Классный час "Блокадный Ленинград"
материал по теме

Шуралева Наталья Анатольевна

Классный час был проведён для 5 и 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока, посвящённого блокаде Ленинграда.

        Цели и задачи.

Образовательные:

 формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

 формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

 донести до учащихся правду о Великой Отечественной Войне. Показать  мужество, героизм советских воинов, стойкость и беспримерную силу жителей блокадного Ленинграда.

Развивающие:

 развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

 создавать ситуацию для самовыражения ребенка;

Воспитательные:

 познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;

 воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

 воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский

народ;

        Оборудование:

выставка книг о Великой Отечественной войне

мультимедийная презентация

Ход мероприятия.

        Чтец 1.

Опять война,

Опять блокада,

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы

И убедительны слова,

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!                                

Ведущий 1. Это имя — как гром и как град:

Петербург,

Петроград,

Ленинград. (Слайд 1)

Ведущий 2. Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», прославленная Выборгская сторона, Нарвская, Московская и Невская заставы.

Ведущий 1. Город больших просторов, устремленный к морю, вольно раскинувшийся над Невой, взметнувший в небо шпили своих замечательных зданий. Многим гордится Ленинград: своей трудовой и боевой славой, великими делами великих сыновей и дочерей. (Слайд 2- )

Ведущий 2. В Летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней и ночей находился в кольце вражеской блокады.

Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года, Берлин: Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.

Ведущий 1. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налёты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

Ведущий 2. Гитлеру были ненавистны славные традиции и патриотизм жителей города на Неве. Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. Эти отважные люди готовы были на любые жертвы во имя родины. От имени Ленинградских матерей поэтесса Вера Инбер призывала: (Слайд  )

        Чтец 2.

Сын, тебя я под сердцем носила.

Я тобою гордилась, любя,

И со всей материнскою силой

Я теперь заклинаю тебя:

Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе

Всей моей материнской любви!                                        

Ведущий 3. На долю   жителей Ленинграда выпали неимоверные лишения и трудности. Люди жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мерзли, умирали от города. Не было ни одной Ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких.

        Чтец 3.

Враги ломились в город наш свободный, -

крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный

вооруженный трудовой народ.

Он шел с бессмертным возгласом в груди:

- Умрем, но Питер не сдадим!..                                        

Ведущий 4. Гитлеровцы были уверены в скором падении Ленинграда, они даже назначили срок банкета в гостинице «Астория», отпечатали и разослали приглашения. Гитлеровцы уже распределили дворцы и лучшие здания города между своими генералами и офицерами.

Ведущий 3. До города оставались считанные километры, но пройти их фашистам так и не удалось.

Потеряв около 200 тысяч убитыми и раненными, 700 танков и 500 самолетов. 25 сентября гитлеровцы прекратили наступление. Началась решительная осада Ленинграда.

Ведущий 4. Ленинградцы дрались с такой беспримерной храбростью, с таким беззаветным героизмом, что не только нанесли гитлеровцам колоссальные потери, но и вселили в них страх. Фашисты пытались стереть Ленинград с лица земли, а он продолжал жить и бороться.

Чтец 4. Стихотворение «Мужество»

Мы рыли рвы - хотелось пить,
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов,
Был дот на каждом из углов,
Был дом - ни света, ни воды.
Был хлеб - довесочек беды.

Сон сокращался в забытье,

Чтец 5.

Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех,
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.
Мы умирали - город жил,
Исполнен малых наших сил.

Глеб Семёнов

Ведущий 1. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.

Ведущий 2. В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

Чтец 6.

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.                                А.  Ахматова                

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области(материалы Управления НКВД по Ленинградской области)):

        Читают ребята из зала.

«…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».

«…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».

Ведущий 1. Зимой 1941-1942 гг город сковала лютая стужа. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах. Тускло светили коптилки. Смерть входила во все дома. Умерших хоронили, завернув в простыни (дерева на гробы не было).

 Чтец 7.  Я забыть никогда не смогу

Скрип саней на декабрьском снегу.

То пронзительный, медленный скрип:

Он как стон, как рыданье, как всхлип.

Будто всё это было вчера...

В белой простыне - брат и сестра...                                Ю. Воронов                

Ведущий 1. Замерзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду в быстро замерзающих прорубях.

Чтец 8. "Твой путь". Ольга Берггольц

И на Литейном был один источник.

Трубу прорвав, подземная вода

однажды с воплем вырвалась из почвы

и поплыла, смерзаясь в глыбы льда.

Вода плыла, гремя и коченея,

и люди к стенам жались перед нею,

но вдруг один, устав пережидать, –

наперерез пошел по кромке льда,

ожесточась пошел, но не прорвался,

а, сбит волной, свалился на ходу,

и вмерз в поток, и так лежать остался

здесь,

на Литейном,

видный всем, –

во льду.

А люди утром прорубь продолбили

невдалеке и длинною чредой

к его прозрачной ледяной могиле

до марта приходили за водой.

Тому, кому пришлось когда-нибудь

ходить сюда, – не говори: "Забудь".

Я знаю все. Я тоже там была,

я ту же воду жгучую брала

на улице, меж темными домами,

где человек, судьбы моей собрат,

как мамонт, павший сто веков назад,

лежал, затертый городскими льдами.                                        

Ведущий 2. Наравне со взрослыми эти тяготы переносили дети.

Чтец 9.

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки ~ белые как мел.

- Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, скажи?

- Сгорел.

Он сел, его снежком заносит.

В его глазах мутится свет,

Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает, хлеба нет.                                Ю. Воронов          

 

Чтец 10.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется…А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…                                Ю. Андрущенко  

Ведущий 1. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В эти жуткие дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой.

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра,1941 год».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня, 1942 год».

«Лека умерла 17 марта в 5 часов утра, 1942 год».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи, 1942 год».

«Дядя Леша — 10 мая в 4 часа дня, 1942 год».

«М ама — 13 мая в 7.30 часов утра, 1942 год».

«Савичевы умерли. Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Чтец 11. «Памяти Вали». Анна Ахматова

1. Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,

Детоньки мои!

Под землей не дышится,

Боль сверлит висок,

Сквозь бомбежку слышится

Детский голосок                                

Чтец 12.

2. Постучи кулачком – я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда...

Твоего я не слышала стона.

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.                                

Ведущий 1. Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Ведущий 2. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

Чтец 13.

Да, мы не скроем, в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни.

Но съев похлебку из ремней,

Вставал к станку усталый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенье.

И если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье...                                Ольга Берггольц        

Вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе. Ленинградские дети учились. В классе – «буржуйка», ученики сидели в пальто, руки коченели, мел выскальзывал, шатались от голода.

Чтец 14.

В школе

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.                                Ю. Воронов                

Ведущий 1. Зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем стал скрипач и дирижёр Карл Элиасберг. Зимой 1942 года он настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. 9 февраля его привезли в стационар на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени».

Ведущий 2. Но уже 9 апреля он провёл репетицию созданного оркестра. Музыкантов искали по всему городу. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось искать по фронтам.

Ведущий 1. 9 августа 1942 года шёл 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.  

Ведущий 2. Своеобразным вступлением к симфонии, создававшейся в осаждённом Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров приказал огнём батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал».

Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича

Чтец 15.

Был день как день.

     Ко мне пришла подруга,

     не плача, рассказала, что вчера

     единственного схоронила друга,

     и мы молчали с нею до утра.

     Какие ж я могла найти слова?

     Я тоже -- ленинградская вдова.

     Мы съели хлеб, что был отложен на день,

     в один платок закутались вдвоем,

     и тихо-тихо стало в Ленинграде,

     Один, стуча, трудился метроном.

     И стыли ноги, и томилась свечка...

     Вокруг ее слепого огонька

     образовалось лунное колечко,

     похожее на радугу слегка.

     Когда немного посветлело небо,

     мы вместе вышли за водой и хлебом

     и услыхали дальней канонады

     рыдающий, тяжелый, мерный гул:

     то армия рвала кольцо блокады,

     вела огонь по нашему врагу.

Ведущий 1. Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага.

Ведущий 2. Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Звучит песня «Ленинградский метроном»  

 

Ведущий 1. За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ведущий 3. Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Ведущий 4. Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Ведущий 2. Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...