Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету "Швейное дело, 5 класс", специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы "Швейное дело, 5 класс" для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой: М., "Издательство НЦ ЭНАС, 2001 г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_klass.doc347.5 КБ
    Microsoft Office document icon poyasnit_zapis.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    п/п

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Тип урока

    Элементы содержания

    Требования к уровню

    подготовки

    Вид контроля.

    Дата проведения

    План.

    Факт

    I семестр

    Вводное занятие (1 ч.)

    1. 1

    Цели и задачи обучения.

    1

    Вводный

    Беседа о профессии швеи. Демонстрация работ учащихся старших классов.  Цели и задачи обучения. План работы на год. Знакомство с изделиями, запланированными к выполнению.

    Иметь представление о профессии швеи, целях и задачах на предстоящий учебный год.

    Беседа.

    02.09

    Швейная машина (9 ч.)

    1. 2

    Школьная мастерская, ее назначение.

    1

    Комбинированный

    Ознакомление с правилами поведения и работы в мастерской.

    Распределение учащихся по рабочим местам.

    Знать правила техники безопасности; уметь использовать их на практике.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    02.09

    1. 3

    Инструменты, материалы и приспособления для швейных работ.

    1

    Закрепления и развития знаний, умений, навыков

    Инструменты, материалы и приспособления для швейных работ. Рабочие (иглы, ножницы)  и измерительные (сантиметровая лента, линейка, угольник) инструменты. Правила безопасной работы с иглой и ножницами.

    Иметь представление об  инструментах, материалах и приспособлениях для швейных работ.

    Беседа.

    05.09

    Организация рабочего места

    1

    Комбинированный.

    Санитарно-гигиенические требования к рабочим местам. Оборудование рабочих мест и правила посадки учащимися за ними.

    Знать правила техники безопасности; уметь использовать их на практике.

    Тестирование

    05.09

    Знакомство со швейной машиной

    1

    Объяснение нового материала

    Швейная машина: марки, скорости, виды выполняе мых работ.

    Швейная машина с руч ным приводом: основные механизмы

    Знать: назначение швейной машины, виды выполняемых работ, основные механизмы швейной машины с ручным приводом

    Опрос

    09.09

    Правила безопасности при работе на швейной машине

    1

    Объяснение нового материала

    Правильная посадка во время работы на машине. Организация рабочего мес та. Инструктаж по охране труда при работе на швей ной машине

    Знать: правила охраны труда при работе на швейной машине Уметь: организовывать рабочее место, выпол нять правильную по-

    садку

    Опрос

    09.09

    Подготовка швейной машины к работе

    1

    Комбинированный

    Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и сво бодный ход швейной ма шины.

    Знать: назначение ра бочего и свободного хода швейной машины

    Опрос

    10.09

    Приемы работы на швейной машине с ручным приводом

    1

    Практическая работа

    Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закруглен ных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте

    Уметь: выполнять ма шинную строчку

    Контроль за действиями

    10.09

    Выполнение машинных строчек на образце

    2

    Практическая работа

    Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям

    Уметь: выполнять ма шинную строчку

    Контроль за действиями

    12.09

    Работа с тканью (18 ч.)

    Сведения о волокнах.

    1

    Комбинированный.

    Натуральные и химические волокна, их свойства.

    Практическая работа: Изготовление альбома с образцами натуральных и химических тканей.

    Иметь общее представление о натуральном и химическом волокне

    Опрос

    16.09

    Ткань

    1

    Изучение нового материала

    Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства ткани. Долевые и поперечные нити ткани нити основы и нити утка). Кромка и ширина ткани.

    Практическая работа: Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

    Знать и уметь определять лицевую и изнаночную стороны ткани; долевую и поперечную нити в ткани.

    Контроль за действиями

    16.09

    Полотняное переплетение нитей в ткани.

    2

    Комбинированный.

    Практическая работа: Выполнение образца ткани с полотняным переплетением ( изготовление макета из цветной бумаги). Разметка полосок основы. Резание полосок основы (полностью не разрезаются). Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок.

    Иметь представление о полотняном переплетении нитей в ткани.

    Контроль качества

    17.09

    Нитки для шитья и вышивания.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Определение номера ниток и сравнение их по толщине.

    Знать назначение ниток и уметь сравнивать их по толщине.

    Контроль качества

    19.09

    Подготовка к выполнению ручных швейных работ

    1

    Комбинированный.

    Подготовка к выполнению ручных швейных работ (определение длины рабочей нити, вдевание нитки в ушко иглы, закрепление нитки). Приемы безопасной работы с иглой.

    Практическая работа: Закрепление нитки в ткани в начале и конце работы.

    Знать правила техники безопасности при работе с острыми предметами; уметь использовать их на практике.

    Ориентировка в задании по образцу.

    Опрос

    19.09

    Раскрой из ткани деталей изделия.

    2

    Изучение нового материала

    Крой и срезы. Долевые, поперечные и закругленные срезы.

    Практическая работа: Выкраивание носового платка или салфетки.

    Иметь представление о раскрое деталей из ткани.

    Устный опрос.

    Контроль качества

    23.09

    Обработка срезов ткани.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Обработка срезов ткани бахромой.  Бахрома – вид отделки изделий. Правило выполнения бахромы. Применение линейки при измерении длины бахромы.

    Длина бахромы – 2см.

    Знать технологию выполнения

    Контроль выполнения

    24.09

    Электрический утюг

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Устройство электрического утюга. Правила безопасной работы.

    Практическая работа: Включение и выключение утюга в электросеть. Утюжка платка.

    Знать правила техники безопасности; уметь использовать их на практике.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    26.09

    Ручные стежки и строчки.

    1

    Изучение нового материала

    Виды ручных стежков. Прямые стежки (сметочные, наметочные, заметочные строчки). Строчки постоянного и временного назначения.

    Длина и частота стежка.

    Знать применение и способы выполнения.

    Контроль выполнения

    30.09

    Салфетка прямоугольной формы с декорированием простейшими украшающими стежками.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа:

    Выполнение разметки для стежков.

    Выполнение прямых стежков на образце.

    Знать технологию выполнения

    Контроль выполнения

    30.09

    Косые стежки.

    1

    Изучение нового материала

    Косые стежки. Обметочные и подшивочные строчки.

    Знать определение и применение.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    01.10

    Повторение и закрепление изученного материала.

    1

    Закрепление  знаний, умений, навыков

    Анализ выполненных изделий

    01.10

    Закладка для книг из льняной ткани

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

      Практическая работа: Выполнение косых стежков на образце.

    Изготовление по образцу из готового кроя.

    Анализ выполненных изделий

    03.10

    II семестр

    Крестообразные стежки.

    1

    Изучение нового материала

    Крестообразные стежки

    Иметь представление о данных видах стежков и их применении.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    10.10

    Пенал из льняной ткани, отделанный крестообразными стежками

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа:  Выполнение крестообразных стежков на образце.

    Уметь выполнять разметку для стежков. Знать технологию выполнения.

    Контроль выполнения

    10.10

    Петлеобразные стежки.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Петлеобразные стежки.

    Выполнение петлеобразных  стежков на образце.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Контроль выполнения

    14.10

    Петельные стежки.

    1

    Изучение нового материала

    Петельные стежки, применение при ручных работах с тканью

    Знать технологию выполнения и применение.

    Контроль выполнения

    15.10

    Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани с обработкой срезов петельными стежками

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Выполнение петельных стежков при изготовлении салфетки.

    Знать правила техники безопасности, уметь применять их на практике.

    Контроль качества

    15.10

    Виды отделочных ручных стежков.

    1

    Комбинированный

    Отделочные стежки, их применение при ручных работах с тканью.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Контроль выполнения

    17.10

    Отделочные ручные стежки.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Выполнение стежков «вперед иголку» с перевивом на образце. Оформление образца в альбом.

    Знать технологию выполнения

    Опрос

    17.10

    Стебельчатые стежки.

    1

    Комбинированный

    Отделочные стежки, их применение при ручных работах с тканью.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Оценка качества работы в сравнении с образцом.

    21.10

    Выполнение  стебельчатых стежков

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Выполнение  стебельчатых стежков на образце. Оформление образца в альбом.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Контроль выполнения

    21.10

    Тамбурные стежки.

    2

    Изучение нового материала.

    Комбинированный.

    Выполнение  тамбурных стежков, применение при ручных работах.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Контроль выполнения

    22.10

    Вышивка тамбурными стежками рисунка по контуру.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Выполнение  тамбурных стежков на образце. Оформление образца в альбом.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Контроль выполнения

    24.10

    Заполнение рисунка тамбурными стежками.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Выполнение  тамбурных стежков на образце. Оформление образца в альбом.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Проверка качества работы.

    24.10

    Ручной стачной шов.

    1

    Изучение нового материала

    Ручной стачной шов, применение и выполнение.

    Ориентировка в задании по образцу.

    Беседа,

    устный опрос

    28.10

    Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.

    1

    Комбинированный

    Практическая работа: Отработка технологии выполнения шва, оформление образца в альбом.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Контроль за действиями.

    28.10

    Носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

    4

    Практическая работа

    Выполнение  ручного шва вподгибку с закрытым срезом на носовом платке. Обработка углов косыми стежками.

    Знать технологию выполнения и применение.

    Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом.

    29.10

    31.10

    Влажно-тепловая обработка изделия.

    1

    Практическая работа

    Утюжка изделия. Терминология утюжильных работ. Правила безопасной работы с утюгом.

    Уметь отутюжить готовое изделие

    Контроль за действиями.

    07.11

    Выполнение машинных строчек на образце

    1

    Практическая работа

    Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям

    Уметь: выполнять ма шинную строчку

    07.11

    Повторение и закрепление изученного материала.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

    Проверочная работа.

    Выполнение ручных швов.

    Фронтальный опрос.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    11.11

    Ремонт одежды (8 часов)

    Ремонт одежды и белья.

    1

    Комбинированный

    Эстетика одежды. Материалы для ремонта одежды, требования к ним. Виды ремонта швейных изделий.

    Практическая работа: Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия.

    Иметь представление о материалах для ремонта одежды, требованиях к выполнению.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    12.11

    Виды пуговиц.

    1

    Комбинированный

    Практическая работа: Определение места для оторванной пуговицы.

    Иметь представление о различных видах пуговиц, способах пришивания в зависимости от вида. Подготовка одежды и белья к ремонту.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    12.11

    Пришивание пуговиц.

    1

    Закрепление развитие умений, навыков

    Практическая работа: Пришивание пуговиц с ушком.

    Иметь представление о способах выполнения.

    Контроль за действиями.

    14.11

    Пришивание пуговиц.

    1

    Закрепление и развитие знаний, навыков.

    Практическая работа: Пришивание пуговиц на стойке.

    Иметь представление о способах выполнения.

    Контроль за действиями.

    14.11

    Пришивание пуговиц.

    1

    Закрепление и развитие знаний, навыков.

    Практическая работа: Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями.

    Иметь представление о способах выполнения.

    Контроль за действиями.

    18.11

    Ремонт одежды по распоровшемуся шву.

    1

    Комбинированный

    Практическая работа: Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву.

    Знать и уметь выполнять ремонт одежды.

    Контроль за действиями.

    18.11

    Ремонт одежды в месте разрыва ткани.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани.

    Знать и уметь выполнять ремонт одежды.

    Контроль выполнения

    19.01

    Повторение и закрепление пройденного

    1

    Самостоятельная работа

    Способы пришивания пуговиц разного вида

    Уметь пришивать пуговицы разных видов.

    Контроль качества

    19.11

    III семестр

    Работа с тканью (10 ч.)

    Вводное занятие

    1

    Урок-беседа

    План работы на семестр. Правила безопасной работы

    Знать правила поведения в мастерской. Уметь организовать рабочее место.

    Ответы на вопросы.

    25.11

    Составление плана пошива мешочка для хранения работ.

    1

    Объяснение нового материала

    Последовательность изготовления мешочка для хранения изделия.

    Уметь под руководством учителя составлять план пошива изделия

    Ответы на вопросы.

    25.11

    Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией (по выбору).

    2

    Комбинированный

    Выбор рисунка. Перевод рисунка на ткань. Раскрой детали аппликации. Определение места для аппликации. Выполнение отделки мешочка аппликацией.

    Знать и уметь выполнять отделку

    Контроль за действиями

    26.11

    Обработка боковых срезов мешочка.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом и обработка срезов стачного шва обметочными строчками петельных стежков.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    28.11

    Обработка верхнего среза мешочка.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка верхнего среза мешочка краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    02.12

    Продергивание шнура и утюжка.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Продергивание шнура и (тесьмы, узкой ленты) и утюжка готового изделия.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Знать правила техники безопасности; уметь использовать их на практике.

    Контроль за действиями

    03.12

    Ремонт одежды (20 ч.)

    Изготовление вешалки.

    2

    Изучение нового материала

    Назначение вешалки. Подбор ткани для вешалки. Вырезание лоскута 10 / 14 см для вешалки.

    Практическая работа: Раскрой детали вешалки.

    Знать и уметь подготовить изделие к ремонту.

    Контроль за действиями.

    05.12

    Обработка детали вешалки косыми стежками.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

    Уметь определять середину кроя и производить обработку края детали вешалки.

    Практическая работа: Обработка детали вешалки косыми стежками.

    Сравнение размеров вешалки в соответствии с заданными.

    Контроль качества.

    Контроль за действиями.

    09.12

    Пришивание вешалки к изделию.

    1

    Комбинированный

    Составить план работы и выполнять действия в соответствии с ним.

    Практическая работа: Соединение вешалки с полотенцем косыми стежками.

    Иметь представление о способах выполнения.

    Контроль за действиями.

    10.12

    Втачивание вешалки вподгибку с закрытым срезом

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

    Практическая работа: Втачивание вешалки вподгибку с закрытым срезом на образце.

    Уметь пришить вешалку к одежде.

    Контроль выполнения

    10.12

    Декоративная заплата-аппликация.

    Определение размеров заплаты.

    1

    1

    Изучение нового материала

    Формы, способы выполнения, требования к выполнению. Материалы для заплаты-аппликации.

    Практическая работа: Определение места наложения и размеров заплаты.

    Иметь представление о способах выполнения.

    Фронтальный опрос

    12.12

    12.12

    Раскрой заплаты.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Раскрой заплаты с прибавкой на швы.

    Знать технологию выполнения.

    Контроль выполнения

    16.12

    Заметывание срезов

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Загибание и заметывание срезов заплаты.

    Знать и уметь выполнять обработку.

    Контроль за действиями.

    16.12

    Пришивание заплаты ручным способом на образце.

    1

    Самостоятельная работа

    Практическая работа: наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками.

    Знать и уметь выполнять ремонт одежды.

    Контроль выполнения

    17.12

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Практическая работа: Приутюживание изделия.

    Знать правила техники безопасности; уметь использовать их на практике.

    Контроль качества

    17.12

    Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.

    2

    Самостоятельная работа

    Последовательность изготовления вешалки и соединение ее с основной деталью.

    Уметь выполнять обработку детали вешалки, соединять ее с изделием путем втачивания в шов вподгибку с закрытым срезрм.

    Контроль качества

    19.12

    19.12

    Практическое  повторение

    6

    Закрепление  знаний, умений, навыков

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    23.12

    24.12

    26.12

    IV семестр

    Швейная машина с ножным приводом. ( 16 ч.)

    Вводное занятие

    1

    Урок-беседа

    План работы на семестр. Правила безопасной работы в мастерской.

    Знать правила безопасной работы в мастерской.

    Ответы на вопросы.

    09.01

    Швейные машины с ножным приводом.

    1

    Изучение нового материала

    Сведения о  швейных машинах с ножным приводом. Виды выполняемых работ.

    Иметь представление о технических характеристиках швейной машины, видах выполняемых работ.

    Фронтальный устный опрос.

    09.01

    Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине.

    1

    Комбинированный

    Практическая работа: правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Инструменты и материалы для швейных работ.

    Уметь организовать рабочее место и знать правила техники безопасности.

    Устный опрос.

    13.01

    Устройство швейной машины.

    1

    Изучение нового материала

    Иметь общее представление о ножной швейной машине.

    Знать назначение и устройство швейной машины с ножным приводом.

    Тестирование

    13.01

    Устройство привода швейной машины.

    1

    Изучение нового материала

    Иметь общее представление о приводе швейной машины.

    Знать назначение и устройство швейной машины с ножным приводом.

    Фронтальный опрос

    14.01

    Винт-разъединитель

    1

    Изучение нового материала

    Практическая работа: Пуск и остановка швейной машины с ножным приводом (без иглы)

    Знать и уметь производить машинную операцию

    Контроль за действием

    14.01

    Машинная игла

    1

    Изучение нового материала

    Практическая работа: Шитье на швейной машине с ножным приводом (без ниток)

    Знать и уметь производить машинную операцию

    Контроль за действием

    16.01

    Моталка. Намотка нитки на шпуньку.

    1

    Изучение нового материала

    Назначение и принцип действия моталки.

    Практическая работа:  Намотка нитки на шпуньку.

    Знать и уметь производить машинную операцию

    Контроль за действием

    16.01

    Заправка верхней нитки.

    2

    Изучение нового материала

    Знакомство с рабочими механизмами. Последовательность заправки верхней нитки.

    Практическая работа: Заправка верхней нитки.

    Знать и уметь производить данную операцию

    Контроль за действием

    20.01

    Заправка нижней нитки.

    2

    Изучение нового материала

    Знакомство с рабочими механизмами. Последовательность заправки нижней нитки.

    Практическая работа: Выполнение пробных строчек на образцах.

    Знать и уметь производить данную операцию

    Контроль за действием

    21.01

    Регулятор строчки.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Знакомство с рабочими механизмами.

    Иметь общее понятие о рабочем механизме.

    Опрос

    Контроль действия

    23.01

    Машинная закрепка

    1

    Изучение нового материала

    Обратный ход швейной машины, его использование.

    Уметь закреплять начало и конец строчки машинной закрепкой.

    Контроль выполнения

    23.01

    Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани (12 ч.).

    Салфетка

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Снятие мерок.

    Контроль за действиями

    27.01

    Построение чертежа салфетки

    1

    Комбинированный

    Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою.

    Контроль за действиями

    27.01

    Раскрой и пошив салфетки

    1

    Комбинированный

    Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки.

    Подготовка кроя салфетки к обработке.

    Контроль за действиями

    30.01

    Пошив салфетки.

    5

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль выполнения.

    30.01

    03.02

    03.02

    04.02

    04.02

    Отделка салфетки.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль выполнения.

    06.02

    Стачной шов

    2

    Комбинированный.

    Выполнение стачных швов взаутюжку и вразутюжку на образцах.

    Технические требования к выполнению.

    Проверка качества работы.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    10.02

    Двойной шов

    Двойной шов

    2

    Комбинированный.

    Выполнение двойного шва на образце.

    Технические требования к выполнению.

    Проверка качества работы.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    11.02

    Выполнение двойного шва на образце.

    2

    Практическая работа.

    Технология выполнения двойного шва

    Уметь выполнять, проверять качество обработки.

    Контроль за действиями.

    Контроль качества.

    13.02

    Практическое повторение

    2

    Практическая работа.

    Контроль за действиями.

    Контроль качества

    17.02

    IV семестр

    Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва (13 ч.)

    Наволочка.

    1

    Комбинированный

    Составление плана работы по изготовлению наволочки.

    Знать назначение наволочки. Уметь описывать изделие.

    Текущий опрос

    02.03

    Определение размера наволочки. Расчет расхода ткани на изделие.

    1

    Комбинированный

    Расчет расхода ткани на изделие.

    Уметь определять размер наволочки, рассчитывать расход ткани

    Ответы на вопросы

    02.03

    Построение чертежа наволочки.

    2

    Изучение нового материала

    Построение чертежа и подготовка выкройки наволочки к раскрою.

    Иметь представление о построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    Контроль за действиями.

    03.03

    Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

    1

    Комбинированный

    Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой наволочки.

    Иметь представление о раскрое на ткани.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    Контроль за действиями.

    05.03

    Составление плана пошива изделия

    1

    Объяснение нового материала

    Последовательность изго товления наволочки. Тре бования к качеству изде лия. Швы, используемые при пошиве наволочки

    Уметь планировать свою деятельность

    Ответы на вопросы

    05.03

    Обработка поперечных срезов.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    09.03

    Обработка боковых срезов

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Выполнение разметки для клапана, обработка боковых срезов наволочки двойным швом и утюжка готового изделия.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    12.03

    Утюжка готового изделия.

    1

    Практическая работа

    Влажно-тепловая обработка изделия. Оценка качества сшитого изделия

    Уметь выполнять влажно-тепловую обработку, оценивать качество проделанной работы

    Контроль качества

    16.03

    Практическое повторение (18 ч.)

    19 - 02

    Самостоятельная работа (3 ч.)

    Построение квадрата по заданным размерам.

    1

    Самостоятельная работа

    Проверка знаний обучающихся.

