Программа по внеурочной деятельности
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по изо 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnoy_deyatelnosti_izo_5_klass.doc | 110.5 КБ |
rp_vneurochnoy_deyatelnosti_izo_5_klass.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждаю Директор МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы № 2 Наро-Фоминского района _____________О.С.Савостикова «______»______________2017 г. |
Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир красок»
(Художественно-эстетическое направление)
5 класс
Учитель
МАОУ Селятинской сош №2
Черномор Анна Анатольевна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «изобразительное искусство» составлена на основе:
- Закон РФ от 27 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Письмо Министерство образования Московской области от 01.07.2011 № 5911-06о/07
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
- Учебного плана Селятинской СОШ № 2
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
- Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.
- «Примерных программ внеурочной деятельности начального общего образования»;
Цели обучения:
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
- Нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Научить приемам исполнительского мастерства;
- Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- В опыте мастеров искусства;
- Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Волшебный мир красок» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- Изобразительная художественная деятельность;
- Декоративная художественная деятельность;
- Конструктивная художественная деятельность.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Рабочая программа «Волшебный карандаш» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год. (34 рабочих недели по 1 часу в неделю).
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы промежуточной аттестации - промежуточная аттестация проводится в форме викторин, выставок, выпуска стенгазеты
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Волшебный карандаш»
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир красок» направлена на формирование таких ценностных ориентиров как:
- Духовно-нравственное развитие ребенка;
- Формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
- Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Волшебный мир красок»
В результате изучения курса «Волшебный мир красок» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандаш»:
- Эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- Сфорсированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной
(Дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- Понимание образной природы искусства;
- Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- Умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
- Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
Содержание учебного курса
1.Живопись.
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.
Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика.
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, Сладостей.
4. Аппликация.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами.
5. Бумажная пластика.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги.
6. Работа с природным материалом.
Используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох и т. д.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы, тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Волшебный мир изобразительного искусства | 1 | Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Устное описание своего отношения к поэтическим, живописным произведениям искусства. Обмен мнениями при рассматривании иллюстраций. | |||
2 | Форма и цвет предметов. | 1 | Получают первичные представления о форме предметов, цветовой гамме, обучаются технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обобщают знания о геометрических фигурах. | |||
3 | Веселое яблоко. | 1 | Учатся выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; учатся анализировать форму, цветовую окраску предметов. | |||
4 | Рисование овощей. | 1 | Знакомятся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; учатся выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; учатся анализировать форму и цветовую окраску овощей; развивают эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира. | |||
5 | Лепка овощей и фруктов. | 1 | Получают представление об образных особенностях работы над изображением в объеме; учатся приемам работы с пластилином; развивают наблюдательность, организованность, эстетический вкус. | |||
6 | Сказочный листочек. | 1 | Выполняют аппликацию из ниток. Учатся составлять композицию из ниток, пользоваться ножницами, клеем, пинцетом. Развивают художественный вкус и образное восприятие окружающего мира. | |||
7-8 | Осенний пейзаж. | 2 | Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художника И.И.Левитана; обучаются навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширяют представления о красках осени; развивают воображение, эстетическое восприятие. | |||
9 | Волшебный коврик | 1 | Выполняют коврик из сухих листьев. Учатся приемам выполнения аппликации, работе с клеем, ножницами. Усваивают понятие симметрии. | |||
10 | Нарядный стаканчик | 1 | Учатся складывать предметы из бумаги (бумажная пластика), трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности: сгибание, надрезание, совершенствуют навык работы ножницами. | |||
11 | Золотая рыбка | 1 | Учатся выкладывать тематические композиции из фантиков и фольги, усваивают понятие симметрии, закрепляют навыки работы ножницами. | |||
12 | Волшебная птица | 1 | Учатся рисовать птицу, совершенствуют графические умения и навыки, умение самостоятельно решать изобразительную задачу; знакомятся с народными традициями в изображении птиц. | |||
13-14 | Иллюстрирование любимой сказки | 2 | Знакомятся с творчеством художников В.М Васнецова, М.А. Врубеля, Ю.А. Васнецова; формируют представление о роли фантазии искусстве; развивают интерес к народному сказочному творчеству; овладевают необходимыми приемами работы с красками и кистью. | |||
15 | Елочная игрушка | 1 | Создают простые композиции на заданную тему на плоскости, совершенствуют графические навыки, получают представление о блике на объемной освещенной поверхности; развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость. | |||
16-17 | Елочка | 2 | Учатся «рисовать» шерстяными нитками, видеть прекрасное в обычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира. | |||
18 | Снеговичок | 1 | Учатся рисовать снеговика, с помощью света и тени показывать объем предмета, создавать простую композицию на плоскости, совершенствуют графические навыки, развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость. | |||
19-20 | Дымковская игрушка | 2 | Знакомятся с дымковской росписью, учатся лепить игрушки из пластилина и расписывать их; совершенствуют навыки создания объемных изображений из пластилина. | |||
21 | Котик | 1 | Создают голову кота в технике бумажной пластики; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивающего возможности; совершенствуют навыки работы ножницами.2 | |||
22-23 | Нарядный коврик | 2 | Учатся «рисовать» коврик шерстяными нитками, видеть прекрасное в привычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира. | |||
24-25 | Моя любимая мама | 2 | Знакомятся с творчеством художников-портретистов; совершенствуют графические умения и навыки по рисованию предметов сложной формы; развивают умение самостоятельно решать композиционные задачи. | |||
26-27 | Весна | 2 | Знакомятся с творчеством художников К.Юона, Ф.Васильева, И.Левитана; продолжают формировать графические навыки; развивают навыки композиционного решения рисунка; закрепляют представление о красках весны; развивают воображение и эстетическое восприятие. | |||
28-29 | Весенние цветы | 2 | Учатся делать цветы в технике «оригами»; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности; закрепляют знание геометрических форм, навыки работы ножницами. | |||
30-31 | Весна-красна | 2 | Создают наряд барышни-весны из фантиков; закрепляют знание цветов весны, навыки работы ножницами и клеем; развивают наблюдательность. |
Согласовано на заседании ШМО учителей ОБЖ, физической культуры Протокол от «_____» _______________2017 г. №_____ | Согласовано Заместитель директора школы по УВР ____________________ И.О.Ф. «____»______________________2017 г. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждаю Директор МАОУ Селятинской средней общеобразовательной школы № 2 Наро-Фоминского района _____________О.С.Савостикова «______»______________2017 г. |
Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир красок»
(Художественно-эстетическое направление)
5 класс
Учитель
МАОУ Селятинской сош №2
Черномор Анна Анатольевна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «изобразительное искусство» составлена на основе:
- Закон РФ от 27 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Письмо Министерство образования Московской области от 01.07.2011 № 5911-06о/07
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
- Учебного плана Селятинской СОШ № 2
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год».
- Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.
- «Примерных программ внеурочной деятельности начального общего образования»;
Цели обучения:
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
- Нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Научить приемам исполнительского мастерства;
- Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- В опыте мастеров искусства;
- Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Волшебный мир красок» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- Изобразительная художественная деятельность;
- Декоративная художественная деятельность;
- Конструктивная художественная деятельность.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Рабочая программа «Волшебный карандаш» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год. (34 рабочих недели по 1 часу в неделю).
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы промежуточной аттестации - промежуточная аттестация проводится в форме викторин, выставок, выпуска стенгазеты
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Волшебный карандаш»
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир красок» направлена на формирование таких ценностных ориентиров как:
- Духовно-нравственное развитие ребенка;
- Формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
- Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Волшебный мир красок»
В результате изучения курса «Волшебный мир красок» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Волшебный карандаш»:
- Эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- Сфорсированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной
(Дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- Понимание образной природы искусства;
- Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- Умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
- Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
Содержание учебного курса
1.Живопись.
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.
Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика.
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, Сладостей.
4. Аппликация.
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами.
5. Бумажная пластика.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги.
6. Работа с природным материалом.
Используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох и т. д.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы, тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Волшебный мир изобразительного искусства | 1 | Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Устное описание своего отношения к поэтическим, живописным произведениям искусства. Обмен мнениями при рассматривании иллюстраций. | |||
2 | Форма и цвет предметов. | 1 | Получают первичные представления о форме предметов, цветовой гамме, обучаются технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обобщают знания о геометрических фигурах. | |||
3 | Веселое яблоко. | 1 | Учатся выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; учатся анализировать форму, цветовую окраску предметов. | |||
4 | Рисование овощей. | 1 | Знакомятся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; учатся выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; учатся анализировать форму и цветовую окраску овощей; развивают эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира. | |||
5 | Лепка овощей и фруктов. | 1 | Получают представление об образных особенностях работы над изображением в объеме; учатся приемам работы с пластилином; развивают наблюдательность, организованность, эстетический вкус. | |||
6 | Сказочный листочек. | 1 | Выполняют аппликацию из ниток. Учатся составлять композицию из ниток, пользоваться ножницами, клеем, пинцетом. Развивают художественный вкус и образное восприятие окружающего мира. | |||
7-8 | Осенний пейзаж. | 2 | Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства, творчеством художника И.И.Левитана; обучаются навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширяют представления о красках осени; развивают воображение, эстетическое восприятие. | |||
9 | Волшебный коврик | 1 | Выполняют коврик из сухих листьев. Учатся приемам выполнения аппликации, работе с клеем, ножницами. Усваивают понятие симметрии. | |||
10 | Нарядный стаканчик | 1 | Учатся складывать предметы из бумаги (бумажная пластика), трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности: сгибание, надрезание, совершенствуют навык работы ножницами. | |||
11 | Золотая рыбка | 1 | Учатся выкладывать тематические композиции из фантиков и фольги, усваивают понятие симметрии, закрепляют навыки работы ножницами. | |||
12 | Волшебная птица | 1 | Учатся рисовать птицу, совершенствуют графические умения и навыки, умение самостоятельно решать изобразительную задачу; знакомятся с народными традициями в изображении птиц. | |||
13-14 | Иллюстрирование любимой сказки | 2 | Знакомятся с творчеством художников В.М Васнецова, М.А. Врубеля, Ю.А. Васнецова; формируют представление о роли фантазии искусстве; развивают интерес к народному сказочному творчеству; овладевают необходимыми приемами работы с красками и кистью. | |||
15 | Елочная игрушка | 1 | Создают простые композиции на заданную тему на плоскости, совершенствуют графические навыки, получают представление о блике на объемной освещенной поверхности; развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость. | |||
16-17 | Елочка | 2 | Учатся «рисовать» шерстяными нитками, видеть прекрасное в обычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира. | |||
18 | Снеговичок | 1 | Учатся рисовать снеговика, с помощью света и тени показывать объем предмета, создавать простую композицию на плоскости, совершенствуют графические навыки, развивают наблюдательность, эстетическую восприимчивость. | |||
19-20 | Дымковская игрушка | 2 | Знакомятся с дымковской росписью, учатся лепить игрушки из пластилина и расписывать их; совершенствуют навыки создания объемных изображений из пластилина. | |||
21 | Котик | 1 | Создают голову кота в технике бумажной пластики; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивающего возможности; совершенствуют навыки работы ножницами.2 | |||
22-23 | Нарядный коврик | 2 | Учатся «рисовать» коврик шерстяными нитками, видеть прекрасное в привычных вещах, что способствует развитию их художественного вкуса и образного восприятия окружающего мира. | |||
24-25 | Моя любимая мама | 2 | Знакомятся с творчеством художников-портретистов; совершенствуют графические умения и навыки по рисованию предметов сложной формы; развивают умение самостоятельно решать композиционные задачи. | |||
26-27 | Весна | 2 | Знакомятся с творчеством художников К.Юона, Ф.Васильева, И.Левитана; продолжают формировать графические навыки; развивают навыки композиционного решения рисунка; закрепляют представление о красках весны; развивают воображение и эстетическое восприятие. | |||
28-29 | Весенние цветы | 2 | Учатся делать цветы в технике «оригами»; учатся трансформировать плоский лист бумаги, осваивают его возможности; закрепляют знание геометрических форм, навыки работы ножницами. | |||
30-31 | Весна-красна | 2 | Создают наряд барышни-весны из фантиков; закрепляют знание цветов весны, навыки работы ножницами и клеем; развивают наблюдательность. |
Согласовано на заседании ШМО учителей ОБЖ, физической культуры Протокол от «_____» _______________2017 г. №_____ | Согласовано Заместитель директора школы по УВР ____________________ И.О.Ф. «____»______________________2017 г. |