Главные вкладки

    Классный час "Дети блокадного Ленинграда"
    классный час (9 класс)

    Девайкина Наталья Васильевна

    Класный час посвящен городу - герою Ленинграду, детям,которые выстояли несмотря  на все тяготы,выпавшие на долю  всех ленинградцев.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kl.chas_deti_blokadnogo_leningrada.docx23.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час:

             «Дети  блокадного   Ленинграда»

    Цель: 

    • пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной

    Задачи:

    • формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
    • формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
    • познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
    • способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»; «блокада»
    • способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и  достойным людям;
    • развивать  и углублять знания об истории нашей Родины;
    • формировать исследовательские  навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.

    Жизнь школы во время блокады Ленинграда

    В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.

    Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Но в 39 ленинградских школах педагоги и ученики решили продолжить учебу. Это было равносильно подвигу. Страшный голод косил население города, не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод. Однако пульс школьной жизни, хотя и слабо, но продолжал биться. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

    Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

    В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти»

    Из воспоминаний первоклассников 138 школы.

    В начале зимы 1942-1943 года нам объявили: фронту нужны бутылки. все отчетливо осознавали, что значит в военном деле обычная бутылка. каждый мальчишка был готов с такой бутылкой идти в атаку на вражеский танк, чтобы собственной рукой поджечь ненавистного фашиста. бутылки с горючей смесью – то же самое, что гранаты, применяемые против танков, для поджога вражеской техники, складов, мостов. вскоре в проходе в первом этаже школы громоздились громадные корзины, ящики и корыта с пустыми бутылками. грузовичок-полуторка увез на завод полкузова наших бутылок, чтобы потом снабдить бойцов и партизан необходимым оружием.И мы радовались, что хоть немного, да помогли фронту.

    Наряду со взрослыми участниками обороны Ленинграда стали и дети..Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы, работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

    Дети обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

    - Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

    ТаняСавичева

    Автор стихов С.Смирнов

    На берегу Невы,

    В музейном зданье,

    Хранится очень скромный дневничок.

    Его писала

    Савичева Таня.

    Он каждого пришедшего влечет.

    Время Возвышае Образ Тани

    И ее доподлинный дневник.

    Над любыми в мире дневниками

    Он восходит, как звезда, с руки.

    И гласят о жизненном накале

    Сорок две святых его строки.

    В каждом слове - емкость телеграммы,

    Глубь подтекста,

    Ключ к людской судьбе,

    Свет души, простой и многогранной,

    И почти молчанье о себе...

    Это смертный приговор убийцам

    В тишине Нюрнбергского суда.

    Это - боль, которая клубится.

    Это - сердце, что летит сюда...

    Время удлиняет расстоянья

    Между всеми нами и тобой.

    Встань пред миром,

    Савичева Таня,

    Со своей

    Немыслимой судьбой!


    Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру.

    Он стал одним из обвинительных документов против преступлений фашизма на Нюрнбергском процессе.Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

    ( «Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.».

    «Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г.»

    «Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.»

    «дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.»

    «дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.»

    «Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.»

    «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»..

    Танин дневник – это боль Ленинграда,

    Но прочитать его каждому надо.

    Словно кричит за страницей страница.

    «Вновь не должно это все повториться».

    За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до полутора миллионов человек. Но только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода…

    900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

    Мы чашу горя выпили до дна

    Но враг не взял нас никаким измором.

    И жизнью смерть была побеждена,

    И победили человек и город!

    Непобедима память поколений

    И память тех, кого так свято чтим,

    Давайте, люди, встанем на мгновенье,

    И в скорби постоим и помолчим

    А на выезде из города, там, где начинается дорога на Ладогу, стоит ещё один памятник - «Цветок жизни», на каменных лепестках которого начертано: «Пусть всегда будет солнце»

    За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до полутора миллионов человек. Но только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода…Под скорбными плитами Пискарёвского мемориального кладбища вместе со взрослыми, мирными жителями и воинами, лежат мальчики, не доигравшие свои дворовые матчи, девочки, так и не ставшие невестами…

    Не отнимайте солнце у детей

    И жизнь земли вовеки не прервётся

    Чтоб над землёй звучало каждый день:

    Пусть всегда будет солнце

    Пусть всегда будет солнце

    900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Блокадный Ленинград"

    Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...

    Классный час "Блокадный Ленинград"

    КЛАССНЫЙ ЧАС "Блокадный Ленинград"...

    Классный час "Блокадный Ленинград"

    Классный час посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда. В сценарии даны ссылки на презентацию, музыкальные произведения и видеофильмы "Блокада Ленинграда" и "Блокадный дневник Тани Савичевой 2013 го...

    Классный час "Блокадному Ленинграду посвящается…"

    Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…...

    Классный час "Блокадный Ленинград"

    Классный час был проведён для 5 и 10 класса...

    Сценарий открытого классного часа "Блокадный Ленинград"

    Материал открытого классного часа подготовили и провели учащиеся 8 класса "Г" и 9 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы...

    Классный час:" Блокадный Ленинград спасла музыка".

    «Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кт...