Элективный курс "Подготовка к ОГЭ. Химия"
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна

Элективный курс "Подготовка к ОГЭ. Химия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_podgotovka_k_oge._himiya.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Рабочая программа элективного курса по химии для 9  класса составлена  на основе авторской программы  О.С.Габриеляна.  Программа соответствует учебному плану образовательной организации и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.

Основные задачи курса:

  • изучение нормативных документов и структуры экзаменационной работы по химии в форме ОГЭ;
  • формирование у учащихся культуры выполнения аттестационных заданий;
  • закрепление, систематизация и расширение химических знаний учащихся по основным разделам курса химии основной школы;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе поиска решений;
  • развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование индивидуальных образовательных потребностей в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии

Учащиеся должны знать: 

- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),

- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,

- основные виды химической связи,

- типы кристаллических решеток,

- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,

- типологию химических реакций по различным признакам,

- сущность электролитической реакции,

- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,

- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь:

Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная  и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.

Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.

Распознавать важнейшие катионы и анионы.

Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.

   

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные  группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной  и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;

в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

г) распознавать важнейшие органические вещества.    

 

Формы контроля:

  • текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование;
  •  тематический - контрольные работы;
  • промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

2. Содержание элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»

       Тема 1.  Вещество (7 часов)

Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Периодический  закон и периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева.

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).

Валентность и степень окисления химических элементов.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.         

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи  с  положением в Периодической системе химических элементов.

Тема 2.  Химическая реакция (7 часов)

Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.

Классификация химических реакций по различным признакам.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Реакции  ионного обмена и условия их осуществления.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.         

Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах (11 часов)

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.

Химические свойства солей (средних). Первоначальные сведения об органических веществах.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов)

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.  Разделение смесей и очистка веществ.

Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной  школы (3 часа)

   Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1

Вещество

7 ч

2

Химические реакции

7 ч

3

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах

11 ч

4

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

6 ч

5

Обобщение и повторение материала по химии за курс основной  школы

3 ч

Итого

34 ч

4. Приложение

к рабочей программе элективного курса

«Подготовка к ОГЭ по химии»

на 2018-2019 учебный год

4.1.Календарно -  тематическое планирование  

элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»

на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Дата урока

Название разделов, тема урока

Корректировка

программы

По плану

По факту

Тема 1. Вещество (7 часов)

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

2

Периодический  закон и периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева

3

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи  с  положением в Периодической системе химических элементов

4

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая)

5

Валентность и степень окисления химических элементов

6

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

7

Контрольное тестирование №1 по теме «Вещество»

Тема 2.  Химические реакции (7 часов)

8

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях

9

Классификация химических реакций по различным признакам

10

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы

11

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

12

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

13

Окислительно-восстановительные реакции

14

Урок – упражнение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

Тема 3.  Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах (11 часов)

15

Химические свойства простых веществ - металлов

16

Химические свойства простых веществ - неметаллов

17

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

18

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот

19

Химические свойства солей (средних)

20

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

21

Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен

22

Кислородсодержащие органические вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)

23

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы

24

Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах»

25

Контрольное тестирование №2 по теме «Элементарные основы неорганической химии. Представление об органических веществах»

Тема 4.  Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии (6 часов)

26

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.  Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ.

27

Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) и на газообразные вещества.

28

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

29

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

30

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.  Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

31

Обобщение и систематизация знаний по теме «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии»

Тема 5.  Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы (3 часа)

32

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии

33

Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии

34

Итоговое тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс

Разработка элективного курса...

Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)

Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся  и интеграции физики ,биологии и химии...

Программа элективного курса "Перекрестки биологии, химии, физики".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по биологии.Содержание учебного материала программы соответствует це­лям предпрофильного обучения и в определенной степени допо...

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...

Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"

Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...

Программа элективного курса "Жизнь и химия"

Программа элективного курса "Жизнь и химия" предназначена для студентов СПО первого курса. Для  углубления знаний студентов в области химии, повышения познавательного интереса к предмет...