РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Платных образовательных услуг Решение занимательных задач по химии для 9 класса.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Платных образовательных услуг
Решение занимательных задач по химии
для _9_ __ класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnye_uslugi_reshenie_raschetnyz_zadach_9_klass_2017.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании предметного методического объединения Протокол № 1 от 29.08. 2016г. | Принято на заседании методического совета Протокол № 1 от 30.08.2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 6» _____________/А.П.Сущая/ Приказ № 484 от 31.08..2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Платных образовательных услуг
Решение занимательных задач по химии
для _9_ __ класса.
Составитель:
Клок Галина Давидовна,
учитель химии высшей категории
г. Нижневартовск
2016 - 2017учебный год
Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
- Количество часов: 70 часов
- Всего __70___ часов; в неделю ___2_ часа.
Цели курса:
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи:
- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
- решение расчетных задач повышенной сложности;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии;
- составление авторских задач и их решение;
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения химии ученик должен:
Знать /понимать |
|
Уметь |
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
Содержание программы
Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Тема 2. Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
Тема 5. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента». Задачи практического характера.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Практич. Занятия | Формы контроля | |||
1 | Ведение. | 1 | ||
2 | Задачи на газовые законы | 13 | 13 | домашние работы. |
3 | Расчеты по уравнениям реакций | 15 | 15 | домашние работы. |
4 | Решение задач на растворы | 20 | 20 | домашние работы. |
5 | Задачи практического характера | 20 | 20 | домашние работы. |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Зачет |
Итоговое занятие | 70 | 70 |
Список литературы:
1.Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
3.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
4.Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач
по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.
5.Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
- Автор: Колчанова Л.В. – учитель химии школы-лицея №25,доцент кафедры общей, неорган. и аналит. химии БелГУ
- Планирование составлено на основе программы курса химии для 9 классов (базовый уровень) автор Габриелян О.С..
- Учебник _химия 9 класс (базовый курс); автор О.С. Габриелян;_М., Дрофа 2008г.
- Дополнительная литература _Контрольные и проверочные работы. Габриелян О.С.,Лыскова Г.Г. М., Дрофа.,2008г
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Элементы содержания |
1 | 1 | 3.10 | 3.10 | Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач. | Правила решения и оформления задач. Алгоритм решения задач |
2 | 1 | 10.10 | Задачи на соотношение основных характеристик газов. | Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др. | |
3 | 1 | 14.10 | Задачи на нахождение молярной массы смеси газов. Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе. | Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных. | |
4-5 | 2 | 17.10 21.10 | Задачи на смеси газов. | самостоятельное решение задач. | |
6 | 1 | 24.10 | Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси. | Алгоритм решения. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли. | |
7-8 | 2 | 28.10 31.10 | Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции. | Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции. | |
9-10 | 2 | 7.11 11.11 | 5.11 7.11 | Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции. | Решение дополнительных задач как самостоятельная работа |
11 | 1 | 14.11 | 8.11 | Задачи на озонированный кислород. | Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний о свойствах озона. |
12 | 1 | 18.1 | 11.11 | Задачи на горение топлива. | Домашняя контрольная работа. |
13 | 1 | 21.11 | 14.11 | Смешанные задачи | Отчет о самостоятельном решении задач. |
14 | 1 | 25.11 | 17.11 | зачет | зачет |
15-16 | 2 | 28.11 2.12 | 18.11 21.11 | Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. | Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. |
17-18 | 2 | 5.12 9.12 | 25.11 28.11 | Задачи на металлические пластинки. | Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. |
19-20 | 2 | 12.12 16.12 | 2.12 12.12 | Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот. | Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений. |
21 | 1 | 19.12 | 16.12 | Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты. | Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение. |
22-23 | 2 | 24.12 26.12 | 19.12 24.12 | Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления. | Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV). |
24 | 1 | 13.01 | 26.12 | Расчёты по термохимическим уравнениям. | Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса. |
25-26 | 2 | 16.01 20.01 | 9.01 13.01 | Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей. | Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций. |
27-28 | 2 | 23.01 27.01 | 16.01 20.01 | Смешанные задачи. | Отчет о самостоятельном решении задач. |
29. | 1 | 30.01 | 23.01 | Зачет | зачет |
30-31-32-33 | 4 | 3.02 6.02 10.02 13.02 | 27.01 30.01 11.02 13.02 | Решение задач на молярную концентрацию. | Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация. |
34-35. | 2 | 17.02 20.02 | 17.02 18.02 | Задачи на вычисление рН. | Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды. |
36-37-38-39. | 4 | 27.02 3.03 6.03 10.03 | 20.02 27.02 | Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. | Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата. |
40-41-42-43 | 4 | 13.03 17.03 20.03 24.03 | Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений. | |
44-45 | 2 | 3.04 7.04 | Задачи на насыщенные растворы. | Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры. | |
46-47-48 | 3 | 10.03 14.04 17.04 | Задачи на олеум. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI). | |
49 | 1 | 21.04 | Зачет | Зачет | |
50-51-52-53-54 | 5 | 24.04 28.04 5.05 8.05 12.05 | Задачи на нахождение формул, если известны массовые доли элементов. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула. | |
55-56-57-58 | 4 | 15.05 19.05 22.02 26.04 | Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания. | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы. | |
59-60-61-62 | 4 | Задачи на практическое применение веществ | Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения. | ||
63-64-65-66 | 4 | Смешанные задачи. | Отчет о самостоятельном решении задач. | ||
67-68 | 2 | Защита авторских задач. | Авторские задачи. | ||
69 | 1 | Зачет | |||
70 | 1 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определ...
рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответст...
Методическая разработка "Рабочая программа по курсу "Занимательная математика в 5 классе""
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных нав...
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" относится к научно-позновательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...
Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс
Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" в 5 классе
Программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" разработана для 5 классов на основе: 1) «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорье...