Главные вкладки

    Программа воспитательной системы класса «Шкобра (школьное братство)»
    рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Куба Ирина Анатольевна

    Программа воспитательной системы класса


    «Шкобра (школьное братство)»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vospit_raboty.docx52.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    г. Сочи

    Муниципальное общеобразовательное

    БЮДЖЕТНОЕ учреждение

    основная общеобразовательная школа №  99 г. Сочи

    имени Героя  России Д.Д. Тормахова

    Программа воспитательной системы класса


    «Шкобра (школьное братство)»

    "Не важно, что ты делаешь. Ты всегда делаешь лишь одно дело.

    Ты создаешь себя"

    Виктор Аркадьевич Языков

    (Почетный Гражданин г. Сочи)

    Сроки реализации программы: 2015-2020 годы

    Наименование учреждения реализации:  

    МОУ ООШ №99 имени Героя России Д.Д. Тормахова

    Автор программы: Куба Ирина Анатольевна  

    Участники программы: учащиеся, классный руководитель, родители,  администрация, учителя-предметники, социальный педагог, психологучреждения дополнительного образования

    Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа воспитательной системы класса разработана на основе Федерального закона РФ «Об образовании»,  Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989г), а также с учетом Устава, Программы развития и должностных инструкций классного руководителя  МОУ ООШ №99 г. Сочи имен Героя России Д.Д. Тормахова

    Данная программа воспитательной системы класса создана согласно требованиям ФГОС второго поколения для основного общего образования. 

    Самым важным и сложным социальным процессом является воспитание будущего поколения.  Важность этого процесса заключается в том, что от того  какого человека мы воспитаем,  зависит будущее страны. Сложность - характеризуется глубокими социальными противоречиями, влияющими на становление ценностных ориентаций личности: между общечеловеческими ценностями и ценностями современного общества; ценностями общества и существующей системой образования; ценностями образования и личностными ценностями и др.  В ходе своего взросления ребенок испытывает на себе давление со стороны сверстников, родителей, учителей, средств массовой информации и т.п. Для ребенка местом первого успеха и радости, а также первой неудачи и поражения порой является  школа, поэтому именно школа является стартовой площадкой для личности ребенка и от того, какой будет «старт» зависит и  успех в дальнейшей жизни.

    Современная реальность такова, что  необходимо воспитать  личность, адаптированную к жесткому, порой враждебному окружению. Данная программа воспитательной системы позволяет каждому ребенку осуществить и реализовать все свои возможности. Став успешным, применяя в системе не только личностный подход, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок,   но и развивая  такие навыки, как коммуникативные, познавательные, социальные.

    Главным фактором эффективности процесса воспитания является его системность, поэтому реализация программы развития школьной воспитательной системы разделена на возрастные этапы, работа в которых представляет процесс, основанный на принципах преемственности и последовательности.

    Сроки и этапы реализации воспитательной системы:

    1 этап – 5 класс (2015-2016 учебный год) – этап проектирования системы;

    2 этап – 6 класс (2016-2017 учебный год) – этап  становления системы;

    3 этап -7 класс (2017-2018 учебный год) – этап стабильного функционирования системы;

    4 этап -8 класс (2018-2019 учебный год) – этап стабильного функционирования системы;

    5 этап -9 класс (2019-2020 учебный год) – этап завершения функционирования системы

    Механизм реализации программы

    Направление по формирование коллектива «Вместе – дружная семья»

    Учебная деятельность «Я познаю мир»

    Формирование позиции «Я – гражданин России»

    Здоровье и окружающая среда «В здоровом теле – здоровый дух»

     Возрастной контингент: 5- 9классы (10-15 лет)

    По мнению А.С. Макаренко, перспективы развития ученического коллектива могут быть разными по времени их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной значимости («от примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но эти перспективы должны способствовать росту личности и коллектива. Совместно с учащимися и родителями определяются перспективы жизнедеятельности класса, согласовываются цели и задачи воспитательного процесса. В зависимости от выбранной  цели, а также возрастных особенностей учащихся, уровня развития коллектива проектируются следующие перспективы:

    • близкая (поход, праздники, посещение театров, музеев, экскурсии);
    • средняя (коллективные творческие дела, участие или победа в конкурсах, смотрах, соревнованиях, туристические поездки);
    • далекая (успешно завершить обучение в школе, стать образованными и воспитанными личностями, оставить след в виде традиций или вклада в благоустройство школьного здания и прилегающей территории и т.п.).

    На пути достижения целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива и влияют на выбор способ организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.

     Совместно с собственными разработками, ведущими являются идеи Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., Иванова И.П. и др. известных педагогов – педагогика общей заботы, гуманизма и сотрудничества.

    Программа  воспитательной системы класса актуальна, так формирует социальные навыки поведения учащихся, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.

    Цель воспитательной системы класса: создание в классном коллективе всех необходимых условий для воспитания нравственно зрелой,  духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией,  которая  обладает способностью  к самопознанию и саморазвитию.

    Задачи:

    1. способствовать интеллектуальному развитию учащихся, стремлению к получению  знаний, а также развитии таких способностей как познавательных, исследовательских, творческих и т.д.
    2. формирование  патриотизма, гражданственности  и национального самосознания на основе государственной идеологии;
    3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры, в том числе и через вовлечение учеников в систему дополнительного образования для последующего обеспечения самореализации личности учащихся;
    4. овладение ценностями, навыками, потребностями  здорового образа жизни;
    5. подготовка к самостоятельной жизни и труду;
    6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;
    7. формирование культуры семейных отношений;
    8. диагностирование, регулирование и корректировка личностного развития школьников посредством метода «Портфолио», организация и создание условий для развития способностей к самоанализу, саморазвитию и установке адекватной самооценке у учеников;

    Принципы, которые определяют цель, содержание, пути и способы воспитательной системы класса:

    1. Принцип гуманизации. Этот принцип подразумевает организацию личностноориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
    2. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.
    3. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.
    4. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.
    5. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
    6. Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.
    7. Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.
    8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

    Применяемые технологии:

    • научно-исследовательская;
    • технология проектов;
    • личностно-ориентированный подход;
    • ИКТ;
    • портфолио.

    Направления воспитательной системы

    Формы, методы, приемы  

    Гражданско-патриотическое, правовое

    • Тестирование;
    • анкетирование;
    • диспуты;
    • дискуссии;
    • беседы;
    • встречи с интересными людьми, ветеранами.

    Интеллектуальное

    • Учебная деятельность;
    • предметные олимпиады;
    • интеллектуальные игры;
    • классные часы;
    • конференции.

    Художественно-эстетическое 

    • Выставки;
    • концерты;
    • беседы;
    • конкурсы;
    • мастер – класс. 

    Экологическое

    • Экологический десант;
    • беседы;
    • экологические конкурсы  и мероприятия;
    • походы. 

    Здоровьесберегающее (валеологическое)

    • Физкульминутки;
    • соревнования;
    • тематические классные часы и беседы, в том числе, с медицинскими работниками;

    Трудовое - профориентационое

    • Анкетирование;
    • тестирование;
    • беседы;
    • экскурсии;
    • встречи с интересными людьми.
    • работа по благоустройству школы и классного кабинета;
    • субботники;
    •  дежурство по школе.

    Работа с родителями

    • Анкетирование;
    • психолого-педагогическое просвещение;
    • родительские собрания;
    • индивидуальные консультации;
    • участие в совместных мероприятиях.

    Вся деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и социума, так как именно школа и социум являются решающими  обстоятельствами для формирования благоприятной среды саморазвития и самовыражения ребенка.

             В основе программы  воспитательной системы класса лежит общение и совместная деятельность всех субъектов воспитательной системы, которая направлена на формирование всесторонне развитой личности.

     Функции воспитательной системы:

    • развивающая, эта функция направлена в первую очередь на мотивацию учебной деятельности;
    • защитная, которая регулирует взаимоотношения ребенка и взрослого, ребенка и ребенка, которая обеспечивает взаимопонимание и взаимоуважение, сопереживание и согласие;
    • интегрирующая, создает общее воспитательное пространство между школьными и внешкольными связями;
    • компенсирующая, данная функция предполагает формирование гражданина своей страны, патриота, развитие коммуникабельности, которая обеспечивает успешность в общих делах учеников, родителей и учителей; 
    • корректирующая, направлена на коррекцию поведения ребенка для предотвращения отрицательного влияния на формирования личности;  

     Ожидаемые результаты

    • Сплочение классного коллектива.
    • Повышение самооценки учащихся.
    • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребенком - подростком.
    • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
    • Профессиональное самоопределение.

    Сроки и этапы реализации воспитательной программы

    I.   Подготовительный этап – 5 класс – сентябрь 2015 года – май 2016 года

    Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива.

    Задачи: 

    • создание комфортной психологической обстановки в классе и школе для максимального достижения результатов в овладении базовыми школьными знаниями и умениями;
    • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
    • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
    • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
    • создание комфортной психологической обстановки в классе и школе.
    • постановка цели на предстоящий учебный год;
    • определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

    Возрастные особенности

    Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются. 

    II. Реализация – 6 -8 классы - сентябрь 2016 года – май 2019 года

    Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.

    Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.

    Задачи:

    • воспитание добросовестного отношения к учебной деятельности;
    • развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;
    • воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
    • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
    • воспитание желания заботиться о своём организме.

    Возрастные особенности

    Эмоции детей среднего школьного возраста 12-14 лет в большой мере связаны с общением. При  недостаточном опыте владением эмоциями в социальной сфере, за основание эмоционального идеала ребенок берет индивидуальные черты отдельной подразумеваемой личности. Наблюдается также негативное отношение к себе. Таким образом, подросток на данном этапе предрасположен к негативным эмоциям и не всегда правильно согласует решения, касающиеся мотивационной сферы.

    III. Обобщение – 9 класс - сентябрь 2019 года – май 2020 года

    Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы по развитию классного коллектива. Достижение личных и социальных целей, подготовка учащихся к адаптации в обществе. 

