Главные вкладки
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов по изобразительному искусству в 6 классе и примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010). Ориентирована на использование учебника изобразительное искусство «Искусство в жизни человека» 6 класс Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.49 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов по изобразительному искусству в 6 классе и примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010). Ориентирована на использование учебника изобразительное искусство «Искусство в жизни человека» 6 класс Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3», в котором на изучение «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.
Цель рабочей программы - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной.
- Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.
- Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
- Освоение знаний об изобразительном искусстве, как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира.
- О выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.
- Знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.
- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).
- Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной программы ««Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»
Цель учебного предмета: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задача: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности. Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Формы контроля ЗУН:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум:
- проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);
- периодически организуются выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.
Рабочая программа построена на основе комплексного художественного подхода, на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям ФГОС,
поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений. В течение года возможно изменение количества часов на изучение программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроком изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на-рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 6 класса.
В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны: знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств, выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их произведения; художественные музеи России и мира;
- владеть основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- применять художественно-выразительные средства графики, живописи в своем творчестве;
- определять средства выразительности при восприятии произведений;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,
- узнавать изученные произведения;
- объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически
- оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;
- использовать различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
- пользоваться средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
На занятиях живописью школьники должны выполнять рисунки акварельными и гуашевыми красками. Больше внимания уделять углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т. д.), методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски и фактуры предметов.
Должны уметь изобразить красками отдельные предметы быта, природы (в том числе овощей и фруктов, букетов цветов), животных и человека, натюрмортов, интерьера, выполнять творческих композиций и иллюстрирование сказок, былин, повестей, рассказов, стихотворений, басен, поговорок и песен. Обычно, за исключением быстрых набросков и этюдов, живописные работы выполняются после предварительного карандашного рисунка. Знать теоретические основы закономерности цветоведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
- проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Программа предусматривает взаимосвязанное и осознанное изучение всех её разделов: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство. Пейзаж», с учётом их практической значимости для обеспечения прочных эмоциональных контактов с искусством на каждом этапе обучения.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.)
История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (9 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Учебно-методические средства обучения
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство 6 класс. « Просвещение», 2011 г.
2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
Класс 6
Ведущая тема: «Искусство в жизни человека».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в неделю- 1.
Количество часов в I четверти - 8.
Количество часов в II четверти- 7.
Количество часов в III четверти- 10.
Количество часов в IV четверти- 9.
Количество часов распределилось следующим образом.
№ | Название раздела | Количество часов по программе |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 7 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 11 |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж. | 8 |
Итого: | 34 ч |
№ | Тема урока | Содержание | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | прим | |||||||||||
А | Б | А | Б | ||||||||||||||||
1 четверть. Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 8(часов) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: моделирует, собирает информацию, создаёт алгоритм деятельности, анализирует, синтезирует, самостоятельно создаёт проблему творческого характера, контролирует, корректирует, оценивает, планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеет точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: расширяет представления о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развивает умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Умеет выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. Знает имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличает работы по видам искусства. Коммуникативные УУД: развивает аккуратность и терпеливое выполнение к сложной работе. Учится передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимает в своём творчестве произведения станковой живописи. Умеет использовать выразительные возможности художественного материала в самостоятельной работе. Регулятивные УУД: умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | |||||||||||||||||||
