Главные вкладки

    Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для 7-10 классов
    рабочая программа по теме

    Трухина Татьяна Борисовна

           Главной целью специальной школы является социально-бытовая адаптация детей с нарушениями развития в современное общество.Овладение обучающимися  специальной школы физическими знаниями по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей, представляет собой одну из главных задач обучения элементов физики.

               В процессе обучения школьников, обладающих различными способностями к усвоению физических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать физические знания в повседневной жизни.

              Задачи преподавания элементов физики в специальной школе состоят в том, чтобы:

    • Дать обучающимся такие доступные физические знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
    • Использовать процесс обучения элементам физики для повышения уровня общего развития обучающихся специальной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
    • Воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

    Рабочая программа включает в себя содержание программы по классам, требования к ЗУНам, учебно-тематический и календарно-тематический план.

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elementy_fiziki.rar61.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»                           г. Мичуринск

    Рассмотрена и рекомендована                       Утверждена        

    к утверждению на заседании МО                  Приказ №_____

    учителей естеств.-математ.цикла                   от «__»______2011г

    Протокол №____  

    от « __»______2011г                                        Директор МС(К)ОУ

    Руководитель  МО                                           «Специальная (корр.)                

    __________О.Б.Горлова                                   школа VIII вида»

                                                                                 ________В.А.Баева

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по элементам физики

    для 10 класса

    на 2011 – 2012 уч.г.

                                                                               Автор-составитель –

                                                                          учитель   Т.Б.Трухина

    Содержание

    Пояснительная записка_____________________________________________ 3

    Содержание программы___________________________________________    4

    Список используемой литературы___________________________________  7

    Приложение (календарно-тематическое планирование)_________________ 8

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

            Современная жизнь требует поднять уровень коррекционной работы и вооружить детей с особыми образовательными потребностями доступными и необходимыми сведениями по физике  

             Главной целью специальной школы является социально-бытовая адаптация детей с нарушениями развития в современное общество.

              Овладение обучающимися  специальной школы физическими знаниями по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей, представляет собой одну из главных задач обучения элементов физики.

               В процессе обучения школьников, обладающих различными способностями к усвоению физических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать физические знания в повседневной жизни.

              Задачи преподавания элементов физики в специальной школе состоят в том, чтобы:

    1. Дать обучающимся такие доступные физические знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
    2. Использовать процесс обучения элементам физики для повышения уровня общего развития обучающихся специальной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
    3. Воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

    Основные направления коррекционной работы:

    1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
    2. развитие пространственных представлений и ориентации;
    3. развитие основных мыслительных операций;
    4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
    5. коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
    6. обогащение словаря;
    7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

    Изучение физики в специальной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами.

           Программа составлена на основе Специальной программы ТОИПКРО и ориентирована на учебник: Жумаев В.В., Горскин Б.Б. Физика в твоей жизни: 9-10 кл.: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., Просвещение, 2008.

            Программа рассмотрена на МО учителей естественно-математического цикла и утверждена директором школы

    Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

    Количество часов по семестрам

    I

    семестр

    II

    семестр

    III

    семестр

    IV

    семестр

    V

    семестр

    VI

    семестр

    Всего за год

    10ч.

    10ч.

    10ч.

    12ч.

    14ч.

    12ч.

    68ч.

                                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    ПОВТОРЕНИЕ

    Сила. Давление.

    Взаимодействие тел в природе. Энергия. Виды энергии.

    Тепловые явления. Агрегатные превращения. Топливо.

    Звук как источник информации. Источники звука – колеблющиеся тела.

    ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

    Электрические явления в природе и их значение в жизни человека, животных. Можно ли их увидеть, услышать или потрогать электричество.

    Как добыть немного электричества? Два рода электрических зарядов. Как зарядить тело. Как обнаружить заряд? Электризация тел. Способы электризации. Взаимодействие заряженных тел.

    Как электризуются разные тела? Проводники и непроводники электричества.

    Что есть вокруг зарядов? Электрическое ноле. Электрическое поле действует на заряд. Электрическое поле изображается стрелками. Силовые линии электрического поля.

    Что можно измерить в электрической цепи? Амперметр. Вольтметр.

    Виды соединений. Последовательное соединение проводников. Законы последовательного соединения. Делитель напряжения. Параллельное соединение проводников. Законы параллельного соединения. Делитель токов.

    Мы электрифицируем дом (квартиру). Как составить схему проводки? Как собрать эту цепь?

    Что есть у проводника? (Открываем новое свойство тела – сопротивление). Как измерить это свойство? Омметр.

    Можно ли по внешнему виду определить или оценить сопротивление проводника? Как изготовить переменное сопротивление? Реостат. Применение реостата.

    Тепловое действие тока. Электронагревательные приборы. Их устройство. Как электронагревательные приборы служат человеку? Предохранитель - зачем он нужен? Короткое замыкание.

    ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

    Из истории открытия магнитных явлений. Постоянные магниты. Два полюса магнита. Взаимодействие магнитных полюсов.

