Программа по внеурочной деятельности
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности по изо 5 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2

                                                                     

Утверждаю

Директор МАОУ Селятинской средней  общеобразовательной школы № 2            Наро-Фоминского района

_____________О.С.Савостикова

«______»______________2017 г.

Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир красок»

(Художественно-эстетическое направление)

5 класс

                                                                                                                                                           Учитель

                                                                                                                                                               МАОУ Селятинской сош №2

                                                                                                                                 Черномор Анна Анатольевна

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «изобразительное искусство» составлена на основе:

  • Закон РФ от 27 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • Письмо Министерство образования Московской области от 01.07.2011 № 5911-06о/07
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
  • Учебного плана Селятинской СОШ № 2
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
  • Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.
  • «Примерных программ внеурочной деятельности начального общего образования»;

Цели обучения:

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
  • Нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • Научить приемам исполнительского мастерства;
  • Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • В опыте мастеров искусства;
  • Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики.

Общая характеристика внеурочной деятельности

В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Волшебный мир красок» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • Изобразительная художественная деятельность;
  • Декоративная художественная деятельность;
  • Конструктивная художественная деятельность.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Рабочая программа «Волшебный карандаш» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год. (34 рабочих недели по 1 часу в неделю).                                                                                                                          

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Формы промежуточной аттестации - промежуточная аттестация проводится в форме викторин, выставок, выпуска стенгазеты

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Волшебный карандаш»

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир красок» направлена на формирование таких ценностных ориентиров как:

  • Духовно-нравственное развитие ребенка;
  • Формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
  • Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Волшебный мир красок»

В результате изучения курса «Волшебный мир красок» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандаш»:

  • Эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
  • Различать и передавать в художественно-творческой деятельности     характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
  • Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • Сфорсированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной

 (Дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • Понимание образной природы искусства;
  • Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • Умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
  • Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.

Содержание учебного курса

1.Живопись.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2. Графика.

Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура.

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки -  глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, Сладостей.

4. Аппликация.

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами.

5. Бумажная пластика.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги.

6. Работа с природным материалом.

Используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох и т. д.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Волшебный мир изобразительного искусства

1

Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Устное описание своего отношения к поэтическим, живописным произведениям искусства. Обмен мнениями при рассматривании иллюстраций.

2

Форма и цвет предметов.

1

Получают первичные представления о форме предметов, цветовой гамме, обучаются технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обобщают знания о геометрических фигурах.

3

Веселое яблоко.              

1

Учатся выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; учатся анализировать форму, цветовую окраску предметов.

4

Рисование овощей.

1

Знакомятся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; учатся выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; учатся анализировать форму и цветовую окраску овощей; развивают эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира.

5

Лепка овощей и фруктов.

1

Получают представление об образных особенностях работы над изображением в объеме; учатся приемам работы с пластилином; развивают наблюдательность, организованность, эстетический вкус.

6

Сказочный листочек.

1

Выполняют аппликацию из ниток. Учатся составлять композицию из ниток, пользоваться ножницами, клеем, пинцетом. Развивают художественный вкус и образное восприятие окружающего мира.

7-8

Осенний пейзаж.

2

Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художника И.И.Левитана; обучаются навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширяют представления о красках осени; развивают воображение, эстетическое восприятие.

9

Волшебный коврик

1

Выполняют коврик из сухих листьев. Учатся приемам выполнения аппликации, работе с клеем, ножницами. Усваивают понятие симметрии.

10

Нарядный стаканчик

1

Учатся складывать предметы из бумаги (бумажная пластика), трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности: сгибание, надрезание, совершенствуют навык работы ножницами.

11

Золотая рыбка

1

Учатся выкладывать тематические композиции из фантиков и фольги, усваивают понятие симметрии, закрепляют навыки работы ножницами.

12

Волшебная птица

1

Учатся рисовать птицу, совершенствуют графические умения и навыки, умение самостоятельно решать изобразительную задачу; знакомятся с народными традициями в изображении птиц.

13-14

Иллюстрирование

любимой сказки

2

Знакомятся с творчеством художников В.М Васнецова, М.А. Врубеля, Ю.А. Васнецова; формируют представление о роли фантазии искусстве; развивают интерес к народному сказочному творчеству; овладевают необходимыми приемами работы с красками и кистью.

