Главные вкладки

    Методическая система «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уровнях основного и среднего общего образования»
    материал по химии по теме

    Кукшина Татьяна Сергеевна

    Методическая система учителя химии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema_uchitelya_khimii_kukshinoy_t.s.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая система

    учителя химии МОУ СОШ №3 г. Твери Кукшиной Т.С.

    «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся на уровнях основного и среднего общего образования»

    В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования, как создание условий для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.

    Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, необходимо раскрыть творческий потенциал ребенка, дать направляющий вектор его развития. Развить творческое, самостоятельное и активное мышление обучающегося, научить применять полученные знания на практике. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем.

    Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности, формируя тем самым ключевые компетенции.

    Цель: Построение образовательного пространства, направленного на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством проектно - исследовательской деятельности школьников на уроках химии и во внеурочное время на уровне основного и среднего образования.

    Задачи:

    - создать условия для успешной мотивации и привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

    - организовать деятельность учащихся по разработке проектов на уроках химии и во внеурочное время;

    - создать ситуации выбора и успеха каждого ученика через включение в посильную поисково-исследовательскую работу;

    - практиковать презентацию и реализацию социально-значимых проектных работ;

    - продолжать разработку методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;

    - развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

    - выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

    - формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

    В настоящее время важным показателем качества образования становится наличие у учащихся опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, умения использовать знания на практике, осуществлять исследовательскую деятельность, т.е. сформированность ключевых компетенций.

    В настоящий момент существуют различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время.

    По мнению Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект учения. Именно это обстоятельство с самого начала побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к результатам [4].

    Вместе с тем любые ее виды предполагают овладение учащимися технологиями творчества, приемами творческой исследовательской работы. Например, умения видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях. Все перечисленные приемы формируются в результате исследовательской деятельности.

    Таким образом, исследовательская деятельность учащихся – это обновленная и усовершенствованная, расширенная форма поисково-краеведческой деятельности учащихся, направленная на формирование адекватного представления об изучаемом объекте, осуществляемая в соответствии с требованиями научного исследования и сопровождается овладением необходимыми знаниями и умениями, а значит, и формирование компетенций.

    Организация исследовательской деятельности школьников нацелена на развитие у них самостоятельности, логического мышления, создание внутреннего мотива к учебе в целом. К мощным стимулам, позволяющим существенно активизировать познавательный интерес учащихся к изучению основ естественных наук, относится химический эксперимент. В процессе учебного исследования у учащегося формируется внутренняя потребность проходить к любой возникающей перед ним проблеме системно и творчески, появляется возможность преодолеть фрагментарность, разрозненность знаний, развить экспериментальные умения и критическое осмысление информации, получить предоставление о научных принципах исследования. [2].

    Итак, собственно исследовательский компонент сводится к развитию умений находить причинно-следственные связи, прогнозировать результаты эксперимента, и, конечно же, учащиеся осваивают технику практических работ.

     Таблица 1.

    Компоненты научно-исследовательской работы и соответствующие им учебно-исследовательские умения (Е. В. Батаева)

    Компоненты работы

    Цель, задачи и результаты работы

    Соответствующие умения

    Информационный

    Получение информации об уже имеющихся знаниях, их обобщение. Составление обзора констатирующего характера по теме исследования

    Работа с учебной литературой, умение пользоваться справочниками и таблицами

    Аналитико-критический

    Анализ и критическая оценка имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выявления частично или полностью не изученных сторон темы исследования. Составление аналитического обзора по теме, формулирование проблемы исследования и конкретных задач

    Анализ, сравнения, обобщение, умение готовить сообщение

    Собственно-исследовательский

    Проведение теоретического и экспериментального исследования. Получение новых знаний и решение поставленной проблемы

    Составление плана эксперимента, прогнозирование его результатов, нахождение причинно-следственных связей, умения проводить эксперименты, наблюдения, формулирование выводов

    Трансляционно-оформительский

    Составление сообщения (научный текст) с описанием проделанной работы и полученных результатов

    Обобщение, умение готовить сообщение, построение графика, применение знания для объяснения нового материала

    Исследовательские умения учащихся характеризуются более низким начальным уровнем, которые возрастают по мере прохождение практикума[2].

    Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие, как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение ученических исследований и т. п. [3].

    Таким образом, реформы школьного химического образования, развернувшиеся в последние десятилетия в нашей стране, были вызваны не только угрозой потери качества образовательного процесса, но и тем, что традиционные цели школьного химического образования все в меньшей степени соответствовали новым потребностям и ожиданиям личности и общества. И поэтому введение ФГОС ориентировано не только на достижение предметных образовательных результатов, но и прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности, совершенствуются химические знания на всех этапах дальнейшего развития компетенций учащихся.

    Условия реализации методической системы:

    1. На уроке - исследовании учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На таких уроках следует использовать технологию проектного и проблемного обучения. В учебном процессе используются термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод, а также вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

    На уроке - исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках используют технологию сотрудничества (работу в малых группах). Деятельность учащихся направляется в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращается внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Используются вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

    На базовом уровне через классно-урочную деятельность осуществляю преподавание предмета «Химия» по учебно-методическому комплекту «Химия» 8-11 класс (автор О.С. Габриелян).

    На своих уроках я стараюсь применять исследовательский метод. Это уроки по темам «Многоатомные спирты», «Глюкоза», «Углерод», «Железо». Цель таких уроков развить у учащихся научный стиль мышления. В ходе урока «Многоатомные спирты» детям предлагалось узнать, в каких из предложенных веществ содержится многоатомный спирт. Класс делился на группы. Каждая группа выбирала из предложенных вещество, которое наверняка не может содержать многоатомных спиртов, и вещество, в котором они предполагают его содержание. Для этого им необходимо было выдвинуть гипотезу, обосновать ее и экспериментально доказать.

    Результатом таких уроков является: повышение мотивации к предмету, дети учатся элементам исследовательской деятельности, у них формируются элементы научного мышления, уроки имеют большое воспитательное значение.

    2. Внеклассная работа позволяет не только закрепить учебные навыки, но и расширить кругозор учащихся, ознакомить с различными областями науки, способствует развитию их мышления, наблюдательности. Внеклассная работа дает возможности осуществить связь теории с практикой и реализовать принципы профилизации.

    Во внеурочной работе стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности, тем самым, привлекая к дополнительному химическому образованию максимальное количество учащихся.

    Внеклассные мероприятия по предмету: час занимательной химии для 5-х классов «Путешествие по стране химия», конференция «Вред курения», вечер «Посвящение в химики», конференция «Планета Земля», брейн-ринг по естественным предметам, и т.п. Особенно важно, когда в подготовке и проведении воспитательного дела участвуют разновозрастные параллели, развиваются идеи преемственности в преподавании, упрочняются межпредметные связи.

    3. Элективные курсы, кружки, факультативы: «Реферативная и исследовательская деятельность по химии», «Решение нестандартных задач по химии», «Практическая и теоретическая подготовка по химии». Цель – расширение и углубление представлений об изучаемом предмете. При реализации программы использую проблемную и проектно-исследовательскую технологии. Теоретические знания, полученные на уроках химии, приобретают практическое значение, реализуются в нестандартных ситуациях.

    Изучение химии начинается в 8 классе, а практика показывает, что интерес к этой области знаний проявляется у учащихся в более раннем возрасте. С этой целью создан пропедевтический курс «Мир веществ» для учащихся 6-7 классов. Задача курса – сохранить и укрепить познавательную активность опираться на знания, полученные учащимися на уроках природоведения, естествознания, географии, истории, математики.

    4. Организация собственно исследования включает следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования, создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! – дают возможность учащимся подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы.

    Так, ежегодно мои ученики представляют реферативные и исследовательские работы на городских, региональных и всероссийских конкурсах. На протяжении пяти лет мы принимаем активное участие в конкурсе исследовательских работ имени Д.И. Менделеева. И надо отметить, что добились хороших результатов. Так в прошлом году учащиеся 5 класса Березина Анна и Хамаулов Семен заняли 3 место на IX Региональных Менделеевских чтениях с работой «Уголь и его удивительные свойства». Поехали в Москву на Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», где были удостоены диплома II степени.

    Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам.

    Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего - мире, в котором ему предстоит жить и работать.

    В век компьютерных технологий необходимо развитие информационно-коммуникационной компетентности учителя и одаренных учащихся. Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной среды.

    В современном обществе детей привлекает интеграция, возможность более широкого общения не только с учителем, одноклассниками, но и учащимися других школ и городов. Интернет, информационные технологии, оснащенность современной техникой образовательных учреждений, представляют такую возможность.

    В недалеком прошлом телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась в обмене писем между учащимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.

    Под сетевым проектом понимают такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Сетевой проект даёт возможность ребёнку учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете.

    Сегодня, когда «ученик выступает в роли заказчика на образование, а учитель в роли исполнителя заказа», обучение как передача некоторого багажа знаний от учителя к ученику не может быть востребовано. Поэтому на первое место выступает принцип: научить учиться. В связи с этим неотъемлемой частью современного образовательного процесса становится применение сети Интернет, возможностей электронного общения.

    По моему мнению, именно молодые учителя – вчерашние студенты – ведут за собой информатизационный прогресс в школу, внедряя новые знания по вопросам информатизации. Я с 2009 года являюсь руководителем информационного центра школы, где учащиеся могут поработать за компьютером, самостоятельно найти нужную информацию в сети интернета. С целью развития познавательного интереса учащихся на базе информационного центра проводятся видеоконференции. Так в декабре 2010-2011 уч. г. прошла видеоконференция по теме «Презентация школы. Школьное самоуправление». В видеоконференции приняли участие четыре школы города. В апреле 2011 -2012 уч. г. вместе с учащимися 11 класса была проведена видеоконференция по теме «Территория здорового образа жизни». В конференции приняли участие школы города и области. В ноябре 2012- 2013 уч. г. проводилась видеоконференция по теме «Символика современной России». Свою работу учащиеся представляли в режиме on-line.

    В 2009 – 2010 уч. г. мы с учащимися впервые приняли участие в интернет - игре «Народные промыслы и ремесла Тверской губернии». Вся игра проходила с помощью обмена данными в сети интернета. Только лишь на заключительном этапе учащиеся защищали свои проекты очно. В 2010-2011 уч. г. команда 9х классов нашей школы «Силикатские магнаты» были удостоены диплома 3 степени в Региональной интернет – игре «Полезные ископаемые Тверской губернии». Дети проявили самостоятельность, ответственность, умение  представлять публике  собранный материал.  В 2011 – 2012 уч. г. команда нашей школы «Археологи химии» вновь стала участником интернет - игры «Становление промышленности Тверской губернии», в которой заняла 2 место. В прошлом году команда нашей школы «Силикатские магнаты» заняла 3 место в Региональной интернет – игре «Достопримечательности Тверской губернии».

    Уже второй год подряд мои ученики принимают участие в сетевом интеллектуальном марафоне для школьников 8-9 классов «Мудрёнок», который привлекает внимания школьников к интеллектуальной творческой деятельности, использованию в учебной сфере современных информационных технологий. В прошлом году ученица 9 класса Шилихина Светлана стала победительницей естественно - научного тура, а в этом году Емельянова Анастасия.

    В этом году мы с ребятами решили поучаствовать в новом сетевом проекте – экологическом марафоне, который проводит ДТДМ г. Твери. Учащиеся с большим интересом выполнили все интерактивные задания марафона.

    4. 1. Оформление научно-исследовательской работы:

    Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний.

    Этапы работы над исследованием: подготовка к проведению научного исследования, проведение научного исследования, оформление научно-исследовательской работы, защита результатов исследования.

    1.        Введение (2-3 стр.) включает в себя:

    •        формулировку темы;

    •        актуальность исследования;

    •        проблему исследования;

    •        объект, предмет, цель, задачи, гипотезы;

    •        методы исследования;

    •        этапы исследования, структуру исследования; его практическую значимость;

    •        краткий анализ литературы.

