Главные вкладки

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 7 класс. Тема: "Древнерусская иконопись"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

    Капленко Надежда Николаевна

    Цель: Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство с мастерами-иконописцами

    Задачи:

    Обучающая: научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси;

    Развивающая: развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;

    Воспитательная: воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию.

    Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения учащихся в учебный процесс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл drevnerusskaya_ikonopis-konspekt_uroka.docx47.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование Тимашевский район

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 5

    Урок изобразительного искусства.

     7 класс

     Тема урока:

    «Древнерусская  иконопись»

    Автор

    Капленко Надежда Николаевна

    Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 5,

    352747, Краснодарский край, г. Тимашевск, Индустриальный, 16

    2020

     Цель: Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство с мастерами-иконописцами

     Задачи:

    • научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси;
    • развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;
    • воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию.

    Тип урока: урок по ФГОС:  комбинированный, групповая работа.

    Используемое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, наглядные пособия, тексты, материалы для ручного труда

    Используемое программное обеспечение: презентация PowerPoint2007:«Древнерусская иконопись» (подготовлена учителем)

     Формы организации работы детей:групповая- коллективная, индивидуальная.

    УУД:

    Познавательные:

    • Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности, для решения готовых задач ситуаций или проблем, (поставленных как взрослым, так и самим ребёнком), в том числе и рабочих задач.

    Регулятивные:

    • Умение работать индивидуально и коллективно, соотношение своих желаний и интересов с желаниями и интересами других детей. Согласованная работа. Творческая активность.

    Личностные:

    • Проявление инициативы и самостоятельности. Эмоционально – положительное отношение к изобразительной деятельности (к предложенному заданию, к процессу деятельности, к своему продукту).

    Коммуникативные:

    • Способность к планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Проявление интереса к содержательному общению друг с другом и со взрослыми по поводу искусства и изобразительной деятельности. В случае необходимости обращение с вопросами.

    Творческие способности:

    • Обладание развитым воображением, проявление фантазии, творчества:  
    • Самостоятельное  выполнение задания: подборка цвета, соблюдение пропорций, использование  разнообразных подручных и графических средств.

    План урока:

    1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку ) (1-2 мин).
    2. Актуализация знаний учащихся и «погружение» в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 - 5 мин).
    3. Обозначение темы урока. (1-2 мин)
    4. Основная часть. (Постановка учебной задачи. Формирование новых знаний) (10 – 12 мин.)
    5. Закрепление новых знаний. (2-3 мин)
    6. Творческая работа. (10-12 мин). Учащиеся
    7. Рефлексия урока (2 мин).
    8. Подведение итогов урока (2мин.)  

    Продуктом урока послужило выполнение учащимися мини-проектов по теме «Древнерусская иконопись»

    Ход урока.

    1.  Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку) – (1-2 мин.)

    2.   Актуализация знаний учащихся и «погружение» в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3-5 мин).

     (Учитель объясняет учащимся ход урока, какие задания приготовлены на столах). Каждая из 5 основных групп разделяется на 2 подгруппы для выполнения двух заданий в параллели.

    1. (слайд1-щелчок)

    Задание №1, Приложение № 1: «Сложить пазл» - файл № 1.

    Открыть файл, достать 2 конверта с пазлами, сложить их. В «Приложении №2» найти автора работы и внизу его подписать.

    Дать ответ на вопрос учителя:

    - Что у Вас получилось?» (икона)

    2) (на слайде1 – щелчок - текст 2-го задания)

    «Достать из 2-го файла Приложение №1 к данному заданию, и наклеить пазлы в отведённые для этой работы рамочки».

    1. (слайд2)

     Задание №2, Приложение №4 «Прочитать текст и дать ответы на следующие вопросы:

    1 группа: «Что такое икона? Как называется вид искусства, изображающий святых и сцены из Библии? На каком материале они исполнялись и чем?» (Икона-это… Искусство-иконопись. Материал-доски, темпера…)

    2 группа: «Что положило начало русской иконописи?» (Крещение Руси, 988г.н.э.)

