Опыт социально-педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений
статья (10 класс) по теме

Морозова Татьяна Юрьевна

 

Главная  задача  профилактической  работы  в  системе  правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_ped.soveta_25.03.2011.doc109 КБ
Microsoft Office document icon diargammy_k_ped.sovetu_25.03.11.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Социально- педагогическая работа с подростками по профилактике правонарушений

      Главная  задача  профилактической  работы  в  системе  правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков

  Отклоняющееся  поведение  –  это  результат  неправильного   развития

личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

      Именно  в  подростковом  возрасте   наблюдаются   первые   проявления отклоняющегося  поведения  и  объясняются   относительно   низким   уровнем интеллектуального   развития,  незавершенностью   процесса    формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения,  зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.

        Отклоняющееся  поведение  у  подростков  нередко   служит   средством самоутверждения, выражает процесс  против  действительности  или  кажущейся несправедливости взрослых.

В свою очередь, я бы разделила отклонения  на:

отклонения корыстной ориентации;

агрессивной ориентации;

отклонения социально-пассивного типа.

      Социальные отклонения корыстной направленности. К ним  относят   правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную,  имущественную  поддержку  (хищения,  кражи,  спекуляция). 

      Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных   против   личности    (оскорбление,    хулиганство,    побои, изнасилование и убийство)

Отклонения  социально-пассивного  типа  выражаются  в  стремлении  от ухода от активной общественной жизни, в  уклонении  от  своих  гражданских обязанностей и  долга,  нежелание  решать  как  личные,  так  и  социальные проблемы

Формы отклонения в поведении подростка

  К таким проявлениям можно отнести уклонения от  работы  и  учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и  наркотиков,  токсических  средств, погружающих в мир искусственных  иллюзий  и  разрушающих  психику.  

   Агрессивное поведение.

       Подростковая  агрессия  -  чаще  всего  следствие  озлобленности   и пониженного  самоуважения  в   результате   пережитых   жизненных   неудач.

 Изменение мировоззрения подростка и коррекция отклонения его поведения возможна  лишь  через  вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как  здесь  подростки  более открыты для влияния и взаимодействия  на  них  самых  различных  социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью  воздействовать  на их нравственный облик. Не надо забывать и о личном примере именно на взрослых подростки смотрят в тех или иных ситуациях и именно наше поведение пытаются примерить на себя.

   

     Эффективность  воспитательного  воздействия  культурно- досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора  форм .

В своей работе я выбрала 5 различных форм, которые направлены  на развитие  познавательных интересов и способностей подростков.  

  Художественная  форма.    К данной форме можно отнести творческие  встречи  с известными людьми. Просветительные  формы  включают  в  себя  лекции,  беседы,   диспуты, конференции, экскурсии.  Так,  например,  в  процессе  участия  в  диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. Познавательно-развлекательная.  Она   имеет   большое   значение   для подросткового возраста. Именно в  этот  период  меняется  характер  игровой деятельности,   можно   сказать,   игра    теряет    свою    «сказочность», «таинственность».

На первый план выступает познавательная значимость игры. Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного  экрана

Формы досуговой деятельности

  Цель  трудового  воспитания  заключается  в  оказании

содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение  имеют встречи   с   представителями    различных    профессий,    работа   на производстве , где ребята на собственном опыте видят, что деньги надо зарабатывать трудом.

  эстетическое  воспитание.  Его  цель  –   развитие   способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни  и  в  искусстве  с общечеловеческих  позиций   духовного   наследия.  

физическое  воспитание  обуславливает  развитие  и   укрепления   здоровья, физических способностей   подростков.  Одной  из  задач  физического воспитания является воспитание воли и характера, его  моральных  качеств  и эстетических вкусов.  Таким  образом  осуществляется  связь  физического  с нравственным и эстетическим воспитанием.

   

телефон

доверия нужна и необходима, так как число  обращений  подростков  растет  с каждым годом.

      В  последнее  время  на  выбор  образца  поведения  подростка  особое давление оказывают средства массовой информации.  Прямо  или  косвенно  они участвуют в формировании  оценок,  суждений  детей.  Наш  экран  заполнился фильмами западного производства, которые несут в себе  жестокость, агрессию.

