Классный час "Спеши сегодня лучше стать!"
классный час (9 класс)

Цель: достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Задачи: обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому ученику обратную связь от группы; развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кяхтинского района Республики Бурятия

Классный час на тему:

Спеши сегодня лучше стать!

                                          Провела: Гармаева В.Н.

г Кяхта

Цель: достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Задачи: обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому ученику обратную связь от группы; развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Ход занятия.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

1. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!».

2. Классный руководитель  предлагает одновременно хором громко назвать имя и фамилию. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, выводит правила общения:

  • Нельзя перебивать другого!
  • Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно самому уметь слушать!

3. Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

  • В нашем классе самым самостоятельным является…
  • Часто меня приятно удивлял…
  • Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…
  • Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…
  • Самая одаренная личность в нашем классе – это…
  • Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
  • Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
  • Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
  • Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
  • Чаще всего мне будет сниться…
  • Находчивость присуще…
  • Украшением классной дискотеки является…
  • Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
  • В политики целесообразно рекомендовать…
  • Щедрость не знает границ у…
  • Скромность всегда украшает…
  • Веселее в классе, когда приходит…

4. Ученикам предлагается рассказать свое главное  достижении в этом учебном году. В ответ на каждое достижение все остальные  хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки. Не у всех есть достижения, но вы не расстраивайтесь.

 Есть  вопросы, на которые, ни одна из  наук не дает ответа. Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с друзьями, родственниками. Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все вас любили, уважали, признавали?

Первое, что необходимо для этого – надо знать себя, постичь свое «Я», чтобы потом что-то в себе совершенствовать, исправлять.

С древних времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, а другой – очень подвижный, очень бурно на все реагирует и т.д. Причина оказывается  в особенностях нервной системы человека.

Вы, наверное, слышали, что про одного человека говорят: «У него хороший характер», а про другого – «У него невыносимый характер». Так, что же такое «Характер»?

Характер – стержень личности, вырабатывается и изменяется в течение жизни. В основе характера лежит определенный темперамент. Темперамент – качество личности, определяющее активность и эмоциональность стиля поведения человека.

Существуют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Прежде чем охарактеризовать каждый из этих темпераментов, давайте проведем маленький психологический тест, какому типу темперамента вы относитесь. Итак, тест «Мой темперамент». Ответьте на вопрос одним из четырех предложенных вариантов. Поставьте галочку или плюсик. А теперь подсчитайте, сколько плюсиков (галочек) у вас получилось в каждом столбце. Вы теперь можете сами определить, какой у вас темперамент. Преобладает тот, по которому вы набрали больше всего плюсиков (галочек).  

Однако люди с резко выраженным темпераментом одного типа встречаются не так уж часто. Реально наблюдается смесь типов с преобладанием какого-либо одного. Встречается и равная смесь – это 5-й тип – смешанный темперамент (древние называли «нормальный»).

А теперь послушайте, характеристику этих четырех видов темпераментов:

  1. Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. имеется постоянное возбуждение.

Среди ярких, талантливых людей в различных областях деятельности встречаются лица различного темперамента. Например, Наполеону и Некрасову Николай Алексеевичу были присущи выраженные черты сангвиника.

  1. Холериком называют человека быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, быстро истощающегося.

Яркими представителями холериков являются Александр Сергеевич Пушкин и Суворов Александр Васильевич.

  1. Флегматиком называют человека медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, слабым внешним выражением душевных состоянии. Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.

А Кутузову Михаил Илларионовичу и Крылову Иван Андреевичу были свойственны черты флегматика.

  1. Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его фактором, он ни во что не верит, ни на что не реагирует, во всем видит и ожидает только плохое опасное.

Николай Васильевичу Гоголю и Жуковскому Николай Егоровичу были присущи черты меланхолика. А сейчас давайте сделаем такое упражнение «Мои сильные и слабые стороны характера». У каждого человека есть  сильные  и слабые стороны  характера, темперамента. Сильные стороны нашего характера помогают нам в учебе, делах, взаимоотношениях с людьми, а слабые - нам не нравятся, а порой и мешают. Разделите листочек на две половины, на одной стороне напишите слово «Сильные», в другой – «Слабые». А теперь, давайте запишем на этих двух половинках листочка сильные и слабые стороны нашего характера.

Может кто-то хочет прочитать, озвучит свои сильные и слабые стороны своего характера, пожалуйста. (Здесь надо поблагодарить тех, кто озвучит свои сильные и слабые стороны характера и сказать, что это также является доказательством того, что у тебя сильный характер и т.д.) А теперь давайте проделаем такой психологический эксперимент, зачеркнем свои слабые стороны и мысленно представим, что мы от них избавляемся.