    Знать правила построения чертежей. Уметь строить чертеж квадрата, проверять построение.

    Контроль качества

    06.04

    Выполнение двойного шва на образце.

    2

    Самостоятельная работа

    Последовательность выполнения двойного шва

    Уметь выполнять двойной шов с проведением промежуточного контроля.

    Контроль качества

    07.04

    VI семестр

    Накладной шов ( 8 ч.)

    Накладной шов

    2

    Комбинированный.

    Выполнение накладного шва на образце.

    Технические требования к выполнению.

    Проверка качества работы.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    16.04

    Шов вподгибку с закрытым срезом.

    1

    Комбинированный.

    Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце.

    Технические требования к выполнению.

    Проверка качества работы.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    20.04

    Шов вподгибку с открытым срезом.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Выполнение шва вподгибку с открытым срезом на образце.

    Знать технологию выполнения.

    Контроль выполнения

    20.04

    Обтачной шов

    2

    Комбинированный.

    Выполнение обтачного шва на образце.

    Технические требования к выполнению.

    Проверка качества работы.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    21.04

    Краевые швы

    2

    Урок проверки знаний

    Обработка краевых швов.

    Технические требования к выполнению.

    Проверка качества работы.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    23.04

    Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва (26 ч.)

    Построение чертежа головного платка.

    1

    Изучение нового материала

    Построение чертежа и подготовка выкройки к раскрою.

    Контроль за действиями

    27.04

    Подготовка ткани к раскрою

    1

    комбинированный

    Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой платка.

    Контроль за действиями

    27.04

    Изделие – головной платок

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка поперечных срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    30.04

    Обработка боковых срезов.

    1

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка долевых срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    30.04

    Обработка углов платка, выполнение отделки.

    3

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка углов платка косыми стежками, выполнение отделки платка и утюжка готового изделия.

    Знать и уметь выполнять обработку.

    Знать правила техники безопасности; уметь использовать их на практике.

    Контроль за действиями

    04.05

    04.05

    05.05

    Сумка хозяйственная.

    1

    Изучение нового материала

    Составление плана работы по изготовлению сумки

    Иметь представление о фасонах сумок.

    Знать виды швов.

    Фронтальный опрос

    05.05

    Построение чертежа и подготовка выкроек сумки.

    1

    Комбинированный

    Построение чертежа и подготовка выкройки сумки хозяйственной к раскрою.

    Иметь представление о построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    Контроль за действиями.

    07.05

    Раскрой и пошив сумки хозяйственной.

    1

    Изучение нового материала

    Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой деталей сумки.

    Иметь представление о раскрое на ткани.

    Текущий: фронтальный устный опрос.

    Проверка качества работы.

    07.05

    Обработка деталей ручки сумки.

    2

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    11.05

    Обработка сумки.

    4

    Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    Обработка срезов, застрачивание углов и утюжка готового изделия.

    Знать и уметь выполнять обработку

    Контроль за действиями

    12.05

    14.05

    Практическое повторение

    6

    Практическая работа

    Последовательность изготовления пошиваемого изделия изготовление по выбору наволочки, хозяйственной сумки, футляров для очков.

    Уметь выполнять пошив выбранного изделия.

    Контроль за действиями.

    Контроль качества

    18.05

    21.05

    25.05

    Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя.

    2

    Самостоятельная работа

    Технология выполнения двойного и накладног швов, шва вподгибку. соединение боковых сторон двойным швом, обработка верхнего среза швом вподгибку, обработка ручек накладным швом.

    Уметь выполнять отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя

    Контроль качества

    26.05

    28.05



    Предварительный просмотр:

    МС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа                  VIII вида»

    Рассмотрена на заседании            Рекомендована к утверждению          Утверждена        

    Методического совета                  на заседании ШПОУ                            Приказ №_____

    Протокол №_____                          трудового обучения                          

                                                              от « __»______2011 г                          Директор МС(К)ОУ

    от «___» __________2011 г                  Протокол №____                                 «Специальная (кор.)

                                                             от « __»______2011 г                           школаVIII вида»

    Зам. директора по УВР                   Руководитель ШПОУ                                  

    _________.Кострикина Н.И.             __________Ерофеева З.Ф.                ________Баева В.А.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по профессионально-трудовому обучению

    (швейное дело) в 5 классе

                                                       Автор-составитель –

                                                                                 учитель трудового обучения                                              

                                                                                 Арестова Т.П.

