Проектная работа "Введение приема сравнения на уроках химии, как средства формирования УУД"
методическая разработка по химии на тему

Георгиева Татьяна Григорьевна

Содержание проектной работы направлено на рассмотрение преимущества приема сравнения, этапов работы по внедрению приема в работу учителя, примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Благоевская средняя общеобразовательная школа»

Проектная работа

«Введение приема сравнения на уроках химии, как средства формирования УУД»

Автор: Георгиева Татьяна Григорьевна, учитель химии.

Благоево

2013г.

I. Введение.

    Опираясь на передовые достижения педагогики, психологии, методики преподавания химии, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться. 

     Предмет химии является сложной и многогранной наукой, которая требует поиска особых подходов для ее познания. Ученик, как исследователь, должен найти в огромном количестве знаний самую суть предмета, закрепить эту суть, и суметь в другой ситуации применить эти знания.

     В начале изучения химии ученики с интересом воспринимают новую информацию, ведь она так интересна и загадочна, а также и достаточно знакома. Но, спустя некоторое время, по мере усложнения содержания тем, интерес начинает угасать, так как более сложный материал становится менее доступным для средних и слабых учеников, которые начинают терять веру в свои собственные силы и возможности. В результате ученик из активного участника процесса обучения превращается в пассивного слушателя. При работе он предпочитает списать необходимую информацию, нежели осуществить поиск самостоятельно, а это приводит к тому, что большая часть знаний проходит мимо него, не оставляя никаких следов в памяти. Результат – снижение успеваемости, низкий уровень знаний.    

      Перед педагогами, на сегодняшний день, стоит проблема обеспечения мыслительной деятельности ребенка на уроке, пробуждение желания учиться самому. Как же достичь этой цели? Какими способами и методами руководствоваться при работе на уроке?  

       Каждый педагог ищет свой путь решения этой проблемы в различных методических материалах. Находясь в поиске приемов

                                                 1

преподавания химии, которые помогли бы мне помочь удержать интерес аудитории к своему предмету, донести знания по химии даже до слабого ученика, заставив его тем самым поверить в свои силы, я познакомилась с трудами Марты Васильевны Зуевой. В ее работах раскрываются вопросы развивающего обучения с использованием давно известных приемов в новой параллели, так называемый  способ «инноваций» (применение старого в новых условиях). Одним из таких приемов и является прием сравнения. Изучив ее работы, я поняла, что не нужно «изобретать велосипед», если он уже создан, а необходимо научится пользоваться тем, что уже есть в наличии, уже использовано и дало свои результаты.

       

    Поэтому я поставила перед собой цель – оптимизировать познавательный интерес учащихся на уроках химии через применение приема сравнения.

  Реализовать задуманное я попыталась, решив следующие задачи:

  • Развить у учеников умения и способности к анализу и синтезу представленной на уроке информации;
  • Научить делать обобщающие выводы на основе найденных сходных или отличных признаков;
  • Побудить ученика к самостоятельному поиску необходимых знаний среди большого количества информации;
  • Способствовать развитию познавательного интереса у ученика, через поиск ответа на найденный вопрос.

    Тема применения приема сравнения на уроках химии стала мне интересна и с той точки зрения, что этот прием можно применять на любом уровне обучения, на любом этапе урока.

        Используя прием сравнения на своих уроках, я заметила, что даже очень слабые ученики стараются найти решение той задачи,

        2

которая ставится перед ними. Они должны не просто зазубрить какой-то материал, а найти сходства или различия, что не требует знания глубоких правил и позволяет им тоже быть участниками учебного процесса.

      При выполнении заданий на сравнение на уровне среднего звена срабатывает вариант детской игры «Найди отличия», в старшем звене проявляется уже исследовательский интерес – а в чем же суть? При этом в образовательный процесс включаются все учащиеся, в меру своих способностей, и мы получаем дифференциированый подход к обучению. Ученик выполняет тот объем работ, который ему под силу,  нет опасности получить очередной «неуд». В результате из объекта обучения он становится субъектом, т.е. его активным участником.  Интригуя ученика, я стараюсь развить в нем главное умение - учиться учиться. И я считаю, что именно задача пробуждения самостоятельной познавательной деятельности является главным приоритетом в работе любого учителя, а не только учителя химии.

