Рекомендации к написанию сочинения на олимпиаде по литературе
консультация

Тончинская Татьяна Васильевна

Подготовка старшеклассников к олимпиаде по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_k_napisaniyu_sochineniya.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение как один из видов олимпиадных работ по литературе.

Из года в год старшеклассники  выбирают олимпиаду  по литературе, считая ее хорошей подготовкой к написанию итогового сочинения ( допуска к ЕГЭ).  На самом деле- это один из вариантов проверить свои  знания в данной области наук.   Сочинение - основная часть олимпиады по литературе в старших классах. Но работая над ним, дети   совершают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей  работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к экзаменационному  сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Итак,  каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать.

1.Поймите суть предмета

Что такое литература, каковы её задачи и цели. Забудьте вечные вопросы школьных учителей о том, что же хотел сказать автор. Всё, что автор хотел сказать, он уже записал на бумаге (ну или напечатал на машинке или клавиатуре) и опубликовал. Ваша задача — грамотно интерпретировать его мысли, соединив все составляющие художественного произведения в единой концепции.

2.Не бойтесь ошибиться

Если вы пишете тест и не знаете ответа на вопрос, это не повод пугаться. Во-первых, тест — это около 10% вашего итогового балла, а для олимпиады это очень мало. Во-вторых, тест действительно сложный, он составлен так, чтобы школьных знаний для его написания вам было недостаточно. Ошибка в тесте зачастую становится единственной в работе абсолютного победителя в регионе, и это нормально. В-третьих, хоть вам и не предложены варианты ответов, вы всё равно можете попытаться угадать. Пустая строка и строка с неверным ответом засчитываются одинаково: а вдруг вы «ткнёте пальцем в небо».

3.Изучайте формат и контекст, но не забывайте о креативе

В написании творческого тура очень важно вписаться в формат, поэтому вам необходимо хорошо разбираться в жанрах и их характерных признаках: язык, объём, синтаксические конструкции и прочее. Ваша задача здесь — применить литературное знание в особенном, нефилологическом контексте. Вашими главными помощниками в её выполнении станут эрудиция и креативность. 

4. Взгляните по-иному на черновик

Не советую писать работу сначала на черновик целиком. Время на олимпиаде ограниченно, и вы можете не успеть перенести всё на чистовик. Я использую черновик только для составления плана работы и записи определённых мыслей, которые не хочу потерять.

5. Исходите не из собственных предпочтений, а из знаний

При выборе произведения на анализ (а обычно вы можете выбрать между прозой и стихотворением) останавливайтесь не на том, что вам нравится больше, а на том, о чём вы можете больше сказать. Или на том, к чему вы лучше подготовлены. Например, я раньше всегда выбирала прозаическое произведение. Это было до того, как я начала готовиться основательно и научилась анализировать лирический текст благодаря нашему педагогу. Но даже при этом условии я всегда читаю оба представленных текста. На олимпиаде вам попадаются разные авторы, эпохи и темы, и, выбирая объект своей работы, стоит учитывать их. (По статистике, лирику выбирают реже, но процент удачных работ по ней превышает их количество по прозе.)

6. «Не кидаясь писать сразу, вы освобождаете себя от дополнительных ошибок»

Не начинайте писать анализ сразу. Я всегда очень переживала, когда видела, что другие участники олимпиады приступают к своей работе быстрее меня. На самом деле это не очень правильно. Когда вы практикуете медленное чтение, отмечаете в тексте то, что вас зацепило, записываете какие-то идеи в черновик, а затем создаёте общую концепцию и план — это занимает какое-то время. У меня обычно уходит около 40 минут. Не кидаясь писать сразу, вы страхуете себя от дополнительных ошибок. Когда вы пишете без предварительной подготовки, велика вероятность, что вы построите неграмотную композицию, будете повторяться или начнёте противоречить сами себе, потому что ваши мысли будут скомканными и мгновенными, а не продуманными заранее.

Олимпиада — это хороший шанс проверить себя и подготовиться к экзамену, поэтому если вам хочется им воспользоваться, то просто попробуйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к написанию сочинения.

В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....

Методические рекомендации по написанию сочинения

1. Как сформулировано задание С2.1?Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ка...

Рекомендации по написанию сочинения с элементами рассуждения на ЕГЭ

Помощь для подготовки к письменной части ЕГЭ (эссе)...

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения...

Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ (задание 25)

В материале представлены основные требования к структуре, содержанию  и языковому оформлению сочинения-рассуждения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку....

Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)

Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....