Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

    Сивакова Светлана Васильевна

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 8 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов  по изобразительному искусству в 8 классе и  примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010).  Ориентирована на использование учебника  изобразительное искусство  «Изобразительное искусство в театре. кино, на телевидении» 8 класс А.С. Питерских; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8_klass.docx46.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 8 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов  по изобразительному искусству в 8 классе и  примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010).  Ориентирована на использование учебника  изобразительное искусство  «Изобразительное искусство в театре. кино, на телевидении» 8 класс А.С. Питерских; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

      Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3», в котором на изучение «Изобразительное искусство»  в 8 классе отводится 19 час  (1 час в неделю)  соответственно.

    Цель рабочей программы  - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

               2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Специфика программы:

    Рабочая программа «Изобразительное искусство» в 8 классе общеобразовательной школы  соответствует образовательной области «Искусство», составленной на основе  обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.

    Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования и авторской программы учебного курса. 

    В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.

    Цели программы:

    • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
    • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
    • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
    • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости  (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
    • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

    Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

    - овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,  формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

      ознакомление с особенностями работы в области декоративно –   прикладного и народного искусства;

    - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

      чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к  искусству.

            Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа,  беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

            В основу программы вложены:

    - тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

    - единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

    - система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

    - система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

    Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть. 

    3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ

    Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям ФГОС,

    поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений. В течение года возможно изменение количества часов на изучение программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроком изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Программа  раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

    4.  ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Данная программа  предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:

    - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

    - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

    - умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

    - умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;                                                                                                                                          - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

    - умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.

    Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.

    Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.

                      5.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 8 класса.

     Учащиеся должны знать:

    - социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца
    XIX — начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

    - последовательность  ведения  работы   по  любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной ком
    позиции;

    - простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

    Учащиеся должны уметь:

    - самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств  произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

    - активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и
    иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

    - самостоятельно   применять  художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

    Учебно-тематический  план

    Раздел блока уроков

    Кол-во часов

     Искусство композиции – основа художественного изображения  

    19

    Всего

    19

    Содержание занятий

     Рисование с натуры (рисунок, живопись)

    Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.

    Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).
    Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.

    Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы.

    Рисование на темы и иллюстрирование

    Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

    Дальнейшее изучение композиционных закономерностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).

    Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.). Особое внимание должно обращаться на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

    Должна продолжаться работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи пространства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

    Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

    Декоративная работа

    Творческое выполнение (эскиз, роспись ) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов.

    Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов).

    Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение   плакатов,  лозунгов, объявлений и т. п.).

    Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.

    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

    Основными темами бесед являются:

    - изобразительное искусство в жизни людей;

    - творчество великих русских художников (А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);

    - шедевры зарубежного изобразительного искусства;

    - прикладное искусство в русском народном творчестве;

    - прикладное искусство и дизайн;

    - течения и направления изобразительного искусства XX в. (художники –передвиж-ники, «Мир искусства» и др.);

    - прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX — начала XX в.;

    - традиции русской реалистической художественной школы;

    - взаимосвязь   изобразительного   искусства   и   музыки.

                                                                                                               Средства контроля

    Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

    1. Активность участия.
    2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    4. Самостоятельность.
    5. Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы

    1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

         Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

                                                                                       

                           Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.

    Класс 8

    Ведущая тема: «Искусство композиции – основа художественного изображения»

                                                                               

    Тема урока

    Характеристика  учебной деятельности

     

    Планируемый результат

     

    Информационно-методическое обеспечение

    Домашнее задание

    Дата план

    Дата факт

    прим

    А

    Б

    В

    А

    Б

    В

                                                                        Искусство композиции – основа художественного изображения   (19ч.)

    1

    Базовые принципы композиции  

    Понятие композиции. Содержание, характер, назначение художественного произведения.

    Композиция. Сюжет.

    Знает понятия  композиция, содержание, характер, назначение.

    Умеет находить композиционное решение рисунка; выбирать сюжет рисунка;

    выполнять рисунок на тему «Осень»

    Композиция из нескольких линий- прямых, волнистых, коротких, толстых,  светлых, тёмных

    Завершить практическую работу

    2

    Этапы создания композиции

    Процесс создания композиции. Смысловое единство – рисунок, цвет, сюжет. Композиционные схемы.

    Знает особенности создания художественного произведения;

    выразительные композиционные схемы при создании сюжета.

    Умеет выполнять рисунок  на тему «Золотая осень»

    Цвет как форма выражения настроения.  Картины художников разной цветовой гаммы.

    Придумать цветовое решение

    3

    Приёмы построения композиции.

    Приёмы построения композиции - передача на картине событий, имеющих протяжённость во времени, объединение в одно целое нескольких сюжетов. Творчество древнерусских иконописцев.  Примеры из книжной графики.

    Знает особенности построения композиции; графические особенности построения композиции.

    Умеет выполнять рисунок по сказке.

    Рисунки (композиции) по сказочной тематике.

    Подготовить краткий пересказ сказки

    4

    Декоративная композиция

    Композиционные приёмы в декоративно-прикладном искусстве. Свойство декоративной композиции.

    Знает способы выражения декоративной композиции при изображении пейзажа, в иконописи; композиционные приёмы народного орнамента; тематическая декоративная композиция.

    Умеет выполнять декоративное украшение посуды, выделить нарядность, красочность.

    Композиция из растительных элементов.

    Подготовить информацию о декоративно-прикладном искусстве

    5

    Виды сетчатого орнамента.

    Красота русского народного костюма. Одежда как художественный образ. Символика цвета. Декоративная отделка костюма

    Знает традиционную национальную одежду; декоративное оформление предметов русской одежды;  законы композиции, пропорциональные отношения.

    Умеет выполнять рисунок с натуры с соблюдением законов композиции, перспективы, колорита.

    Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)

    Подготовить информацию о  народном костюме

    6

    Варианты построения композиции.

    Композиция как пластическая форма выражения души, требований времени. Приёмы построения композиции.

    Знает, что композиция, это универсальное средство для создания  образного, эмоционально – выразительного художественного произведения.

    Умеет создавать рисунок с помощью приёмов построения композиции.

    Достижение композиционного взаимосочетания объектов.

    Завершить практическую работу

    7

    Правила, приёмы и средства композиции.

    Определённые законы построения композиции. Контраст.

    Знает, что правила, приёмы, средства помогают построить сюжетную композицию; реалистическое искусство как искусство эстетического открытия мира;

    Умеет применять в творческой работе тональный и цветовой контрасты.

    Сочетание фантазийного и реального начал в изображении.

    Придумать цветовое решение

    8

    Цельность композиции.

    Центр внимания. Расположение в композиции главных и второстепенных деталей.  Цвет, тон, колорит произведения.

    Знает понятие - цельность композиции;

    закономерности композиции.

    Умеет выполнять натюрморт на плоскости

    Цветовое решение макетной композиции

    Придумать цветовое решение

    9

    Средства композиции.

    Основные композиционные правила при передачи движения, покоя, золотого сечения в рисунке.

    Знает, что средства композиции включают формат, пространство, равновесие, ритм, контраст и т.д.

    Умеет выполнять рисунок с использованием средств композиции.

    Силуэтная зарисовка знаменитых построек.

    Завершение практической работы

    10

    Передача ритма, движения, покоя.

    Ритм – универсальное природное свойство. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

    Знает понятие ритма; ритм в жизни и в искусстве; ритм в живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве.

    Умеет выполнять рисунок, изобразив в нём чередование каких-либо элементов в определённой последовательности.

    Достижение композиционного сочетания объектов.

    Подготовить сообщение о декоративно-прикладном-искусстве

    11

    Передача движения на плоскости.

    Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка. Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечёткие контуры объектов на заднем плане.

    Знает правила передачи движения;

    понятие – движение – в произведениях искусства.

