Главные вкладки

    Анализ воспитательной работы класса за 2018-2019 уч.год
    учебно-методический материал

    Классное руководство

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vosp._plan_2019-2020g.doc505.5 КБ
    Microsoft Office document icon programma_sotsializatsii.doc408.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ воспитательной работы за 2018-2019 учебный год

    Воспитательная  работа в 5Г классе реализовывалась по

                                                                          ступеньке первой  «Созвездие юных дарований»

    Цель работы  формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

    Возрастные особенности

     (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий  подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

    Основные задачи развития:

    • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
    • формирование умения учиться в средней школе;
    • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
    • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
    • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

              Ожидаемые результаты:

    • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
    • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
    • формирование интереса к другому человеку как к личности;
    • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

    Для реализация данной цели работа в классе проводилась работа по основным направлениям:

    • дорога к себе;
    • дорога к собственному здоровью;
    • дорога в мир прекрасного;
    • дорога в большой мир;
    • я-гражданин;
    • природа и мы;
    • военно-патриотическое.

    Большое место занимала    работа по формированию нравственных качеств, которая велась по циклической программе с последовательным осмыслением своих  способностей и потребностей. Работа была направлена на изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей.

    Использовались разнообразные формы и методы работы: часы общения, диспуты. Конкурсы, экскурсии, спортивные и интеллектуальные игры, диагностические часы общения, КТД, индивидуальные беседы, работа в малых инициативных группах.

    Были запланированы и проведены следующие мероприятия:

    • жизнь дана на добрые дела (сплочение коллектива)
    • мы выбираем жизнь (здоровый образ жизни)
    • Толерантное отношение
    • Уроки мужества
    • Права и обязанности
    • Ярмарка  
    • Поздравь ветерана и др.

    Кроме этого в классе сложились добрые традиции: «А ну-ка парни» и «А ну-ка девушки», что еще раз подтверждает высокий уровень взаимоотношений в коллективе.

    Анализ проведенных мероприятий показывает. Что учащиеся активнее участвуют в мероприятиях творческого характера, в подготовке которых они занимают не последнее место. Большой интерес вызывают разнообразные игры, конкурсы. Мероприятия подобного характера способствуют формированию классного коллектива, становлению дружеских отношений. Согласно данным по изучению воспитанности учащихся на начало и конец года, можно сделать выводы, что уровень коллективизма, доброты, честности, простоты и скромности у большинства детей вырос, что еще раз подтверждает, что наш класс вырос как коллектив.

    Большую помощь в работе с классом оказывают родители. Были проведены родительские собрания:

    1. Родительское собрание с родителями детей с ОВЗ «Тренинг общения»

           Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива. 

    1. Роль домашнего задания в самообразовании школьника.

    Цель: Показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий;

    Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником;

    Дать рекомендации родителям по организации самообразовании школьника.

        3.Компьютер в жизни школьника. «За» и «против»?

    Цель: Познакомить родителей с компьютерными возможностями учебного заведения.

    Показать возможности использования компьютера в учебной деятельности в домашних условиях.

    1.  Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

    Цель: Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.

    Способствовать приобретению родителями практических знании по развитию эмоций у детей.

    Воспитательная работа в 6Г классе строится по ступеньке второй ««Я + мои друзья – вместе классная семья»»

    Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

    Возрастные особенности

     (11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

    Основные задачи развития:

    • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
    • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
    • формирование интереса к другому человеку как к личности;
    • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

    2019-2020 учебный год

    тематика часов общения и родительских собраний

    месяц

    название

    цель

    направление

    сентябрь

    Моя роль в коллективе

    Продолжить работу по сплочению коллектива, развивать творческие способности. Выявление организационной структуры класса.

    Дорога в большой мир

    диагностическое

    Ярмарка

    Способствовать развитию уважительного отношения к личности, чужой культуре, способам самовыражения окружающих людей. 

    Дорога в мир прекрасного

    КТД

    Роль автомобильного транспорта в экономике страны

    Сформировать представление о роли автомобильного транспорта.

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    октябрь

    День добра и уважения

    Способствовать развитию уважительного отношения к личности, чужой культуре, способам самовыражения окружающих людей. 