Мною был проведен опрос учащихся 9 и 10 класса на тему : « Какие фильмы ты предпочитаешь смотреть»

Сравнительная диаграмма

по тестированию учащихся 9-10 классов на тему:  

 « Какие фильмы я предпочитаю смотреть».

9 класс- опрошено 9 человек

80% подростков смотрят боевики,

      10% - мелодрамы,

      30% - фильмы с элементами эротики,

      50% - комедии.

10 класс-опрошено-12человек

60% подростков смотрят боевики,

      40% - мелодрамы,

      20% - фильмы с элементами эротики,

      90% - комедии.

    На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?»  подавляющее большинство подростков ответили: не пить, не курить, заниматься  спортом.

Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали  лишь10% опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?»  ответ  «Да» выбрало 3чел.

Большая часть ответила «нет» – 10%.

При этом, на вопрос «да» они ответили следующие варианты:

      3 - не курю,

      6 - не употребляю спиртные напитки,

      2 -  занимаютсь спортом.

     

      а) не занимаюсь спортом – 10

      б) употребляю спиртные напитки – 6

      в) курю – 9

      Последние два вопроса позволили нам выяснить два аспекта:

      первый – их суждения о здоровом образе жизни, а второй – отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни

      В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является  источником возникновения негативных привычек, откуда это идет.  И  получили  следующие ответы.

      Употребление спиртных напитков:

           50% - в компании друзей,

           36% - из любопытства,

           14% - просто так от нечего делать.

      Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:

            26% - из любопытства;

           18% - пример родителей;

           14% - влияние друзей;

           10% - мода;

           11% - желание почувствовать себя взрослей;

      Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья.  Только  наличие отца и матери может дать полноценное  развитие  личности.  Именно  в  семье происходят  первые  шаги  социализации,  первое  усвоение   норм,   правил, социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных  - 67% ответила: в неполной и  только  33%  имеют  отца  и мать.

    Итоги следующего вопроса говорят нам о том,  что  в  решении  проблем подростков семья  играет  не  первое  место.  Опять  же  в  первую  очередь подросток  делится  со  своими  проблемами  с  друзьями  –  52%,  26%  -  с родителями, 22% - не делится ни с кем.

      Последний вопрос говорит нам о том, какие  жизненные  ценности  ценят подростки, дал нам следующий результат:

      44% - счастье в семье,

      26% - любовь,

      27% - материальная обеспеченность,

      26% - здоровье,

      21% - образование.

      Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения и,  конечно  же, никакой  организации  досуга.  Именно  от  того,   как   проходит   процесс социализации,  зависит  дальнейшее  формирование  личности.  

Отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации.

Несмотря  на  то,  что   поведение   подростков   имеет   асоциальную направленность,  их  жизненные  ценности  основываются,  прежде  всего,  на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том,  что  еще  не  поздно изменить

таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

      И поэтому  наша  задача  –  создать  все  условия  для  коррекции  их социализации, вводя подростков  в  организованную  социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.



Предварительный просмотр:

Опыт социально- педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений классного руководителя 10 класса ГОУ ЛО                             « Лесобиржская специальная школа- интернат»

Морозовой Т.Ю.

Формы отклонения в поведении подростка

  

Формы досуговой деятельности

 

Сравнительная диаграмма

по тестированию учащихся 9-10 классов на тему:  

 « Какие фильмы я предпочитаю смотреть».

Диаграмма ответов учащихся 9-10 класса на вопрос:

« Если ты уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах это произошло?»

Диаграмма ответов учащихся 9-10 класса на вопрос:

«Что тебя подтолкнуло к курению»

Диаграмма ответов на вопрос:

 « Какие жизненные ценности для тебя наиболее важны».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт социально-педагогической работы с молодёжным объединением-клубом "Лидер"

В данном материале описывается илчный опыт работы с молодёжью в условиях клубного объединения "Лидер"...

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

Досуговая занятость подростков в профилактике правонарушений

Досуговая занятость подростков в профилактике правонарушений...

Социально-психологические условия патриотического воспитания подростков целях профилактики правонарушений

В настоящее время работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образ...

Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе....

План работы педагога-психолога по профилактике правонарушений и коррекции поведения «трудных» детей и подростков на 2022-2023 учебный год

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящим перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их пр...