1 | Виды и жанры изобразительного искусства. Рисунок | Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоративно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура) | Знает виды и жанры изобразительного искусства. Умеет создавать рисунок самостоятельно, разбираться в видах изобразительного искусства | Иллюстрации по теме (произведения разных видов искусств). | Подобрать информацию о видах и жанрах изобразительного искусства | 02.09 | 05.09 | ||||||||||||
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок-основа мастерства художника. Виды рисунка. | Знает, что такое рисунок, его отличие от других видов искусства. Умеет создавать картину с помощью рисунка. | Иллюстрации по теме «Гербарий». | Завершить практическую работу | 09.09 | 12.09 | ||||||||||||
3 | Пятно - как средство выражения. | Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, тёмная, светлая, линия и пятно. Композиция. | Знает средства выразительного изображения: пятно, ритм, колорит, композиция и т.д. Умеет составить эскиз, найти композиционное решение, составлять различные осенние состояния. | Иллюстрации по теме, | Завершить практическую работу | 16.09 | 19.09 | ||||||||||||
4 | Цвет. Основы цветоведения. | Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. Изучение свойства цвета. Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.) | Знает основные и составные цвета. локальный цвет. Тон, колорит. Гармония цвета. Умеет составить эскиз, найти композиционное решение, выполнять изображения осеннего букета с разным настроением. | Таблицы | Подготовить информацию по основам цветоведения | 23.09 | 26. 09 | ||||||||||||
5 | Изображение осеннего букета. | Цвет в произведениях живописи. Цветовые отношения. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, тихий, торжественный. | Знает о возможностях раскрытия художественного образа с помощью цвета, Фактура в живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Умеет выделять композицией, цветом смысловой центр, выполнять фантазийные изображения | Таблицы | Завершить практическую работу | 30.09 | 03. 10 | ||||||||||||
6 | Цвет, тон, колорит. | Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. | Знает роль колорита, значение цвета в передаче пространства. Умеет последовательно работать над композицией. | Придумать цветовое решение. | 07.10 | 10. 10 | |||||||||||||
7 | Орнамент. Его виды, назначение. | Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. | Знает, что такое орнамент, его виды, назначение. Умеет анализировать и создавать виды орнаментов. | Завершить практическую работу. | 14.10 | 17. 10 | |||||||||||||
8 | Значение цвета в передаче пространства. | Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. | Знает роль колорита, значение цвета в передаче пространства. Умеет последовательно работать над композицией. | Подобрать цветовое решение к практической работе. | 21.10 | 24. 10 |
№ | Тема урока | Содержание. | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | прим | ||||
А | Б | А | Б | |||||||||
2 четверть. Тема: « Мир наших вещей. Натюрморт» 7 (часов) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: моделирует, собирает информацию, создаёт алгоритм деятельности, анализирует, синтезирует, самостоятельно создаёт проблему творческого характера, контролирует, корректирует, оценивает, планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеет точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: расширяет представления о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развивает умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Умеет выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. Знает имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличает работы по видам искусства. Коммуникативные УУД: развивает аккуратность и терпеливое выполнение к сложной работе. Учится передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимает в своём творчестве произведения станковой живописи. Умеет использовать выразительные возможности художественного материала в самостоятельной работе. Регулятивные УУД: умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, развивает аккуратность и терпеливое выполнение сложной работы. | ||||||||||||
1 | Реальность и фантазия. | Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. | Знает выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Умеет различать работы современных и древних художников. | Произведения искусства, характерные для различных эпох | Завершить практическую работу. | 11.11 | 07.11 | |||||
2 | Натюрморт. | Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра - от Древнего Египта до наших дней. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. | Знает роль ритма, композиции в создании натюрморта. Многообразие форм изображения мира вещей | Иллюстрации по теме, наскальные рисунки, росписи из гробниц, натюрморты разных эпох | Подобрать цветовое решение. | 18.11 | 14.11 | |||||
3 | Основы языка изображения. | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и сейчас. | Знает виды и жанры изобразительного искусства. Умеет создать композицию из плоских изображений знакомых предметов. | Подготовить сообщение «Натюрморт в живописи» | 25.11 | 21.11 | ||||||
4 | Многообразие форм окружающего мира. | Линейные, плоскостные, объёмные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. | Знает плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Умеет изображать конструкцию из нескольких геометрических тел. | Предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции. | Завершить практическую работу. | 02.12 | 28.11 | |||||
