Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды железа +2 и железа +3.
план-конспект урока по химии (9 класс)

Моисеенко Анна львовна

Лабораторные опыты №18,19

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestv.opredelenie_zheleza.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс Тема урока: Генетические ряды Fe² и Fe³.

Цели урока: - ознакомить с соединениями железа (II и III);

продолжить формирование умений делать опыты,

наблюдать, анализировать, выделять главное, делать

выводы;

способствовать формированию научного

мировоззрения;

воспитывать культуру труда, уверенность в своих

силах, самостоятельность, любознательность.

Задачи урока: - закрепить знания о железе – простейшем веществе

- рассмотреть генетические ряды железа со степенями

окисления +2 и+3

ознакомиться с характеристиками оксидов и

На доске! идроксидов Fe² и Fe³

рассмотреть качественные реакции на ионы железа

Fe² и Fe³

ознакомиться с применением соединения железа

Оборудование: 2 штатива с пробирками, 2 спиртовки, спички, держатели,

пипетки, растворы FeCL₃, FeCl(или FeSO₄), NaOH (KOH),

K[Fe(CN)], NHNCS (KNCS).

Форма: исследовательский урок.

Ход урока

  1. Организационный момент: - подготовка к уроку

-тема урока

? – Как вы считаете каковы задачи нашего сегодняшнего урока.

! – Прочитать задачи урока.

Итак, прежде чем мы перейдем к новому материалу повторим то, что мы изучили на прошлом уроке.

II. Опрос по изученному материалу.

  1. Строение атома Fe, его физические свойства.hello_html_7174ca91.gif
  2. Химические свойства Fe. У доски
  3. Задание №5
  4. Задание №6

Пока они готовятся, остальным предлагаю выполнить следующие

превращения по вариантам:

1-вариант: Fe → FeSO(или FeCl₂) → Fe(OH) → FeO. (выделенное - опыты)

2-вариант: Fe → FeCL₃ → Fe(OH)₃ →Fe₂O₃. (выделенное - опыты)

Открыли тетради, записали сегодняшнее число, тему урока.

Перепишите цепочки и составьте уравнения реакций.

!! Кроме того, сегодня на уроке у нас будут работать два эксперта,

-1ый ученик !Сильныеhello_html_m7eed3894.gif

-2ой ученик учащиеся

которые выполнят опыты по данным превращениям и сделают выводы по

своим наблюдениям.

!!! На работу 10 минут.

1.Проверяем домашнее задание.

Итак, в начале слушаем и дополняем тех, кто готовится у доски, а затем

проверим цепочки превращений.

III. 2. Проверяем цепочки (2-е учащиеся у доски) и слушаем

экспертов.

!!! Обратите ёщё раз внимание, чтобы получить FeCl (хлорид железа II)

необходимо к Fe добавить кислоту HCl.

А чтобы получить FeCl (хлорид железа III) Fe соединяем с CL.

Итак, как уже было сказано для железа характерны два ряда соединений: соединения железа (II) и железа (III).

Выполнив цепочки превращений мы рассмотрели не только их получение, но и характер их соединений (оксидов и гидроксидов железа II и III).

? Какой характер имеют оксиды и гидроксиды.

! Выводы делают учащиеся.

(Оксиды и гидроксиды имеют ярко выраженные основные свойства, гидроксиды - нерастворимые основания, которые при нагревании разлагаются на соответствующие оксиды).

Fe(OH) приобретает болотно-зеленую окраску.

Fe(OH) - бурая окраска.

Следует отметить, что гидроксид железа (II) легко окисляется воздухом и превращается в гидроксид железа (III).

В ТЕТРАДЯХ: 4Fe(OH) + 2HO +O = 4Fe(OH)hello_html_27029b02.gifhello_html_27029b02.gif

А теперь ребята скажите вот две пробирки в одой FeCl₂, а в другой FeCl₃,

как их различить.

(добавить щелочь, по образующемуся гидроксиду – их окраске.

Кроме щелочи, в качестве определяющих реагентов можно использовать

для определения

Fe² K[Fe(CN)] красную кровяную соль.

Fe³ K[Fe(CN)] желтую кровяную соль.

или KNCS роданид калия.

! Демонстрация опыта. FeSO +K[Fe(CN)] осадок темно-синего цветаhello_html_27029b02.gif

FeCl₃ + KNCS красно-кровяной раствор

А теперь запишем эти реакции. Откройте учебник стр.66 – 67 (второй

абзац снизу).

Итак, мы рассмотрели сегодня железа: оксиды, гидроксиды, соли.

? Каково же их значение послушаем сообщение учащегося.

! Сообщение учащегося «Применение соединений железа человеком».

IV. А теперь вернемся к задачам нашего урока.

Что же мы выяснили и узнали сегодня на уроке.

!!! Вывод делают учащиеся.

  1. Что железо имеет 2 ряда соединений II и III (Fe² и Fe³⁺)
  2. Что оксиды и гидроксиды имеют основной характер и Fe(OH)₂ 

Fe(OH)₃.

  1. Что на Fe² и Fe³есть качественные реакции с помощью которых можно отличить их друг от друга.

V. Домашнее задание §17 №1, 2, 7 стр.123 – 124 учебник

О.С.Габриеляна «Химия 9», М.»Дрофа», 2013г.

Рекомендации к лабораторной работе.

Опыт №1. Получение гидроксида железа (III) (Fe(OH)₃).

Налейте в пробирку 2-3 мл. FeCl₃ или Fe₂(So₄)₃, затем добавляйте по каплям NaOH, встряхивая пробирку. Что свидетельствует о получении гидроксида железа (III)?

Опыт №2. Получение оксида железа (III) – (Fe₂O₃).

Закрепите в держателе пробирку с только что полученным остатком – гидроксидом железа (III) и нагрейте. Какие наблюдения подтверждают образование оксида железа (III).

Опыт №3. Качественная реакция на ион Fe³⁺.

Налейте в чистую пробирку 2 мл FeCl₃ или Fe₂(So₄)₃ и добавьте несколько капель роданида аммония NH₄NCS или KNCS. Какие изменения показывают о том, что качественная реакция прошла?

Рекомендации к лабораторной работе.

Опыт №1. Получение гидроксида железа (II) (Fe(OH)₂).

Налейте в пробирку 2-3 мл. FeCl₂ или FeSo₄, затем добавляйте по каплям NaOH, встряхивая пробирку. Что свидетельствует о получении гидроксида железа (II)?

Опыт №2. Получение оксида железа (II) – (FeO).

Закрепите в держателе пробирку с только что полученным остатком – гидроксидом железа (II). Какие наблюдения подтверждают образование оксида железа (II).

Опыт №3. Качественная реакция на ион Fe²⁺.

Налейте в чистую пробирку 2 мл FeCl₂ или FeSo₄ и добавьте несколько капель красной кровяной соли (K₃[Fe(CN)₆]. Какие изменения показывают о том, что реакция прошла?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест: "Железо, соединения железа"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета...

Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения

Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...

Урок по химии "Железо. Генетические ряды железа (II) и (III)"

Тема урока:  Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe3+.Цели и задачи урока:ü  Повторить свойства металлов на примере железа;ü  Разобрать особенности строения атома железа;ü  Познакоми...

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы  Fe2+и...