Классные часы
методическая разработка по теме

Разработки классных часов для основной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татановская средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области

 Интеллектуальное путешествие

 «Умники и умницы»

sovik_na_sayt

Учитель: Уткина Е.С.

Игра в форме интеллектуального путешествия в страну Знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Необходимо разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для «оплаты» правильных ответов. В качестве ведущего может выступить сам классный руководитель.

Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления – это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Автор предлагает несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети могут составить свои речовки.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы «заработанных» командами «умов». Это по сценарию происходит  в конце игры, на Острове Сокровищ.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа.

1. Работа с детьми.

Разбить детей на 5 команд методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примерные слоганы для девиза:

«Один ум хорошо, а много умов – лучше!»

«Ученье – свет, а неученье – тьма!»

«Грамоте учиться – в жизни пригодится!»

«За учёного двух неученых дают!»

«Науки и знания – наше призвание!»

«Кто любит науки, тот не знает скуки!»

«Хочу все знать!»

«Учись, учись и больше не ленись!»

2. Реквизит.

А) За день-два до классного часа изготовить  55 маленьких «монет» достоинством от 1 до 5 «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

«1 ум» – 15 штук

«2 ума» – 15 штук

«3 ума» – 5 штук

«4 ума» – 5 штук

«5 умов» – 10 штук

Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа «монеты» нужно сложить столбиками на столе учителя.

б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина страны Знаний.

в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по два слова с перепутанными буквами:

  1. СТЁКЛ             ЛЯДЕТ
  2. АРОСОК           АЛГАК
  3. ЛВИНАП          ТАИС
  4. ЦЕРВОСК        РИНГЕСЬ
  5. НАРОВО          ЕЛГОЩ 

3. Оформление класса.

Если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту страны Знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекрёсток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т.п.

Можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина Чисел», «Вершина Рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятёрочка», «Остров Сокровищ».

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:
  1. Конкурс «Разминка на лесных тропинках»
  2. Конкурс «Долина Чисел»
  3. Конкурс «Вершина Рекордов»
  4. Конкурс «Путаница»
  5. Конкурс «Узелки»
  6. Конкурс «Перекресток трех дорог»
  7. Конкурс «Пятерочка»
  8. «Остров сокровищ»  - подсчет результатов
  1. Подведение итогов.

1. Вступительное слово. 

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. – в умственных единицах – так называется валюта Страны Знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2, 3, 4 или 5 «умов».  

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия – «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, кто набрал больше всех, получит звание умника и станет гражданином страны Знаний.

В путешествие мы отправляемся  пятью экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учёбы, учения.

Итак, знакомьтесь: экипаж №1 «Восток», капитан (имя, фамилия), экипаж №2 «Союз», капитан (имя, фамилия), Экипаж №3 «Салют», капитан (имя, фамилия), экипаж №4 «Мир», капитан (имя, фамилия) и экипаж №5 «Буран», капитан (имя, фамилия).

Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира  громко произносят свой девиз.

Классный руководитель. Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города страны Знаний. И везде нас ждут интересные  вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это  вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.

а) Конкурс «Разминка на лесных тропинках» (для награждения нужны 10 «монет» в «1 ум»)

Классный руководитель. А вот и первая остановка – «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка –  вопросы, на которые нужно дать быстрые  и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 ум. На все вопросы разминки ответ один – название животного или птицы:

Ведущий задает вопросы командам по очереди  (по два вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.

Вопросы для разминки:

  1. Пассажир без билета (заяц)
  2. Ее отчество Патрикеевна (лиса)
  3. Греки называли его «арктос» (медведь)
  4. Друг человека (собака)
  5. Он всегда в лес смотрит (волк)
  6. «А Васька слушает да ест» (кот)
  7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру» (ворона)
  8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха (кукушка)
  9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье» (свинья)
  10.  Он виноват уж тем, что волк хочет кушать (ягненок)

б) Конкурс «Долина Чисел» (для оплаты нужны 5 «монет» в «1 ум»)

Классный руководитель. С лесных тропинок мы направляемся прямо в Долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, цена вопроса – 1 ум. Задача понятна? Поехали!

Учитель задаёт по одному вопросу каждой команде.

  1. Сколько колец на Олимпийском флаге? (Пять)
  2. Сколько звёзд на погонах армейского капитана? (Четыре)
  3. Сколько музыкантов в секстете? (Шесть)
  4. Сколько чудес света? (Семь)
  5. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (Два)

в) Конкурс «Вершина рекордов» (нужны 5 «монет» в «2 ума»)

Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на Вершину рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 ума.  Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.

