Методическая работа « ИГРА - как коррекция поведения младших школьников»
методическая разработка по теме

 Масленникова Юлия Васильевна

Часто неодекватное поведение детей у педагогов и воспитателей вызывает недопонимание. И чтобы скорректировать некоторые виды в поведении детей--попробуем внести в их жизнь игру. Посредством различных игр можно и скорректировать то или иное поведение у детей. Надеюсь моя работа поможет многим в такой проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа  Масленниковой Ю.В.

« ИГРА - как коррекция поведения младших школьников»

2011-2012 уч.год

Поведение ребёнка-это важная составляющая развития  младшего школьника. Любые  нарушения  в развитии личности сразу же проявляются в его поведении.

Для коррекции  такого поведения : импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного и конформного, имеются  учебная и игровая деятельности.

В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит  в процессе преодоления ребёнком трудностей при выполнении усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).

Детям легче решить межличностные проблемы в уже усвоенной игровой деятельности, где они приобретают опыт терпимости, партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других детей.

Так какие же  ИГЫ мы можем использовать для профилактики и коррекции поведения младших школьников?

  1. Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
  2. Игры – драматизации, образно-ролевые игры, психотехнические раскрепощающие игры, способствующие преодолению конформного поведения.
  3. Коллективные дидактические игры как  инструмент коррекции протестного поведения.
  4. Сюжетно-ролевые игры  для коррекции демонстративного поведения.
  5. Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения.

Рассмотрим все по порядку.

  • Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям (т. е научиться их не нарушать).
  • В играх – соревнованиях правила чёткие, понятные и открытые. Это создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Такие игры для импульсивного  и нетерпеливого ребёнка – как испытание. Поначалу такие игры сопровождаются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают, и ребёнок приобретает выдержку и самообладание.

Примером такой игры может служить настольная игра « ЛОТО». На первый взгляд игра элементарная, но в то же время очень полезная для импульсивных детей. Со временем игру можно усложнить: подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности и наблюдательности (играть с 2 карточками); внести в игру дополнительные запреты; ввести в игру новые формы организации (штрафы за нарушение правил); придумывание своих правил.

  • Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением, у которых со временем формируются представления о ценности коллективных достижений. Вхождение  такого ребёнка в роль на длительное время способствует становлению  его целеустремлённости, а необходимость согласовать свои действия с другими игроками помогает ребёнку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным. Примером может служить игра «12 записок».
  • Игры-драматизации – это театрализованные  игры, где разыгрывается сюжет литературного произведения (сказки, басни, стихотворения). Такие игры целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы.
  • Раскрепощающие психотехнические игры- это специальные игровые упражнения. в которых содержится явная и скрытая формула поведения, отношение к себе или к окружающим. Примером служат игровые формулы – внушения: « Я могу сам…» « Я уже научился…», « Я смелый и решительный. Я сейчас выйду и  хлопну в ладоши» и т.д.
  • Образно – ролевые игры хороши для застенчивых, необщительных детей. В них изначально нет сопряжённых ролей и ролевых отношений, т.е. исполняя какую-либо роль ребёнку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Например, ребёнок может в своём видении «зайчика» исполнить его роль (смелого, слабого, непослушного…). Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен. Если ученик воплотит два  противоположных образа одного персонажа. Это позволяет ребёнку осознать и оценить самого себя, своё поведение посредством нахождения у себя похожих черт с одним из образов.
  • Коллективные дидактические игры необходимы упрямым и эгоистическим детям, из-за которых  они не владеют в достаточной степени навыками  взаимодействия со сверстниками.  Нередко это приводит к распаду совместных занятий и игр. Чтобы преодолеть эти недостатки, надо включать такого ребёнка в совместную дидактическую игру с другими детьми. Это заставляет ребёнка  выражать своё мнение, учитывать пожелания партнёров, координировать с ними свои действия. Суть такой деятельности является ориентация ребёнка не на объект деятельности, а на координацию своих действий. Эта игра отличается от обычной коллективной тем,  что она должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Приоритетным  в таких играх является развитие  у играющих таких навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интеллектов. Элементы же этого сотрудничества и ориентации на партнёра являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса. Например, игра парами « Собери кораблик». Найденная в игре атмосфера становиться значимой и в дальнейшей жизни ребёнка.
  • Сюжетно-ролевая игра  в отличие от других игр является активной формой экспериментального поведения и , следовательно, обладает мощным социализирующимся  эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал таких игр заключается ещё в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребёнка стоят не функциональное исполнение роли, а её личностные характеристики.

         Часто роль, которую исполняет ребёнок, соответствует его идеалу и личностным качествам персонажа (например, роль принцессы). Девочка наделяет своего персонажа  чертами и характером , характерными для неё самой. Но по сюжету этот характер приходиться изменить, тем самым меняя и самого ребёнка. Ребёнку  с демонстративным поведением целесообразно предоставить возможность сопоставить самого себя с двумя образами поведения: положительным и отрицательным. В этом случае ему проще в роли игрового персонажа определить свои негативные действия, черты характера от самого себя, сделать их внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение и, наконец, отказаться от них.

  • Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения  направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Такие игры («Бросалки», «Кричалки»)- это своеобразный канал для выпуска агрессивными  детьми разрушительной, необузданной энергии  в социально приемлемой форме. Например, игра «Цыплята». Ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. В играх« Молчанка», « Море волнуется раз, два, три…»дети не только разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

     После таких игр полезно предложить ребёнку игровое упражнение, позволяющее ему осознать своё поведение или состояние: « Где прячется злость? А радость? А грусть ?.... Такие игры являются подготовительным этапом к режиссёрским играм.

  • Режиссёрская игра содержит широкие возможности для диагностики причин детской агрессивности, выявления личностных особенностей и способствует разрешению непосредственно в игре значимых для ребёнка затруднений. Здесь ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает роль режиссёра, учиться оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находит различные варианты поведения в ней и выбирает приемлемый. Кроме того , у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других людей.
  • Народная игра эффективна в работе, как с агрессивными, так и застенчивыми детьми. Одно из главных её преимущество-обаяние игровых персонажей. А преимущество заключается предшествующим зачином, игровой прелюдией.

Зная коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагая точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребёнка, то он может расставить так акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных и конформных младших школьников.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Методы и способы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»

Задача  данной  работы  –  дать  представление  о  приемы  воспитания музыкального    слуха    младших    школьнико...

Проблемы в обучении чтению и их коррекция у младших школьников

В статье рассматриваются проблемы снижения интереса к чтению у младших школьников ,рассматриваются приемы работы с текстом, качественно повышающие понимание прочитанного учащимися....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника...

Исследовательская работа «ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения.Число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3...


 

Комментарии

Скрипина Елена Валерьевна

спасибо, интересная и очень нужная информация!