«Народный праздничный костюм».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

На данном уроке мы выясним, для чего в народном костюме нужен орнамент, как выглядела русская народная праздничная одежда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_kostyum.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народный праздничный костюм».


Цель: 

Знать составляющие народного костюма.

Уметь отличать праздничный костюм от повседневного.

Задачи:

1)Выяснить, из каких составляющих состоял русский народный костюм.

2)В чем заключалось отличие между праздничным и повседневным костюмом.

3)За счет чего костюм становился праздничным.

Оборудование (материалы: бумага,

карандаши, ластик); обучающая презентация, видеоролик (фрагменты из мультфильмов.) На доске - изображения мужского и женского праздничного костюма.

Ход урока.


Учитель: ребята, давайте вспомним, что мы с вами прошли на прошлых занятиях?

Дети: Знаки солнца, воды, земли; как выглядела изба снаружи; как выглядела внутри.

Учитель: Молодцы! Ребята, а вы любите нарядно одеваться?

Дети: Да.

Учитель: А для чего вы наряжаетесь, и по какому поводу вы нарядно одеваетесь?

Дети: Чтобы было красиво, на праздники, мероприятия, и т.д.

Учитель: А как вы думаете, раньше, наши прапрабабушки любили наряжаться?

Дети: Да

Учитель: Ребята, а вы знаете, как выглядел раньше народный праздничный костюм? И чем он отличался от повседневного?

Дети: (возможно, кто то скажет то, что знает, украшением.)

Учитель: Так какая у нас сегодня будет тема урока?

Дети: Русский народный костюм, праздничный костюм.

Учитель: Верно, наша тема сегодня - русский народный праздничный костюм.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим видеролик. (На нем изображены фрагменты из мультфильмов, где костюм не праздничный.)

Учитель: Ребята, вот вы посмотрели видео, скажите, из чего состоял женский костюм?

Дети: Платье, сарафан, кокошник, рубаха, и т.д.

Учитель: А наряды там  были праздничными?

Дети: Нет

Учитель: Почему?

Дети: Были не украшены.

Учитель:  Так скажите мне, какая у нас с вами сегодня цель урока? Что мы должны сегодня узнать?

Дети: Каким был костюм, как он украшался, как выглядел.

Учитель: Верно! Мы должны узнать, из каких составляющих состоял костюм, и как выглядел нарядный костюм.

Учитель: (рассказываю составляющие костюма, показываю примеры на презентации, обращаю внимание на то, что костюмы там украшены вышивкой и орнаментом, рассказываю, что вышивку делали вручную) Когда рассказываю про рубаху, показываю им поближе рубаху из музея, обращаю их внимание на вышивку. Когда рассказываю про сарафан, показываю сарафан из музея, обращаю внимание на декор (есть два варианта сарафанов, один обычный другой нарядный, дети мне еще раз называют какой из них какой и почему.)

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица.  Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?


Как только мы все разобрали:

Учитель: А теперь перейдем к практическому заданию. У вас на парте лежит заготовка. На ней изображен женский народный костюм, скажите, что надо будет вам сделать, чтобы сделать из него нарядный?

Дети отвечают…

Учитель: Верно. Наша задача превратить костюм из простого в нарядный, за счет……….

Учитель: выполняем цветными карандашами, на выполнение задания даю вам 15 мин. Выполняем аккуратно, внимательно, не спеша, откройте учебник, рассмотрите поближе орнамент, и приступайте к заданию. Пока они рисуют, проговариваю еще раз задание, хожу по рядам. Включаю негромко русскую народную мелодию.

За 5-7 минут до конца урока собираю рисунки. Спрашиваю у учеников, что они сегодня усвоили (цели, задачи)

Спасибо за урок, урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный праздничный костюм"

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уро...

"Народный праздничный костюм"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

5 класс "Народный праздничный костюм"

презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...