    2.        Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы

    •        глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;

    •        главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента;

    •        каждая глава завершается выводом.

    3.        Заключение

    •        не должно дословно повторять выводы по главам;

    •        в заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации;

    •        отмечается степень достижения цели;

    •        отмечаются перспективы дальнейших исследований.

    Оформление списка литературы.

    При написании исследовательских работ учащимся часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.

    В особом внимании нуждается оформление списка использованных источников, который является составной частью исследовательской работы. Этот список помещается в конце работы, после «Заключения».

    Каждая книга списка должна быть описана в соответствии с ГОСТом. В целом описание всех типов документов унифицировано, но при составлении записей на отдельные виды документов используются дополнительные правила.

    4. 2. Памятка по оформлению списка литературы

    При написании исследовательских работ учащимся часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник. Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки и т.п.) следует также обратить внимание на точное указание источников цитат.

    В особом внимании нуждается оформление списка использованных источников, который является составной частью исследовательской работы. Этот список помещается в конце работы, после «Заключения».

    Каждая книга списка должна быть описана в соответствии с ГОСТом 7.1-84 «Библиографическое описание документа». В целом описание всех типов документов унифицировано, но при составлении записей на отдельные виды документов используются дополнительные правила:

    1. Если книга написана одним, двумя или тремя авторами, в описание должно входить: фамилии и инициалы авторов; полное название книги; после тире – название города, в котором издана книга, после двоеточия – название издательства (без кавычек), которое ее выпустило; после запятой – год издания; после точки и тире – количество страниц.

    2. Если книга издана без указания авторов или имеет четырех и более авторов, то она описывается под заглавием книги. При этом описание содержит следующие сведения: заглавие; после косой черты указываются три первых автора и слово «и др.» (или слово «et al» в случае описания иностранной книги; после тире – название города; после двоеточия – название издательства; после запятой – год издания, после точки и тире – количество страниц.

    3. Для некоторых городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения в описании: М. (Москва), Л. (Ленинград), СПб. (Санкт-Петербург),

    4. При использовании статьи (главы, раздела) из книги, сборника или периодического издания необходимо указать: фамилию, инициалы автора; название статьи (главы, раздела); после двух косых линий – название издания (без кавычек), где она помещена; после тире – год издания; после тире – номер; после тире – страницы («С.» с большой буквы), на которых помещена данная статья.

    Особое внимание необходимо обратить на правильность описания официальных документов (законов, указов, положений, постановлений и др.) После названия официального материала ставится двоеточие и указывается, кем принят (утвержден) данный законодательный акт, дата принятия и его номер. Обычно такие материалы оперативно печатаются в газетах, поэтому далее надо указать, где опубликован этот материал, т. е. после двух косых линий указывается название газеты, год, номер, число и страницы, где напечатан этот документ.

    Ниже приведены некоторые примеры библиографического описания документов:

    1.        Бек М., Надьпал И. Исследование комплексообразования новейшими методами. – М.: Мир, 1989. – 413 с.

    2.        Спектрофотометрические и люминесцентные методы определения лантаноидов / Полуэктов Н.С., Кононенко Л.И., Ефрюшина Н.П. и др. – Киев: Наукова думка, 1989. – 256 с.

    3.        Координационная химия редкоземельных элементов / Под ред. В.И. Спицина, Л.И. Мартыненко. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 254 с.

    4.        Иванькова Е.М. Дефекты и механические свойства ориентированного полиэтилена: Дис. … канд. физ.-мат. наук. – СПб: Санкт-Петербургский государственный технический университет, 1998. – 162 с.

    5.        Лыткин А.И. Термодинамика соединений циркония, гафния и реакции их взаимодействия с комплексонами: Автореф. дис. … д-ра хим. наук. – Иваново: Институт химии растворов РАН, 2000. – 39 с.

    6.        Широкова В.И., Колотов В.П. Информационные ресурсы Интернета в области аналитической химии // Журн. аналит. химии. – 2001. – Т.56. №7. – С.678 – 689.

