Рабочая программа кружка "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии

Шевченко Татьяна Михайловна

Программа «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, так как она предполагает углубленное изучение органической и неорганической химии, решение экспериментальных и  расчетных задач повышенной сложности по химии. Содержание программы «Химия вокруг нас» поможет подросткам 13-16 лет расширить и углубить знания по химии, усовершенствовать умения исследовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shevchenko.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

    Вяжинская основная общеобразовательная школа -

обособленное структурное подразделение

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Верхнемакеевской основной общеобразовательной школы

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

______________________

Егорова М.И

Протокол № 1

от «26» августа   2025 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________

Хмара В.Л.

Протокол № 1

от «27» августа   2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

________________________

Хоршева С.Н.

Приказ № 98

от «28» августа   2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

 «Химия вокруг нас»

 

Составила:

учитель химии и биологии

                                                                                 Шевченко Татьяна Михайловна

х. Вяжа

2025   год

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Раздел «Планируемые результаты освоения программы»

2. Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности»

3. Раздел «Календарно-тематическое планирование»

4. Раздел «Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности»

1.Планируемые результаты освоения кружка «Химия вокруг нас»

Программа «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, так как она предполагает углубленное изучение органической и неорганической химии, решение экспериментальных и  расчетных задач повышенной сложности по химии. Содержание программы «Химия вокруг нас» поможет подросткам 13-16 лет расширить и углубить знания по химии, усовершенствовать умения исследовать.

        

Предметные результаты:

В познавательной сфере: – давать определения изученных понятий; – описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; – классифицировать изученные объекты и явления; – делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей; – структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

В ценностно-ориентационной сфере: – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; – разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; – строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

В трудовой сфере: – планировать и проводить химический эксперимент; – использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению. В сфере безопасности жизнедеятельности: – оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Личностные результаты:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

        

2. Содержание программы.

  1. Введение.  Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности .

Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы. Демонстрация. Удивительные опыты. Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

  1. «Вещества вокруг тебя, оглянись!» .

 Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Вода. Многое ли мы о ней знаем? Вода и еѐ свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическое воздействие. Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла.

Лабораторная работа 1. Свойства веществ. Разделение смеси красителей.

Лабораторная работа 2. Свойства воды. Практическая работа1.Очистка воды.

Лабораторная работа 3. Свойства уксусной кислоты.

Лабораторная работа 4. Свойства питьевой соды.

Лабораторная работа 5. Свойства чая.

Лабораторная работа 6. Свойства мыла.

Лабораторная работа 7. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.

Лабораторная работа 8. Изготовим духи сами.

Лабораторная работа 9. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода.

Лабораторная работа 10. Получение кислорода из перекиси водорода.

Лабораторнаяработа11. Свойства аспирина.

Лабораторнаяработа12.Свойства крахмала.

Лабораторная работа13. Свойства глюкозы.

Лабораторнаяработа14. Свойства растительного и сливочного масел.

  1. Химия в быту .

Теория. Вещество и тело. Вещества вокруг нас и в нас самих. Свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, запах, электропроводность, теплопроводность и т.д. Зачем нужно знать свойства веществ? Камень - первый объект изучения человека. Превращение веществ друг в друга. Химическая реакция. Признаки и условия течения химических реакций. Горенье - одна из первых химических реакций, известных человеку. Роль огня в становлении человека. Легенды и мифы об огне. Вещества горючие и негорючие. Изучение реакции горения.

Практика. Лабораторные опыты: 1. Рассматривание предметов, сделанных из одного и того же вещества. 2. Рассматривание предметов, сделанных из разных веществ. 3. Рассматривание веществ с разными физическими свойствами. Практические работы: 1. Изучаем свойства веществ. 2. Проводим химические реакции с целью выявления признаков и условий течения химической реакции.

  1. «Увлекательная химия для экспериментаторов» .

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.  Состав школьного мела. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Лабораторная работа15. «Секретные чернила».

 Лабораторная работа16. «Получение акварельных красок».

 Лабораторная работа17. «Мыльные опыты».

 Лабораторная работа 18.  «Как выбрать школьный мел».

 Лабораторная работа 19. «Изготовление школьных мелков».

Лабораторная работа 20. «Определение среды раствора с помощью индикаторов».

 Лабораторная работа 21. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора».

  1. Свойства веществ .

Теория. Из чего состоят вещества? Делимо ли вещество до бесконечности? Атом - неделимая частица, составная часть всех веществ. Молекулы. Химический элемент. Вещества простые и сложные. Ознакомление с символами элементов. Символы Н, 0, S, Р, С, I, Br, Cl, Si. Понятие химической формулы. Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднократные смеси. Способы раздвоения смесей: отстаивание, фильтрование, перекристаллизация, перегонка, хроматография.

Практика. Лабораторные работы: 1. Моделируем химические формулы. 2. Готовим смеси. Практические работы: 1. Очистка поваренной соли фильтрованием и выпариванием. 2. Очистка медного купороса перекристаллизация. Подведение итогов модуля. Игра-викторина «Химия вокруг меня.

Какие бывают вещества.

Теория. Классификация веществ на простые и сложные. Деление простых веществ на металлы и неметаллы. Символы металлов Al, Fe, Си, К, Na, Ca, Ba, Mg, Ag, Аи, Hg, Ni, Cr, Mn. Кислород, его открытие. Получение кислорода из перманганата калия. Собирание кислорода двумя способами: методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Определение кислорода. Горение серы, угля и железа в кислороде. Водород - самый легкий газ. История его открытия. Горение водорода "Гремучая смесь". Определение водорода, получение. Углекислый газ. Получение его из мрамора или мела. Определение углекислого газа с помощью известковой воды. Состав воздуха. Изучение состава воздуха. Роль А.Лавуазье. Понятие об инертных газах. Неон, аргон, их применение. Кислоты. Кислоты в природе. Растворение кислот в воде. Действие серной кислоты на ткань. Меры предосторожности при работе с кислотами. Действие кислот на индикаторы. Основания. Растворение оснований в воде. Щелочи. Действие щелочей на организм человека. Меры предосторожности при работе со щелочами. Действие щелочей на индикаторы. Соли. Какие бывают соли? Соли в природе. Поваренная соль. Роль поваренной соли в истории человечества. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль для живых организмов.

Практика. Лабораторные работы: 1. Изучаем свойства металлов. 2. Рассматривание сплавов меди и железа. 3. Обнаружение кислот в продуктах питания. 4. Действия индикаторов на кислоты и щелочи. 5. Растворение оснований в воде. 6. Рассматривание образцов солей. Практические работы: 1. Получаем, собираем и определяем кислород и водород. 16 2. Изучаем свойства металлов.

 Язык химии. 

Теория. Химия - наука о веществах. Какие бывают вещества? Металлы и неметаллы. Оксиды, кислоты, основания, соли. Физические и химические свойства веществ. Превращения веществ друг в друга. Признаки и условия течения химической реакции. Состав веществ. Химическая формула. Валентность. Определение валентности по химической формуле. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Практика. Практическая работа «Превращения веществ друг в друга», «Определение валентности по химической формуле», «Закон сохранения массы веществ». Решение химических уравнений. Подготовка к коллоквиуму. Подведение итогов модуля. Коллоквиум «Язык химии».

Изучаем химические реакции. 

Теория. Сущность химической реакции. Типы химических реакций: разложения, замещения и обмена. Реакции экзо- и эндотермические. Реакции обратимые и необратимые. Скорость химических реакций. 17

Практика. Лабораторные опыты: 1. Разложение малахита при нагревании. 2. Замещение меди в растворе хлорида меди (2) железом.

  1. Многообразие веществ . 

Теория. Классификация и свойства веществ. Многообразие веществ. Классификация веществ по составу. Оксиды, их состав. Получение оксидов реакцией горения простых и сложных веществ. Составление уравнений реакции горения сложных веществ. Условия возникновения и прекращения горения. Медленное окисление. Меры предупреждения пожаров. Классификация оксидов на основные, кислотные, амфотерные. Кислоты, их состав, классификация на кислородосодержащие и бескислородные, на одноосновные, двухосновные и трехосновные. Кислотный остаток. Валентность кислотного остатка, роль кислот для организмов растений, животных и человека. Основания, их состав. Гидрооксогруппа. Щелочи и нерастворимые в воде основания, составление формул солей по валентности металла и кислотного остатка. Классификация солей на средние, кислые и основные. Пищевая сода и малахит как примеры кислой и основной солей, соли организмы в организме человека. Реакция нейтрализации.

Практика. Лабораторные работы: 1. Рассмотрение образцов оксидов, оснований, солей. 2. Исследование продукта горения угля в кислороде. 3. Ознакомление со свойствами гидроксидов натрия, кальция, меди (2) или железа (3). 4. Взаимодействие щелочей с кислотами. 5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Атом - составная часть веществ.

Теория. Атом. Сложный состав атома. Открытие электронов в атоме. Опыты Э.Резерфорда по открытию атомного ядра. Заряд атомного ядра. Модели атомов. Планетарная модель атома Э.Резерфорда. Абсолютная и относительная атомная масса. Состав ядер атомов. Протоны. Нейтроны. Изотопы. Химический элемент - разновидность атомов с одинаковым зарядом ядра. Понятие об ионах. Практика. Изготовление модели атома.

Занятия с цифровой лабораторией по химии.

  1. «Что мы узнали о химии?» (1 час). Обобщение курса.

 Содержание программы. Учебный план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.  Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

3

3

1

Зачет

2.

«Вещества вокруг тебя, оглянись!»

14

3

11

Оформление лабораторного  занятия

3.

Химия в быту.

7

2

5

Оформление практического  занятия

4.

«Увлекательная химия для экспериментаторов»

5

-

5

Оформление лабораторного  занятия

5.

Свойства веществ

3

5

-

Фотоотчет

6.

Многообразие веществ

2

3

2

Оформление лабораторного  занятия

7.

«Что мы узнали о химии?»

1

1

-

Беседа

Итого:

34

3.Календарно тематическое планирование «Химия вокруг нас» на 2025-2026 учебный год

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Дата проведения

факт

1.Введение.  Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении

лабораторных работ.

1

4.09

2

Приборы для        научных исследований,

лабораторное оборудование

1

 11.09

3

Изучение правил техники безопасности

1

18.09

2.«Вещества вокруг тебя, оглянись!»

4

Свойства веществ. Разделение смеси красителей.

1

25.09

5

Свойства воды. Очистка воды.

 

1

2.10

6

Свойства уксусной кислоты.

1

9.10

7

Лабораторная работа 4. Свойства питьевой соды.

1

16.10

8

Лабораторная работа 5. Свойства чая.

1

23.10

9

Лабораторная работа 6. Свойства мыла. Изготовление мыла в домашних условиях

1

6.11

10

Лабораторная работа 7. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.

1

13.11

11

Лабораторная работа 8. Изготовим духи сами.

1

20.11

12

Лабораторная работа 9. Необычные свойства таких обычных зеленки и йода.

1

27.11

13

Лабораторная работа 10. Получение кислорода из перекиси водорода.

1

4.12

18

Лабораторнаяработа11. Свойства аспирина.

1

11.12

14

Лабораторнаяработа12.

Свойства крахмала.

1

18.12

15

Лабораторная работа 13. Свойства глюкозы.

1

25.12

16

Лабораторнаяработа14. Свойства растительного и сливочного масел.

1

15.01

3.Химия в быту.

17

Виды бытовых химикатов

1

22.01

18

Разновидности моющих средств

1

29.01

19

Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней

1

5.02

20

История стеклоделия.

1

12.02

21

Керамика: от истории изобретения до наших дней

1

19.02

22

Химия и косметические средства

1

26.02

23

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

1

5.03

4.«Увлекательная химия для экспериментаторов»

24

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.. Лабораторная работа15. «Секретные чернила».

1

12.03

25

История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.

Лабораторная работа17. «Мыльные опыты».

1

19.03

26

Состав школьного мела. Лабораторная работа 18.  «Как выбрать школьный мел».

 Лабораторная работа 19. «Изготовление школьных мелков».

1

26.03

27

Лабораторная работа 20. «Определение среды раствора с помощью индикаторов».

 Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

 Лабораторная работа 21. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора».

1

9.04

28

Лабораторная работа16. «Получение акварельных красок». Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.

1

9.04

5.Свойства веществ

29

Мир так интересен, но как его понять

Свойства веществ, превращения веществ друг в друга

1

16.04

30

Изучение состава вещества - центральное звено химии

Какие бывают вещества

1

23.04

31

Язык химии

Изучаем химические реакции

1

30.04

6.Многообразие веществ

32

Многообразие веществ

Атом - составная часть веществ

1

7.05

33

Очистка воды от растворимых примесей

Чистые вещества и смеси

1

14.05

34

«Что мы узнали о химии?».