15

Елочная игрушка

1

 Создают простые композиции на заданную тему на плоскости, совершенствуют графические навыки, получают представление о блике на объемной освещенной поверхности; развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость.

16-17

Елочка

2

Учатся «рисовать» шерстяными нитками, видеть прекрасное в обычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира.

18

Снеговичок

1

Учатся рисовать снеговика, с помощью света и тени показывать объем предмета, создавать простую композицию на плоскости, совершенствуют графические навыки, развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость.

19-20

Дымковская игрушка

2

Знакомятся с дымковской росписью, учатся лепить игрушки из пластилина и расписывать их; совершенствуют навыки создания объемных изображений из пластилина.

21

Котик

1

Создают голову кота в технике бумажной пластики; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивающего возможности; совершенствуют навыки работы ножницами.2

22-23

Нарядный коврик

2

Учатся «рисовать» коврик шерстяными нитками, видеть прекрасное в привычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира.

24-25

Моя любимая мама

2

Знакомятся с творчеством художников-портретистов; совершенствуют графические умения и навыки по рисованию предметов сложной формы; развивают умение самостоятельно решать композиционные задачи.

26-27

Весна

2

Знакомятся с творчеством художников К.Юона, Ф.Васильева, И.Левитана; продолжают формировать графические навыки; развивают навыки композиционного решения рисунка; закрепляют представление о красках весны; развивают воображение и эстетическое восприятие.

28-29

Весенние цветы

2

Учатся делать цветы в технике «оригами»; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности; закрепляют знание геометрических форм, навыки работы ножницами.

30-31

Весна-красна

2

Создают наряд барышни-весны из фантиков; закрепляют знание цветов весны, навыки работы ножницами и клеем; развивают наблюдательность.

Согласовано

на заседании ШМО учителей ОБЖ, физической культуры

Протокол от «_____» _______________2017 г. №_____

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

____________________ И.О.Ф.

«____»______________________2017 г.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2

                                                                     

Утверждаю

Директор МАОУ Селятинской средней  общеобразовательной школы № 2            Наро-Фоминского района

_____________О.С.Савостикова

«______»______________2017 г.

Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир красок»

(Художественно-эстетическое направление)

5 класс

                                                                                                                                                           Учитель

                                                                                                                                                               МАОУ Селятинской сош №2

                                                                                                                                 Черномор Анна Анатольевна

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «изобразительное искусство» составлена на основе:

  • Закон РФ от 27 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • Письмо Министерство образования Московской области от 01.07.2011 № 5911-06о/07
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
  • Учебного плана Селятинской СОШ № 2
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
  • Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.
  • «Примерных программ внеурочной деятельности начального общего образования»;

Цели обучения:

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
  • Нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • Научить приемам исполнительского мастерства;
  • Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • В опыте мастеров искусства;
  • Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики.

Общая характеристика внеурочной деятельности

В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Волшебный мир красок» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • Изобразительная художественная деятельность;
  • Декоративная художественная деятельность;
  • Конструктивная художественная деятельность.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Рабочая программа «Волшебный карандаш» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год. (34 рабочих недели по 1 часу в неделю).                                                                                                                          

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Формы промежуточной аттестации - промежуточная аттестация проводится в форме викторин, выставок, выпуска стенгазеты

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Волшебный карандаш»

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир красок» направлена на формирование таких ценностных ориентиров как:

  • Духовно-нравственное развитие ребенка;
  • Формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
  • Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Волшебный мир красок»

В результате изучения курса «Волшебный мир красок» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандаш»:

  • Эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
  • Различать и передавать в художественно-творческой деятельности     характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
  • Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • Сфорсированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной

 (Дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • Понимание образной природы искусства;
  • Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • Умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
  • Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.

Содержание учебного курса

1.Живопись.

Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.

Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2. Графика.

Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура.

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки -  глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, Сладостей.

4. Аппликация.

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами.

5. Бумажная пластика.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги.

6. Работа с природным материалом.

Используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох и т. д.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Волшебный мир изобразительного искусства

1

Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Устное описание своего отношения к поэтическим, живописным произведениям искусства. Обмен мнениями при рассматривании иллюстраций.

2

Форма и цвет предметов.

1

Получают первичные представления о форме предметов, цветовой гамме, обучаются технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обобщают знания о геометрических фигурах.

3

Веселое яблоко.              

1

Учатся выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; учатся анализировать форму, цветовую окраску предметов.

4

Рисование овощей.

1

Знакомятся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; учатся выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; учатся анализировать форму и цветовую окраску овощей; развивают эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира.

5

Лепка овощей и фруктов.

1

Получают представление об образных особенностях работы над изображением в объеме; учатся приемам работы с пластилином; развивают наблюдательность, организованность, эстетический вкус.

6

Сказочный листочек.

1

Выполняют аппликацию из ниток. Учатся составлять композицию из ниток, пользоваться ножницами, клеем, пинцетом. Развивают художественный вкус и образное восприятие окружающего мира.

7-8

Осенний пейзаж.

2

Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художника И.И.Левитана; обучаются навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширяют представления о красках осени; развивают воображение, эстетическое восприятие.

9

Волшебный коврик

1

Выполняют коврик из сухих листьев. Учатся приемам выполнения аппликации, работе с клеем, ножницами. Усваивают понятие симметрии.

10

Нарядный стаканчик

1

Учатся складывать предметы из бумаги (бумажная пластика), трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности: сгибание, надрезание, совершенствуют навык работы ножницами.

11

Золотая рыбка

1

Учатся выкладывать тематические композиции из фантиков и фольги, усваивают понятие симметрии, закрепляют навыки работы ножницами.

12

Волшебная птица

1

Учатся рисовать птицу, совершенствуют графические умения и навыки, умение самостоятельно решать изобразительную задачу; знакомятся с народными традициями в изображении птиц.

13-14

Иллюстрирование

любимой сказки

2

Знакомятся с творчеством художников В.М Васнецова, М.А. Врубеля, Ю.А. Васнецова; формируют представление о роли фантазии искусстве; развивают интерес к народному сказочному творчеству; овладевают необходимыми приемами работы с красками и кистью.

15

Елочная игрушка

1

 Создают простые композиции на заданную тему на плоскости, совершенствуют графические навыки, получают представление о блике на объемной освещенной поверхности; развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость.

16-17

Елочка

2

Учатся «рисовать» шерстяными нитками, видеть прекрасное в обычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира.

18

Снеговичок

1

Учатся рисовать снеговика, с помощью света и тени показывать объем предмета, создавать простую композицию на плоскости, совершенствуют графические навыки, развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость.

19-20

Дымковская игрушка

2

Знакомятся с дымковской росписью, учатся лепить игрушки из пластилина и расписывать их; совершенствуют навыки создания объемных изображений из пластилина.

21

Котик

1

Создают голову кота в технике бумажной пластики; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивающего возможности; совершенствуют навыки работы ножницами.2

22-23

Нарядный коврик

2

Учатся «рисовать» коврик шерстяными нитками, видеть прекрасное в привычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира.

24-25

Моя любимая мама

2

Знакомятся с творчеством художников-портретистов; совершенствуют графические умения и навыки по рисованию предметов сложной формы; развивают умение самостоятельно решать композиционные задачи.

26-27

Весна

2

Знакомятся с творчеством художников К.Юона, Ф.Васильева, И.Левитана; продолжают формировать графические навыки; развивают навыки композиционного решения рисунка; закрепляют представление о красках весны; развивают воображение и эстетическое восприятие.

28-29

Весенние цветы

2

Учатся делать цветы в технике «оригами»; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности; закрепляют знание геометрических форм, навыки работы ножницами.

30-31

Весна-красна

2

Создают наряд барышни-весны из фантиков; закрепляют знание цветов весны, навыки работы ножницами и клеем; развивают наблюдательность.

Согласовано

на заседании ШМО учителей ОБЖ, физической культуры

Протокол от «_____» _______________2017 г. №_____

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

____________________ И.О.Ф.

«____»______________________2017 г.