    3 группа: «Откуда к нам пришло Христианство? Кто был основоположником Христианства на Руси?» (Византия. Князь Владимир…)

    4 группа: «Где, в основном располагаются иконы? Что такое иконостас?» (В доме, в Храме…Иконостас-это…)

    5 группа: «Предназначение иконы? Что они несут людям?» (Молитва…Умиротворение, спокойствие, веру…)

    3.        Обозначение темы урока (1-2 мин.)

    Учитель: «Каким образом мы можем связать два термина: «Древняя Русь» и «Иконопись» и обозначим тему нашего урока?» (Древнерусская иконопись)

    (слайд3) Открывается тема урока «Древнерусская иконопись»

    4. Основная часть  (Постановка учебной задачи. Формирование новых знаний) – (10-12 мин.)

     Учитель: «Как происходит рождение иконы?» (Её пишут мастера)

    (слайд 4) Учитель: Икону именно, пишут мастера-иконописцы. Как мы слышали вначале урока, иконы пишутся темперными красками. Они изготавливались из…

    Учитель: Посмотрите на Приложение № 3 и скажите, какие цвета чаще используются в написании икон? (перечисляют)

    (слайд 5) Учитель: «Обозначения смысла цветового решения на иконах».

    Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было своё место, своё значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел своё значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета.  Но краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

    Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.

    Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось).

    Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

    Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

    Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой.

    Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

    Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

    Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

    Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый.

    (слайд 6) На слайде перечислены 5 великих мастеров-иконописцев: А.Рублёв, Ф.Грек, С.Ушаков, Дионисий, А.Печёрский.

    1. Задание № 3, Приложение №2 и № 3

    Мастера-иконописцы  по группам:

    (слайд 7) 1 группа: Феофан Грек;

    (слайд 8) 2 группа: Андрей Рублёв;

    (слайд 9) 3 группа: Симон Ушаков;

    (слайд 10) 4 группа: Дионисий;

    (слайд 11) 5 группа: Алипий Печерский;

    Учитель: Достать из файла задание №3 и «Приложение №2 и №3» Каждая группа разделяется на 2 подгруппы. Первая  подгруппа учащихся выбирает из текста описание своего мастера, вырезает и наклеивает в лист задания. Вторая подгруппа учащихся в приложении № 2 находит недостающие произведения данного мастера, вырезает и наклеивает в лист задания.

    По окончании выполнения данного задания рассказывают о мастере-иконописце и демонстрируют выполнения задания.

    5. Закрепление новых знаний (2-3 мин.)

    (слайд 13)

    - О чём шла речь сегодня на уроке?

    - Что такое иконопись?

    - Основное её предназначение?

    - Откуда она к нам пришла?

    - Каких самых известных древнерусских мастеров – иконописцев вы сегодня открыли для себя?

    6. Творческая работа (10-12 мин)

    1. Задание № 4, Приложение 5

    (слайд 12) Учитель: Возьмите файл с Заданием № 4. В нем лежат 5 конвертиков для каждого из участников группы, с шаблонами икон и инструкцией по выполнению работы.

    По окончании выполнения работы, готовый результат продемонстрировать учителю.

    7.        Рефлексия (2мин.)

    Поднимите руки, кому урок был интересен, познавателен и увлекателен?

    Поднимите руки, у кого урок вызвал непонимание темы?

    Поднимите руки, кому урок не понравился?

    8.  Подведение итогов урока  (2мин.)

    Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по теме "Древнерусская живопись:иконопись" + презентация

    Тема урока: Древнерусская живопись : иконопись. ·...

    План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

    Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

    план - конспект урока по искусству в 9-м классе "Эстетическое формирование искусством окружающей среды"

    Цель урока:- Показать наглядно вополощение общественных идей в художественных образах на примере архитектурных комплексов разных эпохтисторических и культурных эпох.- Дать определение:- архитектура;- ...

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 9 класс. Тема: «Театральное искусство и художник»

    Цель:-  Познакомить учащихся с историей и искусством театра, и ролью художника – оформителя.Задачи:1.        Познакомить, углубить и закрепить знания учащ...

    План-конспект урока по искусству 8 класс "Портрет в искусстве России"

    Тема урока: « Портрет в искусстве России » Цели урока: Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Формирование у учащихся представления  о  многочисленных функциях иску...

    План-конспект урока "Изобразительное искусство". 6 класс. Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

    План - Конспект урока ИЗО для  6  класса.(№1)Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств....