коррекционные упражнения по чтению 1-4 классы
методическая разработка по теме
Сборник игр и упражнений по чтению с 1 по 4 класс...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_1_-_4_klass.doc | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №7
Развивающие упражнения для начальной школы
Часть 3
Литературное чтение
Сборник упражнений
Мыски 2011
Составитель А.Д. Шадрина, учитель начальных классов МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7
Автор-составитель Н.А. Ленёва, учитель начальных классов, Н.А. Перелыгина, учитель начальных классов, МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7
Данный сборник содержит развивающие упражнения, направленные на развитие речедвигательных операций чтения, логического мышления, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации).
Предложенные нами коррекционные упражнения развивают и значительно повышают познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте, произвольное внимание, активизируют учебно-познавательную деятельность младших школьников; развивают положительную мотивацию к учению.
Сборник адресован учителям начальных классов. Упражнения можно включать в урок на этапах введение в тему, закрепление изученного.
Введение
Одна из важнейших задач начальной школы формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих пониманию текста.
Вырастить грамотного читателя – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо строить работу на принципах системности и комплексности: учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определенные анализаторы. Интерес к чтению возникает у ребенка в том случае, когда он свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Чтобы усилить мотивационную сторону, необходимо сочетать обучение чтению со специальными заданиями, активно влияющими на становление и развитие необходимых навыков.
Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др. Дети в специальных (коррекционных) классах, умея читать (артикулировать написанное), проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними учителя, как правило, дают более чем скромный результат. Предлагаемый нами путь это различные упражнения со словами и текстами, выполнение которых обеспечивает формирование целого ряда мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Этот комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию следующих компонентов чтения: строгий побуквенный анализ, зрительный образ и смысл слова; быстрое различение похожих по написанию слов и букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова.
Подчеркивая основную ориентированность этих упражнений на детей, испытывающих большие трудности с формированием навыка чтения, заметим, что они также оказываются полезными и для таких детей, которые читают неплохо; они помогают им научиться читать более быстро, правильно и осмысленно. Предлагаемые нами упражнения помогут учителю развивать навыки чтения без отрыва от программного материала. Упражнения классифицированы по классам и по разделам изучаемого материала.
Литературное чтение
Класс | № темы | Название раздела | № упражнения | Название упражнения |
1 класс | 1. | Сравнение артикуляции гласных и согласных звуков. | 1.1 | «Кто как плачет?» |
1.2 | Упражнения на отчётливое произношение звуков. |
1.3 | «Играем со звуком». |
1.4 | «Эхо». |
1.5 | «Согласен, не согласен». |
1.6 | «Спрячь букву от буквоежки». |
1.7 | «Помоги пчёлке собрать урожай». |
1.8 | «Немое слово». |
2. | Упражнения в составлении предложений. Главная мысль предложения. | 2.1 | «Составь рассказ». |
2.2 | «Сочинялки». |
2.3 | «Снежный ком». |
2.4 | «Найди слова». |
3. | Составление слов из слогов. | 3.1 | «Цепочки слов» |
3.2 | «Буква убежала» |
3.3 | «Две половинки» |
3.4 | «Клички» |
3.5 | «Лесенка». |
3.6 | «Конструктор». |
3.7 | «Царство букв». |
4. | Звукобуквенный анализ. | 4.1 | «Почта». |
4.2 | «Буква в окошке». |
4.3 | «Буква растет». |
4.4 | «Помогите слову найти последнюю букву». |
4.5 | «Найти себе друзей». |
4.6 | «Буквы потерялись». |
4.7 | «Помогите Чебурашке». |
5. | Выделение ударного звука в словах. | 5.1 | «Заблудились в лесу». |
5.2 | «Найдите слово». |
5.3 | «Слоговой аукцион». |
5.4 | «Выросли на грядке». |
5.5 | «Пара». |
6. | Букварный период. Знакомство с буквами. | 6.1 | «Квадрат из букв». |
6.2 | «Будь внимательным». |
6.3 | «Бросаемся слогами». |
6.4 | «Рифмочки». |
2 класс | 1. | Самое великое чудо на свете. | 1.1 | «Называй – ка». |
1.2 | «Добавь гласные. Прочитай слова». |
Устное народное творчество. | 2.1 | «Скороговорки, считалки, небылицы». |
2.2 | «Загадки, пословицы, поговорки». |
2.3 | «По сказкам». |
2.4 | «Непонятные слова и выражения». |
2.5 | «Подбери синонимы». |
2.6 | «Составьте название сказок». |
2.7 | «Из какой сказки вещи». |
2.8 | «Узнавание сказок по сказочным предметам». |
2.9 | «Узнавание сказки по рисункам». |
2.10 | «Вспомни». |
2.11 | «Птичий базар». |
2.12 | «Название справа налево». |
2.13 | «Узнай басню». |
2.14 | «Речевая разминка». |
2.15 | «Соотнесите пословицы и басни». |
3. | Русские писатели. | 3.1 | «Отгадать шифровку». |
3.2 | «Соедините начало и конец пословиц». |
3.3 | Восстановление деформированного плана |
3.4 | «Скороговорки – перевёртыши». |
3.5 | «Назови лишнее». |
3.6 | «Доскажи словечко». |
3.7 | «Составь названия произведений». |
3.8 | «Соедини фамилию автора и название произведения». |
4. | О братьях наших меньших. | 4.1 | «Ребята и утята». |
4.2 | Шифровка |
4.3 | «Хлопайте в ладоши». |
4.4 | «Отгадай название» |
4.5 | «Расскажи по картинке» |
4.6 | «Расшифруй персонажи» |
4.7 | «Сочини рифму». |
4.8 | «Доскажи строчку». |
4.9 | «Найди слова в других словах». |
4.10 | «Назови быстро». |
4.11 | «Доскажи словечко». |
5. | Русская зима. | 5.1 | «Речевая разминка» (птичий базар). |
5.2 | «Звукопись». |
5.3 | «Найди пословицу в тексте». |
5.4 | «Угадай-ка». |
5.5 | «Шифрограмма». |
5.6 | «Восстанови слово». |
5.7 | «Найди пару». |
6. | Я и мои друзья. | 6.1 | «Речевая разминка – скороговорка». |
6.2 | «Собери пословицу из частей». |
7. | Люблю природу русскую. | 7.1 | «Читай через слог». |
7.2 | «Раздели на 2 группы». |
7.3 | «Шифровка». |
7.4 | «Загадки-шифровки». |
7.5 | «Угадай рассказ». |
7.6 | «Доскажи словечко». |
7.7 | «Найди ошибку». |
7.8 | «Найди лишнее». |
8. | Зарубежные писатели. | 8.1 | «Речевая разминка». |
8.2 | «Шифровка». |
8.3 | «Соедини правильно». |
8.4 | «Кто автор». |
8.5 | «Составь название сказок». |
3 класс | 1. | Устное народное творчество. | 1.1 | «Речевое дыхание». |
1.2 | «Читаем скороговорки и чистоговорки». |
1.3 | «Эрудит». |
1.4 | «Поиск». |
1.5 | «Соответствие». |
2. | Страницы русской классики. | 2.1 | Упражнения для развития техники чтения. |
2.2 | Упражнение для речевого дыхания. |
2.3 | Упражнение на развитие гибкости голоса. |
2.4 | Упражнения на развитие речевого аппарата. |
2.5 | «Читаем скороговорки и чистоговорки». |
2.6 | «Поиск». |
2.7 | «Соответствие». |
3. | Литературные сказки. | 3.1 | Упражнения для развития техники чтения. |
3.2 | Упражнение речевое дыхание. |
3.3 | Упражнение на развитие гибкости голоса. |
3.4 | Упражнения на развитие речевого аппарата. |
3.5 | «Читаем скороговорки и чистоговорки». |
3.6 | Упражнения на умение определять смысловую структуру текста. |
3.7 | «Поиск». |
3.8 | «Соответствие». |
4. | Любимые детские писатели. | 4.1 | Упражнение речевое дыхание. |
4.2 | «Читаем скороговорки и чистоговорки». |
4.3 | Упражнение на внимание. |
4.4 | «Запомни и расскажи». |
4.5 | «Слова». |
4.6 | «Кто больше запомнит». |
4.7 | «Запоминаем рисуя». |
4.8 | «Запоминаем слова». |
4.9 | «Посмотри и запомни». |
4.10 | «Поиск». |
5. | Зарубежная литература. | 4.11 5.1 | «Соответствие». Упражнение речевое дыхание. |
5.2 | Упражнения на развитие речевого аппарата. |
5.3 | «Читаем скороговорки и чистоговорки». |
5.4 | «Прогнозирование текста». |
5.5 | «Поиск». |
5.6 | «Соответствие». |
4 класс | 1. | Былины. Летописи. | 1.1 | «Собери слово». |
1.2 | «Найдите лишний персонаж». |
1.3 | «Найди своё место». |
1.4 | «Подбери отрывок из текста к иллюстрации учебника». |
1.5 | «Нарисуйте иллюстрацию к заданному отрывку текста». |
1.6 | «Определите древнерусского героя». |
1.7 | «Перескажи былину». |
2. | П. П. Ершов «Конек Горбунок. | 2.1 | «Собери пословицы». |
2.2 | «Продолжите предложения». |
2.3 | «Составьте вопросы по прочитанному произведению». |
2.4 | «Разделите героев сказки на две группы». |
3. | А. П. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. | 3.1 | «Найдите лишнее произведение». |
3.2 | «Прочитай по – разному». |
3.3 | «Подберите синонимы к словам». |
4. | Л. Н. Толстой «Детство». | 4.1 | «Выбери пословицу». |
4.2 | «Объясни смысл слов». |
5. | Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень». | 5.1 | «Узнай произведение по первым строкам». |
5.2 | «Подбери название к сказке». |
6. | А. П. Чехов «Мальчики». | 6.1 | «Расположи события в нужном порядке». |
7. | Ф. И. Тютчев. Стихи. | 7.1 | «Прочитай с ускорением». |
7.2 | «Подберите синонимы к словам, антонимы». |
8. | А. А. Фет. Стихи. | 8.1 | «Догадайся, о чем идет речь». |
8.2 | Упражнение «Соотнеси прочитанное и увиденное». |
8.3 | Упражнение «Соотнеси прочитанное и увиденное». |
9. | Е. А. Баратынский. Стихи. | 9.1 | «Разделите пословицы на две группы». |
9.2 | «Подберите синонимы к словам, антонимы». |
9.3 | Упражнение «Сравни картины». |
10. | А. Н. Плещеев «Дети птичка». | 10.1 | «Поиск слова». |
10.2 | Упражнение «Исправь ошибку». |
11. | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». | 11.1 | «Найди ключевые слова». |
11.2 | «Нарисуй, то о чем прочитал». |
12. | Н. А. Некрасов «Стихи». | 12.1 | «Доскажи словечко». |
12.2 | «Кто больше запомнит». |
13. | И. А. Бунин «Листопад» | 13.1 | «Кто самый внимательный». |
13.2 | «Сочини четверостишье». |
13.3 | «Эхо в горах». |
Обучение грамоте (чтение) 1 класс
Тема: «Сравнение артикуляции гласных и согласных звуков»
«Кто как плачет?»
Цель: стимулировать речевое высказывание, развивать речевое подражание;
Материал: кукла, игрушки: кошечка, собачка и т.д.
Ход: взрослый несколько раз показывает игрушку и называет ее. Вместе с ребенком нужно: укачивать куклу и тянуть: «А – а – а!» (кукла плачет). Учить повторять, как кричит ослик («Иа!»), мяукает кошка, лает собака и т.д. Несколько раз повторить звуковые комплексы должен взрослый, затем в процесс повторения вовлекается ребенок. Впоследствии провести такой вариант игры: взрослый показывает игрушку (например, куклу) и спрашивает: «Как кукла плачет?» Ребёнок произносит выученный звуковой комплекс. Перечень звуковых комплексов для разучивания: «А – а – а!» (кукла плачет), «Иа!» (кричит ослик), "Ау!" (дети заблудились в лесу), «Уа» (плачет ляля), «Бух» (падает что – либо), «Бум – бум» (бьют в барабан), «Мяу» (мяукает кошка), «Ав – ав» (лает собака), «би – би» (едет машина), «ту – ту» (едет паровоз).
«Упражнения на отчётливое произношение звуков»
Ход: Упражнения данного типа особенно полезны для учащихся первого и второго классов. Начинать подобную работу следует с артикуляции гласных и согласных, эти буквы пишутся на доске или карточках; в работе используются различные буквенные и слоговые таблицы. Как только дети в классе познакомятся с несколькими звуками и буквами, начнут учиться читать по слогам, учитель предлагает прочитать: А О У Ы И Б М Н Т В Попробуйте совместить эту работу с упражнениями на речевое дыхание и правильное произношение: «Делаем вдох и читаем, отчетливо произнося каждый звук (учитель выполняет задание вместе с детьми, показывая образец артикуляции, упражнения выполняются хором, индивидуально, в парах, по рядам, мальчики — девочки и т. д.)». Таким образом, осуществляется чтение и артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Помимо того, детям может быть предложено задание на чтение различного рода сочетаний: АОУИЭЕ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ и т. д. 3 – С – Ж, Щ – Ж – Ш, Ш – Ж – Щ, Б – Д – Т – П, Г – Ж – К – Ш, 3 – Ч – С – Щ – М – Ш и др. Ба — бя, бо — бе, бу — бю, бэ — бе, бы — би. За — зя, зо — зе, зу — зю, зэ — зе, зи — зы. Фа — фя, фе — фо, фу — фю, фэ — фе, фи — фы. Ля — ла, ло — ле, лю — лу, лэ — ле, лы — ли.
«Играем со звуком»
Ход: Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:
гудок поезда, который приближается или удаляется: М – М – М – М ...;
Шум ветра: В – В – В – В ...;
Жужжание пчелы или жука: Ж – Ж – Ж – Ж ...;
Писк летающего комара: 3 – 3 – 3 – 3 ...;
Рычание собаки (большой или маленькой): Р – Р – Р – Р ...;
Шипение змеи: Ш – Ш – Ш – Ш ...;
Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С – с – с – с.
«Эхо»
Поставить руки рупором ко рту и попробовать изобразить эхо в лесу или горах: «Ay! Ay! Ау!». А теперь один ряд учеников класса будет произносить (читать) слова, а остальные ребята станут эхом.
Например: за горой — рой, рой, рой; роет землю старый крот — рот, рот, рот и др.
«Согласен, не согласен»
Цель: развивать звукопроизношение, различение звуков на слух, тренировать слухоречевую память.
Ход: попросите ребенка найти ошибки – определить, правильно или неправильно вы произнесли слово, называя картинку:
«субы» (зубы) «гонь» (конь) «бячик» (мячик) «хумка» (сумка) «сляпа» (шляпа) «бомик» (домик) «дишня» (вишня) «кодка» (лодка) и т. п. При этом не надо требовать от ребенка, чтобы он говорил, как должно звучать слово правильно, то есть исправлял звуки.
«Спрячь букву от буквоежки»
Цель: развивать орфографическую зоркость.
Ход: За несчастной буквой «а» охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что «а» – самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы «а».
Наступила ранняя весна.
А теперь задание по – труднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы «ы».
1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.
А здесь вставляй точки вместо буквы «р».
2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.
Примечание для родителей. Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.
«Помоги пчёлке собрать урожай»
Цель: развивать пространственное ориентирование, закрепить знание букв.
Ход: Настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Материал:
Примечание: Начинать можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Вариант 1
Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?
Вариант 2
Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так: влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка. Направо, направо, направо, вверх, остановка. Налево, налево, налево, остановка. Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось? Можешь ли ты делать два дела сразу? Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.
«Немое слово»
Цель: развивать орфографическую зоркость.
Ход: Как сказать слово, не произнося ни звука. Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.
Материал:
Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать. Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово «КОТ». Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.
Тема: «Упражнения в составлении предложений. Главная мысль предложения»
«Составь рассказ»
Цель: учиться составлять текст из предложений, формировать понимание причинно – следственных связей событий.
