Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
материал (7 класс) на тему

Гавриленко Евгения Сергеевна

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: "Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx18.25 КБ
Файл patriotizm.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

2. Формирование гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроках различного цикла и во внеурочной деятельности.

Патриотизм, как мы с вами знаем, это ничто другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.

                                                                                В.В. Путин

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.

    Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

   Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

   Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

 -  повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

  - развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

 - формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;

 -  воспитание толерантности;

 - формирование чувства гражданского долга;

 - формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

   Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

   Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

 - в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

 - функционирует система дополнительного образования;

 - разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

 - развивается музейная работа;

 - развивается школьное ученическое самоуправление;

 - используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

  1. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
  2. Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.
  3. На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

Тематические классные часы;

 Ведение курса обществознания;

 Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

Кружковая работа;

Проведение общешкольных мероприятий;

Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

Экскурсии по городам России;

Военно-спортивная игра «Зарница»;

Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.                                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроках различного цикла и во внеурочной деятельности.

Слайд 3

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Слайд 4

Задачи гражданско-патриотического воспитания - повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания; - развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий; - формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации; - воспитание толерантности; - формирование чувства гражданского долга; - формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Слайд 5

Основные направления Духовно-нравственное Военно - патриотическое Историко-краеведческое Гражданско-прававое Культурно - патриотическое Спортивно - патриотическое

Слайд 6

- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества; - функционирует система дополнительного образования; - разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов; - развивается музейная работа; - развивается школьное ученическое самоуправление; - используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания. Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

Слайд 7

Первая ступень (начальная школа) Вторая ступень (средняя школа) Третья ступень (старшая школа) Три возрастные ступени:

Слайд 8

Формы воспитательной работы

Слайд 9

Тематические классные часы Я – гражданин России. Что такое толерантность. Мы против терроризма. Моя будущая профессия. День всемирного единства.

Слайд 10

Ведение курса обществознание и история Курского края

Слайд 11

Посещение музеев города

Слайд 12

Изучение истории своей семьи и семейных традиций

Слайд 13

Экскурсии по городам России

Слайд 14

Проведение общешкольных мероприятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...