Учитель задаёт по одному вопросу каждой команде.

  1. Назовите самую большую планету Солнечной системы (Юпитер)
  2. Назовите самое глубокое место на Земле (Марианская впадина в Тихом океане)
  3. Назовите самый большой океан? (Тихий)
  4. Назовите самые соленые моря на Земле (Красное море, Мертвое море)
  5. Назовите самое большое морское животное (Кит)

г) Конкурс «Путаница» (нужны 10 «монет» в «2 ума»)

Классный руководитель.  Ну, что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины –  все буквы у них перемешались, Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А команда получит в кошелек монетку в 2 ума. На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута.

Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по два на каждую команду)

  1. СТЁКЛ (клест)

      ЛЯДЕТ (дятел)

  1. АРОСОК (сорока)

      АЛГАК (галка)

  1. ЛВИНАП (павлин)

      ТАИС (аист)

  1. ЦЕРВОСК (скворец)

      РИНГЕСЬ (снегирь)

  1. НАРОВО (ворона)

      ЕЛГОЩ (щегол)

Классный руководитель. Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

Учитель называет команды, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Учитель вручает монеты за выполнение задания.

Классный руководитель. Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы и бедные пернатые радостно полетели в свои гнёзда!

д) Конкурс «Узелки» (нужны 5 «монет» в «3 ума»)

Классный руководитель. А теперь  мы  отправляемся в деревню «Узелки». Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду назвать эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся.  А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 ума. Время обсуждения – 1 минута. Слушаем вопросы:

Учитель задает по одному вопросу команда, оплачивает монетами правильные ответы.

  1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «капут» - «голова»)
  2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский -  «китайское яблоко»)
  3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: астра в переводе на русский  –"звезда", астронавт звездоплаватель)
  4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова gladius – «меч»)
  5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески – это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты)

е) Конкурс «Перекресток трех дорог» (нужны 5 «монет» в «4 ума»)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались… на перекресток трех дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ – получишь монету в 4 ума, а выберешь неправильный, останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

Учитель задает по одному вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.

1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?

  1. Борис и Глеб
  2. Кирилл и Мефодий
  3. Ярослав Мудрый

2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы» – что значит «иду на вас», - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?

  1. Игорь
  2. Святослав
  3. Олег

3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом  от меча и погибнет»?

  1. Дмитрию Донскому
  2. Юрию Долгорукову
  3. Александру Невскому

4. От чего по преданию погиб князь Олег:

  1. От стрелы
  2. От инфаркта
  3. От змеиного укуса

5. «И пошёл Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?

  1. Москва
  2. Рим
  3. Стамбул

ж) Конкурс «Пятерочка» (нужны 10 «монет» в «5 умов»)

Классный руководитель. Вот, наконец, и столица страны Знаний – «Пятерочка»! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а пять ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 умов. Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будут даны 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

Учитель задает вопросы командам.  Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.

  1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т.п.)
  2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т.п.) 
  3. Какие вы знаете марки легковых автомашин? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т.п.)
  4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т.п.)
  5. Какие вы знает народные русские промыслы? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т.п.)
  6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т.п.)
  7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т.п.)
  8. Назовите пять певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т.п.)
  9. Назовите пять столиц европейских государств (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т.п.)
  10. Назовите пять ядовитых растений (дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т.п.)

з) Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же умов вам удалось собрать?

Включается музыка, дети считают «монеты».

Классный руководитель. Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты – (называет сумму). Все члены экипажа  становятся гражданами Страны Знаний и  получают паспорт этой  страны.

Учитель вручает команде символический паспорт в Страну Знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.

3. Подведение итогов.

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

Представьте себе, ребята, что к вам после путешествия обратился репортер с просьбой поделиться своими впечатлениями. Что бы вы ответили? Понравилось ли вам путешествие в страну Знаний?

– Мне понравилось искать ответы на перекрестке.

– Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по пять ответов, заработали 5 умов.

– Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов

– Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татановская средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области

Классный час

«Дом счастья»

Учитель: Уткина Е.С.

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

 Л.Толстой. 

 Задумывались ли вы, почему у слова «родина» так много синонимов? Ведь в книгах читаешь и «матушка-родина», а рядом — «отечество», «родная земля», «Россия»...

Великий русский педагог К.Д.Ушинский сказал: «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас... Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Сегодня мы построим «Дом счастья» — дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду — все это от них, от наших родителей. Есть даже поговорка о том, что человеку нельзя жить без памяти, т.е. быть «Иваном, не помнящим родства». Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».

