек изобразил мир.

    Различать понятия: жанр, сюжет, содержание.

    Знает особенности быта людей прошлого.

    Умеет
    различать нравы и обычаи предков.

    Подготовить доклад о творчестве художников разного жанра

    19 03

    19 03

    16 03

    11

    Живописный пейзаж

    Различать понятия: жанр, сюжет, содержание.

    Умеет создать композицию,  использовать художественные образы.

    Придумать цветовое решение

    -

    -

    23 03

    Тема урока

    Содержание

    Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашняя работа

    Дата план

    Дата факт

    прим

    4 четверть.

    Тема: «Декоративное искусство в современном мире» 9 (часов)

    Планируемые результаты:

    (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)

    познавательные:  узнаёт, называет, определяет основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства.

    коммуникативные:

    обсуждает и анализирует работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

    регулятивные: преобразовывает познавательную задачу в практическую.

    ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

    1

    Сюжет «Космические дали»

    Различать понятия: жанр, сюжет, содержание.

    Знает значение композиции в искусстве.

    Умеет  создать композицию,  использовать художественные материалы (гуашь, акварель).

    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Подготовить информацию о космосе.

    02 04

    02 04

    06 04

    2

    Природные мотивы. «Орнамент в круге»

    Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного декора.

    Знает  манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы,

    Умеет  самостоятельно выполнять узор в зависимости от стиля.

    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Подобрать цветовое решение

    09 04

    09 04

    13 04

    3

    Художественная мастерская. Кувшин на салфетке

    Узнавать о разных способах изображения предметов

     Знает значение композиции в искусстве.

    Умеет создать композицию,  использовать художественные материалы (гуашь, акварель).  

    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Завершить практическую работу

    16 04

    16 04

    20 04

    4

    Школьный натюрморт  из 3-4 предметов

    Осваивать композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

    Знает, что такое часть и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке.                                          

    Умеет отличать часть и целое в картинах, скульптуре, архитектуре.

    «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий)

    Завершить практическую работу

    23 04

    23 04

    27 04

    5

    Разыгрываем сказку.  Весна-Красна

    Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного иску

    Знает особенности декора.                                    

    Умеет соотносить время и быт.

    Репродукции произведений П.Сомова,

    А.Серова,

    В.Врубеля

    Подготовить устный рассказ о весне.

    30 04

    30 04

    04 05

    6

    .

    Сюжет «С праздником великой пасхи!»

    Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства

    Знает назначение сюжета в искусстве.                                    

    Умеет определять сюжет. Создавать новый.

    Репродукции картин Б.Кустодиева,

    И.Билибина, А.Куиджи,

    И.Шишкина,

    А Венициаова

    Подготовить устный рассказ о Великой пасхе.

    07 05

    07 05

    11 05

    7

     Живописный пейзаж «Скворцы прилетели»

    Понимать историю развития жанров живописи как целостное представление о развитии культуры.

    Знает, каким был древний художник, что он создавал.                                    

    Умеет пользоваться новыми умениями.

    Репродукции картин Б.Кустодиева,

    И.Билибина, А.Куиджи,

    И.Шишкина,

    А Венициаова

    Подобрать стихи о весне.

    14 05

    14 05

    18 05

    8

    Времена года. Выполнение декоративной росписи в полосе.

    Рассуждать о значении и роли искусства в жизни человека.

    Знает смену времён года.                                    

    Умеет создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры.

    Репродукции картин Б.Кустодиева,

    И.Билибина, А.Куиджи,

    И.Шишкина,

    А Венициаова

    Завершить творческую работу

    21 05

    21 05

    25 05

    9

    Тематическая композиция «Прогулка по весеннему городу»

    Рисовать по памяти, по представлению; беседовать о природе весной, анализировать художественные произведения

    Умеет рисовать по памяти, по представлению, знает особенности весенней природы, умеет анализировать репродукции картин художников о весне

    Подготовить рассказ о весеннем городе

    28 05

    28 05

    01 06

    10

    Яркие краски  лета.

    Рисовать по памяти, по представлению

    Умеет рисовать по памяти, по представлению, знает особенности весенней природы, умеет анализировать

    Завершить практическую работу.

    04 06

    04 06

    08 06

                                                         

                                                 

    Перечень учебно-методического обеспечения

    учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,  2012 г.

    дополнительные пособия для учителя: 

    • Свиридова О.В. Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2012г.;
    • коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
    • Свиридова О.В.  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;
    • Кузин В. С.  Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М., Дрофа, 2010.
    • Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс. Волгоград, Изд. «Учитель»,2008.
    • Кузин В. С. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразоват учреждений, М., Дрофа, 1995.
    • Вэнди Тейт. Рисуем цветы акварелью. шаг за шагом.Изд. «Кристина – новый век», 2005.
    • Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Изд. «Белый город», 2006.
    • Искусство. Энциклопедия. М., Изд. Росмен, 2004.
    • Изобразительное искусство. 5-8 классы (компакт-диск0)– Изд. «учитель», 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

    Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

       Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что ...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что ...

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

    Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...

    Рабочая программа "История - 5-9 классы" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы по учебным предметам «История. 5-9 классы» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

    Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...