    Дорога в большой мир

    Нравственное

    Как ты знаешь правила дорожного движения

    Вспомнить Правила дорожного движения; способствовать развитию умения видеть на дороге ситуации-«ловушки», научить решать дорожные задачи.

    Сформировать у детей четкое знание того, что ПДД – это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    Ты и твое время

    Формирование положительного нравственного отношения к таким качествам характера , как обязательность, организованность, собранность, побуждать к планированию своего времени, к выполнению режима дня

    Дорога к себе

    Школа самоорганизации

    ноябрь

    День единства: история праздника

    Сформировать представление о толерантности. способствовать развитию уважительного отношения к личности, чужой культуре, способам самовыражения окружающих людей. 

    Дорога в большой мир

    День матери: история праздника

    Воспитание уважительного отношения к матери

    Дорога в большой мир

    Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах

    Познакомить с правилами перевозки пассажиров, способствовать формированию представлений о необходимости безопасности жизнедеятельности

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    декабрь

    Всемирный день борьбы со СПИДом

    Сформировать понятие значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения

    Дорога к собственному здоровью

    День прав человека  

    Способствовать развитию правильного поведения в обществе.

    Я-гражданин

    На городских дорогах

    Научить пользоваться знаками для пешеходов и водителей; закрепить эти навыки на практике.

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    январь

    Современный подросток

    Воспитание интереса к самому себе, желание самосовершенствоваться

    Дорога к себе

    Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

    Научить пользоваться знаками для пешеходов и водителей; закрепить эти навыки на практике.

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    февраль

    Этикет и мы

    Изучение основ правил этикета

    Дорога в большой мир

    Браво, мальчишки!

    Расширить представление детей друг о друге, формировать положительную нравственную оценку упорству, целеустремленности, трудолюбию, воспитывать уважительное отношение к ВС России

    Военно-патриотическое

    Поведение учащихся при дорожно-транспортных происшествиях

    Закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации-«ловушки».

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    март

    Супер - золушка

    Расширить представление детей друг о друге, формировать положительную нравственную оценку упорству, целеустремленности, трудолюбию

    Дорога в большой мир

    Я-мы

    Определение критериев счастливо человека, сплочение коллектива

    Дорога к себе

    Практическое занятие по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи

    Изучить приемы оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    апрель

    Планета Земля в опасности

    Углубить представление детей об экологической безопасности; способствовать формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру; побуждать детей к бережному отношению к природе

    Природа и мы

    День смеха и юмора

    Развитие у детей любознательности, формирование коммуникативных качеств

    Дорога в мир прекрасного

    Практическое занятие с велосипедистами

    Изучить правила движения велосипедистов

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    май

    Животные на войне

    Способствовать развитию интереса к истории своей родины

    Военно-патриотическое

    Бранные слова

    Формирование понятий, как влияет нецензурная брань на людей, которые не употребляют их, но слышат

    Дорога к себе

    Итоговое занятие

    Проверка полученных знаний

    Дорога к собственному здоровью

    ПДД

    ППБ

    Дополнительно:

    • Организационные классные часы
    • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
    • Работа с трудными учащимися;
    • Индивидуальные встречи и беседы;
    • Традиционные школьные мероприятия,
    • Участие в городских мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
    • Экскурсии
    • Работа с социальными службами школы.

    Родительские собрания

    Родительский комитет

    1. Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

    Цель: создать условия для развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

     2.Семейные ценности в современном обществе

           Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейных      ценностях в современных семьях

    1. Агрессия детей: ее причины и предупреждение

    Цель: формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков; формирование умения и навыки как помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом.

    1.  Интернет – да или нет

          Цель: рассмотреть актуальные проблемы ,связанные с интернетом и пути их решения.

    1. Итоговое родительское собрание
    1. Цель: Подвести итоги учебного года.
    2. Способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
    3. Развивать творческие способности учащихся.

    Третьякова Светлана Федоровна(Тутова)– председатель

    Еремеева Юлия Валентиновна

    Гасилова Яна Александровна

    Гранич Анжелика Владимировна

    Майданская Инна Васильевна(Мавлонова)

    Рабочие органы самоуправления

    Староста класса (отдел правопорядка)      Мавлонова Наргиза

    Отдел культуры и досуга                              Гранич Матвей, Рузанов Александр     

    Отдел здравоохранения и спорта                Еремеев Павел

     Отдел труда и заботы                                   Будзиманова Анастасия

    Информационный отдел                               Стрельченко Диана



    Предварительный просмотр:

    Паспорт программы

    наименование

    Программа воспитания и социализации учащихся «Становление»

    заказчик

    МБОУ «СШ №8»

    Основной разработчик программы

    Тапилина В.Н

    Цель программы

    Создание условий для развития гуманистически направленной, высокообразованной, полноценной психически и физически здоровой личности ориентированной на творчество, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

    Задачи программы

    • Научить мыслить (развитие интеллекта):
    • Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):
    • Организация работы по здоровому образу жизни:
    • Формировать систему самоуправления в классе

    Сроки реализации

    5-9 классы

    Нормативная база

    • Конвенции ООН о правах ребенка
    • Закон РФ «Об образовании»
    • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
    • Приложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002 года № 30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»
    • Положение о классном руководителе МОУ «СОШ №10»
    • Конституция Российской Федерации
    • Семейный кодекс РФ

    Основные принципы взаимодействия детей и взрослых

    • Принцип духовности
    • Принцип социализации
    • Принцип демократизации
    • Принцип толерантности
    • Личностно-ориентированный принцип
    • Деятельностный принцип
    • Принцип открытости

    Содержание воспитательной деятельности по направлениям

    • Валеологическое «Дорога к собственному здоровью»;
    • Личностно-ориентированное «Дорога к себе»;
    • Гражданское самоопределение «Я гражданин»;
    • Эстетическое «Дорога в мир прекрасного»;
    • Самосовершенствование «Дорога в большой мир»
    • Экологическое «Природа и мы»
    • Военно-патриотическое «Моя Родина»

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы

    • высокая социальная адаптивность;
    • активная гражданская позиция;
    • способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях, толерантность, коммуникативность;
    • умение делать осознанный выбор и нести ответственность за свои поступки;
    • неприятие вредных привычек, чувство ответственности за свое здоровье.


    Пояснительная записка

    Воспитание детей и учащейся молодежи в настоящее время осуществляется в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»[1].

    Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.

    Именно поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

    В соответствии с Концепцией автор считает необходимым разработать программу, направленную на реализацию современных требований к образованию: создание национального воспитательного идеала.

    Современный национальный воспитательный идеал определяется:

    • в соответствии с национальным приоритетом;
    • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
    • согласно Конституции Российской Федерации;
    • согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

    Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

    Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

    Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Именно в этот период целесообразно направить работу на воспитание  гражданственности, духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

    Очень важным, по мнению автора, является выбор форм и методов работы с детьми. По числу участников это могут быть индивидуальные, групповые и массовые формы. Эффективности можно достичь, используя такие технологии, как КТД, проектно-исследовательская деятельность, дебаты, диспуты, имитационные игры.

    Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

    Характер воспитательной работы на современном этапе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

    Изучив авторские методики ведущих российских педагогов и психологов (Н.Е. Щурковой, Г.К. Селевко, Н.И. Дереклеевой и др.), автор разработал данную программу для реализации в 5-х – 11-х классах, которая предполагает системный подход к воспитанию личности.


    Цели и задачи программы

    Цель программы: 

    Создание условий для развития гуманистически направленной, высокообразованной, полноценной психически и физически здоровой личности ориентированной на творчество, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

    Задачи: 

    1. Научить мыслить (развитие интеллекта):

    Развитие мыслительных способностей учащихся; обеспечение объема знаний на уровне мировых стандартов; формирование правовой и политической культуры; выявление и развитие индивидуальных и творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей; понимания добра и зла, смысла жизни.

    1. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

    Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни; воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.

    1. Организация работы по здоровому образу жизни:

    Развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни; физическая закалка детского организма; систематические занятия физкультурой и спортом; постоянный медико-психологический контроль.

    1. Формировать систему самоуправления в классе.

    Вовлечение большего числа членов коллектива в решение управленческой проблемы, систематическая работа по включению детей в управление новыми формами деятельности; формирование гибкости в реализации организационных функций; поиск эффективных задач, развитие самоанализа; обеспечение гармонизации взаимоотношений в коллективе; выявление лидерских качеств у воспитанников, самостоятельности суждений и поступков, пробуждение желания самим взяться за дело; активизировать творчество детей.

    Принципы реализации программы[2]

    1. Принцип духовности (воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности, т.е. формирование у детей духовных ориентаций, потребностей в усвоении и присвоении ценностей культуры, соблюдения норм гуманистической морали;
    2. Принцип демократизации ( построение системы воспитания на основе педагогики сотрудничества воспитателя и воспитанника, на основе самоуправления, соблюдения прав и свобод человека, его достоинства;
    3. Принцип толерантности  (терпимость к иному мнению и суждению, разным подходам к решению проблем, учет мнений, интересов, культуры, традиций и т.д. других людей);
    4. Принцип личностно-ориентированный (признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии);
    5. Принцип открытости (участие в процессе воспитания всех социальных институтов);
    6. Принцип деятельностный ( личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы);
    7. Принцип социализации ( формирование у воспитанников положительного социального опыта, освоения социальных ролей, воспитание желаний и умений компетентно участвовать в социальной деятельности, умея контактировать с другими людьми).

    Методы воспитания, воспитательные средства и формы

    Из широкого спектра методов воспитания основными в воспитании детей подросткового периода являются следующие:

    • Ситуация успеха. Метод используется при необходимости закрепления положительного в развитии ученика, преодоления им неуверенности в своих силах, возможности взглянуть на себя по-новому, развитие стремления к успеху;
    • Ситуация соревнования. Метод предполагает развитие желания быть лучше на основе применения волевого усилия; достижение лучших показателей подтверждается официальным признанием
    • Ситуация творчества. Метод заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ученика, способность к импровизации, умение  выйти из нестандартной ситуации;

    Наиболее эффективными в процессе воспитания являются такие педагогические средства, которые определяются:

    • технологическими приемами диалоговой и коллективно-творческой деятельности, организации деятельности органов ученического самоуправления;
    • эмоционально-нравственными приемами, которые направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности;
    • эвристическими приемами, которые направлены на развитие творческих способностей личности.

    Связи, устанавливаемые для реализации программы:

    • внутренние – педагоги, работающие в классе, медицинский работник, социальный педагог, школьный психолог, родители;
    • внешние – библиотеки, музеи, Дом культуры, центры дополнительного образования, спортивные секции, бассейн.

    Ресурсное обеспечение программы

    Виды ресурсов

    наименование

    нормативные

    • конвенции ООН о правах ребенка;
    • закон РФ «Об образовании»
    • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
    • Приложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002 г. № 30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»
    • Конституция РФ
    • Семейный кодекс
    • Единые правила для учащихся
    • Устав МБОУ «СШ № 8»
    • Программа развития МБОУ «СШ № 8»
    • Школьные комплексно-целевые программы

    Материально-технические

    База школы

    кадровые

    Преподаватели школы, руководители творческих объединений, сотрудники ОВД, ГИБДД

    методические

    Материалы методического кабинета, библиотека школы, интернет-ресурсы

    Прогнозируемый педагогический результат

    Автор хочет видеть:

    Свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации.

    1. Культура личности, жизненные и нравственные позиции
    • Гуманистическое мировоззрение;
    • Культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию;
    • Коммуникабельность, культура общения;
    • Бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность;
    • Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
    • Адекватная самооценка.

    2. Знания и умения

    • Достижение уровня компетентности в знаниях;
    • Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне;
    • Знания способов рациональной работы, способность к самообразованию;
    • Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.

    3. Креативность

    • Способность творчески развиваться;
    • Реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами.

    4. Познавательная деятельность

    • Интеллектуальная способность и готовность к продолжению образования;
    • Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их;
    • Способность использовать знания на практике;
    • Рациональная организация труда,  самообразования.

    5. Здоровье

    • Здоровье физическое и психологическое;
    • Ведение здорового образа жизни;
    • Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.

    Мониторинг реализации программы

    критерии

    показатели

    методики

    Нравственные ценности учащегося

    Социометрическое исследование коллектива

    Методика Н.И. Дереклеевой

    Ранжирование понятий

    Методика Н.И. Дереклеевой

    Уровень воспитанности

    Егорова Светлана Викторовна

    Психологическая атмосфера в коллективе

    методика  Л. Г. Жедуновой

    Выявление  мотивов участия подростков в делах коллектива

    модифицированный вариант методики О. В. Лишина

    Какой у нас коллектив?

    Методика Л.Н. Лукошкина

    Определение уровня развития самоуправления в классе

    Методика М.И. Рожкова

    Методика «Пословицы»

    разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой

    Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

    Участие учащихся в творческих конкурсах, соревнованиях

    Статистические данные

    Методика диагностики уровня творческой активности учащихся, Н.И. Дереклеева

    Стремление учащихся к проявлению своих способностей

    Статистические данные

    Креативность личности ребенка, наличие достижений в одной или нескольких видах деятельности

    Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, Р.В. Овчарова

    Мониторинг социализации личности учащегося,

    разработана И. Рожковым

       

    Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательной деятельностью

    Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы, классного коллектива

    Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью, А.А. Андреев

    Методика изучения учебной мотивации и отношения к учебным предметам, Н.И. Дереклеева

    Методика выявления степени сформированности побудительных умений учащихся, Н.И. Дереклеева

    Методика выявления коммуникативной культуры педагогов глазами учеников, Н.И. Дереклеева

    Удовлетворенность родителей воспитательным процессом в классе

    Методика изучения взаимоотношений в системе «родители-ребенок», Н.И. Дереклеева

    Методика выявления способов воздействия педагогов на учащихся, Н.И. Дереклеева

    Содержание воспитательной работы

    5 класс

    Ступенька первая  «Созвездие юных дарований»

    Цель работы  формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

    Возрастные особенности

     (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

    Основные задачи развития:

    • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
    • формирование умения учиться в средней школе;
    • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
    • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
    • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
    • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

    6 класс

    Ступенька вторая «Я + мои друзья – вместе классная семья»

    Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

    Возрастные особенности

     (11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

    Основные задачи развития:

    • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
    • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
    • формирование интереса к другому человеку как к личности;
    • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

    7 класс

    Ступенька третья «По лестнице успеха»

    Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

    Возрастные особенности

    (11-13 лет) – младший  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

    Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

    Основные задачи развития:

    • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
    • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
    • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
    • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
    • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

    8 класс

    Ступенька четвёртая  «Людей не интересных не бывает»

    Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;

    Возрастные особенности

    (13-14 лет) – начало  длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

    Основные задачи развития:

    • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
    • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
    • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
    • развитие воображения;
    • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
    • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
    • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

    Ожидаемые результаты

    • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
    • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
    • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
    • Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
    • Активизация учебно-познавательной деятельности;
    • Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях.

    9  класс

    Ступенька пятая  «Становление»

    Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

            Возрастные особенности

             (15-16 лет) – период  ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

    В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

    Основные задачи развития:

    • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
    • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
    • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

    Основная деятельность

    направления

    Основные задачи

    Формы воспитательной деятельности

    Дорога к собственному здоровью

    Показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

    Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.

    Использование в работе диагностических методик исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.

    Организация просветительной работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне .

    Проведение акций за здоровый образ жизни, часы общения, участие в школьном Дне Здоровья, участие в спортивных соревнованиях, защита творческих проектов «Страшное слова – СПИД», «Нет наркотикам!», организация классных часов по правилам дорожного движения, экскурсии.

    Дорога к себе

    Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных  жизненных ситуациях. Воспитание интереса к самому себе, желание самосовершенствоваться. Развитие волевых качеств, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Сотрудничество с родителями и педагогами

    Часы общения по Г.К. Селевко: сам себе воспитатель, создание своего имиджа, как стать интересным, как работать над собой, вырабатывайте характер и др.

    Анкетирование.

    Профориентация.

    Я гражданин

    Воспитание гражданской ответственности, гражданского самоопределения. Формирование гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

    Цикл часов общения: ваши права, святыни российской державы, ваши права и обязанности и др.

    Встречи с работниками ОДН, ГИБДД.

    Военно-патриотическое

    Воспитание гордости за свою Родину. Формирование патриотического настроя, уважительного отношения к истории, к старшему поколению.

    Встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана. Часы общения: история русской Армии, День Победы и др.

    Оказание помощи ветеранам ВОВ.

    Дорога в мир прекрасного

    Осуществление эстетического развития детей, приобщение к истинным культурным ценностям, уважения к культуре своей страны, к традициям своего народа. Формирование культуры личности путем знакомства и освоения мирового культурного пространства.

    Часы общения, игры – крещенские гадания, пасха, посидим с чайком  и др.

    Дорога в большой мир

    Развитие творческих и организаторских способностей, умения управлять и подчиняться. Формирование активной жизненной позиции. Воспитание чувства ответственности перед классным коллективом, творческой самостоятельности и инициативности.

    Организация коллективных творческих дел, самоуправления в классе.

    Природа и мы

    Формирование экологических знаний, воспитание любви к Родине, природе, самому себе. Вовлечение в активную природоохранную деятельность.

    Проведение экологических праздников: бал осени, день птиц, день Земли. Создание презентаций, участие в акциях «Чистый город»

    Дополнительная деятельность:

    • Организационные классные часы
    • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
    • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
    • Тематические классные часы (по школьному плану); Индивидуальные встречи и беседы;
    • Традиционные школьные мероприятия,  предметные недели, социальные акции;
    • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
    • Экскурсии, посещение музея,   линейки и т.д. и т. п.
    • Работа с социальными службами школы.
    • Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;
    • Сотрудничество с психологом, проведение классных часов.

    Используемая литература    

    • Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002
    • Алоева М.А. Классные часы в 5-7-х классах/ Ростов н/Д: Феникс,2005
    • Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2003
    • Великородная В.А. Классные часы  по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы.-М.: ВАКО, 2006
    • Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2001
    • Дюкина О.В. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2008
    • Егорова Л.А. Классные часы 6 класс.- М.: ВАКО, 2010
    • Интернет-ресурсы
    • Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006
    • Кузнецова Л.В. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
    • Лизинский В.М. Классный руководитель. Научно-методический журнал.
    • Малкова Н.Г. Классный час и в шутку, и всерьез. – Ярославль: Академия развития, 2006
    • Пашнина В.М. Жили-были, хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах. Ярославль: Академия развития,2005
    • Селевко Г.К. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
    • Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Приложение

    1. План ВР на текущий год
    2. Мониторинг ВР  в классе
    3. Детское самоуправление
    4. Лист изменений
    5. Документация

    Лист изменений

    дата

    изменения

    подпись


    [1]         (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.)

    [2]         Принципы разработаны на основании «Справочника классного руководителя» Н.И. Дереклеевой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План воспитательной работы школы на 2018-2019 учебный год

    План воспитательной работы школы на 2018-2019 учебный год...

    Программа воспитательной работы класса на 2018-2019 учебный год

    Программа воспитательной работы класса...

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНТЕРНАТА НА 2018-2019 учебный год

    Данный план воспитательной работы предназначен для организации профессиональной деятельности педагогов-воспитателей, направленной на создание условий для успешной адаптации и социализации воспитаннико...

    Планирование воспитательной деятельности класса на 2018-2019 уч. год

    В помощь классному руководителю  планирование воспитательной деятельности по направлениям: воспитание нравственности, гражданское и патриотическое, семейное воспитание, пропаганда ЗОЖ....

    Рабочая программа воспитательной работы воспитателя на 2018-2019 уч. г.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ и в методическом сопровождении Е. Д. Худенко «...

    Анализ методической работы ШПК за 2018-2019 уч.г.

    Руководитель Четверикова Н.А.1. Методическая тема, над которой работало ШПК «Изучение и внедрение историко-культурного стандарта в истории и внедрение в уроки истории обществознания. Особенности...

    Анализ воспитательной работы школы за 2018-2019 уч.год

    Материал содержит анализ воспитательной работы школы за учебный год...