        3

II. Основы методики приема сравнения.

    “Если вы хотите,  чтобы какой-либо предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните все существенные признаки предмета, а это значит понять предмет. Поэтому напрасно нас упрекают в том, что мы везде настаиваем на сравнении, другого пути для понимания природы нет”.

     К.Д.Ушинский.

     В условиях развивающего обучения наибольшее значение приобретают приемы и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и обеспечивающие воспитание у них устойчивого интереса к предмету, самостоятельность их действий в различных видах учебной работ. Формирование и развитие основных приемов умственной действий,  необходимых для развития учащихся, возможно осуществлять на конкретном учебном материале по химии. Не требует доказательства тот факт, что использование учащимися приемов мышления в различных видах учебной работы будет способствовать развитию их умений применять знания по химии и осуществлять перенос знаний.

  Среди мыслительных приемов обучения химии важное место занимает сравнение. Процесс сравнения активизирует познавательную деятельность ученика, развивает абстрактное мышление, сознательное и прочное усвоение знаний. Сравнение дает возможность определить новые стороны объектов, их связи,

такие черты предметов и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения ученики проникают в

4

сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности явлений. 

     Успех учения  во многом зависит от того, обладают ли учащиеся умением определять сходное и различное. Им обязательно нужно научиться замечать сходное там, где с внешней стороны явления сильно отличаются друг от друга, и находить различие в тех случаях, когда ярко выражено внешнее сходство.

     Сравнение, как и каждый прием, формируется поэтапно. Если мы будем рассматривать этапы как последовательные, взаимосвязанные действия, то прием сравнения можно определить следующим образом

 – это учебная работа и прием мышления, в процессе осуществления которых умственная деятельность учащихся направлена на:

а) выявление признаков, по которым можно сопоставлять или противопоставлять явления, вещества или другие заданные объекты (этап первый);

б) установление сходства или различия между ними (этап второй);

в) обобщение результатов сравнения в виде вывода (этап третий).

     Знание приема сравнения лучше усваивается учащимися, если первоначально и предоставить план действий, который можно оформить в виде вспомогательной таблицы (см. таблицу 1, приложение). Использование, особенно на первых порах, данного

        

плана, в котором отражены все этапы формирования приема сравнения, способствует быстрому запоминанию учащимися необходимого порядка действия.

     Применять такой методический прием, как сравнение, следует с учетом содержания учебного материала, а также индивидуальной подготовки и развития учащихся. В начале изучения курса химии школьникам

5

предлагают сравнивать предметы и явления, отношения междукоторыми       достаточно просты. По мере овладения учебным материалом и развития мышления целесообразно чаще использовать для сравнения предметы и явления, отношения между которыми достаточно сложные.

     При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:

  • для сравнения следует отбирать объекты, имеющие связь между собой. Например, можно сравнивать строение и химические свойства бензола и фенола; бензола и анилина; бензола, фенола и анилина; строение и свойства водородных соединений в периоде и в подгруппе.
  • необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты. Так, например, сравнивать физические свойства металлов по плотности, электрической проводимости, теплопроводности и т.д.
  • перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим. Например, для сравнения пространственного строения молекул представителей предельных, этиленовых, ацетиленовых и ароматических углеводородов выделяют совокупность признаков: тип гибридизации, валентный угол, межъядерное расстояние, формы молекул.

        

     Например, в начале изучения курса химии предлагается сравнивать свойства атомов и ионов одного и того же элемента, а в конце курса – свойства оксидов и гидроксидов металлов побочных подгрупп. В первом случае на основе сравнения ученики приходят к выводу, что неодинаковые свойства атомов и ионов одного и того же элемента обусловлены их различным строением. Во втором случае смысл сравнения глубже, т.к. вскрываются причины существования нескольких степеней окисления одного и того же элемента и отмечаются изменения свойств его оксидов и гидроксидов.    

6

     Сравнение явлений в развитии помогает вскрыть причину самых различных изменений. Примером может послужить сравнение зависимости металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и главных подгруппах от заряда их ядра.

     При внедрении приема сравнения следует иметь в виду тот факт, что наиболее оптимальным вариантом объектов сравнения являются противопоставления, так как именно в этих случаях ученики с большей эффективностью определяют сходные или различные черты.  Психологические исследования доказывают, что противопоставление различных по содержанию понятий и правил предохраняет их в дальнейшем от смешения, что является достаточно распространенным явлением.

     Использовать противопоставления можно различными способами. В первом случае два понятия (или правила) подаются для сопоставления одновременно. Во втором – сначала изучается одно понятие, а затем после прочного его усвоения вводится второе – как противопоставление первому. Каждый из рассмотренных путей имеет свой уровень эффективности. Например, если все противоположные признаки изучаемых понятий на виду, то используют одновременное противопоставление, так  как усвоение признаков одного понятия подкрепляется усвоением признаков другого (например, сравнение простых и сложных веществ).

     К последовательному противопоставлению можно прибегать в тех случаях, когда не все признаки изучаемых понятий четко выражены (например, сравнение свойств кислотных и основных оксидов).

      Важную роль имеет прием сравнения для закрепления знаний при повторении – текущем и обобщающим (тематическом и заключительном). На таких занятиях в памяти восстанавливаются изученные фундаментальные понятия, прослеживаются новые связи, т.е.       осуществляется перенос знаний в новую плоскость восприятия. Во время

7

закрепления нового материала важно предусмотреть задания, в которых необходимо воспользоваться сравнением. Систематическое использование таких заданий способствует более сознательному и прочному усвоению знаний.

      Например, после изучения элементов главных подгрупп и их соединений проводится сравнение, которое покажет, что в пределах одной и той же подгруппы находятся элементы, имеющие много общего в строении и свойствах, но в тоже время обладающие индивидуальными особенностями. Перед началом сравнения устанавливаем признаки, по которым будем проводить сравнение элементов: строение атома, простые вещества, соединения с водородом, соединения с кислородом, гидроксильные соединения. Затем для полученных соединений проводится отдельное сравнение по плану: состав, строение, физические и химические свойства, получение, нахождение в природе, применение. В заключении  можно также провести сравнение элементов (их соединений) данной подгруппы с элементами (их соединениями) соседней подгруппы того же периода.

      Прием сравнения активизирует мыслительную деятельность, способствует сознательному и прочному усвоению знаний и является средством проверки осознанности и глубины знаний. Используя этот прием, ученики анализируют и синтезируют, выделяя существенные признаки, располагая их в новом соотношении, делают обобщения и выводы, т.е. прием сравнения, так или иначе, перекликается с другими приемами, такими как абстрагирование и обобщение.

Сравнение следует проводить систематически. Если не устанавливать связи между курсами неорганической и органической химии, отдельными классами веществ, не подчеркивать общее и различное в их структуре и свойствах, то учащиеся смогут приобрести лишь отрывочные знания, ничем                       8

не связанные между собой. У них не сформируется представления об      изучении химии как непрерывном процессе, отражающем диалектику развития от простого к сложному.

     Задача современного преподавателя состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ученику выявить существующие в природе связи и взаимосвязи, определить, где это возможно, генетическое родство между классами веществ; помочь ребятам проникнуть в сущность явлений, научить их делать правильные обобщения и выводы.

   

        9

     III. Использование приемов сравнения на различных этапах урока.

     При подготовке я стараюсь построить урок таким образом, чтобы главным действующим лицом на уроке был ученик, а не учитель. Это не только позволяет создать ситуацию самообучения, но и повышает самооценку ученика – «Значит, я могу! Значит, я знаю!»  И в этом случае применение приема сравнения является именно тем рычагом, который способствует этому повышению.

    Предмет химия предоставляет богатый и разнообразный материал для сравнения, к тому же есть возможность для использования в сравнении и знаний из других областей (физика, биология, география и т.д.), т.е. прослеживаются межпредметные связи.

    Прием сравнения я использую на различных этапах урока, т.е. этот прием становится универсальным для учителя способом вести урок. К тому же прием сравнения можно использовать при дифференцированном подходе к обучению, планируя признаки для сравнения в зависимости от способностей отдельного ученика. Что это мне дает?

  • Во-первых, даже слабые ученики принимают активное участие в работе, так как они работают по плану своего уровня.
  • Во-вторых, на уроке создается здоровая рабочая ситуация, где нет места для отвлечений, к тому же, если оговорить сроки работы, ученики в основной своей массе просто не реагируют на какие-либо неуместные высказывания и отвлекающие моменты.

       Использование приема сравнения на этапе сообщения нового материала не только активизирует внимание учеников и делает их участниками процесса обучения, но и позволяет сэкономить время,         

которого, к сожалению, катастрофически не хватает на уроках химии. При изучении нового материала на основе сравнения учащиеся не просто

10

 «проглатывают» информацию, а осмысляют суть новых знаний, смысл новых правил.

        При первичном закреплении сравнение помогает не только закрепить полученные знания, но и способствует более глубокому усвоению ранее изученного, так как уже известные знания сравниваются с только что изученными и ученик использует свои знания не для простого воспроизведения, а для избирательного сравнения в сопоставлении.

     При обобщении и закреплении прием сравнения помогает мне еще раз проконтролировать степень усвоения знаний по теме, а также провести некую нить между знаниями разных уровней и параллелей.

3а.Пример 1. Рассмотрим применение приема сравнения при изучении нового материала.

8 класс. Тема «Физические и химические явления».

            Понятие «явления» уже сформировано у учащихся ранее на уроках географии, физики. Моей же задачей является раскрытие понятия «химические» в сравнении. Для этого я предлагаю учащимся составить таблицу (см. табл.2, приложение), в которую они  записывают явления из предложенного списка и определяют их в одну из граф. Как правило, эта работа проводится в парах, так как в этом случае присутствует прием рассуждения, спора, отстаивания своей точки зрения. К тому же, работа в парах помогает более слабым учащимся тоже быть участниками учебного процесса, какесли бы они, выполняя задание самостоятельно и не справившись, просто усомнились в своих возможностях и в дальнейшем «выпали» из рабочей ситуации. После выполнения за определенное учителем время задания оглашаем результаты работы и выводим их на доску. Выполняя это задание, учащиеся руководствуются интуицией, ведь понятие химического явления еще не было дано. После заполнения таблицы и сравнения результатов проводится лабораторная работа, в ходе выполнения которой ученики  наблюдают за процессами,

11

        сопровождающими химические превращения. Зафиксировав результаты лабораторной работы, учащимся предлагается вернуться к таблице и сравнить ее заполнение с полученными в ходе работы результатами. На основании сравнения результатов исследования ученики анализируют исправляют допущенные ошибки и обобщают полученную самостоятельно информацию, делают вывод о сущности физического и химического явления, о признаках сопровождающих процесс химического превращения.

      Особенность такой подачи нового материала заключается в том, что учитель здесь играет роль пассивного участника, направляя работу учащихся в правильное русло, консультируя по незначительным вопросам, контролируя ход лабораторной работы. В этом случае мы наблюдаем применение проблемно-эвристического метода развивающего обучения, основой которого является прием сравнения.

8 класс. Тема «Типы химической связи».

   При изучении темы «Химическая связь» я использую опережающее задание на сравнение. Я, таким образом, подвожу учеников к постановке проблемы на уроке. Ребятам предлагается              

лабораторный опыт по таблице, куда они вносят свои наблюдения. Список веществ представлен образно, каждый учитель может разнообразить его в зависимости от материальной базы лаборатории (см.приложение, табл.№5).

После выполнения лабораторного опыта ученикам предлагается задание:

-  Определите отличия данных веществ.

