Методическая разработка урока чтения "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”
методическая разработка (7 класс) по теме

Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_7_klasse_korrekcionnoy_shkoly_viii_vida.docx36.24 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида 

Тема:  М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино” ( 2 часа)

Цели:                                                                                                                                                      образовательные:                                                                                                                                 - закрепить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;                              - подготовить учащихся к восприятию стихотворения;                                                             - познакомить со смысловым содержанием стихотворения, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять его;                                                                                                                    - показать роль рассказчика – выразителя чувств народа;

коррекционно-развивающие:                                                                                                         - развивать навык выразительного чтения;                                                                                   - обогащение словарного запаса;                                                                                                    - развитие связной речи, мышления, внимания, памяти;

воспитательные:                                                                                                                                             - воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Межпредметные  связи:                                                                                                                  - история (сведения об Отечественной войне 1812 года);                                                         - русский язык ( виды предложений по интонации, диалог).

Оборудование:                                                                                                                                    - портрет М.Ю.Лермонтова;                                                                                                            - карта “Отечественная война 1812 года”;                                                                                                - детские книги с иллюстрациями М.Ю.Лермонтова “Бородино”;                                         - аудиозапись стихотворения;                                                                                                          - картина П.Заболоцкого “ Старый солдат”;                                                                                  - листы со словарными  словами:        

редуты - земляные укрепления на поле боя;                                                                               лафет- приспособление для ствола пушки;                                                                                   кивер - высокий головной убор для военных;                                                                            бивак- стоянка войска под открытым небом;                                                                               картечь- снаряд для поражения противника на близком расстоянии;                                 уланы, драгуны- солдаты кавалерийских частей в царской армии;                                     мусью- мсье (франц.)- обращение к французу;                                                                           бусурманы- враги;                                                                                                                             хват- смелый человек;                                                                                                                     сеча – сражение, битва.                                                                                                                                                                                                                                                              

 I.Организационный момент.                                                                                                            II.Вступительное слово учителя.                                                                                                        - Сегодня на уроке  мы будем работать по следующему плану:  1).Повторим биографию поэта.2)Познакомимся со стихотворением. 3).Будем учиться правильно и выразительно читать его.                                                                                                                                                                                                                                                               -Давайте уточним, о ком  мы будем говорить на уроке. ( О М.Ю.Лермонтове).                  

                            (портрет М.Ю.Лермонтова)                                                                                         -Основная мысль нашего урока заключена в словах  самого поэта (запись на доске):

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,                                                                                                                                                      Как русский,- сильно, пламенно                                                                                                         и нежно.    

III.Проверка домашнего задания.

-Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так красиво сказал о столице нашей Родины? (Он родился в Москве и всегда любил этот город).                - Назовите годы жизни поэта? (1814-1841).                                                                                -Где прошли его детские годы? (В Тарханах).                                                                           - Кто его воспитывал? (Бабушка). Почему?                                                                               - Чем он увлекался?(Литературой. Рисованием).                                                                     - Чем увлекался? (Историей).                                                                                                         - Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).

IV.Из биографии М.Ю.Лермонтова –сообщение ученика.

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда  Отечественная война 1812года уже окончилась. Оставшиеся в живых участники войны возвратились домой. Маленький Миша внимательно слушал их рассказы об Отечественной войне и о Бородинской битве. Может быть, поэтому он решил стать военным и поступил  в школу военных прапорщиков. Окончив школу,  он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты – участники Бородинской битвы (солдатская служба в то время длилась 25 лет). Бывалые воины делились воспоминаниями  с молодыми солдатами.

Дополнение учителя:

  Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич  очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение.

V.Сообщение темы урока.                                                                                                              -Сегодня на уроке мы будем читать это стихотворение. А назвал он его кратко и выразительно - “Бородино”. (Запись на доске: М.Ю.Лермонтов “ Бородино”) 

VI.Историческая справка о Бородинском сражении. 

   Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы. (Карта “Отечественная война 1812года” и иллюстрация).                                                                   7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы (иллюстрация). Русскую армию возглавлял М.И.Кутузов (портрет). Армию французов возглавлял Наполеон (портрет).                      Храбро сражались русские воины. Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить.

   Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву (иллюстрация).  Русский народ  одержал победу в этой войне.

    Сегодня мы познакомимся со стихотворением, где описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года.  

VII.Словарная работа.

     В тексте стихотворения встретятся непонятные слова. (Учащимся выдаются листы со словами) - см. в разделе ‘’Оборудование”.                                                                Задание: прочитать слова вслух и сказать, что они обозначают. ( Ответы учащихся сопровождаются иллюстрациями).

VIII.Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.

    (На доске – иллюстрация панорамы Бородинского сражения)

Задание: внимательно прослушать стихотворение, чтобы смогли ответить на вопрос: “Какое историческое событие  описал Лермонтов?”

IX.Вопросы после прослушивания стихотворения:                                                                    

-Какое событие описывается в стихотворении?                                                                         XI.Чтение текста стихотворения по строфам. Работа над смысловым содержанием и выразительным чтением. (По ходу чтения демонстрируются цветные иллюстрации).

- В какой форме написано стихотворение? ( В форме диалога).                                            

   Вы заметили, что рассказ о Бородинском сражении ведется  от имени старого солдата. (Картина П.Заболоцкого “Старый солдат”).                                                                 - Что можно о нём сказать?(опытный, переживший невзгоды простой солдат, он участник сражения, он был на поле боя, он видел все события своими глазами, использует в речи исторические слова, понятные русскому солдату, полон любви к Родине).                                                                                                                                            - Что побудило ветерана рассказать о Бородинском сражении? (Ему задали вопрос, ответом на который и явился рассказ?). Вспомните, с какой интонацией нужно прочесть вопросительное предложение.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром                                                                                                                                      Москва, спалённая пожаром,                                                                                                                                        Французу отдана?                                                                                                                                                             Ведь были схватки боевые,                                                                                                                                          Да, говорят, ещё какие!                                                                                                                                                     Недаром помнит вся Россия                                                                                                                                       Про день Бородина!

-Какой вопрос интересует молодых солдат? (Для них непонятно, почему была сдана Москва).                                                                                                                                      - Почему было важно отстоять Москву? (Москва – это символ независимости и могущества нашей Родины).                                                                                                                - Молодые солдаты обвиняют ли  участников битвы в том, что не удалось отстоять Москву? (Нет.)                                                                                                                                        - Как об этом сказано в тексте? (“ Ведь  недаром”, ” ведь были схватки боевые, да, говорят, ещё какие”)                                                                                                                             Дополнение:                                                                                                                                            - Русская армия оставила Москву. Это было сделано с целью сохранения армии. Кутузов это хорошо понимал. На военном совете в Филях он доказал свою правоту. Французская армия вошла в город. Город был пуст. Население покинуло Москву. Французов здесь ожидал голод и холод. Подкреплённая  свежими силами, оружием, русская армия освободила Москву от французов.

- Да, были люди в наше время,                                                                                                                                    Не то, что нынешнее племя,                                                                                                                                   Богатыри - не вы!                                                                                                                                         Плохая им досталась доля:                                                                                                                                             Немногие вернулись с поля…                                                                                                                                         Не будь на то господня воля,                                                                                                                                         Не отдали б Москвы!  

-Каким словом называет рассказчик своих боевых товарищей? (Богатыри)                          - Почему? ( Он ими гордится)                                                                                                              - Кого  издавна на Руси называли богатырями? (Сильных людей, защитников Родины)                                                                                                                                                        - Что обозначают выражения “плохая им досталась доля”,” немногие вернулись с поля?”                                                                                                                                                        

Мы долго молча отступали,                                                                                                                                            Досадно было, боя ждали,                                                                                                                                                Ворчали старики:                                                                                                                                                                 “Что ж мы на зимние квартиры?                                                                                                                                      Не смеют что ли командиры                                                                                                                                          Чужие изорвать мундиры                                                                                                                                                О русские штыки?”

-Почему русская армия вынуждена была отступать? (Армия Наполеона была в два раза больше русской армии)                                                                                                              - Как  относились солдаты к отступлению?                                                                                       - Почему они ворчали? (Хотели идти вновь и вновь в бой)                                                          - Почему? (Чтобы одержать победу).

   При чтении этого отрывка нужно голосом передать чувства досады и разочарования, которые охватывали солдат.

И вот нашли большое поле:                                                                                                                                            Есть разгуляться где на воле!                                                                                                                                          Построили редут.                                                                                                                                                              У наших ушки на макушке!                                                                                                                                              Чуть утро осветило пушки                                                                                                                                              И леса синего верхушки-                                                                                                                                                Французы тут как тут.  

-Как называется поле боя? (Бородинское поле)                                                                              - Какие строчки говорят о том, что поле пришлось по душе солдатам?                                   - Что построили здесь солдаты? (Редут). Повторите значение этого слова.                              - Как вы понимаете выражение “ у наших ушки на макушке”? (Готовы к бою).                    - Когда появились французы? (Ранним утром).

Забил заряд я в пушку туго                                                                                                                                            И думал: угощу я друга!                                                                                                                                                   Постой-ка, брат, мусью!                                                                                                                                                        Что тут хитрить, пожалуй к бою;                                                                                                                                     Уж мы пойдём ломить стеною,                                                                                                                                     Уж постоим мы головою                                                                                                                                      За родину свою!

-К чему готовились солдаты? (К бою)                                                                                                               - Почему появилось шутливая интонация у рассказчика? (Солдаты довольны тем, что отступление закончено и предстоит сразиться с врагом)                                                       - Что обещают сделать солдаты? Как вы это понимаете?                                                              При чтении этого отрывка нужно передать чувство удовлетворённости предстоящим боем. 

Два дня мы были в перестрелке.                                                                                                                                   Что толку в этакой безделке ?                                                                                                                                        Мы ждали третий день.                                                                                                                                                 Повсюду стали слышны речи:                                                                                                                                    “Пора добраться до картечи!”                                                                                                                                        И вот на поле грозной сечи                                                                                                                                           Ночная пала тень.      

-Почему ветеран  предыдущие два дня называет “безделкой”?                                                     - Что за третий день ждали солдаты? (Главный день битвы)                                                       - Как вы понимаете выражение “пора добраться до картечи”? (Стрелять во врага с близкого расстояния).

   Здесь при чтении нужно передать нетерпеливое ожидание решительного сражения.

Прилёг вздремнуть я у лафета,                                                                                                                                      И слышно было до рассвета,                                                                                                                                          Как ликовал француз.                                                                                                                                                    Но тих был наш бивак открытый:                                                                                                                                 Кто кивер чистил весь избитый,                                                                                                                                   Кто штык точил, ворча сердито,                                                                                                                                  Кусая длинный ус.                          ( Иллюстрация)

-Как солдаты провели ночь перед Бородинской битвой?                                                          - Чем занимались воины? (Отдыхали и тщательно  готовились к предстоящему бою).                                                                                                                                                    - Что такое  “лафет”, “кивер”?  (Иллюстрации).                                                                                               - А почему  “ликовал француз”?  (Были уверены в победе)

   Задача чтения этого отрывка - заставить слушателей почувствовать торжественное настроение русских воинов накануне великой битвы.

И только небо засветилось,                                    И молвил он сверкнув очами:                                                                                                           Всё шумно вдруг зашевелилось,                         “ Ребята! не Москва ль за нами?                                                                                                         Сверкнул за строем строй.                                     Умрёмте ж под Москвой,                                                                                                     Полковник наш рождён был хватом                   Как наши братья умирали!”                                                                                                               Слуга царю отец солдатам…                                  И умереть мы обещали,                                                                                                       Да жаль его сражён булатом ,                                И клятву верности сдержали                                                                                                                Он спит в земле сырой.                                           Мы в Бородинский бой.

-Кого вспомнил старый солдат? (Своего командира).                                                               - Что солдат рассказал о полковнике? (Он с гордостью вспоминает его,“рождён хватом” – обозначает смелый человек, для солдат был как отец, был примером для всех, сожалеет о его гибели)                                                                                               -Какую клятву дали полковнику солдаты? (Храбро воевать, умереть, но не сдать Москвы).

   При чтении этих строк нужно передать гордость старого солдата за своего командира и за всех воинов.

Ну, ж был денёк! Сквозь дым летучий                                                                                                                       Французы двинулись, как тучи,                                                                                                                                      И все на наш редут.                                                                                                                                                           Уланы с пёстрыми значками,                                                                                                                                           Драгуны с конскими хвостами,                                                                                                                                   Все промелькнули перед нами,                                                                                                                                 Все побывали тут.                            (Иллюстрация Бородинской  битвы)

-Ветеран вспоминает само сражение. Каким по интонации предложением он говорит? (Восклицательным). Как нужно произнести  эти слова? Что они выражают?                                                                                                                                                 - С чем сравнивает солдат французские войска?                                                                           - Какие рода войска  участвовали в сражении?

Вам не видать таких сражений!...                           Изведал враг в тот день немало,                                                                                                       Носились знамена, как тени,                                     Что значит русский бой удалый,                                                                                                     В дыму огонь блестел,                                                 Наш рукопашный бой!..                                                                                                      Звучал булат, картечь визжала,                                Земля тряслась -  как наши груди;                                                                                                  Рука бойцов колоть устала,                                        Смешались в кучу кони, люди,                                                                                                 И ядрам пролетать мешала                                        И залпы тысячи орудий                                                                                                   Гора кровавых тел.                                                        Слились в протяжный вой…

-Каково общее впечатление  от Бородинского боя? (Бой был стремительный, страшный, жаркий.)                                                                                                                                                    - Какие картины боя нам представляет рассказчик?                                                                          - Как рассказчик передаёт мужество и героизм русских солдат?                                               -Какой момент боя рассказчик считает главным? (Рукопашный бой). Почему?

   В описании боя представлена быстрая смена картин. Поэт заставляет не только увидеть, но и услышать звуки боя (“Звучал булат, картечь визжала “). И в чтении нужно передать стремительную смену картин боя, заставить читателя восхищаться стойкостью русских солдат.

Вот смерклось. Были все готовы                                                                                                                                    Заутре бой затеять новый                                                                                                                                             И до конца стоять…                                                                                                                                                               Вот затрещали барабаны -                                                                                                                                           И отступили бусурманы,                                                                                                                                                  Тогда считать мы стали раны,                                                                                                                                         Товарищей считать.                       (Иллюстрация)

-Бой утих с наступлением темноты.  Что вспоминает рассказчик после боя? (Подсчитывали  потери и рвались завтра снова в бой)                                                                -Как называет рассказчик французов?

   При чтении нужно передать скорбь о погибших и готовности вновь продолжить бой.

Да, были люди в наше время,                                                                                                                                        Могучее, лихое племя:                                                                                                                                          Богатыри - не вы.                                                                                                                                                                   Плохая им досталась доля:                                                                                                                                              Немногие вернулись с поля,                                                                                                                                         Не будь на то господня воля,                                                                                                                                         Не отдали б Москвы!

-Звучит ли в рассказе старого солдата гордость за русских воинов?                                   - Какими словами он их называет? (“Могучее лихое племя”,” Богатыри”)                                   - А какова роль рассказчика в стихотворении? Рассказчик не отделяет себя  от других воинов. Он всегда говори “ мы”.   Почему?

  Вывод.  Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

   В сентябре 2012 года мы будем отмечать 200 лет со дня Бородинского сражения. И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие. Почему?

   Да потому, что война во все времена никого не оставляла равнодушным. Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно. Незря М.Ю.Лермонтов сказал:” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.

XII.Итог урока

- Какое стихотворение мы читали на уроке?                                                                                  - Кто его написал?                                                                                                                                  - О каком событии в нём рассказывается?                                                                                       - Как сражались русские солдаты?

XIII.Рефлексия.

IX. Домашнее задание.                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                           

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   

                     

     



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Пояснительная записка

Автор материала  Шошина Роза Ивановна

Должность  учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение ГБОУ АО для обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Соломбальская специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Архангельск

Название материала: методическая разработка урока чтения в 7 классе коррекционной школы VIII  вида «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Вид ресурса: текстовый документ

Цели: образовательные:                                                                                                                                 - закрепить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;                              - подготовить учащихся к восприятию стихотворения;                                                             - познакомить со смысловым содержанием стихотворения, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять его;                                                                                                                    - показать роль рассказчика – выразителя чувств народа;

коррекционно-развивающие:                                                                                                         - развивать навык выразительного чтения;                                                                                   - обогащение словарного запаса;                                                                                                    - развитие связной речи, мышления, внимания, памяти;

воспитательные:                                                                                                                                             - воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев С.П. Небывалое бывает. – М., «Детская литература», 1992. С. 513 – 652.
  2. Герои русской истории. – «Белый город». - М., 2006. – 431 с.
  3. Лермонтов М.Ю. «Бородино». – «Малыш», 1979.
  4. Савченкова Г.Ф. Литература: 5 кл.: Методич. пособие для учителя. – М.,: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Методическая разработка урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка."

Методическая разработка  урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка."...

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 5кл. по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Слайды презентации сопоставимы с текстом и помогают учащимся лучше представить ...

Методическая разработка урок литературы. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы....


 

Комментарии

Идиятуллина Айслу Гилмутдиновна

Спасибо Вам! Крепкого здоровья и терпенья.