Главные вкладки

    Развитие художественно-образного мышления ребёнка на уроках изобразительного искусства в процессе реализации ФГОС ООО.
    презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

    Развитие художественно-образного
     
    мышления ребёнка на уроках изобразительного искусства в процессе реализации ФГОС ООО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    (СЛАЙД 1) Развитие художественно-образного мышления ребенка.

    Творческий подход к организации урока

    (СЛАЙД 2) Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

     Л.С. Выготский

    Социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого мышления подрастающего поколения. Художественно-образное мышление представляет собой форму творческого отражения и переработки человеком действительности. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

    (СЛАЙД 3) Художественно-образное мышление детей имеет широкий диапазон и может

    быть выражено различными уровнями его развития, которое строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

    (СЛАЙД 4) Что же такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?

    (СЛАЙД 5) Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

    (СЛАЙД  6) Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик - это фантастические образы.

    (СЛАЙД  7) Различают несколько видов воображения:

    1. Воссоздающее воображение - это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

     2. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».

     3. Неуправляемое воображение - это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

     (СЛАЙД  8) Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

    (СЛАЙД  9) При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. (СЛАЙД  10) В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

    (СЛАЙД  11) Как развивать у детей фантазию и воображение?

    Существуют три закона развития творческого воображения:

    (СЛАЙД  12) 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

    (СЛАЙД  13) 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого человек никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

    (СЛАЙД  14) 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

    Способы развития фантазии и воображения

     (СЛАЙД  15) Поскольку творческий подход к организации учебного процесса подразумевает и использование методов и приёмов, развивающих воображение и фантазию учащихся, то перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а затем рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Но как этого добиться?

     (СЛАЙД  16) 1. Сформировать мотивацию!

     2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку.

    3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

    4. Влюбить детей в искусство.

    5. Развить фантазию и воображение можно только собственным примером.

    6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике. Чаще всего – это сказки.

    7. Стимулировать фантазию вопросами. Например, «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

     8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

    9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

     10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазирования.

    (СЛАЙД  17) Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.

    Приемы развития фантазии и воображения

     (СЛАЙД  18) 1. Прием «Увеличение – уменьшение».

     Этот прием широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

    Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

    Как элемент урока можно предложить игры-беседы для освоения приема «увеличение – уменьшение». (СЛАЙД  19) Учитель предлагает волшебной палочкой, которая может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Можно усложнить игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

    (СЛАЙД  20) Варианты ответов учащихся:

    - Пусть руки на время станут такими длинными, чтобы можно было достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

    (СЛАЙД  21) 2. Добавление (исключение) одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

    Можно предложить детям придумать жителей города и наделить их некими свойствами:

     а) дети выбирают объект – предмет живой или неживой природы;

    б) формулируют его свойства, качества, особенности или черты характера.

    в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека – жителя фантастического города.

    (СЛАЙД  22) Задания можно усложнить:

    • придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. Например, не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (например, красная бы лампочка загоралась бы в этом случае);
    • придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?
    • сделайте «разметку» людей цветом по их нравственным качествам. Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные - фиолетовыми, а злые - чёрными. Чем больше человек сделал плохого, тем темнее цвет.

    (СЛАЙД  23)  3. Оживший рисунок.

    Можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений?»

    (СЛАЙД  24) 4. Антропоморфизм.

     Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

    Например, на уроке можно «оживить» деревья, изобразить их в виде живых объектов, наделить их чертами человека.

    (СЛАЙД  25) 5. Оживление людей, животных, растений.

    Можно предложить детям оживить князей и предложить посмотреть на замок их глазами, придумать, что бы ещё построили они в замковом комплексе, представить древний праздник-бал и гостей князя в старинных одеждах и т.д.

     (СЛАЙД  26) 6. Оживление героев литературных произведений, в частности, героев сказок.

    Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его изобразить, и он оживет.

    Например, можно предложить детям придумать продолжение сказки о Колобке, при условии, что герой сказки не был съеден лисой, и вылепить скульптурную группу, иллюстрирующую продолжение такой сказки.

    Можно предложить детям изменить привычные отношения между героями сказок (лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают) и изобразить сюжет.

    (СЛАЙД  27) 7. Новое название картины.

    Учитель показывает учащимся репродукции картин известных художников и просит дать им новые названия. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д. Затем можно сравнить, кто назвал лучше: ребенок или художник. Это позволит детям лучше чувствовать эмоциональную нагрузку изображения.

     (СЛАЙД  28) 8. Машина времени.

     Учитель сообщает ученикам, что у них появилась машина времени! В ней можно путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть и делать зарисовки.

    (СЛАЙД 29) 9. Метод Л.Н. Толстого.

     Л.Н. Толстой каждое утро использовал в качестве гимнастики ума следующий метод. Необходимо выбрать самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу и описать этот предмет словами для человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

    (СЛАЙД  30) 10. Свободное фантазирование.

    Детям предлагается безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые неожиданные. Например, можно придумать фантастическое растение,

    (СЛАЙД  31) на котором растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи или вообще не свойственные растениям объекты, а цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.

    (СЛАЙД  32) Творческий подход учителя к организации урока обязательно будет достойно оценен детьми, их счастливыми глазами, словами благодарности за урок и желанием побыстрее вернуться на урок за новыми знаниями

    Список литературы:

    1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2009.
    2. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.
    3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., Союз, 1997.
    4. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2000.
    5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 2003.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

    Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активн...

    «Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

    Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

    Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

      Мой интерес к обозначенной теме продиктован в результате возникновения противоречий между требованиями к освоению образовательной программы   общего образования в ходе внедрени...

    Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС

    Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальны...

    Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

    quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

    «Системно - деятельностный подход на уроках Музыки и изобразительного искусства как основа реализации ФГОС»

    Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальны...