ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по теме

Басанская Екатерина Петровна

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на  практике. Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся с ограниченными возможностями здоровья при восприятии учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimediynye_tehnologii_kak_sredstvo_socializacii.rar1.58 МБ

Предварительный просмотр:

*Применение мультимедийных технологий для развития познавательной деятельности в коррекционной школе VIII вида у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социализации.

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на  практике. Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся с ограниченными возможностями здоровья при восприятии учебного материала.

 Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации, обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

*Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы

На данном этапе тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

Вашему вниманию будет предложены варианты использования мультимедийных технологий на 2 уроках.

1.Урок развития речи во 2 классе Тема: «Насекомые. Майский жук» В данном случае для обозначения темы используется упражнение на внимание и зрительную память, так как эти психические процессы будут максимально задействованы. *Учащимся предлагается посмотреть на картинки, назвать их одним словом, запомнить насекомых.* Повторить кого видели. * Посмотрите еще раз, что изменилось, кого нет?

Сделаем вывод, какая тема сегодняшнего урока развития речи?*

2 Урок письма в 3 классе Тема: «Слова, обозначающие действия предметов». Урок начинается упражнением для коррекции устной речи, обогащения словаря и активизации процессов мышления.

*Учащимся предложены слова. Найти их общую часть, то есть слова чем похожи. * Провести словарную работу со словом звонарь. Определить лишнее слово, почему оно таковым является.

*Сделать вывод, какова тема урока.

*Постановка целей урока, с четким проговариванием. ***

*  2. Как сопровождение объяснения учителя  

 На данном этапе используются созданные специально для конкретных уроков мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

1. На уроке развития речи на этапе объяснения учителя применяется специальный прием, требующий от учащихся переноса способа обработки на свое индивидуальное задание.

* Учитель рассказывает о насекомых, указывает на то, что живут насекомые в разных местах. Передвигаются по разному, а строение тела у них почти одинаковое, хотя с виду они совсем не похожи. Рассказывает и показывает части тела насекомого на примере бабочки, а дети работают с раздаточным материалом – жуком. Задача найти такие же части тела, сделать вывод о строении тела насекомого. Параллельно составляются предложения по аналогии с бабочкой: У бабочки есть голова, грудка, брюшко. А у жука? На голове у бабочки есть глаза, усики, рот. А у жука?  *В итоге дети способны сделать самостоятельный вывод об идентичности строения тела насекомого.*****

Такой прием очень повышает уровень обучаемости учащихся, развивает их познавательные способности.

2. На уроке русского языка, на этапе объяснения учителя проводятся тренировочные упражнения по изменению слов действий по вопросам. *Происходит анализирование как изменяется слово, если изменяется вопрос, изменяется ли смысл слова, как изменяется. **** Делается вывод. Для закрепления навыка изменения слов действий по вопросам,  учащиеся самостоятельно выполняют подобное задание, работают с раздаточным материалом.

Упражнение на подбор действий к предмету. * Показывается слайд. Что видите, что происходит в природе? Задается вопрос * Ветер что делает? Учащиеся устно подбирают слова действия к предмету.

* Выделите слова действия в стихотворении, записать в тетрадь. *Во время проверки, также можно отработать одушевляющее значение слов действий. Задать вопрос. Можно ли назвать это стихотворение сказкой и почему.

3. Как контроль и закрепление полученных знаний

1. На данном этапе, на уроке развития речи, составляется рассказ об одном из представленных насекомых по схеме. Затем повторяется составленный рассказ по памяти, но уже без опоры.

*2.На уроке письма, на данном этапе, для закрепления полученных навыков по нахождению слов действий в речи, изменению слов действий по вопросам, подбору действий к предмету проводится работа по сказке, данной в учебнике «Почему кот умывается после еды?». Проводится коллективная устная работа над текстом. *Далее учащиеся самостоятельно  выбирают в тексте и выписывают слова действия, производимые героями сказки. *Проводится проверка выполнения задания.****

*Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в коррекционной школе VIII вида позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют развитию учащихся и как следствие их успешной социализации в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»

laquo;Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений»...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...