Главные вкладки

    Воспитательная система класса
    материал (10 класс) на тему

    Рыжова Алена Александровна

    Программа воспитательной работы 10-11 класс, тематика классных часов 10 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitatelnaya_sistema_10_i_klassa.docx35.42 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                               

    Программа

    воспитательной работы

    10-11 класс

    «Успешный выпускник»

    Г. Когалым, 2012

    Воспитательная система класса «Успешный выпускник».

                                            О воспитании судят по конечному продукту –

     то есть по тому, что получилось из детей.

    Олег Рой “Вдали от рая”

                                                                           

               Воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.                  

               Начинается  новый этап в жизни класса – этап взросления. В него учащиеся войдут уже старшеклассниками, благополучно миновав границу среднего звена. Первые и последние годы – самые ответственные и самые запоминающиеся. Меняется образ жизни, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность – прекраснейшую пору жизни человека.

            В своей деятельности я исхожу из следующих определений воспитания:

    1.        Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием лич-

    ности, основанный на эффективном взаимодействии воспитате-

    лей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

    2.        Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

    3.        Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

          Чтобы процесс воспитания проходил успешно,  нужно создать такие условия, которые будут способствовать формированию у ребенка определенных нравственных качеств.

         

    Пояснительная записка.

               В 10 классе я первый год являюсь классным руководителем. Ко мне учащиеся пришли уже подростками со своими взглядами на жизнь в целом и на отношения в коллективе. В связи с переменами в количественном отношении произошли изменения и в коллективе класса. Класс сформирован их 3-х девятых классов. Поэтому возникла проблема с формированием целостного классного коллектива. Исходя из этого, первоочередной задачей я поставила в 10 классе формирование классного коллектива через участие в коллективных творческих делах.    

                     Однако, продумывая программу воспитательной работы на два года, я конечной целью ставлю овладение учащимися умениями и навыками самоопределения, самосовершенствования и саморефлексии, справедливо считая, что десятиклассники уже достаточно взрослые люди для того, чтобы суметь найти свой путь в социуме.

    Всю свою работу направляю на  формирование первоначальных жизненных планов своих учеников.  

            Я уверена, что мои воспитанники будут самостоятельными личностями, понявшими свою самоценность, достигшими самоопределения и самоутверждения путем саморазвития и самореализации.      

    Ценностное основание воспитательной системы.

           Ведущая идея воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

            Главный целевой ориентир системы – содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

    Цель реализуется в задачах:

    -  способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

    -  внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление;

    -  пробудить интерес ученика к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

           Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение через открытие, осознание и принятие таких ценностей, как:

    1. Любознательность (стремление все знать и всему учиться;        познавая мир, познавать и самого себя).
    2. Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен).
    3. Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения).
    4. Толерантность (уважение и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности).
    5. Требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижение намеченных целей).
    6. Самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться).
    7. Веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение)
    8. Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).

    Учащиеся в ходе реализации программы руководствуются :

    1. Самонаблюдение – умение отслеживать, удается ли сохранить гармонию, единство между своими  взглядами, убеждениями, суждениями и повседневными поступками. Самонаблюдение помогает сформировать систему требований к себе.
    2. Самоанализ – требует искренности в отношениях с самим собой, воли и непрерывной тренировки. Самоанализ служит основой для формирования у ученика адекватной самооценки.
    3. Самооценивание – является важным регулятором поведения личности. От нее зависит характер отношений с окружающими, наличие или отсутствие критичности, требовательности к себе, правильное понимание своих успехов и неудач.                        

                 

           На становление жизненных позиций учащихся особое влияние оказывает ученическое самоуправление. Создание в школе новой структуры самоуправления определенным образом влияет и на классное самоуправление. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в социуме во многом определяется тем, какие роли они  играли в ученическом самоуправлении. Именно поэтому , создавая органы самоуправления, я ставила цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.    Распределение абсолютно всех учащихся по различным творческим группам формирует такие качества, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь.

          Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности.

            Основные направления воспитательной работы.

    1. Работа с родителями.

    Организация воспитательной работы направлена на изменение условий  деятельности учащихся. Но любые преобразования в классе затрагивают еще одну группу: родителей. Планирую проведение совместных родительских собраний. Обязательно участие родителей в классных и школьных мероприятиях. Постоянный контакт осуществляю через индивидуальные беседы. Считаю, что без специального планирования работы с родителями невозможно решение школьных проблем.

           Предполагаю, что в итоге реализации моей программы сформируется личность

    - способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

    - готовая к осознанному выбору и освоению профессии с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

    - способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;

    - способная реализовать в жизни «Я-концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;

    - обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

    - руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражение.

    Основные направления воспитательной работы.

    Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

    Направление «Интеллект»

    Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

    Задачи: 

    1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
    2. создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
    3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

    Общение

    Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

    Задачи:

    • формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
    • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
    • учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

    Направление «Здоровье»

    Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

    Задачи: 

    • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
    • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

    Направление «Нравственность»

    Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

    Задачи: 

    • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
    • формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
    • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
    • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

    Направление «Дорога и ты»

    Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.

    Задачи: 

    • способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
    • познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;
    • познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

    Направление «Досуг»

    Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

    Задачи: 

    • создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
    • использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
    • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

    Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

    Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

    • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
    • развитость креативных способностей учащихся;
    • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
    • сформированность классного коллектива.

    В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

    • модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
    • методика «Герб класса»;
    • социометрические методы;
    • тест «Цветок настроения»;
    • сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
    • анкета «Я и моя школа»;
    • творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»

    План классных часов и мероприятий 10 класс.

    Дата

    проведения

    Мероприятие

    Направление

    воспитательной

    работы

    ответственные

    1 четверть

    К.ч. к дню Знаний «Сочи 2014»

    Здоровье

    Убеждения. Как они складываются?

    Нравственность

    День города

    Досуг

    200- летию победы на Бородино посвящается…

    Нравственность

    Правила дорожного движения – ведущий нормативный акт.

    Дорога и ты

    Самовоспитание как «расширение» сознания.

    Нравственность

    На пороге нанореволюции (Ток-шоу)

    Интеллект

     «Бабушки и дедушки» к Дню пожилых людей

    Досуг

    Десять заповедей творческой личности.

    Интеллект

    Деньги и мифы. (Дискуссия)

    Досуг

    Поход в кино

    Досуг

    Родительское собрание

    2 четверть

    Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

    Дорога и ты

    Аты-баты, шли дебаты («В России нужно возрождать традиционную семью»)

    Нравственность

    Диспут «В нашем веке модно быть умным».

    Интеллект

    Жестокость, равнодушие и сочувствие.

    Нравственность

    Поход на каток

    Досуг

    Оказание первой медицинской помощи при ДТП.

    Дорога и ты

    Искусство слушать собеседника

    Нравственность

    Какая армия нам нужна? (Ток-шоу)

    Досуг

    Родительское собрание

    Кл.рук.

    Новогодний праздник.

    Досуг

    3 четверть

     Супружество без брака? (Гражданский брак)

    Нравственность

    «Своя игра».Интеллектуальное шоу.

    Интеллект

    Правовая ответственность водителей за нарушение ПДД.

    Дорога и ты

    Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты)

    Здоровье

    Любовь на букву «С»

    Здоровье

    Брейн-ринг между командами 10-х классов

    Интеллект

    23 февраля посвящается…

    Досуг

    Дорожная аварийность и травматизм

    Дорога и ты

    8 марта посвящается…

    Досуг

    Семья, отношения в ней взрослых и детей.

    Нравственность

    Богатство: спасение или грех? (Ток-шоу)

    Досуг

    Родительское собрание

    Кл.рук

    4 четверть

    Аты-баты,  шли дебаты («Необходимо запретить нанотехнологии»)

    Интеллект

    День космонавтики

    Интеллект

    Велосипед, мопед и скутер-игрушка или ответственность? (беседа)

    Дорога и ты

    «Из чаши мудрости испей» (знакомство с трудами отечественных и зарубежных философов)

    Интеллект

    Конференция «СПИД-угроза человечеству»

    Здоровье

    Истории той войны

    Нравственность

    Бритогловая Россия (Молодежный экстремизм)

    Нравственность

    Современная наука и задачи охраны природы (конференция)

    Интеллект

    Подведение итогов года.

    Досуг

    Родительское собрание

    Кл.рук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

    Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

    Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

    система воспитательной работы в классе (5-11)...

    Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

    Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

    Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

    Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

    Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

    Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

    Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

    Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

    Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

    Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...