Особое чувство вызывают у нас те люди, которые, дав нам жизнь, сделали нас наследниками всего того, что мы называем родиной.

Обратимся к истории. В селе Куксове 1068 жителей, из них - 242 человека, то есть  почти 1/5 часть – это потомки Кузьмы Федоровича и Ирины Игнатьевны  Мамонтовых, более 100 лет тому назад живших в доме № 167 на улице, которая сегодня носит название «Интернациональная». У Кузьмы Федоровича и Ирины Игнатьевны родились  8 дочерей: Параскева, Матрена, Елена, Алена, Анна, Мария, Наталья, Марфа.  За трудолюбие и взаимовыручку за всеми ними закрепилось доброе прозвище «коммуна».

Пятеро из восьми  стали многодетными матерями, а Матрене Кузьминичне, родившей 10 детей, в 1953 году была вручена золотая медаль  «Мать - героиня». Всех этих женщин уже  нет в живых, но остались их многочисленные потомки, которые живут и трудятся на благо нашей Родины.

Среди них есть и медицинские работники (Кузин Павел Петрович, Сомова Любовь Михайловна, Теплякова Ирина Ивановна, Данилина Ирина Алексеевна, Леонова Вера Васильевна), и военные (Калягин Николай Иванович; Мамонтовы Юрий Алексеевич и Максим Юрьевич, принимавшие участие в параде ко Дню Победы на Красной площади в Москве), и спортсмены (Калягин Василий Иванович – мастер спорта международного класса, десятикратный чемпион Советского Союза, серебряный призер чемпионата мира по гребле на каноэ-двойке). Но больше всего среди потомков этой удивительной семьи – людей, которые работают на земле. Вера Алексеевна Клопша, главный агроном филиала «Россельхозцентра» по Тамбовской области, с детства запомнила поговорку: «Не тот хозяин земле, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за плугом ходит».  

О том, как русские люди в старину чтили своих родителей, можно судить по внутреннему убранству жилища. Знаете, что такое красный угол? Это куда иконы помещают. А рядом ищите фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на самом видном месте — увеличенные портреты родителей... Сейчас мы посмотримна старые фотографии и, наверное, найдем  портреты тех, кто дорог сердцу.

Презентация о с. Куксово

Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

 Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество».

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не играют в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед. Мир и лад в доме — высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

Обязательное условие для счастья семьи в нашем доме еще один кирпичик -«Дружба».

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.

В селах Татаново и Куксово много дружных семей, но  и среди людей родившихся в других краях нашей Родины и выбравших Притамбовье  своим домом их тоже не мало.

Презентация о семье Лященко В.

Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

Что такое семья, понятно всем. Семья — это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

А еще — это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам — ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и будущими членами семьи в частности.

В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших — друг к другу и к младшим, а младших — к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.

Давайте вспомним народную мудрость - русские народные поговорки. Я буду произносить начало, а вы постарайтесь их закончить.

Нет лучше дружка, чем родная... (матушка). При солнышке тепло, а при матери... (добро). Не нужен и клад, когда... (в семье лад). Не красна изба углами, а... (красна пирогами). В гостях хорошо, а... (дома лучше). Мой дом — моя... (крепость). Как родители жили, так и нас... (благословили). Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей. Благополучие и счастье  семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».

«Тайна сия великая есть», — говорили древние о любви. Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении — вот что значит любить».

Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».

Человек всегда стремился к прекрасному.

Наш дом предоставляет нам неограниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенствования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье, незаметно решить многие проблемы. Он приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой.

Дома мы проводим значительную часть времени — отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик — «Чистота».

«Каково на дому, таково и самому», — гласит народная мудрость. Наш дом — место психологической защищенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душевности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме.

Наверное, вы замечали, что порядок в доме легче поддерживать, чем наводить. А нужно-то совсем немного: каждому члену семьи убирать за собой, и тогда чистота и порядок будут в радость.

 Как и другие положительные качества, любовь к труду  прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус к работе, чувство долга и целый ряд других показателей, высоко ценящихся в любом обществе во все времена.

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Основа жизни семьи — честный, добросовестный общественно полезный труд. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что естественно передается детям.

Презентация о помощи детей по дому.

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства и в семье. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет, прежде всего, у старших. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости, создает благодатную обстановку для нравственного воспитания ребенка. Условие эмоционального здоровья семьи — подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье».

Ученые утверждают, что преимущественно определяется образом жизни человека, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение». Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции — сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм — создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье — наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят...

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Е. Куменко

Мы желаем каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татановская средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области

125 блокадных грамм

с огнем и кровью пополам

http://www.gazeta.spb.ru/f/a0/ru/auto/201401/21184620.1.th-1.jpg

Учитель: Уткина Е.С.

Оборудование:

 компьютерная презентация, стихи О. Берггольц, песня о Тане Савичевой в исполнении Э. Пьехи, музыкальные фрагменты из 7 симфонии Шостаковича, «Реквиема» Моцарта,кусок хлеба весом в 125 граммов.

 В этом году исполняется 70 лет с начала блокады Ленинграда. 8 сентября 1941 года фашистские войска вышли к Ладоге, кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось.

Бессмертный подвиг блокадного Ленинграда … Не много найдется в человеческой истории таких глубоко трагических и невероятно тяжких испытаний, подобно тем, которые вынес этот город в годы Великой Отечественной войны. И хотя об этом написаны горы книг, память людей неизменно возвращается к пылающим огнем и болью страницам великой эпопеи … Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе – пресечется род наш человеческий.

Наступление немецких войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года; 8 сентября с суши город был  полностью окружён фашистами. Жестокие бои шли в непосредственной  близости  от Ленинграда.  Немцы взяли Пушкин, Красное Село, Лигово,Новый Петергоф, Население города не было эвакуировано, ленинградцев ждала неминуемая смерть. Блокада города длилась 900 дней, но осаждённый Ленинград жил и боролся. На заводах полуголодные люди выпускали танки, пушки. По дороге на работу любой человек морг умереть, но город не сдавался. От холода ,голода, болезней гибли сотнями. Взгляните на экран. Перед вами дневник школьницы Тани Савичевой. Давайте прочитаем его вместе.

Савичева Татьяна Николаевна (23 января 1930-1 июля 1944 г.г.)

28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра. Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня. Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. Мама 13 мая в 7.30 утра. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Летом 41-го Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы помогать по мере сил фронту и надеяться на окончание этого ужаса.

По плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама.

Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградски, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.Однако, люди находили в себе силы делать оружие, варить сталь, ремонтировать танки, тушить пожары, одним словом, бороться!

В осажденном Ленинграде работало немало замечательных поэтов, писателей, композиторов.

Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в осажденном городе  9 августа 1942 года.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

27 января является Днём воинской славы России — это День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады немецко-фашистскими войсками.

О да - иначе не могли 
ни те бойцы, ни те шоферы, 
когда грузовики вели 
по озеру в голодный город. 
Холодный ровный свет луны, 
снега сияют исступленно, 
и со стеклянной вышины 
врагу отчетливо видны 
внизу идущие колонны. 
И воет, воет небосвод, 
и свищет воздух, и скрежещет, 
под бомбами ломаясь, лед, 
и озеро в воронки плещет. 
Но вражеской бомбежки хуже, 
еще мучительней и злей - 
сорокаградусная стужа, 
владычащая на земле. 
Казалось - солнце не взойдет. 
Навеки ночь в застывших звездах, 
навеки лунный снег, и лед, 
и голубой свистящий воздух. 
Казалось, что конец земли... 
Но сквозь остывшую планету 
на Ленинград машины шли: 
он жив еще. Он рядом где-то. 
На Ленинград, на Ленинград! 
Там на два дня осталось хлеба, 
там матери под темным небом 
толпой у булочной стоят, 
и дрогнут, и молчат, и ждут, 
прислушиваются тревожно: 
- К заре, сказали, привезут... 
- Гражданочки, держаться можно...- 
И было так: на всем ходу 
машина задняя осела. 
Шофер вскочил, шофер на льду. 
- Ну, так и есть - мотор заело. 
Ремонт на пять минут, пустяк. 
Поломка эта - не угроза, 
да рук не разогнуть никак: 
их на руле свело морозом. 
Чуть разогнешь - опять сведет. 
Стоять? А хлеб? Других дождаться? 
А хлеб - две тонны? Он спасет 
шестнадцать тысяч ленинградцев.- 
И вот - в бензине руки он 
смочил, поджег их от мотора, 
и быстро двинулся ремонт 
в пылающих руках шофера. 
Вперед! Как ноют волдыри, 
примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит 
к хлебопекарне до зари. 
Шестнадцать тысяч матерей 
пайки получат на заре - 
сто двадцать пять блокадных грамм 
с огнем и кровью пополам. 
...О, мы познали в декабре - 
не зря "священным даром" назван 
обычный хлеб, и тяжкий грех - 
хотя бы крошку бросить наземь: 
таким людским страданьем он, 
такой большой любовью братской 
для нас отныне освящен, 
наш хлеб насущный, ленинградский
.