    Что создает магнит вокруг себя. Магнитное поле. Силовые линии магнитного поля. Удивительное поведение маленькой магнитной стрелки. Земля - большой магнит. Явления природы, обусловленные земным магнетизмом.

    Чего "боится" постоянный магнит? Магнитное поле тока. Как сделать магнит без недостатков? Искусственные магниты. Волшебный гвоздь. Электромагниты. Как применяются электромагниты и от чего зависит их подъемная сила? "Изобретаем" телефон, телеграф и электрический звонок. Другие "профессии" электромагнита.

    Электрический двигатель. Электроизмерительные приборы.

    Явления электромагнитной индукции. Как с помощью магнита создать ток в проводнике? Генератор переменного тока. Как на электростанции получают электроэнергию?

    Электромагнитное поле. Где работают электромагнитные поля?

    СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

    Солнце и его значение в жизни человека, растений и животных. Солнце - источник жизни на Земле. Мы - дети Солнца.

    Источник света (естественные и искусственные, тепловые и люминесцентные). Индикаторы и приемники света.

    Что произойдет, если на пути светового пучка расположить непрозрачный предмет? Вращение Земли вокруг своей оси. День и ночь. Наклон оси вращения Земли к плоскости орбиты. Смена времен года. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмение.

    Отражение света. Зеркальное и диффузное отражение света. Путешествие в страну Зазеркалье. Построение изображения в плоском зеркале. Свойства изображений. Почему не все можно увидеть в зеркале? Область видения. Симметрия и зеркальное отражение. Разные "профессии" плоских зеркал.

    Чудесные изображения в сферических зеркалах. Комната смеха.

    Путешествия и приключения солнечного луча в воде и стекле. Преломление света. Миражи. Линза. Собирающая и рассеивающая линзы. Какие бывают изображения в линзах? Действительные и мнимые изображения. увеличенные и уменьшенные изображения, прямые и перевернутые изображения.

    Оптическая сила линзы.

    Глаз - живой физический прибор. Зрение человека и животных. Зачем нам два глаза? Дефекты зрения: близорукость и дальнозоркость.

    Очки. Можно ли предупредить близорукость? Гигиена зрения.

    Парадоксы зрения. Оптические иллюзии. Всегда ли можно верить своим глазам.

    Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, телескоп и микроскоп.

    Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия света. Спектр белого света. Почему помидор красный, а лист зеленый? Как можно объяснить цвета прозрачных и непрозрачных тел? Светофильтры.

    Особенности цветового зрения у человека и животных. Цветовые аномалии.

    Красивые атмосферные явления: радуга, гало. Почему небо голубое, а заходящее Солнце красное?

    Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Свойства и применение этих видов излучений.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

    Изучение явления электризации. Какие тела можно наэлектризовать? Электрическая цепь:

    А) как устроена батарейка?

    Б) сборка простейшей электрической цепи.

    Паспорт электрического прибора. Что нужно знать о приборе, чтобы он хорошо служил человеку?

    Составление схемы электрической проводки квартиры.

    ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

    Учащиеся должны знать:

    Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

    Закон Ома для участка цепи.

    Работа и мощность электрического тока, количество теплоты, выделяемое проводником с током.

    Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах).

    Прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

    Законы отражения света.

    Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

    Получать изображение предмета с помощью линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

    Учащимся необходимо уметь:

    Применять положения электронной теории для простейшего объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Галанин Д.Д. Преподавание физики и подготовка учащихся к практической деятельности. М.: Просвещение, 1964.
    2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. – М.: ВАКО, 2006.
    3. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс» /М.: Дрофа, 2001.
    4. Жумаев В.В., Горскин Б.Б. Физика в твоей жизни: 9-10 кл.:пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., Просвещение, 2008.
    5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
    6. Марон А.Е., Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8,9 кл.: книга для учителя / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
    7. Перова М.Н. Обучение элементам физики и химии учащихся вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1969.
    8. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2000.

               

