Главные вкладки
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов по изобразительному искусству в 9 классе и примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, планируемых результатов по изобразительному искусству в 9 классе и примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010).
Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №3», в котором на изучение «Изобразительное искусство» в 9 классе отводится 19 час (1 час в неделю) соответственно.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Основной задачей разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация и защита коллективных художественных проектов.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
– формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование художественно-творческой активности школьников;
– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного опыта, индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Настоящая рабочая программа представляет собой часть образовательной программы ««Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс»
Цель учебного предмета: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задача: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности. Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений. Происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Формы контроля ЗУН:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум:
- проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);
- периодически организуются выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.
Рабочая программа построена на основе комплексного художественного подхода, на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям ФГОС,
поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений. В течение года возможно изменение количества часов на изучение программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроком изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 9 класса.
В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны: знать/понимать:
– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
– значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ в 9 классе
Оценка `5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка `3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка `1`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
Класс 9
Ведущая тема: «Синтез искусств».
№ | Тема урока | Характеристика учебной деятельности
| Планируемый результат
| Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | прим | |||||||||
Синтез искусств (19 час.) | |||||||||||||||||
1 | Общность различных видов искусств. | Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объём. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. | Знает синтез в искусстве, содержание, характер, назначение. Умеет находить композиционное решение рисунка ( ритм, пластика, пропорции);выбирать сюжет рисунка; создать проект по культуре древних народов, жилищ, памятников. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств | Подготовить сообщение о различных видах синтетических искусств | ||||||||||||
2 | Виды архитектуры. | Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры: композиция, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, цвет. | Знает виды архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство). основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. - гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость в композиции. Умеет выполнятьэскиз ландшафта с памятниками древней архитектуры. | Устные и письменные сообщения | Подготовить сообщение о видах архитектуры | ||||||||||||
3 | Стили в архитектуре. | Единство художественных признаков всех видов искусства. Роль уровня строительной техники в формировании искусства архитектуры. Античность, готика, барокко, классицизм. | Знает первоэлементы архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости, городища (мегалитическая архитектура). Культовое строительство древних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Америка). Умеет выполнять эскиз элементов конструкции здания в заданном стиле. | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты | Подготовить реферат о стилях архитектуры | ||||||||||||
4 | Связь архитектуры и дизайна. | Проектирование конкретного архитектурного объекта развивается во взаимосвязи с природным ландшафтом, памятниками монументальной и декоративной скульптуры. Сочетание проектно-дизайнерской деятельности с работой в объёмной пластике, с созданием эскизов внешнего вида здания и интерьера. | Знает влияние архитектурного объекта на эмоциональную сферу человека; основные свойства архитектурно-пространственных форм (геометрический вид, размеры, положение в пространстве, масса здания в зрительном восприятии, фактура материала, цвет, светотень); средства архитектурной композиции (композиционный центр, симметрия, пропорции, масштабность, ритм). Умеет создать эскиз фасада здания определённого стиля с фигурками людей детых в одежду, соответствующую стилю здания. | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты | Подготовить проект архитектурного ансамбля | ||||||||||||
5 | Синтез искусств в театре. | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. | Знает историю зарождения театра; общие законы композиции картины и сцены; понятие сценография; творчество выдающихся художников театра. Умеет различать направления работы художника, декоратора, костюмера; читать пьесу и видеть будущую пластическую среду; создать эскиз костюма к заданному спектаклю. | Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов | Подготовить проект сценического образа. | ||||||||||||
6 | Интерьер как синтез искусств. | Взаимосвязь архитектуры, скульптуры и живописи. Интерьер – портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер кукольного спектакля. | Знает понятия интерьер, угловая и фронтальная перспектива; чем оснащена мастерская художника; законы линейной перспективы. Умеет выполнить рисунок интерьера кукольного спектакля | Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа. | Подготовить сценарий кукольного спектакля | ||||||||||||
