Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

    Сивакова Светлана Васильевна

         Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 7 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов  по изобразительному искусству в 7 классе и  примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010).  Ориентирована на использование учебника  изобразительное искусство  «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс  А.С.Питерских, Г.Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass.docx64.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 7 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов  по изобразительному искусству в 7 классе и  примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010).  Ориентирована на использование учебника  изобразительное искусство  «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс  А.С.Питерских, Г.Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

      Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3», в котором на изучение «Изобразительное искусство»  в 7 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

    Цель рабочей программы  - формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям.                

    Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:  

    - овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

      ознакомление с особенностями работы в области декоративно –   прикладного и народного искусства;

    - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического  чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к  искусству.

            Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа,  беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

            В основу программы вложены:

    - тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

    - единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

    - система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

    - система межпредметных связей позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

            Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь,  фломастеры, цветные мелки, кисть.

               Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа,  беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

    Основные виды занятий тесно связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов обучающихся.

    2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной программы ««Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»

    Цель учебного предмета: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

     Задача: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности. Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.  

    Темы блоков уроков в 7 классе « Древние корни народного искусства», «Связь времён в народном искусстве», «Великие темы жизни», «Реальность жизни и художественный образ» направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.  Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

    У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей:

    - изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

    - декоративная и конструктивная работа;

    - восприятие явлений действительности и произведений искусства;

    - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

    - изучение художественного наследия;

    - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Формы контроля ЗУН:

    Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум:

    - проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);

    - периодически организуются выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.

    Рабочая программа построена на основе  комплексного художественного подхода,  на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

    Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

     

                                                3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ

        Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений. В течение года возможно изменение количества часов на изучение программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроком изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Программа  раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

                                   

           4.  ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Данная программа  предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:

    - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

    - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

    - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

    - умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;                                                                                                                                          - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

    - умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.

    Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.

    Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.

                                                                                 5.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

                Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 7 класса.

    В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся  должны: знать/понимать:   

    • анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
    • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
    • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
    • Учащиеся должны уметь:
    • видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
    • в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
    • изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
    • при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
    • определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
    • при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
    • сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;
    • в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

    Средства контроля

    Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего,  итогового)

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

    • Активность участия.
    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    • Самостоятельность.
    • Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы

    • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

         Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

    6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     

    ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРДНОГО ИСКУССТВА

    Древние образы в народном искусстве. Орнамент. Истоки орнамента. Орнамент на посуде. Образы и мотивы   орнамента в  русской народной вышивке. Народный  праздничный костюм. Декор предметов народного быта. Декор русской избы. Иллюстрирование русской народной сказки с изображением интерьера избы. Беседа об изобразительном искусстве: «Красота вокруг нас», «Художественные промыслы России», «Национальные традиции в культуре русского народа», «Национальный праздник».

               СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

    Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели, Городца, Жостова, Хохломы, Дымков. Истоки и современное развитие промысла. Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Роль народных промыслов в современной жизни.

                                                                                        ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ

    Исторические  и мифологические темы в искусстве разных эпох. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские и мифологические темы в изобразительном искусстве, их особое значение в развитии самосознания общества. Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. «Укрощение» коней в живописи  Место и роль картины в искусстве XX века. Значение исторической картины в становлении национального самосознани. Современное искусство. Тематическая картина как обобщенный целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

                                                           РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

    Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Декоративность как свойство и средство выразительности. Личность художника, его творческая позиция  в произведении искусства. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества.  Стиль и направление в изобразительном искусстве. Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству - живое эмоциональное глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.

                                 

                           Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.

    Класс  7

    Ведущая тема: «Древние корни народного искусства».

    Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

    Количество часов в неделю- 1.

    Количество часов в I четверти - 8.

    Количество часов в II четверти- 7.

    Количество часов в III четверти- 10.

    Количество часов в IV четверти- 8.

    Количество часов распределилось следующим образом.

    Название раздела

    Количество часов

    по программе

    1

    Древние корни народного искусства

    8

    2

    Связь времён в народном искусстве

    7

    3    

    Великие темы жизни

    10

    4

    Реальность жизни и художественный образ

    8

    Итого:

    34 ч

     

            

    Тема урока

    содержание

     Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата план

    Дата факт

    прим

    А

    Б

    А

    Б

    1 четверть.

