Предмет | Химия | Класс | 8 |
Тема урока | Кислоты, их состав, классификация и значение |
УМК | УМК Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман. Химия. 8 класс |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цель урока | Сформировать у обучающихся комплекс знаний о кислотах как классе неорганических веществ |
Задачи урока | - Обеспечить формирование представления о кислотах, их составе, структуре, номенклатуре, способах классификации и названий представителей класса кислот;
- Познакомить учащихся с важными неорганическими кислотами;
- Обратить внимание на определение технических кислот с помощью индикаторов;
- Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, умению делать выводы.
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- Сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
- Уметь определять заряд кислотного остатка, основность кислоты;
- Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов.
| - Развивать умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде;
- Формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника;
- Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
- Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в группах.
| - Содействовать развитию мотивации к обучению, умению управлять своей учебной деятельностью, формированию культуры диалоговой и монологической речи (химического языка); представлению результатов работы в команде;
- Осуществлять самоконтроль и самооценку.
|
Формируемые УУД |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
| - Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
| - Формулирование собственного мнения и позиции;
- Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
| - Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
- Освоение ознакомительного, изучающего и поискового чтения.
|
Основные понятия, изучаемые на уроке | Кислоты, кислотный остаток, одноосновные, двухосновные, трехосновные, бескислородные, кислородсодержащие кислоты |
Оборудование | - Периодическая таблица Д.И.Менделеева;
- Таблица растворимости;
- Мультимедийная презентация (компьютер, проектор);
- Штатив для пробирок, пробирки, держатель для пробирок;
- Карточки для самостоятельной работы.
|
Реактивы | - Индикаторы: метилоранжевый, фенолфталеин;
- Кислоты: серная, соляная
- Металлы: цинк;
- Гидроксид натрия.
|
Структура урока | - Организационный этап (1 мин);
- Проверка д/з и актуализация знаний (4 мин);
- Постановка учебной цели (3 мин);
- Усвоение новых знаний (20 мин);
- Первичное закрепление материала (4 мин);
- Вторичное закрепление материала (4 мин);
- Рефлексия (3 мин).
- Информация о домашнем задании (1 мин);
|
Организационная структура урока
|
Деятельность | УУД | Демонстрационный, лабораторный эксперимент |
учителя | учащихся |
1. Организационный этап |
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
| Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
| Л.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
|
|
2. Проверка д/з и актуализация знаний |
Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? Создает проблемную ситуацию путем предложения задания (Приложение 1): H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 Распределить предложенные вещества по классам, неизвестные вещества записать в 3 колонку, дать определения известных классов Осуществляет проверку. |
Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов, оснований.
Осуществляют взаимопроверку. | П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
3. Постановка учебной цели |
Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся дописать незаконченные предложения. 1.Содержатся в лимоне, апельсине, яблоке, столовом уксусе… 2.Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах… 3.Переваривание пищи в желудке у всех земных животных происходит в среде… В этом проявляется удивительное сходство всех животных на планете. На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? | Ученики дописывают предложения и называют тему урока «Кислоты». Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель и задачи урока. Ученики отвечают на вопросы: Что я уже знаю о кислотах? Что хотел бы узнать? Ученики выступают, дополняют друг друга, обсуждают. | Р: планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. П: осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия.
|
|
4. Усвоение новых знаний |
Сегодня мы построим с вами логико-смысловую модель кислот. У каждого из вас на партах расположена логико-смысловая модель «Кислоты» (Приложение 2) и инструктивные карточки. Будем заполнять инструктивные карты и параллельно отмечать на логико-смысловой модели. Организует изучение темы по ЛСМ. 1.Состав кислот Задание: определить состав кислот, воспользовавшись химическими формулами H2SO4, HCl, H3PO4. Посмотрите на экран: здесь даны формулы кислот. Что между ними общего? Проводит демонстрационный опыт, доказывающий наличие водорода в кислотах.
2.Номенклатура кислот Задание: воспользовавшись текстом параграфа 32 изучить названия кислот.
3.Классификация кислот Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте.
4.Структурная формула кислот Объясняет алгоритм составления структурной формулы кислот. Объясняет алгоритм нахождения валентности кислотного остатка в кислотах.