После определение температурного фактора, как отличительного признака, учащиеся самостоятельно формулируют вопрос на урок:

    - Почему внешне схожие вещества, плавятся при разных температурах? 

12

  По ходу урока ученики выясняют природу химической связи и её типы. Затем, на  первичном закреплении, выполняем задание по той же сравнительной таблице – определяем тип химической связи у  предложенных веществ и выводим взаимосвязь температуры плавления и типа химической связи.

9 класс. Тема « Диссоциация кислот, щелочей и солей».

      Определение кислот, щелочей и солей изучается в курсе 8 класса. В ходе данного урока учителю необходимо раскрыть сущность этих классов как веществ обладающих электропроводностью.

     Первоначально ученики записывают формулы всех известных им кислот и уравнения их диссоциации на ионы.

     Например:

H2SO4 =2H++SO42-  

HCL=H++CL-

HNO3=H++NO3-

H3PO4=3H++PO43-       и т.д.

В результате сравнения учащиеся обнаруживают, что все кислоты обладают общим свойством – каждая кислота диссоциирует с образованием катионов водорода. Этот результат сравнения предлагается подтвердить лабораторным опытом – исследование растворов кислот индикаторами. При выполнении лабораторной работы ученики на практике убеждаются в наличии общих черт у различных кислот, так как окраска индикатора изменяется во всех растворах одинаково. После обобщения результатов своей работы, я предлагаю ребятам самостоятельно сформулировать определение кислот с точки зрения электролитической диссоциации. Аналогичным образом проводится работа по определению щелочей, и уже 13

на собственных обобщениях ученику не сложно доказать, почему в          растворе солей окраска не изменилась – в этих растворах нет ни катионов водорода, ни гидроксо-анионов.

     Планируя урок таким образом, я выступаю в роли соучастника процесса обучения, а не его ведущего. Из собственного опыта могу сказать, что эта форма подачи материала, когда ученик  сам находит ответ на вопрос урока, и роль учителя здесь скорее наблюдателя, нежели рассказчика, наиболее  эффективна. К тому же собственные исследования значительно основательнее оседают в умах учеников, по истечении достаточного количества времени стоит лишь напомнить, что они делали, и тут же всплывают полученные знания.

    Мы видим, что учащиеся, на основании ранее полученных поверхностных знаний, при сравнении, и в результате практических наблюдений, самостоятельно приходят к более сложным, глубоким понятиям.                

     В дальнейшем все эти понятия закрепляются при изучении элементов главных подгрупп и их соединений в курсе 9 класса, а также при изучении фенолов, карбоновых кислот, аминов и аминокислот в курсе органической химии 10-11 классов. В этом случае ученик применяет полученные знания в иных ситуациях, что есть доказательством наличия знаний у умения их применять на различных этапах обучения.

3б.Пример 2. Использование приема сравнения на этапе закрепления и обобщения нового материала.

    Установить, насколько глубоко ученики понимают изученный материал текущего, или предыдущих уроков, помогают задания на сравнение.

9 класс. Обобщающий урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

14

     Во время проверки глубины знаний по теме я использую задания на сравнение противопоставлением. Для этого приема используются уже закрепленные знания типов химических реакций.

     Даются попарно уравнения реакций:

а) CaCO3=CaO + CO2                       и     KCLO3= KCL + O2

б) Al + Br2=AlBr3                                                  и      P2O5 + H2O= H3PO4

в) BaCL2 + Na2SO4=BaSO4 + NaCL  и     MnO2 + HCL= MnCL2 + H2O

г) Na2CO3 + SiO2= CO2 + Na2SiO3     и     Fe + CuSO4= FeSO4+ Cu

Перед учащимися ставится задача – определить сходные и отличительные признаки. Рассмотрение в парном сочетании  уравнений реакций одного типа, дает возможность сопоставить их между собой, выделить и более крепко усвоить классификационный признак окислительно-восстановительных реакций – изменение степени окисления элементов веществ, участвующих в них. Также учащиеся открывают новую грань классификации химических реакций: они различаются не только по внешним признакам (по составу участвующих веществ и продуктов реакции), но и внутренним процессам, происходящим в ходе химического превращения.

     Результат – более глубокое осознание классификации химических реакций.

8 класс. Обобщающий урок по теме «Оксиды».

          На уроке обобщения знаний по теме «Оксиды» я использую прием сравнения для закрепления и вычленения отличительных и сходных черт у оксидов. При этом я использую все тот же метод сравнительной таблицы.

        Перед работой по составлению и заполнению сравнительной таблицы, я провожу фронтальный опрос по наиболее важным вопросам:

- понятие оксида

15

- классификация оксидов

   Далее учащиеся осуществляют самостоятельную работу по заполнению таблицы (см.приложение табл.4).

     Какой результат я ожидаю после окончания работы учащимися? Во-первых, ученик в ходе заполнения таблицы обрабатывает имеющуюся информацию, выделяя главное и второстепенное. Во-вторых, уже на стадии заполнения таблицы у ученика начинает формироваться вывод о различных чертах у представителей одного класса, которые ранее, при обособленном их изучении, небыли определены и отмечены.  После заполнения мы вместе делаем вывод, в чем сходство и в чем коренное отличие оксидов металлов и неметаллов, а также определяем генетическую связь с представителями других классов неорганических соединений – основаниями, кислотами и солями. Можно привести огромное количество примеров использования приема сравнения на уроках химии. Я предлагаю список тех тем, при изучении и закреплении которых я использую прием сравнения, и рекомендую применять этот метод и своим коллегам химикам.

10 класс. Обобщающий урок по главе «Углеводороды».

      В разделе «Углеводороды» изучается несколько отдельных тем:

- предельные углеводороды;

- непредельные углеводороды ряда этилена;

- непредельные углеводороды ряда ацетилена;

- непредельные углеводороды с двойными кратными связями;

- ароматические углеводороды.

     Во время обобщения по данной главе моей задачей является способствование осознанию учащимися единства этих, на первый взгляд, разных классов органических соединений, а также выявление

16

наиболее существенных отличительных особенностей, знание которых будет способствовать дальнейшему изучению органической химии, т.е. знания в развитии.

     Первоначально, мы составляем сравнительную таблицу, в которой представлены все представители углеводородов. Этот список можно расширить, в зависимости от количества времени, которым учитель располагает для составления этой таблицы. Заполняя таблицу, учащиеся еще раз воспроизводят знания, полученные на предыдущих уроках, в сравнении с недавно приобретенными, анализируя и вычленяя наиболее значимые сведения из общей массы знаний, что способствует развитию абстрактного мышления. В случае со слабыми учащимися воспроизведение  в сравнении позволяет им не просто воспроизвести зазубренные, или найденные в учебнике, сведения, а осмыслить эти сведения, заметить различия и сходства.

    На основании заполненной таблицы учащимся затем предлагается провести анализ и выявить сходные и различные черты у сравниваемых объектов( см.приложение табл.№3 «Обобщение по теме «Углеводороды»). Такой путь обобщения знаний, на мой взгляд, является более эффективным, ведь в этом случае учащийся закрепляет полученные знания самостоятельно, «распределяя по полочкам» сведения в своей памяти.  

 Неорганическая химия.

  1. Чистые вещества и смеси.
  2. Физические и химические явления.
  3. Простые и сложные вещества.
  4. Типы химических реакций.
  5. Классы неорганических соединений.
  6. Металлы и неметаллы.
  7. Периодическая система химических элементов.

17

  1. Виды химической связи.
  2. Типы кристаллов.
  3.  Аллотропия.
  4. Характеристика элементов главных подгрупп и их соединений

        

Органическая химия.

  1. Вещества органические и неорганические.
  2. Углеводороды (в последовательном сравнении).

3.       Углеводороды в природе и их переработка.

4.       Кислородсодержащие соединения (при изучении темы «Углеводы» применяя прием сравнения, есть возможность экономии времени, сравнивая несколько представителей одновременно)

     5.   Типы химических реакций в органической химии.

     6.   Виды изомерии в органической химии.