    Тема: « Древние корни народного искусства». 8 (часов)

    Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

    Характеристика деятельности:

    Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения.

    Познавательные УУД:  приобретает опыт  в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает  визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с  художественными материалами.

    Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе.

    Регулятивные УУД: самостоятельно планирует  пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет  основами самоконтроля, самооценки,  организует  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    1

    Древние образы в народном искусстве. 

    Орнамент

    Изображение орнамента (чудо-птицы, чудо-коня)

    Знает традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.

    Умеет самостоятельно работать над декоративной композицией на тему древних образов в орнаментах народной вышивки. Возможно изображение чудо-птицы, древа жизни, чудо-коня

    Примеры древних образов в народной резьбе, на прялках,  посуде, вышитых полотенцах

    Найти информацию о декоративно-прикладном искусстве.

    05

    .09

    05.09

    2

    Орнамент на посуде.

    Зарисовки декоративных композиций на посуде.

    Знает декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

    Умеет самостоятельно работать над декоративной композицией.

    Примеры древних образов в народной резьбе, на прялках,  посуде, вышитых полотенцах

    Подготовить доклад о истории посуды.

    12.09

    12.09

    3

    Образы и мотивы  орнамента в   народной вышивке.

    Зарисовки схем узоров на полотенце.

    Знает что крестьянская вышивка -сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

     Умеет самостоятельно выполнять эскиз узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

    Образцы народной вышивки. Примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки.

    Подготовить доклад о народных вышивках.

    19.09

    19.09

    4

    Народный  праздничный костюм.

    Эскизы народных праздничных костюмов

    Знает, что народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

    Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостного мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

    Умеет выполнять эскиз народного праздничного костюма разных регионов и народов России.

    Примеры народных праздничных костюмов, украшений  в различных республиках и регионах России.

    Подготовить доклад о народных праздничных костюмах.

    26.09

    26.09

    5

    Декор предметов народного быта

    Эскиз орнаментальной росписи на предметах народного быта

    Знает органическое единство пользы и красоты  декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

    Умеет самостоятельно украшать  орнаментальной росписью прялку, солонку, шкатулку, деревянные ложки.

    Подбор иллюстративного материала по заданной теме.

    Завершить практическую работу.

    03.10

    03.10

    6

    Декор русской избы.

    Зарисовки схем художественного оформления избы.

    Знает единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в  образном строе избы ( небо, земля).

    Умеет украшать художественными элементами избу (геометрическими, растительными). выстраивать их в орнаментальную композицию.

    Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного творчества.

    Придумать цветовое решение.

    10.10

    10.10

    7

    Внутренний мир русской избы.

    Изображение предметов быта в крестьянской избе.

    Знает устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику (потолок- небо, пол -земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет, и т.д.). Жизненно-важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

    Умеет составлять композицию из выразительных форм предметов крестьянского быта и украсить их орнаментом с древними образами.

    Подобрать иллюстрации предметов народного быта.

    Придумать цветовое решение.

    17.10

    17.10

    8

    Иллюстрирование русской народной сказки.

    Эскизы выразительных форм предметов сказочного быта.

    Знает устройство внутреннего пространства сказочного дома, его символику.

     Умеет составлять композицию из выразительных форм предметов сказочного быта и украсить их орнаментом с древними образами.

    Подобрать иллюстрации из русских народных сказок с изображением внутреннего пространства сказочного дома.

    Завершить практическую работу

    24.10

    24.10

    Тема урока

    содержание

     Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата план

    Дата факт

    примечание

    А

    Б

    А

    Б

    2 четверть.

    Тема: « Связь времён в народном искусстве». 7 (часов)

    Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

    Характеристика деятельности:

    Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения.

    Познавательные УУД:  приобретает опыт  в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает  визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с  художественными материалами.

    Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе.

    Регулятивные УУД: самостоятельно планирует  пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет  основами самоконтроля, самооценки,  организует  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    1

    Древние образы в современных народных игрушках

    Эскиз декоративной росписи на игрушках.

    Знает  древние
    образы  (коня, птицы, бабы) в современных  народных игрушках. Их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащим к различным худ. промыслам.  Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй  и основные элементы  росписи
    филимоновской, дымковской, кардопольской игрушек.

    Умеет художественно создавать игрушки (импровизация формы) и украшать ее декоративной росписью в традициях одного из промыслов.

    Наборы слайдов «Народные игрушки» Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки.

    Приготовить информацию о древних образах в современных игрушках.

    07.11

    07.11

    2

    Искусство Гжели.

    Истоки и современное развитие промысла Зарисовки посуды с элементами украшения.

    Знает историю развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов. Тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

    Умеет самостоятельно делать эскиз  посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшать их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.

    Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы.

    Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Гжели.

    14.11

    14.11

    3

    Искусство Городца.

    Истоки и современное развитие промысла Зарисовки фрагментов росписи с использованием образцов птицы, коня, растительных элементов.

    Знает историю развития промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки- основные элементы декоративной композиции. Композицию орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.

    Умеет выполнять фрагмент росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

    Наборы слайдов с изображением произведений городецкого промысла.

    Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве  Городца.

    21.11

    21.11

    4

    Искусство Жостова.

    Истоки и современное развитие промысла. Эскизы разнообразных форм подносов с вариантами построения цветочных композиций.

    Знает историю промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Жостовская  роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Основные приемы письма: замалёвок,  прокладка,  привязка.

    Умеет выполнять фрагмент жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом, компоновать на черном поле крупных подносов.

    Наборы слайдов с изображением жостовских подносов.

    Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Жостова.

    28.11

    28.11

    5

    Искусство Хохломы.

    Истоки и современное развитие промысла. Эскиз матрёшки с элементами хохломской росписи.

    Знает историю промысла. Разнообразие форм посуды, матрёшек и вариантов построения цветочных композиций. Хохломская роспись   –  «верховая» и «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.

    Умеет выполнять хохломскую роспись на матрёшках..

    Наборы слайдов с изображением посуды и матрёшек из Хохломы.

    Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Хохломы

    05.12

    05.12

    6

    Искусство Дымков.

    Истоки и современное развитие промысла. Эскиз игрушки с элементами дымковской росписи.

    Знает историю промысла. Оригинальные варианты русского узора на глиняных игрушках из Дымков, украшенные красными, синими, жёлтыми, зелёными кругами (большими и маленькими), точками, полосками, волнистыми линиями.

    Умеет выполнять фрагмент дымковской росписи на игрушках.

    Наборы слайдов с изображением дымковских игрушек.

    Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве  Дымков.

    12.12

    12.12

    7

    Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.

    Эскиз шкатулки с элементами растительной росписи.

    Знает историю русского декоративно-прикладного искусства.  Разнообразие материалов, цветной окраски и фольклорных узоров на посуде, одежде, игрушках, пряниках, резных наличниках, воротах, платках, ювелирных украшениях и т.п.

    Умеет выполнять эскиз шкатулки с элементами росписи выбранного промысла.

    Наборы слайдов с изображением предметов разных народных промыслов.

    Придумать цветовое решение.

    19.12

    19.12

    8

    Новогодняя композиция

    Эскиз новогодней открытки.

    Умеет выполнять эскиз праздничной открытки.

    Завершить практическую работу.

    26.12

    26.12

    Тема урока

    содержание

     Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата план

    Дата факт

    примечание

    А

    Б

    А

    Б

    3 четверть.

    Тема: « Великие темы жизни». 10 (часов)

    Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

    Характеристика деятельности:

    Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения.

    Познавательные УУД:  приобретает опыт  в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает  визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с  художественными материалами.

    Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе.

    Регулятивные УУД: самостоятельно планирует  пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет  основами самоконтроля, самооценки,  организует  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    1

    Исторические  и мифологические темы в искусстве.

    Композиция по теме «Былины»

    В. Васнецов,

    «Гусляры», «Богатыри», «Витязь
    на распутье», «Бой скифов со славянами»

    Знает живопись монументальную
    и станковую. Монументальные росписи – фрески. Фрески
    в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства к массе людей; обращённость станкового искусства
    к индивидуальному восприятию.

