Главные вкладки

    Технологическая карта урока по теме "Генетическая связь между классами неорганических веществ" (8 класс)
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Дубанова Ольга Викторовна

    Технологическая карта урока формирования и первичного закрепления новых знаний по теме "Генетическая связь между классами неорганических веществ" (8 класс) включает цели, задачи, основные понятия и термины темы, технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся. На всех этапах урока подробно расписываются осуществляемые действия и формируемые способы познавательной, коммуникативной и регулятивной деятельности учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    (разработала учитель химии Дубанова О.В.)

    Дата проведения:

    18 марта 2014 года

    Предмет: 

    Химия

    Класс: 

    8 класс

    Тип урока:[1] 

    урок формирования и первичного закрепления новых знаний

    Вид урока:[2] 

    Беседа, лабораторная работа

    Тема урока

    Генетическая связь между классами неорганических веществ

    Цель урока

    Создать условия для выявления учащимися генетической связи между классами неорганических веществ, способствовать развитию представления о взаимопревращениях веществ разных классов.

    Задачи урока:

    • образовательные;
    • развивающие;
    • воспитательные.

    Образовательные:

    1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях, их химических свойствах.
    2. Сформировать умения находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
    3. Выявлять взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.

    Воспитательные:

    1. Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса учащихся к химической науке
    2. Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного проведения лабораторных работ.
    3. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

    Развивающие:

    1. Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
    2. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
    3. Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.

    Место урока в системе уроков

    Это шестой урок по теме «Химические свойства основных классов неорганических веществ», на предыдущем уроке изучались химические свойства солей.

    Основные понятия и термины темы

    Металл, неметалл, оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь, взаимопревращения, химическая реакция.

    Межпредметные связи

    (с указанием тем в смежных предметах)

    Закономерности наследственности и изменчивости (биология), закон сохранения энергии (физика).

    Ресурсы урока

    (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

    Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник (Новошинский И.И. Химия: учебник для 8 классса общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 4-е изд. – м.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 224с.),

    карточки-задания, инструктивные карты,  жетоны.

    Лабораторное оборудование: штатив, пробирка, спиртовка, пробиркодержатель, зажигалка.

    Вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, серная кислота.

    Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

    Технологии: развивающего обучения, модерации, информационно-коммуникативные

    Формы: фронтальная, парная, групповая (сменного состава), индивидуальная, коллективная

    Методы: упражнения, мозговой штурм, лабораторная работа, создание схем

    Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, организация парной работы, выполнение дифференцированных заданий  по группам с помощью инструктивных карт, работа с учебником, самостоятельное выполнение задания.


    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Организационный этап, 1 мин.

    Приветствие учащихся

    Проверка явки учащихся

    Заполнение классного журнала

    Настрой учащихся на работу через осмысление эпиграфа к уроку: «Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете» (Уильям Шекспир)

    Читают и осмысливают эпиграф к уроку

    Формулировать  собственные ожидания относительно темы текущего урока

    Взаимодействуют с учителем во время приветствия, проверки явки на урок

    Вступать в контакт с собеседником

    Эмоционально настраиваются на урок

    Проявлять эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности

    Этап актуализации знаний, 13 мин.

    Организует эвристическую беседу с учащимися, задает вопросы:

    Что мы изучали на прошлых уроках?

    На какие две группы делятся неорганические вещества?

    На какие классы делятся сложные неорганические вещества?

    Дайте определение оксидам.

    На какие группы делятся оксиды?

    Назовите несолеобразующие оксиды.

    Дайте определение основаниям.

    Дайте определение кислотам.

    Дайте определение солям?

    Какой еще класс веществ вам известен?

    Назовите амфотерные гидроксиды.

    Организует процесс выполнения заданий учащимися:

    1 Задание (работа в парах): В предложенных рядах веществ найдите лишнее вещество:

    1. SiO, CO, SO3, NO, N2O.
    2. Na2O, Al2O3, ZnO, BeO, PbO.
    3. KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, H2SO4, LiOH.
    4. H2SO4, HCl, KOH, H3PO4, HNO3.
    5. H2SO4, NaOH, HNO3, Al(OH)3, HCl.

    2 Задание (индивидуальная работа с взаимопроверкой): Из предложенного ряда веществ:

    H2O, K2O, NaOH, SO2, HCl, BaCl2 

    выпишите те вещества, с которыми реагирует

    сульфат магния.

    Заслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся

    Фиксирует затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания

    Слушают вопросы учителя об основных классах неорганических веществ

    Отвечают на вопросы учителя

    Участвуют в беседе с учителем

    Выполняют задания учителя (в парах и индивидуально)

    Осуществляют взаимоконтроль по образцу

    Осуществлять актуализацию личных  знаний

    Умения находить ответы на вопросы

    Взаимодействуют с учителем во время  беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

    Взаимодействуют с одноклассником во время  выполнения задания в парах,

    во время взаимопроверки

    Слушать собеседника.

    Конструировать собственное высказывание, понятное для собеседника

    Полно и точно выражать свои мысли

    Контролируют правильность своих ответов и ответов одноклассников.

    Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

    Уточнять, дополнять и корректировать ответы в контексте полученного задания

    Оценивать результат по эталону

    Адекватно воспринимать оценку учителя

    Этап постановки учебной задачи, 5 мин.

    Организует беседу с учащимися о взаимосвязи явлений в природе (просит привести примеры из физики и биологии о взаимосвязи явлений)

    Организует беседу, выявляющую представление детей о генетической связи (о гене как носителе наследственной информации)

    Подводит итог беседы

    Фиксирует недостаточность имеющихся знаний для выявления генетической взаимосвязи неорганических веществ

    Просит учащихся выдвинуть предположение о теме текущего урока

    Просит учащихся сформулировать цели урока

    Обобщает предположения учащихся о целях текущего урока

    Слушают учителя и одноклассников

    Отвечают на вопросы учителя

    Высказывают мнения о взаимосвязи явлений в природе (примеры из физики, биологии)

    Выдвигают предположение о взаимосвязи неорганических веществ,

    Высказывают мнение о теме и целях урока

    Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

    Формулировать собственные ожидания

    Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

    Осуществляют сотрудничество с учителем и одноклассниками во время обсуждения существующих взаимосвязей в природе, взаимосвязи неорганических веществ

    Строить понятные для собеседника высказывания,

    Полно и точно выражать свои мысли

    Самостоятельно определяют тему и цели урока

    Контролируют правильность и логичность своих высказываний

    Уметь прогнозировать предстоящую работу,

    Адекватно воспринимать мнение окружающих

    Этап осмысления нового знания, 10 мин.

    Организует работу учащихся с учебником (поиск определения генетической связи между веществами)

    Организует чтение вслух определения генетической связи между неорганическими веществами

    Обеспечивает процесс освоения новой темы  с опорой на личные знания учащихся

    Организует обсуждение характера взаимосвязи неорганических веществ

    Обеспечивает процесс совместного заполнения схемы, отражающей генетическую взаимосвязь неорганических веществ

    Организует обсуждение условий протекания некоторых реакция

    Читают текст учебника, извлекают из текста определение генетической взаимосвязи веществ,

    Совместно с учителем осуществляют поиск  взаимосвязи между классами неорганических веществ, составляют схему, отражающую взаимосвязь между неорганическими веществами

    Осуществляют рассуждения об условиях взаимопревращения веществ

    Уметь извлекать информацию из текста

     Осуществлять актуализацию личных знаний

    Выявлять сущность генетической связи между неорганическими веществами

    Уметь устанавливать связи между классами неорганических веществ

    Уметь систематизировать информацию, представлять информацию в виде схемы

    Осуществлять познавательную рефлексию

    Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы

    Участвуют в коллективном обсуждении темы

    Уметь слушать, вести обсуждение в соответствии с целями общения

    Уметь полно и точно выражать свои мысли

    Осуществляют  восприятие, осмысление и запоминание учебного материала

    Уметь формулировать свои мысли в устной форме

    Динамическая пауза (Физкультминутка), 2 мин.

    Этап первичного закрепления знаний, 4 мин.

    Организует первичное закрепление нового материала в группах:

    Задание (работа в группах): Из предложенного перечня формул неорганических веществ составьте генетический ряд:

    Группа 1:

    Ca(OH)2, HCl, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2.

