РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»
рабочая программа по химии

Смирнова Елена Юрьевна

Пояснительная записка

Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).

Она разработана для учащихся 9 классов и рассчитана на __ часа. Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного времени, выделенного на его изучение в примерном тематическом плане.

Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ОГЭ по химии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОГЭ Химия150 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета

от __________ 2021 года протокол №_____

Председатель _________________________

                                                       (подпись руководителя)                           ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Подготовка к ОГЭ по химии»

по ____ Химия ____

Уровень образования (класс) ____ основное общее образование (9 класс) ____

Количество часов ____ 34 ____

Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____


Пояснительная записка

Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).

Она разработана для учащихся 9 классов и рассчитана на __ часа. Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного времени, выделенного на его изучение в примерном тематическом плане.

Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ОГЭ по химии.

Цели и задачи курса:

- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.

-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и общей  химии соответствующих требованиям общего государственного экзамена;

- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

- ознакомление учащихся с.типовыми вариантами ОГЭ по химии.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Требования к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном  государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций.

важнейшие химические понятия: вещество, химический  элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем,  растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая  диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями.

смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения  массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева; первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические  вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.

Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Определять/классифицировать: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.

Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.

Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Проводить опыты / распознавать опытным путем: подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-,сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Содержание курса.

Тема 1. Вещество.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Тема 2. Химическая реакция.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.

Представления об органических веществах. Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол,  этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Тема 5. Химия и жизнь.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тема 1. Вещество.

6

Тема 2. Химическая реакция.

7

Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.

7

Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии.

9

Тема 5. Химия и жизнь.

5

Итого:

34

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Учебное пособие "ОГЭ 2019. Химия. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания"

2. Подготовка к ОГЭ по химии 2019.  «ОГЭ. ФИПИ – школе», 2018.

3. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс, Ю.Н. Медведев, Издательство: АСТ, 2016г.

СОГЛАСОВАНО                                                              СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                         Заместитель директора по УВР

методического объединения                                             ___________ _______________

________________ СОШ№29                                                    Подпись                                   ФИО                  

от ______ 20 ___ года № ____                                        ____________ 20 ____ года

__________ _______________

          Подпись                            ФИО                      


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________________

Подпись                                       ФИО

30 августа 2021 года ____________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

муниципального образования Темрюкский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии»

по ____ Химии ____

Класс ____ 9 ____

Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____

Количество часов: всего ____ 34 ____ часов; в неделю ____ 1 ____ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы

учителя биологии и химии Смирновой Елены Юрьевны, утверждена решением педагогического совета №1 от 30 августа 2021 ____________________________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по химии» 9 класс (34 ч.)

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

ОГЭ - что это такое?

1

08.09.

2

Строение атома.

1

15.09.

3

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

22.09.

4

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

29.09.

5

Тестирование по теме «Строение атома и периодический закон».

1

06.10.

6

Тестирование по теме «Химическая связь»

1

13.10.

7

Степень окисления химических элементов.

1

20.10.

8

Тестирование по теме «Степень окисления»

1

27.10.

9

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

1

10.11.

10

Тестирование по теме «Основные классы неорганических веществ»

1

17.11.

11

Химические реакции. Классификация химических реакций

1

24.11.

12

Окислительно-восстановительные реакции.

1

31.11.

13

Тестирование по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

1

08.12.

14

Электролиты и неэлектролиты

1

15.12.

15

Электролитеческая диссоциация кислот, щелочей, солей.

1

22.12.

16

Ионные  уравнения реакции

1

29.12.

17

Тестирование по теме «Электролитическая диссоциация. Ионные уравнения  реакции»

1

12.01.

18

Химические свойства металлов и неметаллов.

1

19.01

19

Химические свойства оксидов.

1

26.01

20

Химические свойства оснований.

1

02.02.

21

Химические свойства кислот.

1

09.02

22

Химические свойства солей

1

16.02.

23

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

1

02.03

24

Тестирование по теме «Химические свойства основных классов неорганических веществ»

1

09.03.

25

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

1

16.03.

26

Тестирование по теме «Правила ТБ. Лабораторное оборудование и посуда».

1

30.03.

27

Определение характера среды раствора кислот и щелочей. Качественные реакции. Получение газообразных веществ.

1

06.04.

28

Тестирование по теме «Качественные реакции на различные ионы и газообразные вещества»

1

13.04.

29

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массовой доли вещества в растворе

1

20.04

30

Расчеты по химическому уравнению.

1

27.04.

31

Первоначальные сведения об органических веществах.

1

04.05.

32

Тестирование по теме «Органическая химия».

1

11.05.

33

Химия и жизнь.

1

18.05.

34

 Тестирование  итоговое за курс

химии 9 класс.

1

25.05

Итого:

34 часа

Перечень учебно – методического обеспечения

1. Химическое оборудование:

  • таблицы: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, «Растворимость кислот, оснований, солей в воде», «Электрохимический ряд напряжения металлов», «Ряд электроотрицательности неметаллов», «Инструктаж по технике безопасности», «Строение атомов металлов», портреты великих химиков;
  • модели: атомов различные веществ, кристаллических решеток металлов, КР алмаза, графита, модель молекулы S8;
  • лабораторное оборудование, посуда и приборы: склянки с пробками, пробирки, колбы, химические стаканы, ступки, мерные цилиндры, мензурки, фарфоровые и металлические шпатели или ложечки, металлические штативы с лапками и кольцами, небольшие пластмассовые штативы для пробирок, пробиркодержатели, огнеупорные подставки, стеклянные трубки, палочки, воронки, весы с разновесами;
  • химические реактивы для проведения эксперимента.

2. Компьютерные программы и интернет – ресурсы:

  • CD – Химия – 21 век;
  • Образовательная коллекция. Химия для всех – XXI: Решение задач;
  • Электронный справочник «Кирилла и Мефодия»;
  • Alhimik www.alhimik.ru;
  • Конспекты по химии для школьников www. chemistry.r2.ru,www.khimia.h1.ru;
  • Химия для всех www.informika.ru;
  • Химия для Вас www.chem4you.boom.ru;
  • Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru;
  • Уроки химии Кирилла и Мефодия.

Дополнительная литература

1. Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8 – 11 кл. – М.: Астрель АСТ, 2001.

2. Большой справочник. Химия – М.: Дрофа, 2008.

3. Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2007;

4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач и упражнений для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2015;

5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы. – М.: Издательство «Экзамен», 2017;

6. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение, 1997;

7. Химия. 9 кл. Подготовка к итоговой аттестации – 2017: учебно-метод.пособие / под ред. В.Н.Доронькина. – Ростов н/ Дону: Легион, 2012;

8. Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 кл. / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. – М.: Дрофа, 2015;

9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: РИА «Новая волна», 2014


Лист корректировки календарно-тематического планирования

Элективный курс ____ «Подготовка к ОГЭ по химии» ____

Класс ____ 9 ____

Учитель ____ Смирнова Елена Юрьевна ____

2021 - 2022 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по математике"

Программа  составлена  на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образов...

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).Основной акцент при разработке программы курса делается на ре...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по общей химии"

Рабочая программа элективного курса для 11 класса. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа расчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса

ПРОГРАММА  элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована  для учащихся 10 А  класса хим-биопрофиля...

Рабочая программа Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по химии"

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11 класса. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»

Пояснительная запискаПрограмма «Подготовка к ЕГЭ по химии» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», разработана на основе федерального компонента государственно...