    Мичуринск  

    2011

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 5 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией А. М. Щербаковой: М., «Издательство НЦ ЭНАС» 2001.

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

    - Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;

    -«Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденный 10. 04. 2002 г., № 29/2065-п.;

    - «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в ред. Постановлений Правительства РФ от 10. 03. 2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. № 919;

    - Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности  специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000 г.;

    - Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. 

    - Учебный план МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

     школа VIII вида»  на 2010-2011 учебный год,  №  от 30.05.2010г.;

    Основной целью курса является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

    Достижение цели предполагает решение ряда задач:

    1. формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
    2. развитие мышления, способности к пространственному анализу;
    3. формирование эстетических представлений и вкуса;
    4. воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

       Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    -        коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

    -        коррекция - развитие памяти;

    1. коррекция - развитие внимания;
    2. развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
    3. развитие наглядно-образного мышления;

    -        развитие словесно-логического мышления.
    Развитие основных мыслительных операций:

    -        развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

    -        умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
    Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

    1. развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
    2. формирование адекватности чувств;
    1. формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:

    -        коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрас тными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного про цесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социаль ному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных ка честв, в том числе гражданственности, толерантности.

    Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

    Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю).

         Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.

    Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

    Содержание.

    Содержание разделов курса по профессионально-трудовому обучению (швейное дело):

    «Вводное занятие» - знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций по правилам безопасной работы.

     «Школьная швейная мастерская» - санитарно-гигиенические требования, организация рабочего места, подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

    «Волокна и ткани» - натуральное и искусственное волокно, получение ткани, лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани ;

    «Ручные работы» - раскрой из ткани деталей изделия, обработка срезов ткани, сведения о ручных швах и строчках;

     «Ремонт одежды» - способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания пуговиц и выполнения декоративных заплат);

    «Швейная машина» - марки, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток, правила безопасной работы, организация рабочего места;

    «Машинные работы» -выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку;

    «Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани» - салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см;

    «Двойной шов» - соединительные швы: конструкция и применение;

    «Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва»» -наволочка на подушку с клапаном не менее чем на 25 см;

     «Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов» - определение длины и ширины прямоугольной сумки и ее ручек, построение чертежа в натуральную величину, пошив  из хлопчатобумажной ткани.

     

     «Практическое повторение» – изготовление изделий по выбору.

    Ожидаемые результаты:

    Ожидаемые результаты освоения обучающимися 5 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий,  согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:

    - овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;

    - овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

    - овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

    Должны владеть компетенциями:

    - информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

    - социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);

    - эмоционально-ценностными (умение быть упорными  и стойкими перед возникшими трудностями).

    Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

    Должны знать/понимать:

    - основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

    - назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

    - виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

    Должны уметь:

    -  рационально организовывать рабочее место;

    -  составлять последовательность выполнения технологических операций для изготов ления изделия;

    -  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

    - выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, при способлений, машин и оборудования;

    -  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инстру ментами, машинами и оборудованием;

    - осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

     и по вседневной жизни:

    - мелкого ремонта изделий из различных материалов;

    - создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

    -  контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

    - обеспечения безопасности труда.

    Учебно-методическое обеспечение

    Основная литература:

    1. Швейное дело: учебник для  5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

    2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007 г.    

     

    Дополнительная литература:

    1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

    2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

    3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.

    4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

    5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998. 

    6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению "Швейное дело, 6 класс", специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе разработана на основе государственной программы "Швейное дело, 6 класс" для специальных (коррекционных) общеобразовате...

    Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

    Рабочая программа по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

    Рабочая программа по географии 9 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9

    Организационная модель внеурочной деятельности "школы полного дня".  Преимуществами данной модели является комплекс условий для успешной рекализации  образовательного процесса в течение всег...

    Рабочая программа по географии 7 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Рабочая программа по географии для 7 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной  недостаточностью на основании нормативно-правовых документов. При...

    Рабочая программа по столярному делу 8 класс Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Содержание 1. Паспорт рабочей программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание программы учебного предмета 4. учебно – тематический план 5. Требования к уровню подготовки учащихся 6. Календарно – тема...