 Воспитать себя – это непросто, но возможно! Как вы считаете, что для этого нужно сделать? (Звучат различные ответы).

  • Желать, уметь трудиться!
  • Изучать себя!
  • Ставить цели!

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, чтобы в библиотеке отца прочитать Плутарха, Корнеля, Тацита. Саша мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражение. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Занимался математикой, картографией и военной историей. Так шел у цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца.

  • Награждать себя!

Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить. Можно просто вслух похвалить себя и погладить по голове. Даже А.С.Пушкин в моменты творческой удачи радостно и благодарно восклицал: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!».

  • Верить в себя!

Формула успеха по системе Норбекова.  Осанка – улыбка - настроение - уверенность - цель. Давайте попробуем применить эту систему на себе. (Все встают, распрямляют плечи, улыбаются друг другу и мысленно представляют ту цель, которую они хотят достичь).

Ребята, давайте сейчас на этот момент поставим такую цель – улучшить настроение тех, кто сейчас находится рядом с нами. Для этого возьмемся все за руки, образуем, некоторую цепочку и будем говорить друг другу добрые слова, «давайте говорить друг другу комплименты, ведь это нашей жизни счастливые моменты!» И тогда как бы по нас потечет ручеек добра и благожелательности. И чтобы этот ручеек не иссяк,  когда вы придете домой после школы, скажите своей маме и папе, бабушке и дедушке, брату и сестренке добрые слова. И вы увидите, как расцветятся доброй улыбкой родные вам лица, и у вас самих сразу поднимется настроение.

Название нашего классного часа было «Спеши сегодня лучше стать!» Это не мое выражение, а Себастьяна Брента.

К сожалению, я не знаю, кто это, но, судя по тому, что он придумал такую фразу можно  с уверенностью сказать, что это был хороший человек.

5. Физкультминутка

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

  • Хлопают все присутствующие;
  • Только девчонки;
  • Только те, кто любит вкусно поесть;
  • Только те, кто опаздывает на уроки;
  • Только те, кто хорошо учится;
  • Только те, кто не любит каникулы;
  • Только те,  кто любит сладкое;
  • Только те, кому нравится играть в футбол;
  • Только те, у кого прекрасное настроение.

6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца,  вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого. Некоторые надписи зачитываются.

Подводя итоги работы, классный руководитель  подчёркивает, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс  сплочённее.

8. Рефлексия.

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить как плодотворно он работал.

9. Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИЯ-МЫ!». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.



Предварительный просмотр:

Классный час к 1 сентября (6 класс)

Цель: сплочение коллектива

 

Задачи:

играя, понять значимость друг друга и коллектива;

настроиться на новый учебный год со старыми друзьями;

 

       Здравствуйте, ребята!

Вот и закончились летние каникулы. Наступила осень. И мы опять стоим на пороге нового учебного года. Из года в год 1 сентября наша школа приветливо открывает вам свои двери. Сегодня вы вновь собрались все вместе и отправляетесь в увлекательное, интересное, хоть порой и трудное путешествие по Стране Знаний. Этой страны вы не найдете ни на одной карте или глобусе, ее там нет. Эту страну предстоит открывать вам самим с помощью учителей. От вас самих, зависит кем вы станете: знайками или незнайками.

Сколько букв есть у дракона

И нулей у миллиона,

Разных шахматных фигур,

Крыльев у трёх белых кур,

Ног у майского жука

И сторон у сундука.

Коль не можем сами счесть,

Нам подскажет цифра… (6)

А с чем у вас ассоциируется цифра 6? Чего в мире может быть только 6?

6 струн у гитары, куб имеет 6 граней, шесть материков, высшая оценка в фигурном катании, 6 ног у насекомых, 6 основных частей тела (голова, туловище, 2 руки и ноги), 6 месяцев в полугодии, многие духовые инструменты имеют 6 отверстий; Чайковский написал 6 законченных симфоний; человек был создан на 6 день.

Вот какая магическая цифра 6

Целых 9 месяцев нам предстоит учиться, общаться друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это 1085 учебных часов, 210 учебных дней, много различных мероприятий.

1Начнем с пожеланий на предстоящий учебный год

- Пусть с вами чаще встречаются сердечные приступы любви к одноклассникам.

- Пока ты будешь 6 раз обдумывать ответ, другие уже поднимут руку и ответят. Будь более решительным.

- Не экономь на своем здоровье. Не пропускай уроки физкультуры.

- Выучи однажды все уроки и проживи хоть один день в году спокойно.

- Будь более расточительным на комплименты для одноклассниц и мамы.

- Засыпая, чаще думай о том, что завтра будет все замечательно.

- Не ходи в школу натощак, это может плохо отразиться на твоем настроении.

- Поменьше в тетрадях ошибок и больше на лице улыбок.

- И еще несколько более серьезных пожеланий: крепкого вам здоровья, долготерпения, усидчивости, выносливости, ответственности. Желаю учиться на "4" и "5", успешно закончить учебный год

2. Предсказания.

Кто хочет узнать прогноз на будущее, выходит к доске. Вытягивать бумажки , на которых написаны предсказания. По количеству предсказаний

-ЧТО ГОД УЧЕБНЫЙ ВАМ ПРОРОЧИТ 
1. Хронические недосыпания. 
2. Непредвиденные вызовы родителей в школу. 
3. Временную амнезию во время ответов у доски. 
4. Циклические (в конце каждой четверти) припадки любви к школьным учителям. 
5. Быть героем школьных историй. 
6. Славу победителя в школьном кроссе. 

7. Звание мастера поедания пиццы в столовой

-ЧЕГО СТОИТ ОПАСАТЬСЯ В НАСТУПИВШЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ 
1. Своего острого языка. 
2. Перемен в личной жизни, которые произойдут на большой перемене. 
3. Слишком активного пользования Интернетом, что может сказаться на успеваемости

4. Потерять учебник по биологии. 
5. Падений на уроках физкультуры 

-ЧТО О ВАС ГОВОРЯТ УЧИТЕЛЯ 
1. Вы - яркая незаурядная личность. 
2. Величайший из лодырей всех лет и классов. 
3. Лучше бы вам этого не знать. 
4. Для этого класса вы слишком интеллигентны. 
5. Слишком много болтает. 
6. Бывают ученики сложнее, но редко. 

7.Любитель поспать и опоздать на первый урок.

Сейчас проверим, осталось ли у вас в головах что-то после летнего отдыха, не растеряли ли вы свои знания, свою способность соображать. Соревноваться будут 3 команды – по рядам

Начнем наш весёлый экзамен с разминки. Каждый из вас в порядке очередности будет вынимать букву из набора карточек. Вам будет задан вопрос – веселое, шуточное определение слова, связанного со школьной жизнью. Ваша задача – быстро назвать это понятие. У вас есть подсказка – слово начинается с той буквы, которую вы вытащили. Каждый верный ответ – 1 балл.

 3. Вспомним слова. (по очереди по 1 чел. с каждого ряда выходит и вытягивает карточку)

 

А. Буквы, построенные для переклички (алфавит)

Б. То, что учат писать «тонким перышком в тетрадь» (буквы)

В. Математическое действие, происходящее с карманными деньгами ученика, покупающего булочку в школьном буфете (вычитание)

Г. Новый учебный предмет, который вы начнете изучать в этом учебном году (география)

Д. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками (доска)

Е. Официальное название отметки, которая стоит «колом» (единица)

Ж. Коллективное досье, которое составляют учителя на учащихся каждого класса (журнал)

З. Если непосильная, то безответная (задача)

И. Та, что рождается в споре (истина)

Й. Человек, который может лежать на гвоздях. (йог)

К. Лучшее, но очень короткое время в жизни учеников и учителей (каникулы)

Л. Традиционное построение учащихся в начале учебного года.  (линейка)

М. Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел)

Н. Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив «двойку» (нос)

О. Время года, когда начинается новый год для учеников (осень)

П. Дедушка современных ученических рюкзаков (портфель)

Р. На стене висит, сколько и каких уроков говорит (расписание)

С. Единственное место в школе, где ученикам разрешают прыгать, бегать и скакать (спортзал)

Т. Минус в русском языке (тире)

У. Можно приготовить, да нельзя съесть (уроки)

Ф. Школьный предмет, который и летом продолжается на стадионах, дворовых площадках, в лагерях отдыха (физкультура)

Х. Ученик, нарушающий дисциплину и порядок в школе (хулиган)

Ц. Их называют арабскими, хотя впервые появились в Индии (цифры)

Ч. Антикварная письменная принадлежность (чернильница)

Ш. Учреждение, куда принимают неграмотных (школа)

Щ. Брат меньший, которого нельзя привести на урок (щенок)

Э. Испытание, которое проходит каждый ученик по окончании школы (экзамен)

Ю. Пользователь компьютера (юзер)

Я. Ученик, который всем на всех жалуется (ябеда)

О. Новый предмет, изучая который ученики знакомятся с различными сторонами жизни общества (обществознание).

4. «Блеф-клуб»  

Слово «блеф» означает «выдумка; ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо». Я буду сейчас задавать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Задача игроков – определить, верно ли утверждение или это всего лишь блеф. Правильный ответ – 1 балл. (Отвечаем так же по очереди 1, 2, 3 ряд)

 

1.  Самая толстая кожа у слона (нет, у бегемота).

2.  самое маленькое сердце из всех крупных хищников имеет медведь (нет, лев)

3.  Тигры бывают белыми (да)

4.  На зиму пингвины улетают на север (нет, пингвины не умеют летать)

5.  Пчела имеет 5 глаз (да)

6.  Если пчела ужалит кого-нибудь, то она погибает (да)

7.  Лошади могут не ложиться в течение двух месяцев (да)

8.  Кит всю жизнь не спит (да)

9.  Крокодил плачет от жалости к своей жертве (нет, он выводит со слезами излишки соли)

10. Пергамент – первый изготовленный материал для письма (нет, папирус)

11. Затонувший в 1912 году корабль «Титаник» принадлежал США (нет, Великобритании)

12. В Египте «Приключения Шерлока Холмса» А.Конан-Дойла  выпускаются как учебное пособие для полицейских (да)

13. Буква «О» чаще других встречается в языках народов мира (нет, буква «А»)

14. Утром люди выше ростом, чем вечером (да)

15. На Северном полюсе холоднее, чем на Южном (нет)

5.Продолжить строки стихотворения (хором):

Собираемся в школу  

Надо мне портфель собрать,

Не забыть бы про … (тетрадь).

Я скажу предельно честно,

Тройкам, двойкам в ней не … (место).

Постараюсь не лениться,

Мама станет мной … (гордиться).

Заливается звонок,

Начинается … (урок).

Хочешь многого добиться?

Хорошо стремись… (учиться)

6. Молодцы! Вы были очень активны. А теперь продолжим. Нам предстоит выяснить очень важные, возможно даже, никому не известные подробности о каждом из вас. Мы узнаем сегодня Кто есть кто среди присутствующих. Загадайте про себя одно число от 1 до 11 (например, 2 и 8). Встаньте те, кто загадал число

1 - это будущие знаменитости;

2 – это лентяи;

3 – это гении;

4 – это трудяги;

5 – это зубрилки;

6 – это гордость нашей школы;

7 – это болтуны и болтушки;

8 – это лучшие спортсмены;

9 – это сони;

10 – это мечтатели и фантазёры;

11 – это спорщики

7. Лотерея.

Посмотрим, кто в классе везучий, кому достался номер с призом. Я называю номер, у кого этот номер – выходит ко мне.

15,1,3)Чтоб пятерки получать,

Пригодится вам тетрадь. (ТЕТРАДЬ)

5,6)Без ошибок не проживешь,

Их ты ластиком сотрешь. (ЛАСТИК)

16,4,10) Рисуй портрет и свой, и наш!

Тебе в подарок карандаш! (КАРАНДАШ)

2,13) По вилке линию начертить сумей-ка!

Вот твой приз необычная линейка! (ЛИНЕЙКА)

17,7) Эта вещь хотя и скромная,

Но польза от нее огромная. (РУЧКА)

8) В жизни на лучшее нужно надеяться.

Клей возьми, если что-то не клеится. (КЛЕЙ)

11,9) Для учебника одежка-

Вот прекрасная обложка! (ОБЛОЖКА)

12) Чтоб считать могли доход,

Будет кстати вам блокнот. (БЛОКНОТ)

14) Не печалься, милый друг,

Сувенир уже твой тут! (АЛЬБОМ)

7. Клятва

Я, ученик легендарного 6 класса, вступая в ряды нашего класса

Торжественно обещаю:

1. Приходить в школу до того, как учитель уже сделает опрос домашнего задания.

2. Не получать неудовлетворительные отметки, ибо это повлияет на престиж класса.

3. Беречь нервы своих родителей, а поэтому учиться…, учиться и учиться!

4. Любить, уважать и беречь своего драгоценного классного руководителя во избежание порчи ее нервной системы.

5. Сохранять и поддерживать дружественные отношения в классе, ибо только так можно стать настоящим классом!

6. Прилично вести себя в школьной столовой, ибо мы являемся примером для младшего и неразумного поколения.

7. Не обижать учителей-предметников, ибо воздастся нам все это на контрольных экзаменах.

8. Избегать любыми способами написания на нас докладных записок завучу или директору, дабы избежать приятных встреч в его кабинете.

9. Не обижать и оберегать хорошистов и тех, кто хоть что-нибудь в чем-нибудь соображает, надо же у кого-то списывать домашние задания.

10. В учебное время находиться в здании школы, а не в других местах города и близ лежащих географических пунктов.

11. Ходить в школу прилично одетыми, то есть форме, дабы не вводить противоположный пол в транс, а учительский состав в шок.

12. Забыть во время уроков как выглядит свой собственный мобильный телефон.

13. Беречь школьное имущество, дабы было на чем и зачем сидеть нашим последователям.

14. Заботиться о своем здоровье, а поэтому не прогуливать уроки физкультуры.

Молодцы!

И в заключении:

Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. ( Эти листочки  ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).

 Какой замечательный портрет класса у нас получился! Этот портрет мы оставим в классном уголке.



Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Буллинг. Травля» 6 класс.

Цели:

  • формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг,
  • психологическое насилие;
  • формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
  • формирование толерантного отношения к сверстникам;
  • закрепление понятий буллинг, как резко отрицательных явлений жизни.

Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.

Наглядный  материал: компьютерная презентация.

Формулировка темы занятия

Послушайте отрывок из известной сказки:

«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:

—  Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

—  Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!—  Это верно, но  он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

—  Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

—  Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»

Учитель:

-Что происходило на птичьем дворе?

-Как можно назвать сложившуюся ситуацию? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей?

 К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”.

 -Определите из всего сказанного тему нашей беседы.

Дети высказывают свои предположения.

Работа с понятиями.

Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Сегодня мы будем говорить о насилии в виде травли.

Учитель: С травлей вы все сталкивались ни раз. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?

Ответы детей.

Демонстрация презентации, пояснения учителя.

Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.

Виды психологического насилия:

  • Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…)
  • Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
  • Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность)
  • Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им);
  • Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
  • Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр)

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

Активизация моральных чувств.

Учитель: ребята, я предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друга, с вами никто не общается.

Учитель: вы  представили себя на месте человека изгоя.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?

- какие бы эмоции вы испытывали?

- чего бы вам хотелось?

Ответы детей.

Оценка явления.

Учитель: то, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают ваше поведение.

Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного человека, а группы, классы. Если группа людей, группа одноклассников не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это всем вредно и плохо. Придется  срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс.

Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь, и кто ею болеет.

В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи, наблюдатели – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным.  Бывает и такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли.  

Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что ты станешь жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…

Зачинщиком может стать кто угодно.

Последствия травли опасны для всех.

Самые тяжелые последствия для жертв:

- снижение уверенности в себе;

- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;

- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

- последствия для здоровья;

- переживание постоянных негативных эмоций;

- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.

Для зачинщиков:

- озлобленность;

- потеря уважения к себе;

- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);

- зависимость от чужого мнения.

Ребята, я читала вам отрывок из сказки в начале нашей беседы. Это  сказка про гадкого утенка. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А куру и гуси? Они так и останутся неспособными ни сочувствовать, ни сопереживать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто я в этой истории.

Радостно, что вы понимаете -  травить - это неправильно, плохо и больно.

Если вас травят в сети (кибербуллинг):

Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.

Заключение.

Учитель: Надеюсь, правила, которые вы сами сформулировали и приняли, будут работать, и наш класс не будет болеть болезнью под названием «травля»

Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.  Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.  Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Живите по принципу  - «Поступай с  другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что лучше:ссориться или мириться"

Классный час для 5 класса "Что лучше: ссориться или мириться"...

Классный час "Спеши сегодня лучше стать"

Классный час для 5-7 классов. Это авторская разработка классного часа, с которой я участвовала в республиканском конкурсе "Самый классный классный". Разработка получилась достаточно удачной,...

Презентация классного часа "Спеши сегодня лучше стать"

Очень красочная презентация, с анимацией. Удобная в использовании. Скачивайте, не пожалеете!...

Спеши сегодня лучше стать

презентация классного часа...

Классный час "Семья - лучшее в моей жизни"

Классный час предназначен учащимся 6 - 7 классов. Его цель научить ребят понимать, ценить и уважать родных людей....

Классный час: сегодня и завтра.

Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия...

Классный час "Сегодня -ученик,завтра-избиратель"

Мероприятие по избирательному праву на тему «Сегодня-ученик, завтра-избиратель»,  нацелено на воспитание гражданского самосознания у детей и понимания было нацелено на воспитание граж...