5 | Свет и тень в натюрморте. | Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объёма предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих. | Знает роль освещения, значение света и тени в передаче пространства. Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Умеет последовательно работать над композицией. | Освещённые боковым светом геометрические тела. Натюрморт из простых предметов. | Подготовить сообщение «Натюрморт в графике» | 09.12 | 05.12 | |||||
6 | Цвет в натюрморте | Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. | Знает как выразить цветом в натюрморте настроение и переживание художника. Умеет последовательно работать над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии. | Иллюстрации по теме, | Подобрать цветовое решение | 16.12 | 12.12 | |||||
7 | Выразительные возможности натюрморта. | Значение цвета в передаче пространства. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. | Знает роль натюрморта в искусстве 19-20 веков. Предметный мир | Иллюстративный материал и работы учащихся | Подготовить сообщение «Роль натюрморта в искусстве 19-20 веков» | 23.12 | 19.12 | |||||
8 | Новогодняя акварель | Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. | Умеет создать натюрморт на фоне новогоднего пейзажа | Работы учащихся | Подобрать цветовое решение | - | 26.12 |
№ | Тема урока | Содержание. | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | при | |||||||
А | Б | А | Б | ||||||||||||
3 четверть Тема: « Вглядываясь в человека. Портрет» 10 (часов) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: моделирует, собирает информацию, создаёт алгоритм деятельности, анализирует, синтезирует, самостоятельно создаёт проблему творческого характера, контролирует, корректирует, оценивает, планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеет точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: расширяет представления о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развивает умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Умеет выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. Знает имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличает работы по видам искусства. Коммуникативные УУД: развивает аккуратность и терпеливое выполнение к сложной работе. Учится передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимает в своём творчестве произведения станковой живописи. Умеет использовать выразительные возможности художественного материала в самостоятельной работе. Регулятивные УУД: умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | |||||||||||||||
1 | Образ человека – главная тема искусства | Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. История возникновения и развития жанра портрета. | Знает об изображении человека в искусстве разных эпох. Умеет разбираться в изученных портретах. | Иллюстрации по теме, например древнеегипетский | Подготовить информацию об изображении человека в искусстве разных эпох. | 13. 01 | 16. 01 | ||||||||
2 | Конструкции головы человека и её пропорции. | Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. | Знает схематическое строение головы человека. О великих художниках-портретистах. Умеет выполнять задания по изменению поворота головы человека. | Таблицы и наглядные пособия. Рисунки | Подготовить информацию о великих художниках-портретистах | 20. 01 | 23 .01 | ||||||||
3 | Изображение головы человека в пространстве | Схематическое строение фигуры человека. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов | Знает: особенности изображения головы человека в пространстве. Умеет выполнять объёмное и конструктивное изображение головы человека. | Таблицы и наглядные пособия. Рисунок гипсовой головы | Завершить практическую работу | 27. 01 | 30. 01 | ||||||||
4 | Графический портретный рисунок | Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. | Знает особенности изображения головы человека в пространстве. Умеет последовательно работать над композицией. | Графические портреты. | Подготовить информацию о художниках-графиках. | 03. 02 | 06. 02 | ||||||||
5 | Сатирические образы человека | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Знает особенности портрета в скульптуре Умеет выбрать наиболее интересную точку зрения. | Иллюстрации по теме гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; | Завершить практическую работу. | 10. 02 | 13. 02 | ||||||||
6 | Портрет | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения, в XVII – XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. | Знает: что такое карикатура, дружеский шарж. Умеет выполнять сатирические образы литературных героев или дружеские шаржи. | Иллюстрации по теме: портреты Рафаэля, Тициана, | Подобрать цветовое решение. | 17. 02 | 20. 02 | ||||||||
7 | Роль цвета | Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. | Знает обобщённый образ человека в живописи. Умеет выполнять зарисовки композиций портретов известных художников. | Иллюстрации по теме, например О. Ренуар. Портрет Ж. Самарии; Леонардо да Винчи. Джоконда; | Подготовить доклад «Цвет и живописная фактура в произведениях искусства» | 24. 02 | 27 .02 | ||||||||
8 | Портрет моего друга. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя. | Знает влияние цвета на настроение, фактуру, решение образа. Умеет : создавать портрет друга или автопортрет, портрет члена семьи. | А. Архипов. Крестьянка в красном; | Завершить практическую работу | 02. 03 | 05 .03 | ||||||||
9 | Великие портретисты. | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоху. Личность героя портрета и творческую интерпретацию её художником | Знает об индивидуальности образного языка в портретах известных художников. Умеет определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях. | Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 3 четверти. | Подготовить информацию о великих портретистах. | 09.03 | 12 .03 | ||||||||
10 | Выразительные возможности изобразительного искусства. | Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. | Знает об индивидуальности образного языка в портретах известных художников. Умеет обобщать материал. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. | Работы учащихся. Произведения живописи, графики, скульптуры; | Придумать цветовое решение | 16.03 | 19. 03 | ||||||||
11 | Занимательная викторина. | Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. | Умеет обобщать материал | Пейзажи и натюрморты разных народов и эпох. | Подготовить задание к виктоине. | 23.03 | - |
№ | Тема урока | Характеристика учебной деятельности | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | пр | |||||||||
А | Б | А | Б | ||||||||||||||
4 четверть Тема: « Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж» 8 (часов) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: моделирует, собирает информацию, создаёт алгоритм деятельности, анализирует, синтезирует, самостоятельно создаёт проблему творческого характера, контролирует, корректирует, оценивает, планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеет точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: расширяет представления о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развивает умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Умеет выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. Знает имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличает работы по видам искусства. Коммуникативные УУД: развивает аккуратность и терпеливое выполнение к сложной работе. Учится передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимает в своём творчестве произведения станковой живописи. Умеет использовать выразительные возможности художественного материала в самостоятельной работе. Регулятивные УУД: умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
| |||||||||||||||||
1 | Жанры в изобразительном искусстве. | Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. | Знает жанры изобразительного искусства. Умеет приводить примеры по каждому жанру. | Иллюстрации | Подготовить доклад о русских художниках-пейзажистах | 06.04 | 09.04 | ||||||||||
2 | Виды перспективы | Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. | Знает виды перспективы. Умеет выбирать примеры перспективы из произведений художников изученных на уроке. | Иллюстрации по теме, например древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией. | Подготовить сообщение о перспективе. | 13.04 | 16.04 | ||||||||||
3 | Правила линейной | Перспектива, это учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективные сокращения – уменьшение удалённых предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. | Знает, правила линейной и воздушной перспективы. Умеет выполнять задания с соблюдением этих правил. | Таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы. | Завершить практическую работу | 20.04 | 23.04 | ||||||||||
4 | Пейзаж – большой мир. Организация пространства. | Пейзаж, это самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. | Знает, о пейзаже, как самостоятельном жанре искусства. Умеет изображать эпический пейзаж «Дорога, река, уходящая вдаль», уходящих планов и наполненных их деталями. | Иллюстрации по теме, например П. Брейгель. Времена года; С. Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи. | Подобрать цветовое решение | 27. 04 | 30.04 | ||||||||||
5 | Пейзаж – настроение | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения в рисунке. | Знает роль колорита в пейзаже- настроении. Умеет создавать пейзаж-настроение | Иллюстрации по теме, например К. Моне. Впечатления. Восход солнца. Поле маков; | Подобрать цветовое решение | 04. 05 | 07.05 | ||||||||||
6 | Городской пейзаж. | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека. Рационально организованная руками человека пространственная среда городского пейзажа, включающая в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. | Знает понятие «городской пейзаж». Умеет создать графическую композицию «Наш город» | Иллюстрации по теме, например венецианский и голландский пейзажи XVII века, | Подготовить рассказ с описанием городских улиц. | 11. 05 | 14.05 | ||||||||||
7 | Отношение художника | Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит. Неразрывная связь человека и животного. Первые наскальные рисунки – животные и сцены охоты. Образ животного – первое и основное изображение в древнем мире. Священные животные Древнего Египта. Символичность изображения животных (сфинкс, кентавр – единство человека и животных, кошка – мудрость и грация, лев – сила и ярость…). | Знает основные понятия изученные за год. Умеет использовать знания на практике (наброски птиц и рыб по памяти). | Иллюстрации по теме, например Е. Чарушин. | Подготовить рассказ с описанием весенней природы в парке. | 18. 05 | 21.05 | ||||||||||
8 | Анималистический жанр | Появление анималистического жанра. Связь анимализма с литературой. Наделение образа животных человеческими чертами (лиса – хитрая, ворона – глупая, заяц – трусливый, сова - мудрая…). Необходимость изучать, любить, беречь животный мир, природу | Знает основные понятия анималистического жанра изученные за год. Умеет использовать задания на практике: выполнить наброски любимого домашнего (по памяти, наблюдениям) и диких (по представлению) животных в различном эмоциональном состоянии | Иллюстрации по теме, например Е. Чарушин. Иллюстрации; | Подготовить сообщение о художниках-анималистах. | 25. 05 | 28.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного...

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что ...

Преподавание изобразительного искусства в средней школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что яв...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта сре...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта сре...