    Группа 2:

    Zn, NaOH, Zn(OH)2, MgO, CO2, Mg, ZnO, ZnCl2.

    Группа 3:

    NaOH, HNO3, Ca, Na2O, CO2, Na, NaNO3, Cl2.

    Группа 4:

    Mg(OH)2, Ca, HCl, Mg, MgO, CaCl2, Mg(NO3)2, Cl2.

    Фиксирует  внимание учащихся на алгоритме составления генетических цепочек превращения неорганических веществ

    Организует беседу с учащимися, требующую активизации мыслительных операций

    Обращает внимание учащихся на ответы группы, с целью их коррекции, дополнения, уточнения.

    Выполняют задания в группах (4 группы): составляют генетический ряд неорганических веществ

    Отвечают на вопросы учителя

    Отрабатывают генетически

    Доказывать, аргументировать свою точку зрения

    Совместно осуществляют выполнение задания внутри группы.

    Учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с членами группы, объединения

    Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

    Осуществляют контроль и коррекцию ответов групп

    Уметь планировать свой ответ в соответствии с поставленными задачами.

    Этап практического применения нового знания, 8 мин.

    Сообщает учащимся название лабораторной работы

    Организует деление класса на 5 групп по уровню знаний и возможностей для выполнения лабораторной работы «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

    Обеспечивает каждого учащегося дифференцированной инструктивной картой (см. приложение), знакомит учащихся с ее содержанием

    Организует процесс выполнения лабораторной работы в группах (работа в группах по дифференцированным инструктивным картам)

    Проводит инструктаж по техники безопасности при выполнении лабораторной работы

    Регулирует выполнение лабораторной работы в группах, по необходимости оказывает помощь

    В процессе выполнения работы, по необходимости   проводит текущий инструктаж

    Актуализирует знания учащихся о приемах обращения с лабораторным оборудованием

    Оказывает помощь слобоподготовленным к выполнению задания  учащимся

    Координирует рациональное использование времени учащимися при выполнении работы

    Выполняют лабораторную работу «Генетическая связь между классами неорганических веществ»:

    Формулируют цель работы, записывают названия оборудования и веществ, осуществляют экспериментально цепочку превращения:

    CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuSO4

    составляют уравнения соответствующих реакции, формулируют вывод.

    Применять на практике полученные знания

    Устанавливать причинно-следственные связи

    Выстраивать логические цепи рассуждений

    Уметь на основании анализа делать выводы

    Совместно осуществляют выполнение задания внутри группы.

    Учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с членами группы, объединения

    Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

    Осуществляют  самоконтроль выполнения лабораторной работы

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее достижения

    Инструкция по выполнению домашнего задания, 1 мин.

    Объясняет сущность домашнего задания, просит учащихся записать его в дневники:

    § 53, упражнения 1-3 письменно.

    По желанию:

       * Составить генетический ряд алюминия.

       *  Составить кроссворд по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

       *  Нарисовать рисунок-схему «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

    Слушают инструктаж учителя по выполнению домашнего задания,

    Обращают внимание на возможность поика информации по изученной теме в иных источниках (в сети интернет, в книгах, в видеоисточниках)

    Развивать и углублять потребность в дополнительном поиске информации

    Взаимодействуют с учителем

    Уметь слушать, вести обсуждение в соответствии с предложенной информацией

    Осуществляют  восприятие и осмысление информации

    Проявлять эмоциональное отношение к полученной информации

    Рефлексия учебной деятельности, 1 мин.

    Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке

    Организует фиксацию степени соответствия  результатов деятельности на уроке с поставленной целью в начале урока

    Организует проведение самооценки учащимися работы на уроке

    Фиксирует направление дальнейшей деятельности  по результатам анализа работы учащихся

    Оценивают степень соответствия результатов деятельности на уроке с поставленной целью в начале урока,

    Обобщать и систематизировать полученные знания

    Взаимодействуют с учителем по поводу степени достижения поставленной цели

    Выражают свои эмоции по поводу урока

    Уметь полно и точно выражать свои мысли

    Осуществляют самооценку работы на уроке

    Осуществлять оценку и самооценку учебной деятельности

    Дубанова Ольга Викторовна, п.Новоорск, Оренбургская область


    [1] урок формирования и первичного закрепления новых знаний; урок усвоения и умений, урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля, оценивания и коррекции знаний

    [2] лекция, практическая работа, семинар, лабораторная работа, конференция, дискуссия, контрольная работа, зачет, «круглый стол», практикум, экскурсия, беседа и т.д.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете» Уильям Шекспир

    Слайд 2

    Задание: В предложенных рядах веществ найдите лишнее вещество: SiO, CO, SO3, NO, N2O. Na2O, Al2O3, ZnO, BeO, PbO. KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, H2SO4, LiOH. H2SO4, HCl, KOH, H3PO4, HNO3. H2SO4, NaOH, HNO3, Al(OH)3, HCl.

    Слайд 3

    Задание: Из предложенного ряда веществ: H2O, K2O, NaOH, SO2, HCl, BaCl2 выпишите те вещества, с которыми реагирует СУЛЬФАТ МАГНИЯ

    Слайд 4

    Правильный ответ: MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2 ↓ + Na2SO4 MgSO4 + BaCl2 = BaSO4 ↓ + MgCl2

    Слайд 5

    Тема урока: Генетическая связь между классами неорганических веществ

    Слайд 6

    Цель урока: Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ. Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ. 3. Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

    Слайд 7

    Задание (работа в группах): Из предложенного перечня формул неорганических веществ составьте генетический ряд.

    Слайд 8

    Группа 1: Ca(OH)2, HCl, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2. Группа 2: Zn, NaOH, Zn(OH)2, MgO, CO2, Mg, ZnO, ZnCl2. Группа 3: NaOH, HNO3, Ca, Na2O, CO2, Na, NaNO3, Cl2. Группа 4: Mg(OH)2, Ca, HCl, Mg, MgO, CaCl2, Mg(NO3)2, Cl2.

    Слайд 9

    Домашнее задание: § 53, упражнения 1-3 письменно. По желанию: * Составить генетический ряд алюминия. * Составить кроссворд по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ». * Нарисовать рисунок-схему «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

    Слайд 10

    Оцени себя: - тему усвоил полностью - в основном тему усвоил, но требуется еще еще самому разобраться дома - не понял тему



    Предварительный просмотр:

    Приложения

    Работа в группах (карточки-задания)

    Из предложенного перечня формул неорганических веществ составьте генетический ряд:

    Группа 1:

    Ca(OH)2, HCl, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2.

    Из предложенного перечня формул неорганических веществ составьте генетический ряд:

    Группа 2:

    Zn, NaOH, Zn(OH)2, MgO, CO2, Mg, ZnO, ZnCl2.

    Из предложенного перечня формул неорганических веществ составьте генетический ряд:

    Группа 3:

    NaOH, HNO3, Ca, Na2O, CO2, Na, NaNO3, Cl2.

    Из предложенного перечня формул неорганических веществ составьте генетический ряд:

    Группа 4:

    Mg(OH)2, Ca, HCl, Mg, MgO, CaCl2, Mg(NO3)2, Cl2.

    Дубанова Ольга Викторовна, п.Новоорск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока "Моделирование и формализация. Логические модели", информатика 11 класс, профильный

    Информатика и ИКТ ( профильный курс) 11класс Тема урока: Моделирование и формализация. Логические модели. Тип урока: изучение нового материала Материал к уроку: флипчарт с опорными сигналами действ...

    Технологическая карта урока математики по теме "Угол. Обозначение углов." 5 класс

    Данный урок проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС....

    Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

    Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

    Упражнения по химии для 8 класса по теме "Классы неорганических веществ" на сервере LearningApps: http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t

    Упражнения по химии для 8 класса  на сервере LearningApps http://learningapps.org/display?v=pub4xch9t...

    Технологическая карта урока "Виды химической связи" 11 класс (профиль)

    Технологичсекая карта составлена для изучения программного материала по типам связи в профильном классе, с применением групповой формы работы....

    Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

    Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

    Технологическая карта урока "Ионная химическая связь"

    Разработка урока в 8 классе по теме "Ионная химическая связь"...