     7.   Полимерные соединения.

             8.   Уроки обобщения после изучения всего раздела органической химии.

      9.   Причины многообразия веществ в природе.

     Этот список может быть доработан учителем в соответствии с выбранным учебником, уровнем обученности класса,

материальными возможностями (использование мультимедийных технологий, подтверждение на основании практических исследований).

18        

IV. Заключение.

     Химия предмет специфичный. По сложности он не уступает математике, геометрии и многим другим основным предметам, но роль химии в образовательном процессе сведена до минимума. Что делать учителю, которому необходимо за кратчайшие сроки привить ученику умение «читать» на химическом языке, составлять «предложения» с использованием химических «слов», распознавать эти предложения и осуществлять на основе этих знаний математические вычисления? Ответ прост. Нужно находить оптимальные варианты работы, приемлемые для всех учеников.

Объем информации огромен и может вызвать чувство неуверенности у ученика в своих силах. И здесь на первый план, на мой взгляд, выходит умение учителя организовать работу таким образом, чтобы объем информации вызывал лишь потребность к ее познанию и восприятию.

Применяя разнообразные формы работы на уроке, я стремлюсь побудить познавательный интерес у всех ребят, вне зависимости от сложности материала. Пытаюсь развить уверенность в своих силах даже у очень слабых учеников, ориентирую индивидуальные задания в соответствии с уровнем образованности. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.

      И эффективным приемом для осуществления задуманного стал для меня метод сравнения и обобщения на основе сравнения. Также  эта методика помогает развивать логическое мышление, что способствует усилению интереса к обучению и на других уроках.

20

       Но в своей работе я, как и любой учитель, не должна зацикливаться на одном приеме, методе. Для полноценной работы, соответствующей требованиям современного научного мира, учитель должен находиться в постоянном поиске и внедрении в свою работу разнообразных методик, которые помогают выпускать из стен школы учеников с достаточной базой знаний для дальнейшего определения в жизни. Применять методику сравнения можно  в сочетании с приемами проблемного обучения, корпоративных методик работы и т.д. И это только разнообразит урок, повысит познавательный интерес учеников, стремление к поиску ответов не только во время уроков, не только в учебной литературе.

     Я считаю, что, развивая у ученика способность к учению, необходимо учить применять знания в практике, бытовых ситуациях. Предмет химии как раз тот случай, когда полученные научные знания имеют большое практическое применение не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. Для того, чтобы ученик умел применять химические знания в обычной жизни, необходимо создавать бытовые ситуации на уроке, а затем анализировать с точки зрения науки. Этот прием также очень эффективен, так как вызывает у учеников повышенный интерес к новому познанию научного в применении к обыденному.         

      В дальнейшую свою работу по самообразованию я планирую посветить разработке методик обучения решению задач по химии,

       потому что проблема нехватки учебного времени на уроке

сказывается именно на этой части обучения химии. И учитель ставит

перед собой задачу привитие, прежде всего теории, а затем оставшееся время посвящается расчетам. К тому же проблема решения задач по химии имеет еще и математическую подоплеку, если у ребенка проблемы с математикой, то решать задачи по химии  ему будет очень сложно.

      На основании всего выше сказанного напрашивается вывод, что любой учитель, в том числе и химии, должен находиться в постоянном поиске.

21

При этом, на мой взгляд, глядя вперед, необходимо оглядываться и на передовой опыт педагогов прежних лет, применяя годами наработанные методики в соответствии с современностью. Ведь, не даром гласит народная мудрость, что все новое это хорошо забытое старое.      

 

                                                       22

         V. Список использованной литературы.

  1. Ахметов Н.С. «Актуальные вопросы курса неорганической химии», М. Просвещение, 1991.
  2. Глориозов П.А. «Формирование умений и навыков в процессе обучения химии», М.Просвещение,1963.
  3. Зуева М.В. «Развитие учащихся при обучении химии», М.Просвещение, 1978.
  4. Зуева М.В. «Обучение учащихся применению знаний по химии», М.Просвещение, 1987.
  5. Онищук В.А. «Урок в современной школе», М.Просвещение, 1986
  6. Иванова Р.Г., Иодко А.Г. «Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии», М.Просвещение,1988.
  7. Цветкова Л.А. «Проблемы содержания и методов обучения химии в средней школе», М. Педагогика, 1971
  8. Журнал «Педагогический поиск», Гузик Н.П. «Учить учиться», М.Просвещение, 1981
  9. Брейгер Л.М. «Нестандартные уроки химии», Волгоград, изд. «Учитель», 2002.
  10. Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Дидактические материалы по химии 10-  11 класс, Дрофа,2002.
  11.  Клещева Е.П. «Развитие политехнического кругозора учащихся на     уроках химии», М.Просвещение, 1969.
  12.  Ожерковский П.А. «С чего начинать изучать химию, или как     заинтересовать химией», газета «Химия» изд. Первое сентября, №33 2004.
  13. Захарова З.Г. «Проблемное обучение на уроках химии», газета «Химия» изд. Первое сентября, №34 2003.
  14. Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии», М. изд. Новая волна,1997.

     

        

                                                        23

 Содержание.

                                                                                                           Стр.

1.Введение……………………………………………………………….. 1

2. Основы методики приема сравнения……………………………...4

3.  Практическая часть.

     Использование приема сравнения

      на различных этапах урока………………………………………..10

     3а. Пример 1. Применение приема сравнения

                              при изучении нового материала…………………11

 

     3б. Пример 2. Использование приема сравнения

                              на этапе закрепления и обобщения

                              нового материала……………………………….....15

4.Заключение………………………………………………………….....20

5. Список используемой литературы…………………………………23

6. Приложение……………………………………………………………24

 

VI. Приложение.

                                План действий (сравнение)

Установление общих признаков сравнения

             Сравнение признаков

 Обобщение и выводы

Первого вещества или явления

Второго вещества или явления

Таблица 1

Таблица 2

Пример явления

физическое

химическое

Примеры явлений к табл.2:

- испарение воды

- появление ржавчины на металлических конструкциях

- скисание молока

- горение древесины

        - таянье снега

- кристаллизация меда

- появление инея на земле осенью

        24

- брожение варенья

- потемнение среза яблока

- плавление металла  

Таблица №3

 Обобщающий урок по теме «Углеводороды» .

Сравнительные

характеристики

 Представители     углеводородов

алканы

алкены

алкадиены

алкины

арены

 

Сравнение проводим по следующим признакам:

  • общая формула
  • тип гибридизации атома углерода
  • тип связи в молекуле (сигма-, пи-связь и в каком количестве)
  • пространственное строение молекулы (угловая, линейная и т.д.)
  • виды изомерии
  • характерные химические реакции
  • качественные реакции

        

        25

      Таблица №4.

Признаки

сравнения

  Классификация оксидов

 основные

кислотные

   Для заполнения предлагаются следующие признаки:

  • состав
  • строение
  • тип химической связи
  • получение
  • физические характеристики (агрегатное состояние, температура кипения и т.д.)
  • химические свойства (взаимодействие с водой, противоположными по типу оксидами, кислотами и т.д.)

Таблица №5

Сравниваемые признаки

Хлорид натрия

NaCl

Cахар (сахароза)

C12H22O11

1. Агрегатное

состояние.

2. Цвет.

3. Запах.

4. Растворимость в

воде.

5. Отношение к нагреванию.

6. Вывод: какова химическая природа вещества?

         26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

   В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...

Статья. Межпредметные связи на уроках химии, как средство формирования целостности знаний.

Межпредметность - важный принцип в образовательном процессе. Учитель должен научить школьников применять знания и умения  из других учебных предметов. Овладеть этими умениями, позволяют межпредме...

«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Ø    2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Проектная деятельность учащихсяна уроках химии как средство формирования УУД.

Внедрение ФГОС заставило многих изменить взгляды на обучение детей. Теперь ребенок должен получить не только определенную базу знаний но развить свои способности, сформировать основные учебные д...