    7.        Николаева Г.Ю., Гордеев С.А., Прохоров К.А. и др. К проблеме определения молекулярной ориентации в волокнах полиэтилена методом спектроскопии КР // Ученые записки Тверского государственного университета: Сб. науч. тр.– Тверь: Тверской гос.       ун-т, 2000. – Т.7. – С.114 – 119.

    8.        De Stefano C., Foti C., Sammartano S. Interaction of Polyamines with Mg2+ and Ca2+ // J. Chem. Eng. Data. – 1999. – Vol.44. – No.4. – P.744 – 749.

    9.        Varela L.M., Rega C., Suarez-Filloy M.J. et al. Self-Association of Penicillin V in Aqueous Solution // Langmuir. – 1999. – Vol.15. – No.19. – P.6285 – 6290.

    10.        А.с. 1580233 СССР Состав ионочувствительного элемента фосфат-селективного электрода / Москвин Л.Н., Ушенко В.Г. // Б.и. – 1990. – №27. – С.174.

    11.        Пряжникова В.Г., Козлова О.В. Роль сольватационно-экстракционых процессов при подготовке текстильных материалов с использованием новых ПАВ // Тез. докл. VIII Междунар. конф. «Проблемы сольватации и комплексообразования в растворах». – Иваново, 2001. – С.170.

    Результативность:

    1. Показатели успеваемости и качества знаний ежегодно увеличиваются от 34% до 60%
    2. Ежегодно учащиеся выбирают предмет для сдачи ЕГЭ и устного экзамена по выбору в 9 классе, поступают на химические специальности в высшие и среднеспециальные учебные заведения.
    3. Учащиеся с большим интересом принимают участие в творческих проектах и внеклассных мероприятиях по химии на уровне школы в течение года.
    4. Рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, научно-практических конференциях);
    5. Участие в конкурсах и Интернет - проектах;
    6. Участие в городских, областных и российских конкурсах и олимпиадах:

    2011 – 2012 уч. год:

    • VIII Региональные Менделеевские чтения, Неустроева Нина, 2 место.
    • Региональная интернет – игра «Становление промышленности Тверской губернии», команда МОУ СОШ №3, 2 место.

    2012 – 2013 уч. год:

    • Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа», Алфеева Алина, 1 место.
    • IХ Региональные Менделеевские чтения, Березина Анна и Хамаулов Семен, 3 место.
    • Всероссийский фестиваль творческих инициатив и открытий «Леонардо», 2 место.

    2013 – 2014 уч. год:

    • Х Региональные Менделеевские чтения, Мкртчян Рузанна, 3 место.
    • Региональный сетевой интеллектуальный марафоне для школьников 8-9 классов «Мудрёнок», Емельянова Анастасия, лучший ответ по химии в естественно-научном туре.
    • Региональный сетевой интеллектуальный марафоне для школьников 8-9 классов «Мудрёнок», команда МОУ СОШ №3, 3 место в естественно-научном туре.
    • Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д. И. Менделеева, Мкртчян Рузанна, участник.

    По данной системе работаю третий год. Данный опыт представлен на уровне образовательного учреждения, на муниципальном уровне на заседании методического объединения учителей химии, биологии и физики. Методическая система опубликована на сайтах различного уровня. Отдельные элементы методической системы представлены на Августовской панораме педагогических технологий учителей химии г. Твери, на научно-практической конференции учителей химии Тверской области «Актуальные вопросы методики обучения химии».

    Система является открытой, способна к дальнейшему развитию, способствует самореализации и самосовершенствованию учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

    Литература:

    1. Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений // Химия в школе.-2004. - №1 - С. 22-27.

    2. Беспалов П. И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. - 2010. - №5 - С.61-63.

    3. Исаев Д. С. Из опыта организации исследовательской деятельности // Химия в школе. - 2010. - №5 - С.67-70.

    4. Смирнова С. А. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для высш. и сред. учеб. заведений – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 224-240 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

    Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

    Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

    Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

    Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

    В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

    «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

    «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

    Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"

    Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"...