Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды железа +2 и железа +3.
план-конспект урока по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
9 класс Тема урока: Генетические ряды Fe²⁺ и Fe³⁺.
Цели урока: - ознакомить с соединениями железа (II и III);
- продолжить формирование умений делать опыты,
наблюдать, анализировать, выделять главное, делать
выводы;
- способствовать формированию научного
мировоззрения;
- воспитывать культуру труда, уверенность в своих
силах, самостоятельность, любознательность.
Задачи урока: - закрепить знания о железе – простейшем веществе
- рассмотреть генетические ряды железа со степенями
окисления +2 и+3
- ознакомиться с характеристиками оксидов и
На доске! идроксидов Fe² ⁺и Fe³⁺
- рассмотреть качественные реакции на ионы железа
Fe² ⁺и Fe³⁺
- ознакомиться с применением соединения железа
Оборудование: 2 штатива с пробирками, 2 спиртовки, спички, держатели,
пипетки, растворы FeCL₃, FeCl₂(или FeSO₄), NaOH (KOH),
K₃[Fe(CN)₆], NH₄NCS (KNCS).
Форма: исследовательский урок.
Ход урока
- Организационный момент: - подготовка к уроку
-тема урока
? – Как вы считаете каковы задачи нашего сегодняшнего урока.
! – Прочитать задачи урока.
Итак, прежде чем мы перейдем к новому материалу повторим то, что мы изучили на прошлом уроке.
II. Опрос по изученному материалу.
- Строение атома Fe, его физические свойства.
- Химические свойства Fe. У доски
- Задание №5
- Задание №6
Пока они готовятся, остальным предлагаю выполнить следующие
превращения по вариантам:
1-вариант: Fe → FeSO₄(или FeCl₂) → Fe(OH)₂ → FeO. (выделенное - опыты)
2-вариант: Fe → FeCL₃ → Fe(OH)₃ →Fe₂O₃. (выделенное - опыты)
Открыли тетради, записали сегодняшнее число, тему урока.
Перепишите цепочки и составьте уравнения реакций.
!! Кроме того, сегодня на уроке у нас будут работать два эксперта,
-1ый ученик !Сильные
-2ой ученик учащиеся
которые выполнят опыты по данным превращениям и сделают выводы по
своим наблюдениям.
!!! На работу 10 минут.
1.Проверяем домашнее задание.
Итак, в начале слушаем и дополняем тех, кто готовится у доски, а затем
проверим цепочки превращений.
III. 2. Проверяем цепочки (2-е учащиеся у доски) и слушаем
экспертов.
!!! Обратите ёщё раз внимание, чтобы получить FeCl₂ (хлорид железа II)
необходимо к Fe добавить кислоту HCl.
А чтобы получить FeCl₃ (хлорид железа III) Fe соединяем с CL₂.
Итак, как уже было сказано для железа характерны два ряда соединений: соединения железа (II) и железа (III).
Выполнив цепочки превращений мы рассмотрели не только их получение, но и характер их соединений (оксидов и гидроксидов железа II и III).
? Какой характер имеют оксиды и гидроксиды.
! Выводы делают учащиеся.
(Оксиды и гидроксиды имеют ярко выраженные основные свойства, гидроксиды - нерастворимые основания, которые при нагревании разлагаются на соответствующие оксиды).
Fe(OH)₂ приобретает болотно-зеленую окраску.
Fe(OH)₃ - бурая окраска.
! Следует отметить, что гидроксид железа (II) легко окисляется воздухом и превращается в гидроксид железа (III).
В ТЕТРАДЯХ: 4Fe(OH)₂ + 2H₂O +O₂ = 4Fe(OH)₃
А теперь ребята скажите вот две пробирки в одой FeCl₂, а в другой FeCl₃,
как их различить.
(добавить щелочь, по образующемуся гидроксиду – их окраске.
Кроме щелочи, в качестве определяющих реагентов можно использовать
для определения
Fe²⁺ K₃[Fe(CN)₆] красную кровяную соль.
Fe³⁺ K₄[Fe(CN)₆] желтую кровяную соль.
или KNCS роданид калия.
! Демонстрация опыта. FeSO₄ +K₃[Fe(CN)₆] осадок темно-синего цвета
FeCl₃ + KNCS красно-кровяной раствор
А теперь запишем эти реакции. Откройте учебник стр.66 – 67 (второй
абзац снизу).
Итак, мы рассмотрели сегодня железа: оксиды, гидроксиды, соли.
? Каково же их значение послушаем сообщение учащегося.
! Сообщение учащегося «Применение соединений железа человеком».
IV. А теперь вернемся к задачам нашего урока.
Что же мы выяснили и узнали сегодня на уроке.
!!! Вывод делают учащиеся.
- Что железо имеет 2 ряда соединений II и III (Fe² ⁺и Fe³⁺)
- Что оксиды и гидроксиды имеют основной характер и Fe(OH)₂ →
→Fe(OH)₃.
- Что на Fe² ⁺и Fe³⁺есть качественные реакции с помощью которых можно отличить их друг от друга.
V. Домашнее задание §17 №1, 2, 7 стр.123 – 124 учебник
О.С.Габриеляна «Химия 9», М.»Дрофа», 2013г.
Рекомендации к лабораторной работе.
Опыт №1. Получение гидроксида железа (III) (Fe(OH)₃).
Налейте в пробирку 2-3 мл. FeCl₃ или Fe₂(So₄)₃, затем добавляйте по каплям NaOH, встряхивая пробирку. Что свидетельствует о получении гидроксида железа (III)?
Опыт №2. Получение оксида железа (III) – (Fe₂O₃).
Закрепите в держателе пробирку с только что полученным остатком – гидроксидом железа (III) и нагрейте. Какие наблюдения подтверждают образование оксида железа (III).
Опыт №3. Качественная реакция на ион Fe³⁺.
Налейте в чистую пробирку 2 мл FeCl₃ или Fe₂(So₄)₃ и добавьте несколько капель роданида аммония NH₄NCS или KNCS. Какие изменения показывают о том, что качественная реакция прошла?
Рекомендации к лабораторной работе.
Опыт №1. Получение гидроксида железа (II) (Fe(OH)₂).
Налейте в пробирку 2-3 мл. FeCl₂ или FeSo₄, затем добавляйте по каплям NaOH, встряхивая пробирку. Что свидетельствует о получении гидроксида железа (II)?
Опыт №2. Получение оксида железа (II) – (FeO).
Закрепите в держателе пробирку с только что полученным остатком – гидроксидом железа (II). Какие наблюдения подтверждают образование оксида железа (II).
Опыт №3. Качественная реакция на ион Fe²⁺.
Налейте в чистую пробирку 2 мл FeCl₂ или FeSo₄ и добавьте несколько капель красной кровяной соли (K₃[Fe(CN)₆]. Какие изменения показывают о том, что реакция прошла?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веб-квест: "Железо, соединения железа"
Веб-квест в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета...
Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения
Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...
Урок по химии "Железо. Генетические ряды железа (II) и (III)"
Тема урока: Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe3+.Цели и задачи урока:ü Повторить свойства металлов на примере железа;ü Разобрать особенности строения атома железа;ü Познакоми...
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....
Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"
Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели урока:Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы Fe2+и...