Главные вкладки

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 5 класс. Тема: Древние корни народного искусства
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

    Капленко Надежда Николаевна

    Урок ИЗО. 5 класс.(№1)

    Тема: Древние корни народного искусства

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx48.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок ИЗО. 5 класс.(№1)

    Тема: Древние корни народного искусства

    Цель: 

    • Формировать понимание роли символики в жизни древних славян. Дать знания о солярных знаках.
    • Активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся;
    • Формировать интерес, уважение к родной истории;
    • Развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в коллективе.

    Задачи:

    1.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

    2.Развивать творческую и познавательную активность.

    3.Научить сравнивать и различать «красоту» декоративно – прикладных искусств, ремёсел.

    Оборудование и материалы:

    1.Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями символов, украшений и видов прикладного творчества людей.

    2.Презентация по теме урока.

    Тип урока.

    Вводный урок, урок-созерцание, урок – беседа, объяснение нового материала. Он знакомит детей с разнообразными символами земли, воды, огня, жизни; с видами декоративно – прикладного искусства, ремёслами.

    Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме.

    План урока:

    1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
    2. Сообщение темы урока.
    3. Основная часть – знакомство с новым материалом.
    4. Закрепление знаний.
    5. Практическая/Домашняя работа (проверка)
    6. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    Приветствие. Готовность к уроку.

    2. Сообщение темы урока. Беседа по теме декоративно-прикладное искусство. (1 сл.)

    3. Основная часть.

     (2 сл.) Ребята, в этом году нам предстоит знакомиться с декоративно-прикладным искусством. А, кто-нибудь из вас, может растолковать мне значение ДПИ? (ответы детей).

    Декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью

    Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и практичными,  и красивыми.

    Вопрос: - Давайте назовём предметы декоративного творчества, встречающиеся в нашем быту (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

    (3 сл.)  Символика древних славян.

    Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

    (4сл.) Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, шаману, совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы…

    - прямая горизонтальная линия обозначала землю,

    - волнистая горизонтальная – воду,

    - вертикальная линия превращалась в дождь;

    - огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.

    Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

    Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах

    Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

    Сейчас, смотря а узоры, сложенные из солярных знаков, мы можем сказать, что это своеобразный шрифт, в котором сокрыто некое послание, или пожелание.

    (5 сл.) Солнце.

    Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. “Не земля родит, а небо”, говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

    Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

    Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом плодоносит, осенью увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца.

    (6 сл.) В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

    (7 сл.) В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

    О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящён на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шёл именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Вертикальная волнистая линия – дождь.

    (8 сл.) Русский крестьянин исстари жил землёй. Землю, её плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

    Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у неё изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда её фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремлёнными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

    (9 сл.) Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

    В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.

    (10 сл.) Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло лета. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своём хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

    (11 сл.) В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвлённое растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

    Сегодня на уроке мы с вами, ребята, узнали, что в украшение предметов человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, в изображаемый им мир, своё желание жить в согласии с природой свободней и уверенней.

    Знаки солнца, воды, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

    (12 сл.) Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, силу, любовь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет на Руси — синоним красоты. Красный цвет олицетворял мужское начало.

    Белый цвет — это воздух, чистота, невинность, святость, спасение, Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел, олицетворял женское начало.

    Жёлтый цвет символизировал солнце. Этот цвет Благородства и достоинства.

    Чёрный цвет  – землю и ночь. 

    Синий - цвет неба. 

    Зелёный цвет - это весна, молодость, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.  

    4. Закрепление знаний.(Вопросы по теме урока)

    5. Практическая работа/Домашнее задание (проверка).

    (13сл) Посмотрите, как выглядели в старину полотенца на Руси. Их украшали символами - вышивкой, изображая различные растительные, или животные узоры.

    (14 сл.) Нарисуйте любой глиняный сосуд с нанесённой на него символикой

    6. Итог урока.

    Принести краски, кисти, альбом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"

    Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест....

    Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: «Древние корни народного искусства» или «Добро пожаловать на Ярмарку»

    Внеклассное мероприятие по ИЗО на тему: "Девние корни народного искусства" или "Добро пожаловать на Ярмарку"...

    урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

    урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"...

    Задания для проверки сформированноcти УУД в 5 классе по теме «Древние корни народного искусства»

    Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.Концепция развития универсальных учебных действий разра...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

    Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

    Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

    Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...