    Задачи:

    • рефлексия выбранной жизненной позиции;
    • определение профессиональных склонностей учащихся;
    • формирование понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии;
    • формирование навыков самообразования и самовоспитания;
    • оказание поддержки и помощи выпускнику при подготовке к экзаменам и выборе профессии.

    Возрастные особенности

     В возрасте 14-16лет общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В это время учеба для подростка отодвигается на второй план. Самым важным становится общение. Именно общение осваиваются нормы социального поведения, система моральных и этических ценностей, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Именно в общении со своими товарищами происходит проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. 


    Аналитический отчет

    о ходе реализации воспитательной системы «Шкобра (школьное братство)»

    В  МОУ ООШ № 99 г. Сочи имени Героя России Д.Д. Тормахова  работаю учителем биологии  с ее основания, с 1998 года. Общий педагогический стаж 32 года. Воспитательная работа является  неотъемлемой частью моей педагогической деятельности.

    С 2015 года я являюсь  руководителем классного коллектива «Шкобра (школьное братство)». Название придумали сами дети. Девиз коллектива: «Школьное братство на подвиг зовет, школьное братство к победе ведет».

            Особенностью данного коллектива является то, что он  образован при разделении класса (из-за большого количества-36 человек) и вновь прибывших  ребят из других школ и даже городов. Поэтому, создание коллектива и благоприятной в нем обстановки  -  главная задача, особенно на первой этапе.

    Всего в классе 28 учащихся из них 19 мальчиков и 9 девочек. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют им должное внимание, только три семьи являются неполными, в том числе опекаемый ребенок — Олеся Ж. Неблагополучных семей нет.

    На отлично учатся 2, на хорошо 7, имеют одну тройку – 5.

    Отношения в классе дружеские. Эмоциональный настрой класса в целом положительный. Бывают иногда небольшие ссоры. 

    Отношения с учителями хорошие.

    Уровень воспитанности класса средний.

    Уровень сплоченности выше среднего.

    Все учащиеся вовлечены во внеурочную деятельность.

    В классе 19 человек, имеющие I группу здоровья, со II группой здоровья –  8 человек., III группа здоровья – 1 человек. Физическая культура – единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся, поэтому очень важно уделять внимание внеурочным спортивным занятиям детей.

    Всего в классе 53 родителя .Среди них 40 % имеют высшее образование (27 человек), 37 % среднее специальное (16 человек) и 23 % среднее (10 человек).

    Большинство родителей класса являются инженерно-техническими работниками (26%), второе место занимают  служащие (23 %), на третьем месте рабочими (16 %).

    Реализация программы основывается на самоуправлении. Классный руководитель является только координатором, консультантом по всевозможным вопросам, старшим товарищем.

    Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

    Деятельность органов самоуправления основывается  на принципах:  добровольности, гуманизма, толерантности, социальной направленности, творчества, самостоятельности.

    Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

    Структура самоуправления класса.

    Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

    Классное собрание избирает:

    классный ученический совет, его председателя и заместителя;

    решает вопросы жизни классного коллектива;

    утверждает общественные поручения;

    решает вопросы жизни классного коллектива;

    слушает отчеты об их исполнении;

    решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

    вырабатывает предложения в адрес Совета самоуправления школы.

    Лидер класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Лидер класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

    Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

     Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

    1. Сектор «Учебный» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
    2. Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя. Организует  поздравление  ветеранов,  обеспечивает  участие  класса  в  проводимых  школою  акциях  милосердия  и  прочих  акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников

    2. Сектор «Трудовой» -  отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает  акции раздельного.

    4. Сектор «Культмассовый» - способствует проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров,  составление развлекательной программы.

    5. Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет смену информации на классных стендах.

    6. Сектор «Спортивный» - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

    Временные творческие группы создаются на период подготовки и проведения дела:

    разрабатывают, организуют и проводят конкретные дела; разрабатывают задания, проводят анализ мероприятий.

    Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

    «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

    - принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

    - оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

    - решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

    - организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

    Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

    Работа с родителями

    Забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

    Принципы взаимной деятельности:

    1) обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

    2) доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

    3) позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

    Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

    1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

    Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

    Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

    2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.

    Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.

    3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

    4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.

    Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

     5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.

    Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

    6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной системы класса

    Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для п...

    Программа воспитательной системы класса "Думай. Чувствуй. Твори."

    Программа участвовала в конкурсе воспитательных систем класса "Классный руководитель года" в 2011-2012 учебном году. Классный руководитель награжден Дипломом победителя районного конкурса "Классный ру...

    Программа воспитательной системы класса

    Программа воспитательной системы разработана мной для работы с учащимися 6 класса...

    Программы воспитательной системы ОУ

    Программы воспитательной системы ОУ (в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности ОУ Воронежской области на 2006-11 гг)...

    Программа воспитательной системы

    Программа воспитательной системы МБОУ  «СОШ №1» п. Пурпе Пуровского района ...

    Программа воспитательной системы

    Деятельность сельской школы, состояние и уровень ее работы  сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовны...