Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.
методическая разработка на тему

Левина Евгения Владимировна

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение метода биологической обратной связи в преодолении  речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Левина Е.В.,

учитель - логопед

Меньшикова О.А.,

учитель – логопед

МОУ С(К)НШ ДС «Веселый дельфин»

г. Нерюнгри

Статистические данные последнего десятилетия (Степанова Ю.Е., 2000; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2000; Архипова Е.Ф.,2007; Микляева Н.В., 2008) свидетельствуют о росте различных речевых нарушений  у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые, в свою очередь, влияют на психосоматическое здоровье, социальную адаптацию и реализацию человека в жизни и обществе.  

Среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество речи   выделяются два, которые встречаются практически во всех случаях: различные нарушения речевого дыхания и высокие психофизиологические затраты организма при речевой деятельности. Как правило, эти два фактора сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др.), которые значительно осложняют процесс коррекции и реабилитации речевых нарушений.  Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности организма,  является актуальным.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что с помощью применения метода биологической обратной связи (БОС) мы можем не только совершенствовать коррекционно-логопедическую работу, но и решать вопросы оздоровления детей и педагогического коллектива.

Сущность методики состоит в обучении пациента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального аппаратно-программного обеспечения БОС. Новый сформированный тип диафрагмально-релаксационного дыхания используется для обучения ребенка новым навыкам артикуляции, голоса, речи. Методику  обучения с применением биологической обратной связи мы начали внедрять с сентября 2009 года,  наряду с традиционной логопедической работой.  

 Нами была определена цель работы: совершенствование и коррекция речевых нарушений детей, функционального состояния  взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья по методу биологической обратной связи.  Задачи:

  1.  Формирование диафрагмально – релаксационного типа дыхания (ДРД) у педагогов  образовательного учреждения и воспитанников, как нового дыхательного стереотипа.
  2.  Оздоровление организма педагогов и воспитанников в целом.
  3.  Использование метода биологической обратной связи при коррекции речевых    нарушений детей в комплексной логопедической работе.
  4. Осуществление взаимосвязи между всеми участниками коррекционно – развивающего процесса – педагогами, родителями, медиками.

В соответствии с задачами был составлен перспективный план работы на год, который включал в себя изучение специальной литературы по методу биологической обратной связи, о системе дыхательных упражнений и их влиянии на состояние здоровья, развития детей и взрослых. Была спланирована консультационная работа с педагогами и родителями: беседы, практические занятия по обучению технике диафрагмального дыхания без БОС, просмотры занятий с детьми, ознакомление родителей с результатами работы.

После ознакомления с методом биологической обратной связи, с каждым  педагогом образовательного учреждения было проведено десять  БОС – тренингов с целью формирования навыка диафрагмально – релаксационного дыхания. Полученный навык помог понять  технику ДРД и  включиться в процесс по проведению дыхательной гимнастики с детьми. Специалистами БОС была организована работа по  подбору и систематизации дыхательных упражнений для детей всех возрастных групп и изготовлению дидактических пособий.

Лечебно-коррекционную работу с детьми на тренажере  БОС сочетали с групповыми занятиями по дыхательной гимнастике и функциональными тренингами, которые проводили логопеды-специалисты БОС совместно с психологом. На занятиях отрабатывали навыки мышечной релаксации,  диафрагмального дыхания, рациональной голосоподачи, голосоведения, проводили речевой тренинг по общению в группе.

В логотерапевтическом кабинете БОС на лечебно-профилактическом курсе находились  8 человек: четверо из них  – с логопедическим заключением: «заикание»,  четверо – с фонетико фонематическим недоразвитием речи. Анамнестические данные указывали на наличие у  трёх детей  резидуально-органической энцефалопатии,  синдрома нарушения активности и внимания,  с сопутствующими синдромами (церебрастенический синдром, миатонический синдром, аффективно-респираторные пароксизмы, синдром невропатии, невроз навязчивых движений). Возраст детей составлял от 4, 5  (2 ребенка), 5,5 -6 лет (3 ребенка), 8-9 лет (3 ребенка).

После проведения обследования были составлены индивидуальные дифференцированные схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом   БОС. С каждым ребенком было проведено до 30 занятий. Первые занятия продолжались  5-7 мин, время сеансов постепенно увеличивалось, доходя до 15-25 мин. Занятия строились по следующей схеме: 15-20 мин – работа над дыханием по методу БОС, в процессе которой достигалось комфортное состояние ребёнка (без речевого материала или с ним, в зависимости от этапа работы). Речевой материал подбирался с учетом  автоматизированных звуков. Занятия на тренажёре БОС проводили 3 раза в неделю.   В течение коррекционного курса, проводимого у детей  на аппарате  БОС параллельно проводили работу по формированию артикуляционных укладов, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.

        На первом занятии мы знакомили  ребёнка  с техникой диафрагмального дыхания без БОС. Ознакомительное упражнение проходило  лёжа на полу, организованное в виде игры. Такая «психологическая» настройка помогала быстрее переходить на новый тип дыхания. Для этого  ребёнку на живот клали кораблик.  Мотивировали его тем, что благодаря правильному дыханию кораблик «поплывет» по морским волнам. С помощью беседы  помогали ребёнку «нарисовать» морскую картинку: «Куда плывет корабль? Какой груз он везет? И есть ли на корабле юнга? Где плывет корабль? По морю? Море большое. На нем волны, которые то опускаются (выдох), то поднимаются (вдох)».

После знакомства с техникой диафрагмального дыхания без  БОС с каждым ребёнком было проведено 7-10 занятий  направленных на формирование у пациента диафрагмально - релаксационного типа дыхания (ДРД) по методу биологической обратной связи (БОС),  с использованием сюжетов компьютерной программы «Cardio 2.1. Logo».

Работа с пациентом начиналась с базового сюжета «Столбик». В этом сюжете используются два вида обратной связи: световая и звуковая. «Столбик» – это сигнал обратной связи по частоте сердечных сокращений (ЧСС), высота которого увеличивается пропорционально увеличению ЧСС на вдохе и уменьшается также пропорционально уменьшению ЧСС на выдохе. Величина столбика - разница между пороговыми значениями ЧСС. Изменение высоты столбика сопровождается изменением тона звукового сигнала, повышающегося на вдохе и понижающегося на выдохе. По данному принципу работу продолжали и в других сюжетах.

Наибольший интерес у детей вызвал сюжет «Анимация», так как в нём присутствует игровая основа. В  сюжете  «Забор»  детей привлекало наличие и смена разнообразных картинок.

Работу над основными компонентами речи проводили постепенно, используя сюжет «Открывание». Сначала ребенок на выдохе произносил изолированные гласные звуки, затем слоги, слова, предложения, тексты. В дальнейшем полученные в результате БОС - терапии умения и навыки правильной речи закреплялись в спонтанной речи без участия приборов биологической обратной связи.

Проводить с дошкольниками работу на основе чтения слов, предложений и текста не представляется возможным, так как дети ещё не умеют читать. Поэтому использовали приём «отражённой речи», когда пациенты  произносят речевой материал, за специалистом БОС. У дошкольников работу  с использованием программы «Cardio 2.1. Logo» заканчивали на сюжете «Открывание» (где дети читали за взрослым слоги и слова) и продолжали произношение  стихотворений, текстов на выдохе   без  аппарата БОС. С младшими школьниками сеансы проводились до окончания полного курса.

В результате проведённой работы у детей наметилась положительная динамика:

  • Нормализовались физиологические показатели частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, длительности выдоха  вне речи и, что особенно важно, во время речевых нагрузок.
  • Улучшилось качество речевого дыхания (исчезло придыхание, выдох стал более длительным, плавным и равномерным), фонации (устранилась твердая атака голоса), артикуляции (стала более пластичной, четкой и координированной).
  • Сократился период автоматизации поставленных звуков.
  •  Уменьшились психологические и судорожные речевые запинки.
  •  Наблюдается положительная динамика со стороны общего состояния: дети стали более спокойными, устранено избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшился  уровень невротизации и тревожности, в том числе и речевой, повысилась  самооценка.

        Таким образом, использование метода биологической обратной связи имеет ряд положительных моментов, выгодно отличающих его от обычного комплекса логопедических методик: значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка, позволяет быстрее  устранить речевые нарушения, расширяет возможности логопедической работы.

Список  литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов /Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 – 319, [1]С.: ИЛ. – (Высшая школа).
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи /Под ред. Л.И. Беляковой.- М.: Книголюб, 2005. – 56 с. (Логопедические технологии)
  3. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 287 с.
  4. Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС» СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008
  5. Сметанкин  А.А. «Здоровье на 5+». – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. – 160 с.

Заявка

Левина Евгения Владимировна

Карла Маркса 9/2 кв. 13

Меньшикова Ольга Александровна

Дружбы Народов  д. 1 кв. 134 т.4 -28 -93

      Место работы: МОУ С(К)НШ ДС «Веселый дельфин»

        Название доклада Применение метода биологической обратной связи в    преодолении  речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важным моментом в формировании произносительной стороны речи глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию навыков самоконтроля над произношением. Приведены пр...

Мастер – класс по теме «Игровой метод в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Мастер – класс по теме«Игровой метод в обучении английскому языку детей   дошкольного и младшего школьного возраста»...

Умственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Мышление - это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление в своем развитии проходит три стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное...