Главные вкладки
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов по изобразительному искусству в 7 классе и примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010). Ориентирована на использование учебника изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс А.С.Питерских, Г.Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.11 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов по изобразительному искусству в 7 классе и примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010). Ориентирована на использование учебника изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс А.С.Питерских, Г.Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3», в котором на изучение «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.
Цель рабочей программы - формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы вложены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий тесно связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов обучающихся.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной программы ««Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»
Цель учебного предмета: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задача: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности. Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Темы блоков уроков в 7 классе « Древние корни народного искусства», «Связь времён в народном искусстве», «Великие темы жизни», «Реальность жизни и художественный образ» направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Формы контроля ЗУН:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум:
- проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);
- периодически организуются выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.
Рабочая программа построена на основе комплексного художественного подхода, на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений. В течение года возможно изменение количества часов на изучение программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроком изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 7 класса.
В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны: знать/понимать:
- анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
- систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
- Учащиеся должны уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
- при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
- сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Средства контроля
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРДНОГО ИСКУССТВА
Древние образы в народном искусстве. Орнамент. Истоки орнамента. Орнамент на посуде. Образы и мотивы орнамента в русской народной вышивке. Народный праздничный костюм. Декор предметов народного быта. Декор русской избы. Иллюстрирование русской народной сказки с изображением интерьера избы. Беседа об изобразительном искусстве: «Красота вокруг нас», «Художественные промыслы России», «Национальные традиции в культуре русского народа», «Национальный праздник».
СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели, Городца, Жостова, Хохломы, Дымков. Истоки и современное развитие промысла. Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. Роль народных промыслов в современной жизни.
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские и мифологические темы в изобразительном искусстве, их особое значение в развитии самосознания общества. Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание. «Укрощение» коней в живописи Место и роль картины в искусстве XX века. Значение исторической картины в становлении национального самосознани. Современное искусство. Тематическая картина как обобщенный целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Декоративность как свойство и средство выразительности. Личность художника, его творческая позиция в произведении искусства. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству - живое эмоциональное глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
Класс 7
Ведущая тема: «Древние корни народного искусства».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Количество часов в неделю- 1.
Количество часов в I четверти - 8.
Количество часов в II четверти- 7.
Количество часов в III четверти- 10.
Количество часов в IV четверти- 8.
Количество часов распределилось следующим образом.
№ | Название раздела | Количество часов по программе |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 7 |
3 | Великие темы жизни | 10 |
4 | Реальность жизни и художественный образ | 8 |
Итого: | 34 ч |
№ | Тема урока | содержание | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | прим | ||
А | Б | А | Б | |||||||
1 четверть. Тема: « Древние корни народного искусства». 8 (часов) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные УУД: приобретает опыт в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с художественными материалами. Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе. Регулятивные УУД: самостоятельно планирует пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет основами самоконтроля, самооценки, организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | ||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Орнамент | Изображение орнамента (чудо-птицы, чудо-коня) | Знает традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Умеет самостоятельно работать над декоративной композицией на тему древних образов в орнаментах народной вышивки. Возможно изображение чудо-птицы, древа жизни, чудо-коня | Примеры древних образов в народной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах | Найти информацию о декоративно-прикладном искусстве. | 05 .09 | 05.09 | |||
2 | Орнамент на посуде. | Зарисовки декоративных композиций на посуде. | Знает декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Умеет самостоятельно работать над декоративной композицией. | Примеры древних образов в народной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах | Подготовить доклад о истории посуды. | 12.09 | 12.09 | |||
3 | Образы и мотивы орнамента в народной вышивке. | Зарисовки схем узоров на полотенце. | Знает что крестьянская вышивка -сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Умеет самостоятельно выполнять эскиз узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров. | Образцы народной вышивки. Примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки. | Подготовить доклад о народных вышивках. | 19.09 | 19.09 | |||
4 | Народный праздничный костюм. | Эскизы народных праздничных костюмов | Знает, что народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостного мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Умеет выполнять эскиз народного праздничного костюма разных регионов и народов России. | Примеры народных праздничных костюмов, украшений в различных республиках и регионах России. | Подготовить доклад о народных праздничных костюмах. | 26.09 | 26.09 | |||
5 | Декор предметов народного быта | Эскиз орнаментальной росписи на предметах народного быта | Знает органическое единство пользы и красоты декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Умеет самостоятельно украшать орнаментальной росписью прялку, солонку, шкатулку, деревянные ложки. | Подбор иллюстративного материала по заданной теме. | Завершить практическую работу. | 03.10 | 03.10 | |||
6 | Декор русской избы. | Зарисовки схем художественного оформления избы. | Знает единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в образном строе избы ( небо, земля). Умеет украшать художественными элементами избу (геометрическими, растительными). выстраивать их в орнаментальную композицию. | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного творчества. | Придумать цветовое решение. | 10.10 | 10.10 | |||
7 | Внутренний мир русской избы. | Изображение предметов быта в крестьянской избе. | Знает устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику (потолок- небо, пол -земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет, и т.д.). Жизненно-важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Умеет составлять композицию из выразительных форм предметов крестьянского быта и украсить их орнаментом с древними образами. | Подобрать иллюстрации предметов народного быта. | Придумать цветовое решение. | 17.10 | 17.10 | |||
8 | Иллюстрирование русской народной сказки. | Эскизы выразительных форм предметов сказочного быта. | Знает устройство внутреннего пространства сказочного дома, его символику. Умеет составлять композицию из выразительных форм предметов сказочного быта и украсить их орнаментом с древними образами. | Подобрать иллюстрации из русских народных сказок с изображением внутреннего пространства сказочного дома. | Завершить практическую работу | 24.10 | 24.10 |
№ | Тема урока | содержание | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | примечание | |||
А | Б | А | Б | ||||||||
2 четверть. Тема: « Связь времён в народном искусстве». 7 (часов) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные УУД: приобретает опыт в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с художественными материалами. Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе. Регулятивные УУД: самостоятельно планирует пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет основами самоконтроля, самооценки, организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | |||||||||||
1 | Древние образы в современных народных игрушках | Эскиз декоративной росписи на игрушках. | Знает древние Умеет художественно создавать игрушки (импровизация формы) и украшать ее декоративной росписью в традициях одного из промыслов. | Наборы слайдов «Народные игрушки» Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки. | Приготовить информацию о древних образах в современных игрушках. | 07.11 | 07.11 | ||||
2 | Искусство Гжели. | Истоки и современное развитие промысла Зарисовки посуды с элементами украшения. | Знает историю развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов. Тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Умеет самостоятельно делать эскиз посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшать их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма. | Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы. | Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Гжели. | 14.11 | 14.11 | ||||
3 | Искусство Городца. | Истоки и современное развитие промысла Зарисовки фрагментов росписи с использованием образцов птицы, коня, растительных элементов. | Знает историю развития промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки- основные элементы декоративной композиции. Композицию орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Умеет выполнять фрагмент росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. | Наборы слайдов с изображением произведений городецкого промысла. | Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Городца. | 21.11 | 21.11 | ||||
4 | Искусство Жостова. | Истоки и современное развитие промысла. Эскизы разнообразных форм подносов с вариантами построения цветочных композиций. | Знает историю промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Основные приемы письма: замалёвок, прокладка, привязка. Умеет выполнять фрагмент жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом, компоновать на черном поле крупных подносов. | Наборы слайдов с изображением жостовских подносов. | Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Жостова. | 28.11 | 28.11 | ||||
5 | Искусство Хохломы. | Истоки и современное развитие промысла. Эскиз матрёшки с элементами хохломской росписи. | Знает историю промысла. Разнообразие форм посуды, матрёшек и вариантов построения цветочных композиций. Хохломская роспись – «верховая» и «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Умеет выполнять хохломскую роспись на матрёшках.. | Наборы слайдов с изображением посуды и матрёшек из Хохломы. | Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Хохломы | 05.12 | 05.12 | ||||
6 | Искусство Дымков. | Истоки и современное развитие промысла. Эскиз игрушки с элементами дымковской росписи. | Знает историю промысла. Оригинальные варианты русского узора на глиняных игрушках из Дымков, украшенные красными, синими, жёлтыми, зелёными кругами (большими и маленькими), точками, полосками, волнистыми линиями. Умеет выполнять фрагмент дымковской росписи на игрушках. | Наборы слайдов с изображением дымковских игрушек. | Приготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве Дымков. | 12.12 | 12.12 | ||||
7 | Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. | Эскиз шкатулки с элементами растительной росписи. | Знает историю русского декоративно-прикладного искусства. Разнообразие материалов, цветной окраски и фольклорных узоров на посуде, одежде, игрушках, пряниках, резных наличниках, воротах, платках, ювелирных украшениях и т.п. Умеет выполнять эскиз шкатулки с элементами росписи выбранного промысла. | Наборы слайдов с изображением предметов разных народных промыслов. | Придумать цветовое решение. | 19.12 | 19.12 | ||||
8 | Новогодняя композиция | Эскиз новогодней открытки. | Умеет выполнять эскиз праздничной открытки. | Завершить практическую работу. | 26.12 | 26.12 |
№ | Тема урока | содержание | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | примечание | |||||||
А | Б | А | Б | ||||||||||||
3 четверть. Тема: « Великие темы жизни». 10 (часов) Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные УУД: приобретает опыт в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с художественными материалами. Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе. Регулятивные УУД: самостоятельно планирует пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет основами самоконтроля, самооценки, организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | |||||||||||||||
1 | Исторические и мифологические темы в искусстве. | Композиция по теме «Былины» В. Васнецов, «Гусляры», «Богатыри», «Витязь | Знает живопись монументальную Умеет составлять эскиз по мотивам былин. | Иллюстрации по теме. «Былины» В. Васнецов, «Гусляры», «Богатыри», «Витязь | Подготовить сообщение о монументальной и станковой росписи. | 16.01 | 16.01 | ||||||||
2 | Тематическая картина. | Композиция по мотивам былин. | Знать значение станковой картины Уметь составлять композицию по мотивам былин. | Иллюстрации по теме. И. Репин. Бурлаки | Подготовить пересказ былины. | 23.01 | 23.01 | ||||||||
3 | Работа над тематической картиной. | Композиция по иллюстрациям. | Знать понимание темы, сюжета Уметь выбирать тему из истории нашей Родины. Устно прорабатывать этапы создания картины. | Иллюстрации по теме. Исторические книги | Завершить практическую работу. | 30.01 | 30.01 | ||||||||
4 | Библейские | Композиция на библейскую тему. | Знать вечные темы в искусстве, особый язык изображения Уметь создавать композицию на библейскую тему, например «Святая пасха». | Иллюстрации по теме, например | Подготовить описание картины А.Рублёва «Троица» | 06.02 | 06.02 | ||||||||
5 | Тема Великой Отечественной войны . | Композиция на тему Великой Отечественной войны. | Знать трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека Уметь выполнять композицию на тему Великой Отечественной войны | Иллюстрации по теме, например, А. Дейнека. Оборона Севастополя; Ю. Пименов. Военная Москва; М. Савицкий – серия «Лагерь уничтожения»; | Подготовить рассказ о героическом поступке в годы ВОВ. | 13.02 | 13.02 | ||||||||
6 | «Укрощение» коней в живописи. | Эскиз лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами. | Знать, что лошадь – древний помощник человека. Образ боевого коня в живописи и литературе. Национальный русский конный экипаж – тройка. Уметь выполнять 2 – 3 рисунка лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами. | Иллюстрации по теме, например | Придумать цветовое решение. | 20.02 | 20.02 | ||||||||
7 | Рисунок в духе авангарда. | Рисунок | Знать множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали. Уметь создавать рисунок в духе одного из авангардистских направлений в искусстве. | Иллюстрации по теме | Подготовить сообщение о направлениях в искусстве | 27.02 | 27.02 | ||||||||
8 | Место и роль картины | Рисунок в духе драматизма. | Знает искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Умеет создавать рисунок в духе драматизма. | Иллюстрации по теме | Завершить практическую работу. | 05.03 | 05.03 | ||||||||
9 | Современное искусство. | Эскиз плаката | Знает место и роль картины Умеет создавать эскиз плаката | Иллюстрации по теме плаката и агитки. Примеры произведений современного искусства. | Придумать цветовое решение. | 12.03 | 12.03 | ||||||||
10 | Музеи изобразительного искусства. | Путешествие в музеи мира. | Знает, что каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, | Иллюстрации по теме. Подборки, посвящённые коллекциям музеев. | Подготовить сообщение о музеях искусства. | 19.03 | 19.03 |
№ | Тема урока | содержание | Задачи. Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | примечание | ||||||||||||
А | Б | А | Б | |||||||||||||||||
4 четверть. Тема: « Реальность жизни и художественный образ» 9 (часов). Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности: Личностные УУД: умеет самостоятельно определять цели своего обучения. Познавательные УУД: приобретает опыт в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развивает визуально-пространственного мышление, осваивает художественную культуру, её жанры, приобретает опыт работы с художественными материалами. Коммуникативные УУД: развивает потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, умеет использовать свои индивидуальные творческие способности в работе. Регулятивные УУД: самостоятельно планирует пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеет основами самоконтроля, самооценки, организует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | ||||||||||||||||||||
1 | Искусство иллюстрации.. | Эскизы иллюстраций к сказкам. | Знает иллюстрацию, Умеет выбирать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев, построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». | Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского, Иллюстрации | Подготовить пересказ сказки. | 02.04 | 02.04 | |||||||||||||
2 | Слово | Эскиз иллюстрации к сказке о царе Салтане. | Знать, что самостоятельная иллюстрация наглядно демонстрирует литературные события. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение Уметь иллюстрировать сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» | Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского, Иллюстрации | Подготовить пересказ сказки о царе Салтане. | 09.04 | 09.04 | |||||||||||||
3 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | Композиция сюжетов по теме «Трудовые будни», «Моя будущая профессия» | Знать конструктивное начало как организующее начало Уметь строить произведения как целое. Зрительная и смысловая организация пространства картины. | Иллюстрации по теме «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…) Примеры знакомых произведений на тему. | Завершить практическую работу. | 16.04 | 16.04 | |||||||||||||
4 | Декоративность | Композиция из декоративных сюжетов. | Знать декоративное значение произведений изобразительного искусства. Уметь создавать декоративное произведение. | Иллюстрации с примерами декоративных композиций. | Придумать цветовое решение. | 23.04 | 23.04 | |||||||||||||
5 | Личность художника, его творческая позиция в произведении искусства. | Произведения, выбранные для беседы о художниках. | Знать личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи. Уметь выполнять глубокий | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | Подготовить сообщение по картине художника. | 30.04 | 30.04 | |||||||||||||
6 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению. | Знать, язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Уметь выполнять работу | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | Подготовить краткий пересказ выбранного произведения | 07.05 | 07.05 | |||||||||||||
7 | История искусства | Беседа о развитии истории искусства. | Знать историко- художественный процесс в искусстве. Уметь составить занимательную викторину. | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | Подготовить сообщение об истории искусства | 14.05 | 14.05 | |||||||||||||
8 | История искусства | Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю) | Знает стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве. Умеет анализировать произведения | Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений. | Завершить практическую работу | 21.05 | 21.05 | |||||||||||||
9 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства | Знакомство с хранилищами мирового искусства | Знает главные музеи искусства, умеет определять направления музеев. | Путешествия в музеи мира. | Подготовить сообщение о музеях искусства. | 28.05 | 28.05 |
Учебно-методические средства обучения
1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 2010.
2. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
3. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного...

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что ...

Преподавание изобразительного искусства в средней школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что яв...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта сре...