5. Физические свойства кислот Какие физические свойства кислот вам известны? (кислый вкус, агрегатное состояние, цвет). На демонстрационном столе представлены кислоты, определите их агрегатное состояние, (все они жидкости). Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот? – Все кислоты бесцветные вещества. Запах – большинство кислот не обладают запахом, у некоторых представителей, запах резкий неприятный. Физические свойства кислот: а) жидкости (кроме кремниевой кислоты), б) без цвета, в) без запаха, кроме…
6.Техника безопасности Рассказывает историю про Юстуса Либиха. Проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2SO4, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание обучающихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.
7. Распознавание кислот Каким образом можно распознать кислоты? Что такое индикаторы? Какие индикаторы вам известны?
8.Применение кислот Давайте подумаем, где в жизни мы встречаемся с кислотами? Итак, ребята мы закончили построение логико-смысловой модели «Кислоты», посмотрим.
|
Заполняют ось К1 Проводят сравнение Ученики: Атомы водорода Первый элемент слева в формуле – водород (Н), справа- кислотный остаток. Формулируют понятие и записывают в тетрадь. Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Нn(КО)m.
Заполняют ось К2 Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности.
Заполняют ось К3 Ученики: По наличию кислорода Ученики: По количеству водорода
Заполняют ось К4
Заполняют ось К5 Отвечают на вопросы: Какие физические свойства кислот вам известны? Цвет кислот? Запах кислот?
Заполняют ось К6 Отвечают на вопрос: Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
Заполняют ось К7 Ученики: Кислоты можно обнаружить только с помощью индикаторов Ученики: Лакмус, метилоранж, фенолфталеин Ученики: При добавлении лакмуса и метилоранжа растворы приобрели красную окраску, в случае фенолфталеина видимых изменений не было
Заполняют ось К8 Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности.
| К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Р: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; П: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
Д.О.: Взаимодействие цинка с соляной кислоты.
Д.О.: Растворение в воде концентрированной H2SO4 |
Физминутка |
5. Первичное закрепление материала |
Организует проведение лабораторного опыта. Ребята, у каждого из вас на партах расположена инструкция для проведения лабораторного опыта. Прочитайте инструкцию и выполните задание. | Ученики работают в парах, пользуясь инструкцией по проведению лабораторной работы (Приложение 3). Затем учащиеся отчитываются о своих результатах. | Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие действия. П: осознают поставленную задачу, читают и слушают, самостоятельно находят её в материалах учебников и выполняют эксперимент. | Л.О.: Распознавание кислот с помощью индикаторов. |
6. Вторичное закрепление материала |
Организует контроль знаний обучающихся. Выполнение проверочной работы, состоящей из двух зданий. Задание № 1 Найти соответствие между формулами кислот и их названиями: НNO3 cерная HCL азотная H2SO4 cоляная Задание № 2 Найдите лишнюю формулу в каждом ряду. а) HNO3, H2SO4, NaI, H2СO3 б) HCl, H2S, Н2O, HBr Составьте классификацию данных кислот по основности: ![http://festival.1september.ru/articles/640359/img1.gif]()
За правильно выполненное задание № 1 обучающиеся получают 2 балл задание № 2 обучающиеся получают 3 балла | Индивидуальная работа обучающихся по карточкам (Приложение 4) | П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия. Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата. |
|
7. Рефлексия |
Организует рефлексию в форме анкетирования (Приложение 5): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен (Подчеркнуть нужное) | Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока. | Л: смыслообразование. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
8. Информация о домашнем задании |
1.Озвучивает дифференцированное Д/з (три уровня). - если вы выполнили все учебные элементы без ошибок, можете делать творческое задание: сочините мини-рассказ, сказку по теме “Кислоты”;
- если ваш выходной контроль получил 4 балла, и вы при работе допускали незначительные ошибки, то повторите данную тему по учебнику параграф 32 и составьте мини-кроссворд на 5 слов по теме “Кислоты”;
- если ваш выходной тест получил 3, 2, 1 балл, и вы часто ошибались, при выполнении модуля, то повторите данную тему по учебнику параграф 32 и выполните письменно в тетради задание № 1 стр. 104.
2.Помогает учащимся сделать осознанный выбор своего уровня.
| Выбирают Д/з (три уровня) | Р: планируют самостоятельно дальнейшие действия. |
|