РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Платных образовательных услуг Решение занимательных задач по химии для 9 класса.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Клок Галина Давидовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Платных образовательных услуг

 

Решение занимательных задач по химии

для    _9_  __ класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platnye_uslugi_reshenie_raschetnyz_zadach_9_klass_2017.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании предметного методического объединения

Протокол №  1  от 29.08. 2016г.

Принято на заседании

методического совета

Протокол № 1 от  30.08.2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ № 6»

_____________/А.П.Сущая/

Приказ №   484 от  31.08..2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Платных образовательных услуг

Решение занимательных задач по химии

для    _9_  __ класса.

                         Составитель:

                                                                                                                                     Клок Галина Давидовна,

        учитель химии  высшей категории

г. Нижневартовск

2016 - 2017учебный год


Пояснительная записка

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный  курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить  пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:

  • совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
  • сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
  • Количество часов: 70  часов
  • Всего __70___ часов; в неделю ___2_ часа.

Цели курса:

- конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

- развитие учебно-коммуникативных умений.

Задачи:

- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

  • решение расчетных задач повышенной сложности;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

  • использование знаний по математике, физике, биологии;
  • составление авторских задач и их решение;

2.  Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения химии ученик должен:

Знать /понимать

  •  Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Уметь

  •  Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

  •  Безопасного обращения с веществами и материалами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • Приготовления растворов заданной концентрации.


Содержание программы

Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.

Тема 2. Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 5. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента». Задачи практического характера.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практич. Занятия

Формы контроля

1

Ведение.

1

2

Задачи на газовые законы

13

13

домашние работы.

3

Расчеты по уравнениям реакций

15

15

домашние работы.

4

Решение задач на растворы

20

20

домашние работы.

5

Задачи практического характера

20

20

домашние работы.

6

Итоговое занятие.

1

1

Зачет

Итоговое занятие

70

70

Список литературы:

1.Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.

3.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.

4.Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач

по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.

5.Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

  • Автор: Колчанова Л.В. – учитель химии школы-лицея №25,доцент кафедры  общей, неорган. и аналит. химии БелГУ
  • Планирование составлено на основе  программы  курса химии для 9 классов  (базовый уровень) автор Габриелян О.С..
  • Учебник _химия 9  класс (базовый курс); автор О.С. Габриелян;_М., Дрофа 2008г.
  • Дополнительная литература _Контрольные и проверочные работы. Габриелян О.С.,Лыскова Г.Г. М., Дрофа.,2008г


Календарно-тематическое планирование

№  урока

Кол-во

часов

Дата план

Дата

факт

Тема занятия

Элементы содержания

1

1

3.10

3.10

Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач.

Правила решения и оформления задач. Алгоритм решения задач

2

1

10.10

Задачи на соотношение основных характеристик газов.

Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др.

3

1

14.10

Задачи на нахождение молярной массы смеси газов.

Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе.

Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных.

4-5

2

17.10

21.10

Задачи на смеси газов.

самостоятельное решение задач.

6

1

24.10

Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.

Алгоритм решения. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли.

7-8

2

28.10

31.10

Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции.

Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции.

9-10

2

7.11

11.11

5.11

7.11

Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции.

Решение дополнительных задач как самостоятельная работа

11

1

14.11

8.11

Задачи на озонированный кислород.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний о свойствах озона.

12

1

18.1

11.11

Задачи на горение топлива.

Домашняя контрольная работа.

13

1

21.11

14.11

Смешанные задачи

Отчет о самостоятельном решении задач.

14

1

25.11

17.11

зачет

зачет

15-16

2

28.11

2.12

18.11

21.11

Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

17-18

2

5.12

9.12

25.11

28.11

Задачи на металлические пластинки.

Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.

19-20

2

12.12

16.12

2.12

12.12

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот.

Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений.

21

1

19.12

16.12

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты.

Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение.

22-23

2

24.12

26.12

19.12

24.12

Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления.

Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV).

24

1

13.01

26.12

Расчёты по термохимическим уравнениям.

Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса.

25-26

2

16.01

20.01

9.01

13.01

Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей.

Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций.

27-28

2

23.01

27.01

16.01

20.01

Смешанные задачи.

Отчет о самостоятельном решении задач.

29.

1

30.01

23.01

Зачет

зачет

30-31-32-33

4

3.02

6.02

10.02

13.02

27.01

30.01

11.02

13.02

Решение задач на молярную концентрацию.

Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация.

34-35.

2

17.02

20.02

17.02

18.02

Задачи на вычисление рН.

Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды.

36-37-38-39.

4

27.02

3.03

6.03

10.03

20.02

27.02

Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.

Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата.

40-41-42-43

4

13.03

17.03

20.03

24.03

Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений.

44-45

2

3.04

7.04

Задачи на насыщенные растворы.

Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры.

46-47-48

3

10.03

14.04

17.04

Задачи на олеум.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI).

49

1

21.04

Зачет

Зачет

50-51-52-53-54

5

24.04

28.04

5.05

8.05

12.05

Задачи на нахождение формул, если известны массовые доли элементов.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула.

55-56-57-58

4

15.05

19.05

22.02

26.04

Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания.

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы.

59-60-61-62

4

Задачи на практическое применение веществ

Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения.

63-64-65-66

4

Смешанные задачи.

Отчет о самостоятельном решении задач.

67-68

2

Защита авторских задач.

Авторские задачи.

69

1

Зачет

70

1

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определ...

рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответст...

Методическая разработка "Рабочая программа по курсу "Занимательная математика в 5 классе""

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных нав...

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса

Программа внеурочной деятельности   " Занимательная математика"  относится к научно-позновательному направлению реализации  внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс

Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" в 5 классе

Программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" разработана для 5 классов на основе: 1) «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорье...