Вычисления по химическим уравнениям
план-конспект урока по химии (8 класс)
Технологическая карта урока на тему "Вычисления по химическим уравнениям"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет | Химия | Класс | 8 | ||
№ урока | 34 | Дата | |||
Тема урока | Вычисления по химическим уравнениям | ||||
УМК | «Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательной организации с прил. на электрон. носителе (DVD)» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман | ||||
Тип урока | Урок формирования новых знаний | ||||
Цель урока | Способствовать формированию навыков решения задач по уравнениям неорганических реакций алгебраическим методом | ||||
Задачи урока |
| ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
|
|
| |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Количество вещества, масса, молярная масса, постоянная «Авогадро», химическая реакция, реагенты, продукты реакции, коэффициенты | ||||
Форма работы | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | ||||
Оборудование |
| ||||
Реактивы | |||||
Организационная структура урока | |||
Деятельность | УУД | Демонстрационный, лабораторный эксперимент | |
учителя | учащихся | ||
1. Организационный этап | |||
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Л.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний | |||
Проверка выполнения письменных заданий проводится устно. При необходимости, если есть вопросы по домашнему заданию, то оно разбирается письменно у доски. Мы продолжаем знакомиться с первоначальными химическими понятиями. Вспомните, в чём измеряется масса атомов и молекул? Как вы думаете, если на каком-либо производстве нужно получить определённое количество вещества в результате реакции, то можно ли определить, сколько веществ нужно взять для этой реакции? (Другими словами: на заводе хотят из воды получить 320 кг кислорода; сколько понадобится воды, для получения такой массы кислорода?) Каковы ваши предложения? | Обсуждение вопроса, выдвижение предположений, гипотез, их запись на доске. Совместная постановка темы, целей и задач урока (научиться решать незнакомые задачи). | К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р:планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. П:осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия. | |
3. Усвоение новых знаний | |||
Расчетные химические задачи являются арифметическими. Решение таких задач строится на использовании прямо пропорциональной зависимости между четырьмя величинами: две из них даются в условии задачи, две другие определяются по уравнению химической реакции. Необходимо обратить внимание учеников на то, что коэффициенты в уравнении реакции показывают количество взятых и полученных веществ. Следует также обратить внимание на то, что при выборе величин, по которым будет производиться расчет, необходимо использовать для каждого вещества одинаковые единицы измерения (как по условию задачи, так и по уравнению реакции). Сейчас мы вместе попробуем решить нашу задачу. С чего мы начинаем решение каждой задачи? Правильно, с оформления «Дано». Итак, что дано? По подсказкам учеников учитель оформляет «Дано» на доске: Дано: Решение: m(O2) = 320 кг
m(H2O) = ? Как вы думаете, что делать дальше? Для решения подобной задачи нужно составить уравнение реакции: Дано: Решение: m(O2) = 320 кг. Составляем уравнение реакции: 2H2O = 2H2 + O2 m(H2O) = ?
Мы составили уравнение, остаётся провести расчёты и найти ответ. Для этого нужно определить молекулярные массы двух веществ – того, чья масса известна из условий задачи, и того, чью массу нужно найти (совместно с учениками вычисляются молекулярные массы воды и кислорода): Mr (O2) = 16+16= 32 Mr (2H2O) = 2(1.2 + 16) = 36 Расставляем молекулярные массы и массу кислорода в уравнении, неизвестную массу «берём за Х»: Дано: Решение: m(O2) = 320 кг. х 320000 г 2H2O = 2H2 + O2 m(H2O) = ? 36 32 На основе данных составляем пропорцию, проводим расчёты: Х = 320000 36 = 32 Х = 320000 . 36 : 32 = 360000 г. или 360 кг. Записываем ответ. Итак, мы решили задачу, пользуясь для вычислений знаниями таких понятий как «масса», «молекулярная масса», «пропорция». Но подобные задачи можно решить и другим способом, оперируя такими понятиями как «моль» и «количество вещества». Решение задач таким способом подробно описано в учебнике. Давайте рассмотрим такие задачи. Совместная работа с текстом учебника, знакомство с другим способом решения задач (через моли). | Знакомятся с решением задачи, приведенной учителем. Анализируют пути решения задач. Составляют алгоритм решения задач по химическим уравнениям. Знакомятся с новым способом решения задач по плану: 1. Анализ ситуации. 2. Планирование. 3. Выполнение намеченного плана. 4. Осмысление результата | Л:понимать значимость приобретенных на уроке знаний и умений. Р:уметь задавать программу своей деятельности. П:уметь искать и выделять информацию, анализировать с связи с поставленной целью. К:уметь точно выражать свои мысли. | |
4. Физминутка | |||
5. Закрепление изученного | |||
Самостоятельная работа. Решение задачи по учебнику, проверка решения по эталону на доске. | Ученики работают самостоятельно, пользуясь инструкцией (Приложение 1). Затем учащиеся отчитываются о своих результатах. | Р:уметь анализировать и оценивать свою работу. П:уметь обобщать информацию, восполнять недостающие знания. К:уметь точно выражать свои мысли. | |
6. Рефлексия | |||
Организует рефлексию (устно): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен | Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока. | Л:смыслообразование. К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
7. Информация о домашнем задании | |||
Озвучивает дифференцированное домашнее задание: §37 (разбор) Задачи по карточке | Выбирают домашнее задание. | Р:развитие волевой саморегуляции. П:уметь решать задачи разными способами. Выбирать оптимальный способ решения. | |
Приложение 1
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям
Способ 1. «По массе вещества»
1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.
2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m (Мg)=8 г
m (02)=?
М (Мg) = 24г/моль
М(02) = 32г/моль
3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + 02 = 2 МgО
4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.
8 г х г
2Мg + 02 = 2 МgO
5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:
8 г х г
2Мg + 02 = 2 МgO
48 г 32 г
6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:
8 г - х г
48 г - 32 г m(02)=х = 5,34г
7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г
Способ 2. «По количеству вещества»
1шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.
2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m (Мg)=8 г
m (02)=?
M (Мg) = 24г/моль
M (02) = 32г/моль
3 шаг: Составь уравнение реакции: 2Мg + 02 = 2 Мg0
4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле
ν = m : М :
ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль
5 шаг: Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х
0,33 моль х моль
2Мg + 02 = 2Мg0
6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:
0,33 моль х моль
2М§ + 02 = 2МgО
2 моль 1 моль
7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:
0,33 моль - х моль
2 моль - 1 моль х=0,167 моль
8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m=М· ν:
m (02)= М (02) · ν (02) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г
9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.
Приложение 2
Задачи для самостоятельного решения
- Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
- Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).
- Сколько грамм сульфида алюминия можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям»
Разработка открытого урока...
Презентация - тест с проверкой решения "Вычисления по химическим уравнениям"
Данное пособие может быть испрользовано на уроке-обобщении по теме "Решение задач", а также для дистанционного обучения....

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"
Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Вычисления по химическим формулам 8 класс
Материал для стенда "Сегодня на уроке" - Химическая формула. Вычисления по химическим формулам" 8 класс...

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении
Вычисления по химическим формулам....

"Химические уравнения". "Расчет по химическим уравнениям". 8 класс. О.С. Габриелян.
Материал разработан к учебнику химия, 8 класс, О.С. Габриелян ....