7 | Изображение предметного мира. Монументальная живопись. | Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изображение предметного мира – монументальная живопись. Анализ формы изображаемых предметов. Цветовой тон. Светотень. | Знает отдельные произведения живописи; правила подбора и расстановки предметов; законы перспективы, цвета, светотени. Умеет строить композицию; анализировать произведения живописи; выполнять рисунок по памяти и впечатлению. | Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. | Найти информацию о монументальном искусстве | ||||||||||||
8 | Изображение в полиграфии. | Стилевое единство изображения и текста. Синтез слова и изображения | Знает типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). | Подготовка устных и письменных рефератов. | Краткое сообщение по теме. | ||||||||||||
9 | Изображение в фотографии. | Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изображение предметного мира с помощью фотографии. | Знает правила подбора и расстановки предметов; законы перспективы, цвета, светотени. Умеет создавать эскиз приглашения, визитной карточки на заданную тему. | Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фотосъемка натюрморта и пейзажа. | Создание коллекции фотографий. | ||||||||||||
10 | Символы и эмблемы. | Символический характер языка декоративного искусства особенно ярко проявляющийся в гербах, флагах, эмблемах. Символика цвета в классической геральдике: золото символизирует знатность, богатство, серебро- невинность и доброту; красный цвет- храбрость, зелёный- надежду, чёрный- мудрость и печаль и т.д. | Знает народные промыслы; особенности художественных традиций народных промыслов; виды орнамента и изобразительные мотивы; приёмы в росписи. Умеет создавать эскиз герба или эмблемы на материале средневековья (гербы ремесленных цехов), на материале современности (эмблема класса, кабинета школы). | Выставка работ учащихся | Подготовить творческие проекты на выставку | ||||||||||||
11 | Образ, символ, знак. Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. | Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта | Знает виды письма; классификацию шрифтов; область применения разных видов шрифтов. Умеет создавать эскиз букв разных по оформлению; разработать заглавные буквы к русским народным сказкам и изобразить их. | Сообщения по теме. | Подготовить информацию о классификации шрифтов. | ||||||||||||
12 | Символы и эмблемы. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения прикладного и дизайнерского искусства. многообразие форм дизайна. Законы дизайна. Художники-дизайнеры. | Знает понятие дизайн; формы дизайна; критерии оценки дизайнерских разработок; известных художников-дизайнеров и их произведения. Умеет создавать герб коллектива, организации. | Подготовка устных и письменных рефератов. | Подготовить реферат о гербе школы или класса. | ||||||||||||
13 | Искусство в борьбе за общественный идеал. | Отличие книжной графики от других видов графики. Выдающиеся мастера книжной графики. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением. Отличие титула от обложки и других компонентов книги. | Знает искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Умеет создавать композицию, включая, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву. | Подготовка устных и письменных рефератов. | Подготовить титульный лист к детской книге | ||||||||||||
14 | Особенности художественной фотографии. | Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.) Художественный образ в фотоискусстве. | Знает синтез слова и изображения | Устные и письменные сообщения. | Подготовить сообщение о художественном образе в фотографии. | ||||||||||||
15 | Синтетическая природа экранных искусств. | Экранные виды искусства (кино, телевидение, видео) и их роль в духовной жизни современного общества. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. | Знает синтез слова и изображения в искусстве кино, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Умеет изобразить сюжет заданного мультфильма | Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века | Информационное сообщение или краткие рефераты по теме. | ||||||||||||
16 | Средства эмоциональной выразительности. | Композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук. Несколько видов развлекательного кино. Кино и живопись (близость выразительных средств, роль деталей в произведениях жанровой живописи и в кино. Различные композиционные решения в портрете, крупный, общий и средний планы при изображении человека в кино. | Знает элементы, составляющие конструкцию стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве мультфильма. | Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. | Краткое сообщение по теме. | ||||||||||||
17 | Мастера кино. | Содержание. Работа кинорежиссёра, кинодраматурга, оператора. | Знает синтез слова и изображения в искусстве кино; монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Умеет сделать презентацию или создать кинорепортаж об известных событиях для программы «Время». Выражение в творческой деятельности своего отношения. | Подготовка устных и письменных рефератов | Подобрать информацию о знаменитых артистах. | ||||||||||||
18 | Изображение на компьютере. | Компьютерная графика и её использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. | Знает историчность Умеет проектировать интерьер. | Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. | Создать сценарий по свободной теме | ||||||||||||
19 | Виды и жанры пластических искусств | Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. | Знает виды пластических искусств, умеет различать специфику исторических и национальных видов искусств. | Подготовка устных и письменных рефератов | Подготовить реферат о видах пластических искусств | ||||||||||||
Учебно-методические средства обучения
1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
2. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
3. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000.
4. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.
5. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
6. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного...

Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что ...

Преподавание изобразительного искусства в средней школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что яв...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта сре...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образов...