    Умеет выполнять рисунок с изображением движения в природе, в быту, соблюдая правила передачи движения.

    Создание проекта автомобильной магистрали.

    Придумать рассказ с описанием движения автомобилей

    12

    Передача покоя на плоскости.

    В произведениях искусства ощущение покоя может возникнуть, когда геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция уравновешенна, нет свободного пространства перед объектом.

    Знает правила передачи покоя,

    правила подбора и расстановки предметов;

    законы перспективы, цвета, светотени.

    Умеет создавать уравновешенную композицию; анализировать произведения живописи; выполнять рисунок, применяя правила передачи покоя.

    Создание проекта парка с городской архитектурой

    Придумать цветовое решение

    13

    Выделение сюжетно-композиционного центра.

    Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное – сюжетно-композиционный центр.

    Знает правило золотого сечения;

    центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц;

    Умеет анализировать произведения живописи,  делать зарисовки сюжетов.

    Фантазийные зарисовки «Архитектура будущего»

    Придумать фантастическое описание архитектурного сооружения

    14

    Передача симметрии и асимметрии в композиции.

    Симметрия в искусстве основана на реальной действительности. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета.

    Знает, что  симметричные композиции статичны, уравновешенны;

    асимметричные композиции неуравновешенны.

    Умеет выполнять рисунок, используя симметрию, асимметрию.

    Эскиз разворота книги.

    Завершить практическую работу

    15

    Передача равновесия в композиции.

    В симметричной композиции все части уравновешены: большое светлое пятно – маленьким тёмным, много маленьких.

    Знает композиционные правила, приёмы, средства;

    Умеет  выполнять эскиз в зеркальном изображении декоративного предмета (кувшина,  вазы и т. п.)

    Дом в лесу, у реки, в деревне.

    Придумать цветовое решение

    16

    Урок практика.

    Творческое задание и практические упражнения.

    Для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы.

    Знает этапы создания композиции;

    формат ( квадрат, овал), размер.

    Умеет выбирать наиболее выразительный сюжет для своей композиции из общей темы урока, выполнить несколько эскизов по заданной теме.

    Эскизы  плаката, поздравительной открытки

    Сочинить сюжет для своего рисунка

    17

    Мотивы народных орнаментов.

    Виды орнаментов. Орнамент как основа декоративного украшения.

    Знает виды орнамента и орнаментальных композиций; виды орнамента и изобразительные мотивы росписи деревянной посуды.

    Умеет  выполнять рисунок изделия с хохломской росписью.

    Эскиз вечернего платья, костюма.

    Сочинить эскиз для вечернего костюма

    18

    Композиция из народных орнаментов.

    Законы композиции при создании орнамента (ритм, симметрия). Символизм геометрических фигур (разнолучевых звезд).

    Знает законы композиции при создании орнамента.

    Умеет выполнить деление круга на равные части; выполнить эскиз  орнамента в круге.

    Эскиз узора на полотенце, ковре, шарфе и т.д.

    Придумать узор для орнамента.

    19

    Аппликация в декоративно-прикладном искусстве.

    Виды аппликации. Орнамент как основа декоративного украшения в аппликации.

    Знает, что аппликация украшает;

    законы композиции при создании орнамента; применение орнамента в декоре архитектурных сооружений.

    Умеет выполнить деление круга на равные части; выполнить эскиз  орнамента в круге

    Эскиз орнамента из геометрических фигур, растительных или смешанных элементов.

    Выбрать орнамент для аппликации

     

    Учебно-методические средства обучения

    1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9классы / под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
    2. Воробьёва О.Я., Плещук Е.А.,Андриенко Т.В. Изобразительное искусство. Развёрнутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского. 1-8 классы.  – Издательство «Учитель», 2010.
    3. Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-9 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А Неменская, Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

    Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

       Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

    Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что ...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

    Преподавание изобразительного искусства в средней школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что яв...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 6 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

       Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 7 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта сре...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

       Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»   для 9 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта сре...