1

21.05

4.«Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности»

Методические материалы

        Программа предусматривает применение различных форм работы: групповой, индивидуальной (создание проектов, подготовка сообщений и докладов), дифференцированной (по группам) при выполнении лабораторных и практических работ. В зависимости от способностей учащихся может применяться индивидуально-групповая форма занятия, когда педагог уделяет внимание нескольким ученикам (как правило тем, у кого что-то не получается) в то время, когда другие работают самостоятельно. Занятия в основном комбинированного типа, включают в себя теоретическую и практическую части. Особенностью является проведение лабораторных и практических работ на занятиях.

        Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение, рассказ и беседа, оживляющие интерес и активизирующие внимание. Использование наглядных пособий (таблиц, плакатов, моделей), демонстрационный показ; упражнения; практическая работа; решение типовых задач. Изучение материала с помощью мультимедийных средств. Индивидуальное объяснение отдельным обучающимся по вопросам индивидуальных, экспериментальных работ. Исправление индивидуальных ошибок. Поиск и анализ информации, работа с книгой. На начальном этапе совместно с педагогом, в дальнейшем самостоятельно. Методы – частично-поисковый, исследовательский, лабораторный, индивидуального обучения; составление разного типа задач и комплектование их в альбом для использования на уроках химии; составление химических кроссвордов; приготовление растворов веществ определенной концентрации для использования их на практических работах по химии. Организация исследовательской деятельности учащихся в ходе выполнения лабораторных и практических, экспериментальных работ.

        В результате у детей расширяется пространство знаний, появляется мотивация к изучению данного предмета (в процессе занятий создается достаточное количество ситуаций успешности, что мотивирует детей).

Литература для педагога:

  1. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории /  Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк.- М.: Дрофа, 2008. – 187с.
  2. Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс/ авт.-сост.  В.А. Храмов.- Волгоград: Учитель, 2007. - 97с.
  3. Артемова О.В. Промышленная деятельность человека и здоровье. Программа межпредметного элективного курса по химии и биологии, 10 класс / Химия. Учебно-методический журнал для учителей химии и естествознания №11 (862). - М.: изд. дом Первое сентября, 2014. – стр. 27-30.
  4. Менделеева Е.А.  Химическая лаборатория на кухонном столе / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, август 2011 (08). –М.: ООО «Азбука-2000»,2011. – стр. 63-70.
  5. Пичугина  Г.В. Повторяем химию на примерах повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. - М.: «Аркти», 1999.- 136 с.
  6. Программы элективных курсов: Химия. 6-9 классы. Предпрофильное  обучение. М.: Дрофа, 2008.
  7. Программы элективных курсов: Химия. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006.
  8. Современный урок. М.: Педагогический поиск, 2008-2011.
  9. Химия в нашей жизни.  Источник:  https://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. Химия в повседневной жизни человека - роль, значение и воздействие на организм.

Источник:  https://nauka.club/khimiya/khimiya-v-zhizni-cheloveka.html

  1. Химия на службе человека. Источник: http://fcior.edu.ru/card/
  2. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
  3. http://www.hemi.nsu.ru/
  4. http://www.repetitor.1c.ru/online
  5. http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
  6. http://chemistry.ru/index.php
  7. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67
  8. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41
  9. http://www.maratakm.narod.ru/.

 Литература для обучающихся :

  1. Занимательные задачи по химии / Сборник. Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.:ИПО «У Никитских ворот», 2010. - 48с.
  2. Менделеева Е.А.  Химическая лаборатория на кухонном столе / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, август 2011 (08). –М.: ООО «Азбука-2000»,2011. – стр. 63-70.
  3. Малышкина В. Занимательная химия.  / Серия «Нескучный учебник»./С-П, «Тритон», 1998. - 576с.
  4. Лаборатория научных экспериментов. Перевод с англ. Петра Лемени-Македона.- ООО «Издательство «Эксмо», 2012
  5. Успенский Л. Фокусы. Загадки. Головоломки.- М.: Сокол,1996
  6. 365 научных экспериментов.-HinklerBooksPtyLtd, 2010 Интернет ресурсы
  7. Химия в повседневной жизни человека - роль, значение и воздействие на организм

Источник:  https://nauka.club/khimiya/khimiya-v-zhizni-cheloveka.html

  1. Химия на службе человека. Источник: http://fcior.edu.ru/card/1362/ponyatie-o-skorosti-himicheskih-reakciy-temperatura-koncentraciya-katalizatory.html
  2. Химия нашей жизни. Источник:  https://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...

Рабочая программа кружка "Вокруг света"

Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...