    Умеет составлять эскиз по мотивам былин.

    Иллюстрации по теме.

    «Былины»

    В. Васнецов,

    «Гусляры», «Богатыри», «Витязь
    на распутье», «Бой скифов со славянами»

    Подготовить сообщение о монументальной и станковой росписи.

    16.01

    16.01

    2

    Тематическая картина.

    Композиция по мотивам былин.

    Знать значение станковой картины
    в русском искусстве. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великих русских живописцев XIX столетия.

    Уметь составлять композицию по мотивам былин.

    Иллюстрации по теме.

    И. Репин. Бурлаки
    на Волге; А. Иванов. Явление Христа народу; И. Крамской. Христос
    в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин.

    Подготовить пересказ былины.

    23.01

    23.01

    3

    Работа  над тематической картиной.

    Композиция по иллюстрациям.

    Знать понимание темы, сюжета
    и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ.

    Уметь выбирать тему из истории нашей Родины. Устно прорабатывать   этапы создания картины.
    Собирать зрительный материал и выполнять  зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме.

    Иллюстрации по теме. Исторические книги
    и журналы.

    Завершить практическую работу.

    30.01

    30.01

    4

    Библейские
    темы в изобразительном искусстве

    Композиция на библейскую тему.

     Знать вечные темы в искусстве, особый язык изображения
    в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
    в живописи Западной Европы
    и в русском искусстве.

    Уметь создавать композицию на библейскую тему, например «Святая пасха».

    Иллюстрации по теме, например
    А. Рублёв. Троица;
    икона «Владимирская Богоматерь»; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения
    в Новгороде; произведения древнерусской иконописи; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Рембрандт.

    Подготовить описание картины А.Рублёва «Троица»

    06.02

    06.02

    5

    Тема Великой Отечественной войны .

    Композиция на тему Великой Отечественной войны.

    Знать трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
    в искусстве российских художников. Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего
    не должно быть. Драматический лиризм.

    Уметь выполнять композицию на тему Великой Отечественной войны

    Иллюстрации по теме, например, А. Дейнека. Оборона Севастополя; Ю. Пименов. Военная Москва; М. Савицкий – серия «Лагерь уничтожения»;
    Б. Неменский. Дыхание весны.

    Подготовить рассказ о героическом поступке в годы ВОВ.

    13.02

    13.02

    6

    «Укрощение» коней в живописи.

    Эскиз лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами.

    Знать, что лошадь – древний помощник человека. Образ боевого коня в живописи  и  литературе. Национальный русский конный экипаж – тройка.

    Уметь выполнять 2 – 3 рисунка лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами.

    Иллюстрации по теме, например
    М. Греков. Головы белых лошадей;
    А. Пластов. Купание лошадей; К. Петров-Водкин. Купание красного коня;
    А. Лаптев. Рисунки лошадей; К. Коровин. Зимой; С. Ворошилов. Тройка; В. Васнецов. Три богатыря;  

    Придумать цветовое решение.

    20.02

    20.02

    7

    Рисунок

    в духе  авангарда.

    Рисунок
    в духе  авангарда.

    Знать множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали.
    (М. Шагал, П. Пикассо).

    Уметь создавать рисунок в духе одного из авангардистских направлений в искусстве.

    Иллюстрации по теме

    Подготовить сообщение о направлениях в искусстве

    27.02

    27.02

    8

    Место и роль картины
    в искусстве

    Рисунок в духе драматизма.

    Знает искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства.

    Умеет создавать рисунок в духе драматизма.

    Иллюстрации по теме

    Завершить практическую работу.

    05.03

    05.03

    9

    Современное искусство.

    Эскиз плаката
    на современную тему (политика, реклама…).

    Знает место и роль картины
    в искусстве  XX века . Современное искусство.

    Умеет создавать эскиз плаката
    на современную тему (политика, реклама…).

    Иллюстрации по теме плаката и агитки. Примеры произведений современного искусства.

    Придумать цветовое решение.

    12.03

    12.03

    10

     Музеи изобразительного искусства.

    Путешествие в музеи мира.

    Знает, что каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
    в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи)
    Уметь посещать виртуальные музеи.

    Иллюстрации по теме. Подборки, посвящённые коллекциям музеев.

    Подготовить сообщение о музеях искусства.

    19.03

    19.03

    Тема урока

    содержание

     Задачи. Планируемый результат

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата план

    Дата факт

    примечание

    А

    Б

    А

    Б

    4 четверть.

    Тема: « Реальность жизни и художественный образ» 9 (часов).

    Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

    Характеристика деятельности:

    Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения.

    Познавательные УУД:  приобретает опыт  в художественно-творческой деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает  визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с  художественными материалами.

    Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе.

    Регулятивные УУД: самостоятельно планирует  пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет  основами самоконтроля, самооценки,  организует  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    1

    Искусство иллюстрации..

    Эскизы иллюстраций к сказкам.

    Знает иллюстрацию,
    как форму взаимосвязи слова
    с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги.

    Умеет выбирать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев, построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

    Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского,
    Д. Шмаринова,
    Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также
    Г. Доре, О. Домье.

    Иллюстрации
    Ю. Васнецова,
    Н. Пискарёва к сказке «Конёк-горбунок».

    Подготовить пересказ сказки.

    02.04

    02.04

    2

    Слово
    и изображение

    Эскиз иллюстрации к сказке о царе Салтане.

    Знать, что самостоятельная иллюстрация наглядно демонстрирует литературные события. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы  литературного произведения, стиль автора, настроение
    и атмосферу произведения,
    а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа.

    Уметь иллюстрировать сказку А. С. Пушкина  «Сказка о царе Салтане»

    Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского,
    Д. Шмаринова,
    Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также
    Г. Доре, О. Домье.

    Иллюстрации
    Ю. Васнецова,
    Н. Пискарёва к сказке «Конёк-горбунок».

    Подготовить  пересказ сказки о царе Салтане.

    09.04

    09.04

    3

    Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

    Композиция сюжетов по теме «Трудовые будни», «Моя будущая профессия»

    Знать конструктивное начало как  организующее начало
    в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины.

    Уметь строить произведения как целое. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

    Иллюстрации по теме «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…) Примеры знакомых произведений на тему.

    Завершить практическую работу.

    16.04

    16.04

    4

    Декоративность
    как свойство и средство выразительности.

    Композиция из декоративных сюжетов.

    Знать декоративное значение произведений изобразительного искусства.

    Уметь создавать декоративное произведение.

    Иллюстрации с примерами декоративных композиций.

    Придумать цветовое решение.

    23.04

    23.04

    5

    Личность художника, его творческая позиция  в произведении искусства.

    Произведения, выбранные для беседы о художниках.

    Знать личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.  

    Уметь  выполнять глубокий
    и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

    Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

    Подготовить сообщение по картине художника.

    30.04

    30.04

    6

    Зрительские умения и их значение для современного человека.

    Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению.

    Знать, язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Уметь выполнять работу
    на тему «Трудовые будни», «Моя будущая профессия»

    Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

    Подготовить  краткий пересказ выбранного произведения

    07.05

    07.05

    7

    История искусства
    и история человечества.

    Беседа о развитии истории искусства.

    Знать историко- художественный процесс в искусстве.

    Уметь составить занимательную викторину.

    Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

    Подготовить сообщение об истории искусства

    14.05

    14.05

    8

    История искусства
    и история человечества. Стиль
    и направление в изобразительном искусстве.

    Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)

    Знает стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве.

    Умеет анализировать произведения
    с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

    Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

    Завершить практическую работу

    21.05

    21.05

    9

    Крупнейшие музеи изобразительного искусства

    Знакомство с хранилищами мирового искусства

    Знает главные музеи искусства, умеет определять направления музеев.

    Путешествия в музеи мира.

    Подготовить сообщение о музеях искусства.

    28.05

    28.05

    Учебно-методические средства обучения

    1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 2010.

    2. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

     3. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

    Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

       Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что ...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

    Преподавание изобразительного искусства в средней школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что яв...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 6 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 8 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

       Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 9 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта сре...