Главные вкладки

    Текст выступления "Воспитание толерантности в разновозрастном коллективе школьников"
    материал по теме

    Пинчук Ирина Владимировна

    Текст выступления на районных педагогических чтениях в 2013 году.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedchteniya.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Н. Новгорода»

    Районные педагогические чтения.

    Секция « Классное руководство»

    Доклад

    «Воспитание толерантности в разновозрастном коллективе школьников»

    Докладчик

    учитель математики высшей категории

    Пинчук Ирина Владимировна

    \

    Октябрь

    2013 год

    -1-

    Целью  воспитания толерантности  в современной системе образования является воспитание у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям различных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов.

    Сегодня толерантность трактуется в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

    Формирование у подрастающего поколения таких качеств как признание человеком другого, принятие и понимание облегчает  проблему воспитания толерантности.

    Признание-это способность видеть в другом именно другого, как носителя иных ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие-это положительное отношение  к таким отличиям.

    Понимание-это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

    Новая  национальная стратегия развития и воспитания детей, которая должна появиться в России в конце следующего года, должна обеспечить  социализацию детей, высокий уровень гражданственности, патриотичности и толерантности.

    В разновозрастном ученическом коллективе, который я, как классный руководитель, возглавляю уже второй десяток лет, задача воспитания  толерантности является одной из главных , на мой взгляд, приоритетных ,целей воспитательной работы.

    В современном мире все большее распространение среди детей получают недоброжелательность, агрессивность, озлобленность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу.

    Прекрасно понимая, что все мы разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Я пытаюсь в своей воспитательной работе научить детей быть терпимыми по отношению друг к другу, что очень непросто. На мой взгляд ,  «педагогика сотрудничества» и «толерантность»-это те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

    Толерантность является новой основой педагогического общения учителя и ученика, которая сводится к таким принципам воспитания,  которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа.

     В разновозрастном ученическом коллективе   «Товарищество» главными задачами воспитания являются:

    • Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе
    • Воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, вызванных  национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать
    • Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре
    • Формирование традиций « Товарищества»

    В работе по воспитанию толерантности я использую два основных подхода-личностно- ориентированный и деятельностный.

    Личностно-ориентированный подход включает в себя следующие принципы

    • Признание права каждого члена «Товарищества» на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение.
    • Признание и выполнение своих обязанностей перед другими членами «Товарищества»
    • Опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт,  « Я-концепцию» других членов  « Товарищества»

    -2-

    Деятельностный подход ориентирован на следующие установки

    • Опора на активность, сознательность и самостоятельность членов «Товарищества»
    • Обеспечение свободы в выборе деятельности членами « Товарищества» и ее компонентов.

    Разработанная мной последовательность мероприятий по воспитанию толерантности в разновозрастном ученическом коллективе позволяет  успешно реализовать воспитание этого качества при любом возрастном варианте формирования разновозрастного ученического коллектива

    Классы

    Мероприятия

    5класс

    Воспитание сочувствия, сопереживания, уважения к старшим посредством  вовлечения в работу разновозрастного ученического коллектива  « Товарищество»

    6-8 классы

    Обучение пониманию друг друга, умение признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтных ситуаций, работы по сохранению традиций  « Товарищества»

    9-10 классы

    Обучению открытому обсуждению, умению спорить, дискутировать и решать проблемы мирным путем, воспитание чувства ответственности за младших и слабых членов « Товарищества»

    11 класс

    Формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание такого же права другого человека на такие же права,

     Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная  социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем ему необходимо это качество.(личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель).

    Единство целей педагога и ребенка является  одним из факторов успешного воспитания толерантности.

     При этом я всегда учитываю, развитие конкретного члена « Товарищества» и обязательно соблюдаю следующий принцип – учет индивидуальных и половозрастных особенностей ребенка. Помня о возрастной динамике развития нравственных качеств,

    я опираюсь на нее при воспитании толерантности.

    Главным в своей работе я считаю направленность содержания деятельности учащихся , регулирование межличностных отношений  во многом зависит от характера свободного общения членов моего разновозрастного коллектива и их психологической предрасположенности к контактам в этом коллективе.

    Наиболее благоприятной для формирования толерантности . является ,на мой взгляд, коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личное отношение к более широкому кругу людей и сверстников

    Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом., снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными членами разновозрастного коллектива, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы членов коллектива, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании и выборе средств реализации намеченного.

    -3-

    Мы вместе с детьми обязательно проводим коллективный анализ любого нашего дела, который учит доброжелательно давать оценки, высказывать свое мнение о действиях других людей.

    Любое коллективное дело  способствует у моих подопечных  формированию толерантности, если при этом ребята приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия со старшими, своими сверстниками, старшими и младшими. Общение имеет ценность лишь когда вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями,  способствует проявлению внимания и сочувствия к другим людям.

     Особенно удачными в плане воспитания толерантности,  я считаю совместные классные часы- тренинги, посвященные обсуждению различных жизненных ситуаций:

     «Чужие старики», «Мой друг-цыганенок.», « Религии нашего города». « Мы- команда одного корабля»

    На таких классных часах, когда всем членам коллектива создаются условия для полноценного общения

    • снимается страх перед самостоятельным высказыванием,развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации,
    • развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру,
    • формируется умение ценить свою и чужую работу,
    • закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

     Старшие члены товарищеского коллектива , как правило, находятся в юношеском периоде, когда духовный и моральный облик уже сформирован, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию как с  социумом, так и с другими членами  « Товарищества».

    Именно старшие члена разновозрастного ученического коллектива оказывают положительное влияние на развитие морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности младших сотоварищей.  А  на выпуске старшие члены коллектива, когда их младшие друзья становятся подростками с  характерным проявлением негативизма и критицизма по отношению к окружающим, конфликтными и отрицающими педагогическое воздействие и мораль, помогают вместе с учителями подросткам понять и принять свой внутренний мир, развить толерантность, как средство предотвращения противопоставленности социальному миру.

    Всегда с интересом проходят проводимые старшеклассниками тренинги для младших:

    « Шесть шагов разрешения конфликта», « Наши права и обязанности», «Шалость и ответственность»

    В процессе воспитания толерантности у своих воспитанников , я всегда учитываю культурную и этническую среду воспитания моих подопечных., поскольку воспитание толерантности непосредственно связано с формированием у учащихся умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа.

     На праздниках, которые очень любят организовывать для всей школы члены нашего  « Товарищества», мы с большим удовольствием используем значимые ценности различных культур: и большие и маленькие вместе исполняют  национальные танцы, поют песни на языках народов мира и читают стихи и на русском , и на английском и на чувашском.

    Интересно проходят  традиционные совместные обсуждения книг  под названием

    « Милосердие на книжной полке» с  участием библиотеки школы.

    Важным принципом в своей работе я считаю принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Здесь многое зависит от того, насколько ребенок осознает значимость наличия этого качества у людей и связь ее с жизнью..видит результаты и

    -4-

    последствия интолерантности в мире и я ориентирую детей  не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным(или нет) взаимодействием в общении членов « Товарищества»  с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

    Здесь стоит  упомянуть  об интереснейшем проекте работы коллектива  «Товарищества» с  Нижегородским детским домом одаренных детей , а чуть позднее с Уренским детским домом,

    Активно использую в своей работе и принцип уважительного отношения к личности воспитуемого, когда уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение  любого члена  « Товарищества»,я, при необходимости,  корректирую их, показывая пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

    Воспитывая толерантность в большом разновозрастном коллективе школьников,

    я пытаюсь  поддерживать в нем развитие, видеть в ребятах саморазвивающиеся личности, готовые к изменениям и самореализации.

    При этом основой успешности  процесса воспитания толерантности у всех членов

     « Товарищества» становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых(пусть и в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

    Известно, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются ими как морализаторство и поэтому младшие школьники зачастую активно сопротивляются подобным воздействиям. Здесь и помогают уже сформировавшиеся моральные устои и принципы старших членов коллектива, моя опора на  диалог сотрудничество всех членов коллектива.

     В работе по воспитанию толерантности не остаются без внимания и родители обоих классов - моя опора и поддержка во всем. Всегда очень активно проходит  конференция родителей  всех членов « Товарищества» по теме «  На пути к толерантности».

            Проведение такой конференции –актуальная необходимость. Так как многиродители ведут себя деспотично по отношению к своим детям, не думая об их чувствах и переживаниях, видят в них только детей. А не полноправных граждан своей страны и семьи.

    Целью данной конференции является содействие формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности и сознанию, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

    Направление воспитательной работы в разновозрастном коллективе

    « Товарищество» по воспитанию толерантности как ожидаемый результат имеет модель толерантной личности выпускника.

    Это гуманная личность, которую характеризуют

    • уважение прав, достоинств и свобод других людей
    • интерес к людям.общительность
    • терпимость,умение уживаться с другими

    Это-творческая личность, которой присущи:

    • стремление к развитию индивидуальных способностей
    • постоянному обогащению своего внутреннего мира
    • готовность к самосовершенствованию

    Это-здоровый человек

    • физически развитый
    • не имеющий вредных привычек
    • имеющий  устойчивую потребность вести здоровый образ жизни.

    -5-

    Люди на свет рождаются  разными

    Непохожими. Своеобразными.

    Чтобы других ты смог понимать,

    Нужно терпенье в себе воспитать,

    Нужно с добром к людям в дом приходить,

    Дружбу, любовь в своем сердце хранить.

    Список используемой литературы

    1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. Ярославский педагогический вестник. 2003-№1
    2. Риэрдон Б.Э. Толерантность-дорога к миру М.,Бонфи, 2001г. Изд. « Гражданское общество»
    3. Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя. Ростов –на- Дону. Феникс . 2010 год

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Воспитание толерантности в разновозрастном коллективе школьников"

    Презентация к выступлению на районных педагогических чтениях...

    Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников

    Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников...

    «Толерантность, взаимоотношение в коллективе в образовательном процессе».

    Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям....

    Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".

    В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива....

    Статья "Воспитание толерантности в студенческом коллективе"

    По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты». Новый век должен стать веком достоинства каждого живущего на Зем...

    Справка по проведению диагностики уровня формирования коллектива школьников

    Анкетирование: сплоченности, ценностных ориентаций, референтности класса как группы, удовлетворенности отношениями....

    воспитание толерантности в классном коллективе

    материалы для педагогического семинара...