Материал: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Ход: Подберите текст из 3 – 6 предложений. В каждом предложении количество слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения. Получится аккуратнее, если для набора текста рассказа воспользоваться возможностями компьютера. Пример предложений для игры: СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР / ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ / НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/. Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке.
«Сочинялки»
Цель: учиться понимать прочитанное, развивать мышление, развивать речь.
Материал: любой текст (из «Букваря» или «Азбуки»), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: Предварительно выберите текст из 4 – 6 простых предложений. Окончание рассказа закройте непрозрачной бумагой и предложите ребенку прочитать рассказ. Ребенку нужно придумать, чем может закончиться рассказ. Потом дайте ребёнку дочитать текст до конца и тем самым проверить его предположения. Представьте себе, сколько вариантов продолжения сможет придумать ребенок к такому рассказу! САША И КОСТЯ ВЫШЛИ ПОГУЛЯТЬ. МАЛЬЧИКИ РЕШИЛИ ПОИГРАТЬ В ФУТБОЛ. ОНИ ВЫБРАЛИ ДЛЯ ИГРЫ ПЕШЕХОДНУЮ ДОРОЖКУ.
«Снежный ком»
Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.
Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения. Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать.
Например: САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5 – 7 слов.
Например: СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ. Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.
«Найди слова»
Цель: тренировать избирательное внимание.
Ход: Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщаимашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
Тема: «Составление слов из слогов»
«Цепочки слов»
Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться читать слова, формировать навык осмысленного чтения.
Материал: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: Из картона нарежьте небольшие карточки. На карточках разноцветными карандашами или фломастерами напишите слоги (каждый слог – своим цветом), например НО, РА, МА, ЛО, СИ, ЛА, ПА. На столе перед ребенком выложите карточку со слогом НО. Пусть ребенок ее прочитает. Затем рядом положите карточку со слогом РА. Предложите ребенку и ее прочитать. Затем ребенку нужно прочитать оба слога и назвать получившееся слово (НОРА). Теперь уберите первую карточку (НО), попросите повторно прочитать оставшийся слог (РА). Рядом со слогом РА положите карточку МА. Предложите ребенку прочитать и этот слог, прочитать два слога вместе и назвать новое слово (РАМА). Так, постепенно убирая первый слог и добавляя новый, прочитайте с ребенком всю цепочку до конца: НОРА – РАМА – МАЛО – ЛОСИ – СИЛ – ЛАПА.
«Конструктор»
Цель: пополнять словарный запас, учить читать слова.
Ход: Детям загадывают слово «МАК». Дети придумывают слова, используя звуки этого слова:
«М» – мама, мыло, мир…
«А» – апельсин, арбуз, аист
«К» – круг, кукла, клоун, каша
Предложенное слово должно включать выученные буквы.
«Царство букв»
Цель: учить давать характеристику звукам.
Ход: Детям раздаются листы бумаги, на которых написаны буквы.
ААФААААТАРНОВЛУББКБББЮББПВВВЭВВВВЕЕВВРВИЛЕННШОГБДПДБА
ДДДДЕОРООООУОООЩШУУШОРМТБЫВКЭЖЗКЕЬТАПИИИИОЛЫЫЫДЫ
Задание:
Вычеркнуть все гласные
Подчеркнуть все согласные
Вычеркнуть звонкие согласные
Вычеркнуть шипящие согласные
Вычеркнуть парные согласные
«Буква убежала»
Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.
Материал: картинки с изображением носа, дуба, рака, сыра; гласные буквы – А, О, У, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю, Э (из разрезной азбуки или магнитные).
Ход: Под картинкой, на которой нарисован РАК, выложите первую и последнюю букву слова (Р и К), оставьте между ними промежуток. Спросите ребенка, все ли буквы слова на месте. Ребенку нужно догадаться, какую букву вставить в слово. Помогите ребенку выполнить задание: вместе с ним протяжно произнесите слово РАК (РААААААК), предложите пробовать вставлять разные буквы и читать образовавшиеся слова. Аналогично подберите пропущенные буквы к словам ДУБ, НОС, СЫР. Если ребенок ошибется при выполнении задания, не спешите исправлять его, а произнесите получившееся слово, возможно, так быстрее поймет свою ошибку и исправит ее сам.
«Две половинки»
Цель: запоминать слоги, учиться составлять слоги из половинок.
Материал: белый картон, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Ход: На карточках из картона напишите слоги, с которыми вы уже познакомили ребенка. Каждую карточку разделите с помощью простого карандаша и линейки на две равные половины – верхнюю и нижнюю. Разрежьте карточки.
Предложите ребенку составить разрезные слоги и прочитать их. Пусть дети, подставляя разные половинки друг к другу, выберут правильный вариант целого слога и прочитают его. Нужно предлагать к составлению не более 10 слогов. Если дети затрудняются в поиске, оставьте для выбора только нижние половинки слогов, а верхние выдавайте по одной. В следующий раз выдавайте нижние половинки, а все верхние разложите перед детьми для выбора.
«Клички»
Цель: Формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
«Лесенка»
Цель: учиться определять количество букв в словах, учиться определять порядок букв в словах, учиться подбирать слова с заданным количеством букв.
Материал: бумага, линейка, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: На бумаге с помощью простого карандаша и линейки начертите лесенку со ступеньками в 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 клеточек. Ступеньки расположите с правой стороны. Вырежьте лесенку. В первой левой клетке каждой ступеньки напишите одну и ту же букву, например, Т. Предложите детям придумать слова, начинающиеся на букву Т, состоящие из 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 букв, и вписать их в соответствующие клетки. Например: ТОК, ТОРТ, ТУФЛИ, ТАЛАНТ, ТАПОЧКИ, ТЕЛЕФОНЫ, ТЕЛЕВИЗОР.
Тема: «Звукобуквенный анализ»
«Почта»
Цель: учиться определять первый звук в словах, запоминать буквы.
Материал: игрушки (например, мишка, кукла, Буратино, пупсик, солдатик, тигренок), открытки, конверты, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: разложите открытки в конверты, на конвертах напишите «адрес» – первые буквы названий игрушек (М, К, Б, П, С, Т). «Превратите» одного из детей в почтальона: наденьте ему сумку через плечо, в сумку сложите письма. Ребенку нужно догадаться, кому из игрушек какое письмо отдать. Главное условие выполнения задания: игрушка получает конверт, на котором написана первая буква ее «имени».
«Буква в окошке»
Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.
Материал: белый и цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Ход: Подготовьте карточки из цветного и белого картона одинакового размера, приблизительно 13х18 см. Цветных карточек может пригодиться 3 – 5 штук, а количество белых карточек определите, исходя из количества заучиваемых букв. На карточках из белого картона напишите фломастерами крупные буквы. В карточках из цветного картона вырежьте «окошки» разной формы (круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные): в каждой карточке по одному окошку. Окошки желательно вырезать не посередине карточки, а смещая их немного вверх или вниз.
Спрячьте за карточкой с окошком карточку с буквой. Покажите детям окошко с буквой. Попросите узнать и назвать букву в окошке (по фрагменту). Обратите внимание! Одну и ту же букву можно загадывать многократно, чередуя карточки с окошками или изменяя предъявляемый фрагмент в окошке (это легко сделать, переворачивая карточку с окошком «вверх ногами»). Упражнение поможет хорошо запомнить графические образы букв, не путать буквы при дальнейшем обучении чтению.
«Буква растет»
Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.
Материал: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5x20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги «посадите» (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Если ребенок не может увеличивать размер буквы постепенно, сбивается на меньший размер, помогайте ему устными инструкциями: «А следующая буква чуть – чуть повыше», «Теперь еще чуть выше», «Снова буква повыше...» Упражнение прекрасно развивает мелкую моторику, формирует умение следовать инструкции.
Варианты: Можно изменить условия задания: писать, уменьшая размер буквы. Тогда нужно в левом углу полоски написать букву максимального размера – во всю ширину листа. Попробуйте составлять из букв «горки». Сначала постепенно увеличивайте размер буквы, доходя до максимального примерно в середине полоски, а затем постепенно уменьшайте размер, возвращаясь к исходному размеру буквы в самом конце строки. Или наоборот – начинайте писать с самой большой буквы, постепенно уменьшайте размер, доведя его до минимального к середине листа, а затем постепенно увеличивайте размер буквы, доводя его до исходного к концу строки.
Упражнение может быть проведено в различных вариантах:
1.Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами
Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться читать слова.
Ход: при выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.
2.Помогите буквам встретиться (найти себе друзей)
Прочитайте их молча, чтобы получились слова.
3. Упражнение «Буквы потерялись»
также можно предложить для чтения про себя:
.алва, .рава, .олодец, уче.ник, доро.а, каранда., ступе..ка, магаз.., желт.. лист, труслив.. за...
В дальнейшем детям могут предлагаться задания с использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов или отдельные части текста. Например:
Сережа
– Ах, как я л.блю прир.ду! –
Гов.рит Сер.жа. –
.чень я л.блю сирен.
И рябин. тоже!
И хотело.. бы спросит.
Тихо .. Сер.жи:
– Кто слом.. в сад. Сирен.
И ряб..у тоже?
Учитывая то, что дети первого – второго классов с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.
«Помогите Чебурашке»
Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.
Ход: Чебурашке в школе дали задание прочитать текст. Когда он на минутку отлучился, в класс зашла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами, при этом некоторые буквы оказались залиты. Помогите Чебурашке прочитать текст.
Как у старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ВыйдMM в погреб за смMтаной —
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.
Для развития у детей умения читать про себя уже во втором классе, ребятам можно предлагать связные прозаические и поэтические тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются) отдельные буквы, окончания, целые части слов.
Тема: «Выделение ударного звука в словах»
«Заблудились в лесу»
Цель: научиться выделять в слове ударный звук.
Ход: Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук – самый «громкий» звук в слове. – Ми – и – ишка! – Маши – и – инка! – Сло – о – он! Этап третий: звуковой анализ слова. Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех – пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
«Найдите слово»
Цель: развивать воображение, орфографическую зоркость.
Ход: Прочитайте слова, одновременно по выделенным буквам попробуйте найти и прочитать новое слово.
сок
носки
сам
Света
место
каток
кукла
Прочитайте слова, записанные в столбик. А теперь прочитайте сверху вниз новое слово, составленное из первых букв слов, а затем — снизу вверх, составленное из последних букв.
зола
арык
год
ангина
долг
«Слоговой аукцион»
Цель: развивать процесс восприятия.
Ход: Прочитайте слова, начинающиеся с одного и того же слога, продолжите этот ряд (для облегчения восприятия слог выделяется).
КОра, КОжа, КОза, КОтел, КОвер, КОроль, КОрабль и т. д.
Прочитайте слова, в середине которых находится слог «ТО», придумайте свои слова:
моТОцикл, поТОлок, кофТОчка, веТОчка
и т. д.
Прочитайте слова, которые заканчиваются на — «ЦЫ», дополните ряд:
птиЦЫ, гонЦЫ, огурЦЫ, ножниЦЫ, мастериЦЫ, постояльЦЫ и т. д.
«Выросли на грядке»
Цель: развивать пространственное ориентирование, логическое мышление.
Ход: Найдите в квадрате названия овощей, а прочитать их можно, шагая вниз, вверх, вправо, влево. Двигаться по диагонали нельзя.
«Пара»
Цель: развивать память, внимание.
Ход: Предлагаются пары слов. После двух разового хорового повторения, ученикам предлагается вспомнить пару слов по первому слову.
Например: ваза – цветы; город – улица; машина – колесо; зима – снег и т.д.
(После применения данного упражнения, пары слов рекомендуется увеличивать).
Тема: «Букварный период. Знакомство с буквами»
«Квадрат из букв»
Цель: развивать внимание, память.
Ход: Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован квадрат из букв.
А | Л | Р | О | А | Э | Ш |
П | У | Э | Н | Т | В | Л |
О | Ы | Ф | Ж | А | М | А |
Д | Р | Т | Ю | О | Р | О |
А | А | Б | О | Г | П | Д |
Ш | В | С | Т | З | Я | В |
Б | Д | Л | В | Д | М | Н |
Сколько раз встречается буква “А”?
Сколько раз встречается буква “О”?
Сколько раз встречается буква “Д”?
Сколько раз встречается буква “В”?
Сколько раз встречается буква “Э”
«Будь внимательным»
Цель: Формировать логическое мышление. Развивать слуховое восприятие.
Материал: Бумага, карандаши.
Ход: Один ученик называет 4 слова: три слова связаны между собой, а четвертое – лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Дети называют или рисуют лишнее слово.
«Бросаемся слогами»
Цель: развивать воображение, слуховое восприятие.
Ход: Один игрок называет какой – нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры:
Ко - …мар; …са; …тёнок; …рабль.
Са - …молёт; …поги; …мовар.
Де - …рево; …вочка; …ти.
Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА – ля – Ска.
«Рифмочки»
Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать умение различать звуки и их сочетания на слух.
Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: Из любых детских стихов выберите 4 – 5 пар рифм. Например: ОПУШКА – ИЗБУШКА, ДРОВА – ТРАВА, КНИЖКИ – МАРТЫШКИ, ЦВЕТОК – ВАСИЛЁК, ПТИЧКА – СИНИЧКА, ЁЛОЧКА – ИГОЛОЧКА, ДОМИК – ГНОМИК, ЗАЙЧАТКИ – ПЕРЧАТКИ.
Запишите рифмующиеся слова на карточки по одному. Предложите детям прочитать слова и составить их в пары так, чтобы получились рифмы – «маленькие стишки».
2 класс
Тема: «Самое великое чудо на свете»
«Называй – ка»
Цель: развивать воображение устную монологическую речь.
Ход: Выберите 1 из карточек. На обратной стороне написано название сказки. За короткое время надо подготовить и показать пантомиму.
«Прочитайте слова, добавив гласные»
БРСТ, ЛТПСЬ, КНГ, ТТРДЬ,ЧТН,ЧТТЛЬ
Тема: «Устное народное творчество»
«Скороговорки, считалки, небылицы»
Ход: Прочитайте слова снизу вверх «Добры бобры идут в боры»
Ы ы р
Р р т о
Б б у б
О о д
Д б и в
- Прочитайте слова справа налево:
НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
«Загадки, пословицы, поговорки»
Ход: Разбейте загадки по темам: животные, сад и огород, книга, письмо
- Загадайте 3 загадки о зиме….
- Придумайте и оформите кроссворд, где слова зашифрованы с помощью загадок.
«Сказки»
- Прочитайте названия русских народных сказок, добавив гласные:
ВЛК СМР КЗЛТ. МШ МДВДЬ, КЛБК
ЛСЧК С СКЛЧКЙ. ГС-ЛБД. РПК. ТРМК
-- Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке:
1) Где ум, там и толк. 2)У страха глаза велики. 3) Робкого и тень страшит.
4) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 5) В каждой шутке есть доля правды.
Объясните непонятные слова и выражения
Навострили уши -…, проведать -…,нынче-…, кабы -…, пир -…, потчевать -…, несолоно – хлебавши - .. служивый -…,побывка-…,сдобрить-…,варево -…,сметка -…
- Подбери синонимы. По 1 буквам отгадкам прочитайте название нового вида сказок.
1.Снежная буря – вьюга . 2.Глаз – око 3.Неправда – ложь 4. Временное лёгкое жилище – шалаш
5.Непоседа – егоза. 6.Любимая и дорогая мамина мама – бабушка. 7. Потоп –наводнение.
8.Пятая буква в алфавите с конца – Ы 9.Пища – еда (ВОЛШЕБНЫЕ)
- Составьте название сказок:
ГУСИ МОРОЗА
КАША ЛЕБЕДИ
ПЕТУШОК ТОПОР
ДЕВОЧКА ЗЁРНЫШКО
ДВА СНЕГУРОЧКА
- Из какой сказки вещи:
1. Туфелька «Золушка» 2.Стрела «Царевна-лягушка»
3.Сапог «Кот в сапогах» 4.Невод «Сказка о рыбаке и рыбке» 5.Печка «По щучьему веленью»
- Узнавание сказок по сказочным предметам
1. путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба
2. откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто
3. рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, звездочёт, петушок
- Узнавание сказки по рисункам
Кораблик, зеркало, корыто, яблоко, зайчонок, лебедь
- Конкурс «Вспомни»
1.Написать за 5 минут как можно больше видов устного народного творчества. (потешки…)
2. На карточке текст. Определи вид УНТ
Раз, 2,3,4,5, будем в прятки мы играть. Звёзды, месяц, луг, цветы…поводи поди-ка ты! (СЧИТАЛКА)
4.СТИХИ
А) Прочитайте «птичьим базаром»
Час обеда приближался, топот по двору раздался :
Входит 7 богатырей, 7 румяных усачей.
Б) прочитайте медленно, с ускорением, выразительно
В) Техника чтения
- Выберите трудные для чтения слова, учитель записывает на доску, разбивая на слоги:
У Лу – ко – морь – я не – ве – до – мых не – ви – дан – ных из – буш – кА при – хлы – нут
Г) Усвоение текста
- Учитель показывает картинки, а дети выбирают из текста отрывок
Д) Творческое задание
- Используя приём олицетворения, описать превращения зимы, опираясь на репродукции.
«Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула другим – и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде.. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебром накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила, украсила всё вокруг и осталась собой очень довольна.
5.БАСНИ
Тренировка произвольного внимания
Ход: Прочитай название справа налево.
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
«Узнай басню»
Ход: (на доске КОД) 1 2 1 2 1 2…
Луекбаеидрьащк, Чоилжуибгь, Зоебрекзаьляониа
Ответы: «Лебедь, щука и рак», «Зеркало и обезьяна», «Чиж и голубь»
«Речевая разминка»
Ход: Прочитайте «жужжащим» чтением
3 сороки тараторки тараторили на горке.
Прочитайте с удивлением, с вопросительной интонацией, с сердитой, с весёлой.
«Соотнесите пословицы и басни»
Ход: Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Поспешишь… …потехе – час
Лето пролежишь… …людей насмешишь
7 раз примерь…. …зимой с сумой побежишь
Много захочешь …один отрежь
Делу – время … …последнее потеряешь
Соедини начало и конец пословицы
Тема: «Русские писатели»
«Отгадать шифровку»
ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ — ОДОДОДОД…(Лев Николаевич Толстой)
«Соедините начало и конец пословиц»
1.При солнышке тепло…. …детки же и горе
2.Нет лучше дружка… …и душа на месте
3.Вся семья вместе… …при матери добро
4.Детки – радость… … чем родная матушка
5.Кто родителей почитает… … тот вовек не погибает
«Восстановление деформированного плана»
1.Филипок отправляется в школу. 2.Скучно дома 3.Опасная дорога в школу.
4.Знакомая дорога. 5.Встреча с учителем. 6.Раздумья на пороге школы.
7.Филипок читает. 8. «Ты погоди хвалиться…»
«Скороговорки – перевёртыши»
Икчущ у яушеч, икщуч у анитещ. (Щетина у чушки, чешуя у щучки.) Прочитать
«Назови лишнее»
Серый, белый, оранжевый, чёрный (кот или щенок не может быть оранжевым)
Усы, хвост, лапы, уши (хвост – 1 слог)
«Составь названия произведений»
Ход: По опорным словам составь названия произведений.
Стрекоза Лебедь Котёнок
Филипок Рак Рыбак
Муравей Щука Рыбка
«Соедини фамилию автора и название произведения»
Л.Н.Толстой «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкин «Стрекоза и муравей»
И.А.Крылов «Филипок»
Тема: «О братьях наших меньших»
«Ребята и утята»
Ход: Речевая разминка: сначала читаем по слогам, затем целыми словами РАЗ – ЛИ – ВА – ЛОСЬ
РУБ – ЛЕН – НЫХ , СТРЕ – КО – ТА – ЛА , ИС – ПУ – ГА – ЕШЬ – СЯ , ПО –ЛО – МАН – НЫМ
- чтение и проговаривание скороговорки
Уточка – вертихвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
- чтение целыми словами:
Бег – подбегали, убегали рассказ – рассказали еда – наедались
Испуг – испугаешься
«Шифровка»
Ход: Отгадайте, о ком пойдёт речь. Зачеркните буквы, которые подходят к этому шифру:
К м у е Р л д в И а е п н д о ь Шифр: 1 3 5 6 9 10 12 13 15 ( Ответ: медведь)
«Хлопайте в ладоши»
Ход: Если правильно, хлопайте. У кошки – котёнок, у собаки – собачонок, у зайчихи – зайчонок, у утки – утёнок, у овечки – овчонок, у курочки – цыплёнок, у ежихи – ежонок, у свиньи – свинёнок, у лисы- лисёнок, у рыбки – рыбёнок, у лосихи – лосёнок, у голубки – голубёнок.
«Отгадай название»
Ход: Отгадай название по опорным словам:
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. «Музыкант»
«Убери лишний персонаж»
Старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель, (ЛОШАДЬ)
4. «Расскажи по картинке» (лучшие сюжетные иллюстрации детей)
«Расшифруй персонажи»
КОНЕУТ АБЕТРЯ НТ УМАЗЫК ОВАС НЕЩКО
«Сочини рифму»
ТА – ТА – ТА – в нашем доме 3 (кота). ТЫ – ТЫ – ТЫ у них рыжие (хвосты) и т.д.
«Доскажи строчку»
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только …(девочки)
Коньком на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики). «Найди слова в других словах»
(выигрывает та команда, которая последней закончит).
Старушка, ладошка, плакат и т.д.
«Назови быстро»
(по одному определению назвать разные слова-предметы)
Круглое, красное, спелое…(яблоко), Круглая, жёлтая, спелая (дыня), круглый, лёгкий, воздушный (шар) …
«Доскажи словечко»
Знайте, не бывает лодки без реки. Праздника без песни, хлеба без…(муки)
Дождика без тучи, розы без шипов, сказок без начала, леса без…(грибов)
Знайте, не бывает моря без волны, шутки – без улыбки, марта – без ..(весны)
Тема: «Русская зима»
«Речевая разминка»
Ход: (птичий базар) – чтение с дирижированием.
Мчусь, как ветер, на коньках вдоль лесной опушки…Рукавицы на руках, шапка на макушке. 1 – 2 вот и поскользнулся, 1 – чуть не кувыркнулся… 1 – 2 крепче на ногах.
«Звукопись»
Ход: Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.
В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, что-то есть в нём от русских песен.
Поднебесье, тихие веси, сень берёзы и синь – рассвет, что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности и чистоты…. Только скажут – Сергей Есенин, всей России встают черты…
«Найди пословицу в тексте»
«Человек от лени болеет, а от труда здоровеет» и т.д.
«Угадай – ка»
Ход: Ученик выбирает карточку с отрывком из произведения и отвечает на вопрос. Прочитайте отрывок, назовите автора.
1) Улицей гуляет Дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берёз…
2) В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
3) Гуляли по чистому полю, по густому лесу 2 Мороза, 2 родных брата. Говорит один Мороз другому: «Братец Мороз – Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?
Тема: «Писатели – детям»
«Речевая разминка – скороговорка»
Села Алеся, с печи ноги свеся. Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
«Сочини небылицу по образцу»
Плюшка – (подушка, кружка, мушка…)
__________лягушка _____________ лужок
_________ подушка _____________ прыжок
Тренировка техники чтения, дикции (карточки с загадками – слабо читающим, в это время остальные работают со скороговорками).
«Шифрограмма»
Ход: Представители каждого ряда зачёркивают пары букв, из оставшихся получают фамилию писателя.
Ы М я р и з
Ю е х щ ъ а
С щ л ы б с
Ъ к д я о р
Б д э в е ю
«Восстанови слово»
Ход: Добавь гласную букву.
К М Д (комод), В Л Д (Володя), ш л п (шляпа) и т.д.
«Найди пару»
Горка – кататься, ножка - …, санки -…, речка -… и т.д.
Тема: «Я и мои друзья»
«Речевая разминка – скороговорка»
Ход: 3 раза: медленно, быстрее, очень быстро без ошибок.
Наши руки были в мыле. Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
«Собери пословицу из частей»
Ход: Раздели на 2 группы, определи тему.
Добрый человек…. … потом -говори
Сначала думай…. … добром и платит
Вырасти вырос…… … добру и учит
Век живи…. … а ума не вынес
За добро… … век учись
Тема: «Люблю природу русскую»
«Читай через слог»
Ход: Читай сначала в ____ , а затем в ___
ФЕ – НОВИЧ – ДОР – ТЮТ – ИВА – ЧЕВ
«Цифровой диктант»
Ход: Верны ли следующие утверждения : 1 – да, 0 – нет
1)Международный женский день – 1 мая
2)Бабушка – это папина или мамина мама
3)Дедушка – это человек на пенсии
4)Есть у меня 2 родных сестры, и у каждой из них по 2 родных сестры, нас – семеро (3)
5) В семье – 1 дед, 2 отца, 2 сына, 1 внук. Всего 6 мужчин (3) Ответ (0 1 0 0 0 )
3.Раздели на 2 группы произведения и дай общее название каждой группе.
Лиса и тетерев. Весенние воды. Сельская песенка. На лугу. Каша из топора.
Тема: «И в шутку и всерьёз»
«Шифровка»
Ход: Назови главного героя по шифру: 2,4,6,9,11,15,16,18,
М Ч Р Е Б У Ш О Р К А Л Т В Ш К Е А Щ
«Загадки – шифровки»
Ход: Отгадайте название книги.
Красноногий с длинной шеей щиплет за пятки – беги без оглядки. (19,18,11,8) – ГУСЬ
Зимой спит, летом ульи ворошит. (13,12,4,22,21,4,14) –МЕДВЕДЬ
От … копыт пыль по полю летит (1,16,15,4,10) – топота
Можно пришить, можно оторвать, можно найти, можно потерять. (17,18,19,10,9,3,5,6,) ПУГОВИЦА
Круглая, да не лук, жёлтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь.(2.12.15.20) репа
Ответ: 1 ,2, 3 ,4 ,5, 6, 7. 8, 9, 10 11, 12 ,13 ,14. 15, 16 17 ,18. 19, 20 21. 22
Т р и д ц а т ь в о с е м ь п о п у г а е в
«Угадай рассказ»
Ход: На карточках отрывки из прочитанных рассказов. Выразительно читают и называют.
Ответ: «Чебурашка», «Тайное становится явным», «Зарядка для хвоста».
«Доскажи словечко»
Ложка - это ложка, ложкой суп … (едят). Кошка- это кошка, у кошки семь…(котят)
Тряпка-это тряпка, тряпкой вытру… (стол). Шапка-это шапка, оделся и …(пошёл) и т.д.
«Найди ошибку»
1)Всё тайное становится ясным ( явным). 2) Товарищам взрослым.(детям)
3)Если был бы я мальчишкой (девчонкой) 4.С нашей квартирой (над).
«Разбей на 2 группы»
Дай название каждой группе. 1 – «Всё тайное становится явным», 2 – «Зарядка для хвоста».
Мама, попугай, милиционер, мартышка, слонёнок, Денис, дяденька, удав.
«Найди лишнее»
Ход: Из перечисленных героев есть 1 лишний.
1)Волк, лиса, бабочка, совы, сычи, дельфин.
2) Медвежонок, кролик, ослик, лиса, тигр, поросёнок.
3)Чебурашки, Чандр, Гена, Лена, Тобик, Шапокляк.
4)Вова, Андрейка, Слава, Саша, Боря (бабочка, лиса, Лена, Саша).
Тема: «Зарубежные писатели»
«Речевая разминка»
Девочка везла на возу козлёнка, козла и козу.
«Шифровка»
Ход: Зачеркнуть все буквы из шифра.
Е Р С В А Т О Л Ф С И Г Ш Н Р Н Ю И Е У В П С А Л Ш У М К
1 2 4 5 7 8 9 11 13 14 16 17 18 20 21 22 24 25 27 «Мафин и паук».
«Соедини правильно»
Ход: В 1 – название животного, во 2 – их имена.
Ослик Кэтти Тюлень Поппи Овечка Грейс
Щенок Вилли Страус Освальд Кенгуру Перигрин
Попугай Луиза Червячок Питер Пингвин Сэлли
«Кто автор»
Э.Хогарт «Красная шапочка» Ш.Перро «Принцесса на горошине»
Г.Х.Андерсен «Котауси и мауси» К. Чуковский « Мафин и паук»
«Составь название сказок»
Принцесса, паук, кот, шапочка, красная, Мафин, горошина, сапоги.
3 класс
Тема: «Устное народное творчество»
«Речевое дыхание»
Цель: поставить дыхание, голос, произношение.
Ход: Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох через нос – спокойный выдох до конца, без перерыва чтения.
Жжжжжж, ссссссс, ррррррр, шшшшшшш, мммммм.
«Читаем скороговорки и чистоговорки»
Цель: способствовать увеличению подвижности речевого аппарата, развитию дикционных умений.
Ход: Поезд мчится, скрежеща:
Же – че – ща.
Сыворотка из – под простокваши.
Упражнение на развитие мышления
Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
Ход: Дети по имеющимся признакам должны догадаться, о каком герое идёт речь, нарисовать иллюстрацию.
Большой, коричневый косолапый -
Маленькая, серая, пугливая -
Хвост – цеплялка, шерстка – невидимка, смелый -
«Добавь эпитет»
Цель: развитие памяти.
Ход: Руки…., конь….,коса….,девица…,лес..., столы…., терем….,птицы…, мороз…, сокол….
«Эрудит»
Цель: развитие мышления.
Ход: Из букв слова «Снегурочка» составить как можно больше слов.
Упражнение на восприятия и внимания
Цель: развитие умения концентрировать внимание.
Ход: Отделите друг от друга имена былинных персонажей.
ВЛА – ИЛЬ – РАЗ – ДИ – Я – БОЙ – МИР – МУ – НИК – КРА – РО – ДО – СНО – МЕЦ – БРЫ – СОЛ – СО – НЯ – НЫШ – ЛО – НИКИ – КО – ВЕЙ – ТИЧ
Какой персонаж лишний?
«Поиск»
Цель: развитие умения концентрировать внимание
Ход: Найди в тексте пословицы.
«Соответствие»
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Установите соответствие имени героя – названию произведения, иллюстрации – тексту, описания – герою.
Тема: «Страницы русской классики»
Упражнения для развития техники чтения
Цель: поставить дыхание, голос, произношение.
Ход: Прочитайте текст: вдох – выдох – пауза – вдох – выдох – пауза. Паузы обозначьте так:
Лисица позвала журавля на обед /и подала похлёбку на тарелке./ Журавль ничего не мог взять своим носом,/ и лисица съела всё сама. (Л.Толстой)
Упражнение на развитие речевого дыхания
Ход: Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвёртую строки прочитайте без пауз.
Я вошел в тенистый бор/
И увидел мухомор,/
Сыроежку, зеленушку,
Розоватую волнушку!
Упражнение на развитие гибкости голоса
Цель: развивать умение повышать и понижать его в нужный момент.
Ход: Прочитайте предложение. Нужно ли повышать или понижать голос?
Уж тает снег,
Бегут ручьи…
Упражнения на развитие речевого аппарата
Цель: развивать речевой аппарат, учить правильно произносить звуки: с – з, ш –ч – щ – ц; р – л, ж – ш – щ.
- Кра!
Кричит ворона.
Кража!
Караул!
Грабёж!
Пропажа!
Вор подкрался утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
«Читаем скороговорки и чистоговорки»
Цель: способствовать увеличению подвижности речевого аппарата, развитию дикционных умений.
Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
«Поиск»
Цель: развитие умения концентрировать внимание
Ход: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Найдите доказательство в тексте.
Грустное
Ликующее
Тоскливое
Сочувствующее
Радостное
Торжественное
«Соответствие»
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Установите соответствие имени героя – названию произведения, иллюстрации – тексту, описания – герою.
Тема: «Литературные сказки»
Упражнение речевое дыхание
Цель: поставить дыхание, голос, произношение.
Ход: Прочитайте на одном дыхании.
Жил был не царь, не король, не геройский герой, а жил – был мальчик. (Э.Мошковская)
Упражнение на развитие гибкости голоса
Цель: развивать умение повышать и понижать его в нужный момент.
Ход: Обозначьте стрелками повышение и понижение голоса.
Серенький козлик
Ходил и грустил.
Серого ослика
Козлик спросил?
- Когда тебя любят нежно,
Тебе хорошо?
Упражнения на развитие речевого аппарата
Цель: развивать речевой аппарат, учить правильно произносить звуки: с – Ход: з, ш –ч – щ – ц; р – л, ж – ш – щ.
Груши между листьями блестели,
Листья между грушами шумели,
И о чём листы шептали грушам,
Даже груши слушать не хотели.
«Читаем скороговорки и чистоговорки»
Цель: способствовать увеличению подвижности речевого аппарата, развитию дикционных умений.
Как у горки на пригорке
Жили тридцать три
Упражнения на умение определять смысловую структуру текста
Цель: формирование умения определять структуру текста, связи смысловых частей.
Ход: 1. Подобрать к каждому пункту плана соответствующую часть текста.
2.Работа с деформированным текстом.
Собери рассыпанные тексты.
Собери предложение из частей.
Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом, запиши заглавия этих частей.
«Поиск»
Цель: развитие умения концентрировать внимание
Найди в тексте пословицы.
«Соответствие»
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Установите соответствие имени героя – названию произведения, иллюстрации – тексту, описания – герою.
Тема: «Любимые детские писатели»
Упражнение для развития речевого дыхания
Цель: поставить дыхание, голос, произношение.
Ход: Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз
На дворе трава,/ на траве дрова;/
Не руби дрова на траве двора.
Упражнения на развитие речевого аппарата.
Цель: научить четко произносить гласные звуки, широко открывая рот.
Ииииииии; иу,иу,иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу, иу; аоуиэы; аоуиэы; аоуиэы;аы, ао,ау, иа, ио, иэ.
«Читаем скороговорки и чистоговорки»
Цель: способствовать увеличению подвижности речевого аппарата, развитию дикционных умений.
Осип охрип, а Архип осип.
Упражнение на развитие внимания
Цель: развитие внимания.
Ход: Учитель показывает 6 – 7 карточек с записанными опорными словами. Затем убирает их и спрашивает об определённой последовательности
Снова показывает слова, но не все, а ребята отвечают, каких слов не хватает.
Можно использовать слова, называющие действия обезьяны из рассказа Л.Толстого «Прыжок».
Вертелась, корчилась, прыгала, передразнивала, сорвала, подманила, радовалась.
«Запомни и расскажи»
Цель: развитие памяти.
Ход: Составь характеристику главного героя, используя модель – описание.
Листопадничек
Упрямый
Непослушный
Терпеливый
Трудолюбивый
Заботливый
Находчивый
«Слова»
Цель: развитие памяти.
Ход: Записать как можно больше слов, относящихся к изучаемым произведениям.
«Кто больше запомнит»
Цель: развитие памяти.
Ход: Первый участник называет любое слово из текста, изучаемого на уроке. Второй участник повторяет названное слово и называет своё. Следующий участник продолжает и т. д. Перед началом можно ввести правила, например, называем устаревшие слова.
«Запоминаем слова».
Цель: развитие памяти.
Ход: Игра проводится в парах. Каждый берёт лист бумаги и пишет 20 слов из текста, изучаемого на уроке. Пока дети пишут слова, они стараются их запомнить. Через одну минуту они обмениваются и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.
«Посмотри и запомни»
Цель: развитие памяти.
Ход: На столе раскладываются карточки с написанными на них словами из текста. Даётся время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.
«Поиск»
Цель: развитие умения концентрировать внимание.
Ход: Найди в тексте пословицы.
«Соответствие»
Цель: развитие мыслительных операций, установление соответствия.
Ход: Соедини стрелкой фамилию писателя с названием произведения.
М.Горький «Растрёпанный воробей»
К.Г. Паустовский «Дудочка и кувшинчик»
В.П.Катаев «Случай с Евсейкой»
В.В.Медведев «Двенадцать месяцев»
С.Я.Маршак
«Как воробьёнок придумал голосами меняться, и что из этого вышло».
Тема: «Зарубежная литература»
Цель: поставить дыхание, голос, произношение.
Ход: Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз
Цель: развивать речевой аппарат, учить правильно произносить звуки: с – з, ш - ч – щ – ц; р – л, ж – ш – щ.
Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз
Заваривши кашу,/ масла не жалеют;/
Начав дело, / не останавливаются.
Упражнения на развитие речевого аппарата
Щука проглотила щётку,
Щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?
«Читаем скороговорки и чистоговорки»
Цель: способствовать увеличению подвижности речевого аппарата, развитию дикционных умений.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Упражнения на прогнозирование текста. (Тексты выбирать из учебника)
Ход: Допиши словосочетания:
перочинный… карие…
грецкий… кромешный…
Дополни предложения.
Допиши текст.
Восстанови пропущенные строки в тексте.
«Поиск»
Цель: развитие умения концентрировать внимание.
Ход: Найди в тексте описание главного героя.
«Соответствие»
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход: Определите жанр каждого произведения. Соедините стрелками, найдите лишнее.
сказка Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
стихотворение Ш.Перро «Рике с хохолком»
легенда Легенды и мифы Древней Греции.
рассказ Б.Гримм «Принц – Лягушонок или Генрих железное сердце»
4 класс
Тема: «Былины. Летописи»
«Собери слово»
Цель: Развитие аналитико – синтетического мышления, внимания.
Ы, Б, И, Н, А, Л, Б, Г, Ы, О, А, Р, Ь, Л, Т, Е, П, О, И, Е, Ц, С, Л.
«Найдите лишний персонаж»
Цель: Развитие умения обобщать и классифицировать по заданному признаку.
а) Алеша Попович, Соловей – разбойник, Илья Муромец, Добрыня Никитич)
б) Алеша Попович, Никита – Кожемяка, Илья Муромец, Добрыня Никитич)
«Найди своё место»
Цель: Развитие умения выделять существенные признаки.
Назовите богатырей по старшинству (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).
«Подбери отрывок из текста к иллюстрации учебника»
Цель: Развитие умения анализировать, сравнивать информацию с различных источников.
«Нарисуйте иллюстрацию к заданному отрывку текста»
Цель: Развитие умения анализировать, сравнивать информацию с различных источников.
«По данному описанию определите древнерусского героя»
Цель: Развитие целостности восприятия, образного мышления.
«Перескажи былину от имени древнерусского героя»
Цель: развитие монологической речи, внимания.
П. П. Ершов «Конек Горбунок»
«Собери пословицы»
Цель: Развитие понятийного (смыслового) мышления.
Быль за сказкой а сказку слушай.
Кашку кушай, не угонится.
Умом разумом смекай да на ус мотай.
«Продолжите предложения»
Цель: развитие умения анализировать и использовать полученные знания из разных источников.
Ход: Имя Ершова… (Петр Петрович)
Он родился в… (1816 г)
Родился очень слабым, и родители, боясь потерять сына, решили…(его продать).
Охотно согласился это сделать…(неведомый нищий)
Заплатил он за мальчика… (медный грош)
Сказку «Конек – Горбунок» он написал в …(19 лет).
«Составьте вопросы по прочитанному произведению»
Цель: Развитие анализировать.
«Разделите героев сказки на две группы»
Цель: Развитие умения обобщать и классифицировать по заданному признаку.
А. П. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Найдите лишнее произведение»
Цель: Развитие умения обобщать и классифицировать по заданному признаку.
а) «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о потерянном времени».
б) «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зимняя дорога», «Сказка о золотом петушке».
«Прочитай по – разному»
Цель: Развитие артикуляционного аппарата.
На море, на окияне,
На острове Буяне
Стоит бык печеный,
В заду чеснок толченый.
С одного – то боку режь,
А с другого макай да ешь.
«Подберите синонимы к словам»
Цель: Развитие речи, обогащение активного словаря.
Своенравный (своевольный), грозно (сердито), изумленный (удивленный), мерзкий (плохой).
Л. Н. Толстой «Детство»
«Выбери пословицу»
Цель: Развитие понятийного (смыслового) мышления.
Детям предлагается подобрать пословицу, которая более точно отражает главную мысль произведения.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добрый человек всегда правдой живет.
Мудрым никто не родился, а научился.
Ученые образуют ум, воспитание – нравы.
«Объясни смысл слов»
Цель: Развитие понятийного (смыслового) мышления.
Ход: Учащимся дается задание найти устаревшие слова и попытаться объяснить их смысл.
Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
«Узнай произведение по первым строкам»
Цель: Развитие целостного восприятия, образного мышления, памяти.
Учитель зачитывает строки из знакомых произведений Л. Н. Толстого.
(«Старый дед и внучек», «Филиппок», «Правда всего дороже», «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок»)
«Подбери название к сказке»
Цель: Развитие понятийного (смыслового) мышления.
Ход: Детям предлагается подобрать свое название сказки, опираясь на главную мысль сказки.
Ф. И. Тютчев. Стихи
«Прочитай с ускорением»
Цель: Развитие артикуляционного аппарата.
Ход: Причитайте стихотворение В. Бахревского
- медленно, растягивая слова;
- с радостью в голосе;
- как скороговорку
Учитель определяет учеников, которым удалось прочитать быстрее всех.
«Подберите синонимы к словам, антонимы»
Цель: Развитие смыслового мышления, развитие речи.
Невольно (нечаянно, непроизвольно, случайно)
Изнемочь (потерять силы)
Сырой (мокрый)
Мгновение (момент, миг, секунда)
Печален (весел)
Побледнел (покраснел)
А. А. Фет. Стихи
«Догадайся, о чем идет речь»
Цель: Развитие образного мышления.
Ход: Прочитав пословицы и поговорки, догадайся, о чем будем говорить на уроке.
Без него и трава не растет.
Мокрому он не страшен. (Дождь)
Будет он – будут и грибки.
«Соотнеси прочитанное и увиденное»
Цель: Развитие целостности восприятия, образного мышления
Ход: Прочитайте стихотворение, рассмотрите данные иллюстрации, выберите ту иллюстрацию, которая, по вашему мнению отражает содержание стихотворения. Объясните свой выбор.
Е. А. Баратынский. Стихи.
«Разделите пословицы на две группы»
Цель: Развитие умения обобщать и классифицировать по заданному признаку.
Ход: Детям дается задание прочитать пословицы на две группы и обосновать свой выбор.
Весной и оглобля за ночь травой обрастет. (Одна из двух длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой)
Идет Варюха – береги нос да ухо. (Зима)
Зима не лето в шубу одета.
«Подберите синонимы к словам, антонимы»
Цель: Развитие смыслового мышления, развитие речи.
Ход: Подберите к словам синонимы, а потом антонимы.
Прочитайте стихотворение, заменив данные слова синонимами
Шумный (грохочущий, гремучий – тихий),
Торжествующий (победоносный, радостный – грустный),
Лазурь (синева – темнота),
Взревев (крикнул, заорал – притих)
Немеет (замирает – оживает)
Ропот (недовольство, ворчание, бурчание – восклицание).
«Сравни картины»
Цель: Развитие внимания.
Ход: Дети разбиваются на две команды (варианты) и по очереди перечисляют различия между двумя почти похожими картинами.
А. Н. Плещеев «Дети птичка»
«Поиск слова»
Цель: Развитие внимания.
Ход: Учитель называет слово из текста, дети ищут это слово и зачитывают предложение с данным словом.
«Исправь ошибку»
Цель: Развитие внимания.
Ход: Учитель, читая стихотворение, умышленно допускает самые разные ошибки. Детям необходимо их заметить и устранить.
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями»
«Найди ключевые слова»
Цель: Развитие смыслового мышления.
Ход: Попробуйте выбрать отдельные строчки из прочитанных стихотворений и расположить их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода от зимы к весне.
«Нарисуй, то о чем прочитал»
Цель: Развитие смыслового мышления, воображения.
Ход: Детям предлагается нарисовать иллюстрацию к отдельным частям стихотворения. Затем эти иллюстрации располагают в соответствии содержания стихотворения.
Н. А. Некрасов «Стихи»
«Доскажи словечко»
Цель: Развитие внимания, памяти.
Ход: Учитель зачитывает строчку из изучаемого произведения, дети хором называют пропущенное слово.
«Кто больше запомнит»
Цель: Развитие внимания.
Ход: Дети читают отрывок из произведения с целью как можно больше запомнить, затем учитель дает различные задания с целью выяснить, кто больше запомнил
а) Уточняющие вопросы по содержанию.
б) Подбери рифму.
в) Расставь слова в соответствии с текстом.
г) Добавь недостающие слова, словосочетания.
И. А. Бунин «Листопад»
«Кто самый внимательный»
Цель: Развитие внимания.
Ход: Детям предлагается соотнести предложенную иллюстрацию с текстом и найти несоответствия.
«Сочини четверостишье»
Цель: Развитие мыслительной деятельности.
Ход: По данным рифмам детям предлагается сочинить четверостишье на заданную тему.
Чтение по абзацам. Традиционная цепочка. Но дети читают текст вдвоем – например, с соседом по столику (или по стульчику). Один карабкается по крутому склону на вершину горы. Другой – с ним в одной связке, подстраховывает. Если кто из них сорвется в пропасть, второй удержит его на своем крюке, вбитом в щель каменного монолита.
Ребенок храбро одолевает еще полметра на пути к вершине (вершиной может быть конец абзаца, главы или просто одного предложения), и тут... он оступается (запинается и замолкает) и зависает над бездной. Сейчас раздастся душераздирающий крик: «А – А – а – а – а ...» Но тут на сцене появляется второй, протягивает товарищу свой ледоруб и вытаскивает его на прежнюю высоту. Как? – Шепотом, проговаривая трудное слово или слог. Уф! Полезли выше? Со временем парочки меняются ролями.
«Эхо в горах»
Ход: Читаете текст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав – эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста – потому что они не одни, а вместе с вами.
Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос – их преодолевать.
Заключение
Школа I ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников.
Предложенные нами коррекционные упражнения развивают и тренируют речедвигательные операции чтения, формируют возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок при чтении, вызванных запинками и сбоями артикулирования. Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Выполнение их превращает процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.
В результате использования на уроках коррекционных упражнений большинство детей, смогли достаточно эффективно преодолеть имевшиеся у них трудности с чтением.
Литература
Кречетова, Н.М. Профилактика нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Н.М. Кречетова. – Логопед: научно – методический журнал, 2008. – № 3. – с. 11 – 27.
Ситдикова, Д. Коррекционно – речевые развивающие игры. Индивидуальные занятия с детьми [Текст] / Д. Ситдикова. – Школьное воспитание, 2009. – № 12. – с. 122 – 123. – ил.
Новикова, Е.Л. Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 7 – 10 лет с ОНР: [игры и упражнения] [Текст] / Е. Л. Новикова. – Школьная педагогика, 2009. – Февр. (№ 2). – С . 38 – 43. – ил.
Панфилова, И. Играя, учимся: [упражнения для детей, испытывающих трудности с правильным произношением звуков] [Текст] / И. Панфилова. – Социальная защита, 2008. – № 6. – Социономия (социальная работа), 2008. – № 6. – с. 29 – 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные упражнения по чтению для ГИА-9-й класс
Упражнения, данные в этой курсовой , помогут учащимся лучше подготовиться к ГИА по английскому языку. Работа составлена моей коллегой Ткачевой Людмилой Викторовной. Приведены разные виды чтения и рабо...
Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа
Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...
Цикл коррекционно-развивающих упражнений для обучающихся 5-х классов по теме «Знакомство с компьютером»
Упражнения составлены с целью закрепить знания о базовом составе компьютера, об основных и периферийных устройствах....
Коррекционные упражнения при обучении чтению.
Комплекс упражнений по обучению чтению....
Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школы «Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами»
Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса корреционных школ...
«Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»
Выступление на тему: «Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»....
Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы «Чтение рассказа «Лягушонок» По М. Пришвину.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 2 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....