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

                           Тема урока

    Кол-во часов

    По плану

    Фактически

    1

    Физика – наука о явлениях природы

    1

    2

    Способы изучения физических явлений

    1

    3

    Физические величины

    1

    4

    Физические измерения

    1

    5

    Механическое движение

    1

    6

    Масса

    1

    7

    Сила

    1

    8

    Свободное падение физических тел. Ускорение

    1

    9

    Сила трения

    1

    10

    Инерция

    1

    11

    Вес тела

    1

    12

    Вес тела

    1

    13

    Виды механических передач

    1

    14

    Механическая работа и энерги

    1

    15

    Обобщающий урок по теме: «Механические явления». Тест№1

    1

    16

    Свойства молекул

    1

    17

    Вещество и его агрегатные состояния

    1

    18

    Смачивание и капиллярность

    1

    19

    Плотность

    1

    20

    Давление

    1

    21

    Давление в газах и жидкостях

    1

    22

    Атмосферное давление

    1

    23

    Гидравлические механизмы

    1

    24

    Давление на дне водоемов

    1

    25

    Сообщающиеся сосуды

    1

    26

    Плавание тел

    1

    27

    Воздухоплавание

    1

    28

    Обобщающий урок по теме: «Давление». Тест№2

    1

    29

    Теплопередача и теплопроводность

    1

    30

    Конвекция и тепловые излучения

    1

    31

    Зависимость объема от температуры

    1

    32

    Внутренняя энергия тела

    1

    33

    Тепловые машины

    1

    34

    Плавление и кристаллизация

    1

    35

    Испарение и конденсация

    1

    36

    Зависимость процесса кипения жидкости от давления и температуры

    1

    37

    Обобщающий урок по теме: «Тепловые явления». Тест№3

    1

    38

    Электризация тел

    1

    39

    Два вида электрических зарядов

    1

    40

    Электрический ток

    1

    41

    Электрическая цепь. Практическая работа

    1

    42

    Сила тока

    1

    43

    Напряжение. Практическая работа

    1

    44

    Закон Ома

    1

    45

    Обобщающий урок по теме: «Электрические явления». Тест№4

    1

    46

    Постоянные магниты

    1

    47

    Электромагниты

    1

    48

    Механические колебания

    1

    49

    Механические волны

    1

    50

    Звук

    1

    51

    Электромагнитные волны

    1

    52

    Свет

    1

    53

    Природа света

    1

    54

    Отражение света

    1

    55

    Преломление света

    1

    56

    Линзы

    1

    57

    Глаз и зрение

    1

    58

    Обобщающий урок по теме: «Световые явления». Тест№5

    1

    59

    Строение атома

    1

    60

    Радиоактивное излучение

    1

    61

    Ядерная реакция

    1

    62

    Астрономия

    1

    63

    Земля и солнце

    1

    64

    Земля и Луна

    1

    65

    Солнечная система

    1

    66

    Солнце и звезды. Повторение

    2

    Учебно-тематический план

                           Тема урока

    Кол-во часов

    «Механические явления»

    15

    Физика – наука о явлениях природы

    1

    Способы изучения физических явлений

    1

    Физические величины

    1

    Физические измерения

    1

    Механическое движение

    1

    Масса

    1

    Сила

    1

    Свободное падение физических тел. Ускорение

    1

    Сила трения

    1

    Инерция

    1

    Вес тела

    2

    Виды механических передач

    1

    Механическая работа и энергия

    1

    Обобщающий урок по теме: «Механические явления». Тест№1

    1

    «Давление»

    12

    Свойства молекул

    1

    Вещество и его агрегатные состояния

    1

    Смачивание и капиллярность

    1

    Плотность

    1

    Давление

    1

    Давление в газах и жидкостях

    1

    Атмосферное давление

    1

    Гидравлические механизмы

    1

    Давление на дне водоемов

    1

    Сообщающиеся сосуды

    1

    Плавание тел

    1

    Воздухоплавание

    1

    Обобщающий урок по теме: «Давление». Тест№2

    1

    «Тепловые явления».

    9

    Теплопередача и теплопроводность

    1

    Конвекция и тепловые излучения

    1

    Зависимость объема от температуры

    1

    Внутренняя энергия тела

    1

    Тепловые машины

    1

    Плавление и кристаллизация

    1

    Испарение и конденсация

    1

    Зависимость процесса кипения жидкости от давления и температуры

    1

    Обобщающий урок по теме: «Тепловые явления». Тест№3

    1

    Электрические явления

    8

    Электризация тел

    1

    Два вида электрических зарядов

    1

    Электрический ток

    1

    Электрическая цепь. Практическая работа

    1

    Сила тока

    1

    Напряжение. Практическая работа

    1

    Закон Ома

    1

    Обобщающий урок по теме: «Электрические явления». Тест№4

    1

    Световые явления

    13

    Постоянные магниты

    1

    Электромагниты

    1

    Механические колебания

    1

    Механические волны

    1

    Звук

    1

    Электромагнитные волны

    1

    Свет

    1

    Природа света

    1

    Отражение света

    1

    Преломление света

    1

    Линзы

    1

    Глаз и зрение

    1

    Обобщающий урок по теме: «Световые явления». Тест№5

    1

    Солнечная система

    10

    Строение атома

    1

    Радиоактивное излучение

    1

    Ядерная реакция

    1

    Астрономия

    1

    Земля и солнце

    1

    Земля и Луна

    1

    Солнечная система

    1

    Солнце и звезды. Повторение

    2

    Обобщающий урок по теме: «Солнечная система». Тест№6

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультативного курса по алгебре 10 класс.

    Данная программа предназначена для учащихся 10 класса  и  предусматривает систематическую  подготовку к  ЕГЭ.Для реализации данного курса используются  такая   форма...

    Рабочая программа факультативного курса по математике 9 класс

    Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 классов....

    Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс

    p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...

    Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс

    Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультати...

    Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" 6 класс

    Содержание программы "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать. Программа позволяет ос...

    Рабочая программа факультативного курса для 7-8 классов "Обычаи и традиции тувинцев"

    Автор программы настаивают на изучении традиций и обычаев в школе в качестве учебного предмета, исходя из того, что они представляют собой своеобразную систему воздействия на умы и сердца, волю и чувс...