Открытое занятие на тему «: «Узнаю эмоцию по лицу».
методическая разработка (5 класс) по теме

Рахимуллина Гулия Абулаесовна

Открытое занятие на тему «: «Узнаю эмоцию по лицу».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике.

Задачи:

1) развитие умения различать эмоции по их проявлениям,

2) развитие выразительной мимики,

3) проигрывание различных эмоциональных состояний,

4) расширение представлений детей о том, что музыка может характеризовать эмоционально – чувственную сферу людей,

5) дать опыт проживания негативных ситуаций,

6) обучение детей способам регуляции своих эмоций (снятие психоэмоционального напряжения, страхов, умение изменить свое настроение).

Методические приемы:

- показ

- обсуждение

- элементы сюжетно – ролевой игры

- релаксационные приемы

Оборудование:

- магнитофон                                                                     - покрывало

- кассеты с записями                                                       - черный мешочек

- мягкая игрушка «Гусь»                                                 - бусы

- пиктограммы эмоций                                                   - бантик

- два колпачка из бумаги                                               - платок

Ход занятия:

  1. 1) Приветствие
  1. Игра – разминка «Нос, умойся!». Дети с помощью психолога инсценируют стихотворение  Э.Мошковской (из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»).
  1. 3) Основная часть

 

Основное содержание

Предполагаемые  ответы   и    действия   детей

 - Сегодня к нам в гости пришли эмоции. (Он медленно снимает покрывало со стульев, на которых разложены пиктограммы, обозначающие разные эмоции, а дети должны догадаться, что за эмоции перед ними).

 - Узнаете вы их?

 - Молодцы! Эмоции пришли не с пустыми руками, они принесли для нас свои игры и задания.

Показываю на пиктограмму «радости»:

- Что это за эмоция?

- Как вы догадались?

- Изобразим её.

- Хорошо! А теперь, представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Всё, что в середине нашего круга – это сцена. У меня в руках колпачки. Когда я вам надену их, вы станете клоунами и попробуете с помощью движений и выражения лица изобразить веселых клоунов. Кто хочет попробовать? (Выбирается два клоуна). А все остальные – зрители. Я включаю музыку, и представление начинается!

- Ребята, получилось у … ? (обсуждается каждый ребенок).

- Понравилось вам исполнять роли?

- Мы с вами весело посмеялись, но посмотрим, что приготовила нам грусть (психолог показывает на пиктограмму «грусти»).

- Слышите? (Включается запись с шумом дождя). Дождь пошел, и сразу стало грустно. Стали печальны цветы и грибы в лесу. Давайте покажем, как цветы наклонили головки до самой земли и грустно качают своими бутончиками (демонстрируется картинка с цветами под дождем). Для этого соединим руки над головой – это наши бутончики, будем медленно опускать руки вперед и раскачивать ими, а лицо у нас грустное, печальное; тяжелые капли дождя колотят по нежным бутончикам и листочкам.

- А недалеко от цветов растет старый гриб. Гриб настолько старый, что вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает порывов сильного ветра и тяжести большой намокшей шляпки (демонстрируется картинка с грибом под дождем). - Давайте покажем этот печальный гриб. Расставим ноги, опустим плечи и руки, голова клонится к плечу. На лице у нас грусть, мы плачем.

- Но дождь, наконец, закончился (запись дождя выключается), мы уже не плачем, но все еще грустно. Давайте покажем, как нам грустно.

- А вы знаете, как можно прогнать грусть? Нам поможет стихотворение:

- Я от грусти не заплачу,

Поведу себя иначе.

Чтобы грусти не бояться,

Надо весело смеяться!

- Давайте вместе прочитаем этот волшебный стишок!

- А мы умеем с вами смеяться?

-   Посмеялись, вот грусть и ушла!

- Посмотрите, какая эмоция готовит для нас следующее занятие (психолог показывает на пиктограмму «страха»). Включается музыка.

- Да, это эмоция страха. Попытаемся изобразить страх на своем лице: широко откроем глаза, рот, мы вот – вот закричим от страха! Послушайте музыку, посмотрите на меня.

- Молодцы! (психолог хвалит детей, у которых получилось лучше всех).

- Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте. А потом мы разыграем сценку (зачитывается рассказ «Галя и гусь»). Итак, чтобы разыграть эту сценку, нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?

 

- Гусь у нас есть – вот он (демонстрируется игрушка). И еще нам нужна бабушка.

На ребенка, изображающего Галю, надеваются бусы  и бантик, на бабушку – платок.

- Теперь покажем нашу сценку…

- Очень хорошо получилось у ребят! Кто – то еще хочет разыграть эту сценку?

- Смотрите ребята, получается, чтобы прогнать страх, нужно защитить того, кто боится, утешить его. Как мы можем это сделать?

- Давайте вместе сначала испугаемся, сделаем испуганное лицо, а потом улыбнемся.

- Но нас ждет еще одна эмоция. Посмотрите на выражение лица. Что произошло с его ртом, бровями? Какие у него глаза? (психолог показывает пиктограмму «злость»). Что это за эмоция?

- Правильно. Это злость (включается музыка). Попробуем изобразить её: нахмурим брови, расширим глаза, оскалим рот в страшной ухмылке.

- Молодцы, хорошо получилось … (обсуждается каждый ребенок).

- Злость приготовила для нас игру под названием «Жужа». Жужа – это пчела, которую дети хотят выманить из улья, чтобы полакомиться медом. Они кричат ей:

Жужа, Жужа, выходи!

Жужа, Жужа, догони!

А Жужа смотрит из улья, показывает кулаки, делает страшное лицо, топает ногами от злости, не хочет выходить из улья, а когда ей все это надоедает, она выскакивает из улья и начинает гоняться за детьми, стараясь их поймать.

- Кто у нас будет Жужей?

- Итак, Жужа у нас есть, она сидит в улье, а мы дразним её, стараясь выманить из улья.

- Понравилась игра?

- Но мы с вами не будем злиться. Вот это волшебный мешочек и мы спрячем сюда всю злость (демонстрируется черный мешочек). Покричим в него:

- Уходи, злость! Уходи!

- Вся злость ушла?

- Теперь крепко завяжем его и спрячем (мешочек завязывается и убирается).

- Скажите, какие эмоции были у нас в гостях сегодня?

- Изобразим их с помощью выражения лица.

- Молодцы!

Дети отвечают: - Да!

Дети отвечают: - Это радость.

Дети отвечают: - Потому что лицо с улыбкой.

Психолог улыбается, дети повторяют за ним.

Дети под веселую музыку улыбаются и изображают радостных клоунов. (Каждый ребенок должен побывать в роли клоунов).

Дети отвечают: - Да!

Дети прислушиваются к шуму дождя.

Психолог показывает движения грустных цветов, дети повторяют за ним.

Психолог показывает движения и мимику, дети повторяют за ним.

Дети показывают  мимикой грусть вместе с психологом. Отмечаются лучшие показы.

Дети читают стихотворение вместе с психологом.

Дети смеются вместе с психологом.

Дети отвечают: - Страх, испуг.

Психолог показывает мимикой  «страх», дети повторяют за ним.

Выбирается желающий из детей.

Выбирается желающий из детей.

Психолог медленно зачитывает рассказ, ребенок, играющий Галю, мимикой показывает, как он испугался, бабушка в конце истории гладит Галю по голове, успокаивая её.

Сценка разыгрывается несколько раз, чтобы все дети поучаствовали в роли испугавшейся Гали.

Обсуждение вариантов с детьми: погладить по голове, обнять, сказать ласковое слово, помочь сделать то, чего боится этот человек. Если мы сами чего – то боимся, можно попросить помощи у друга, воспитателя, мамы или вспомнить что – нибудь хорошее, улыбнуться и страх… убежит.

Дети выполняют вместе с психологом, отмечаются лучшие показы.

Дети отвечают: - Злость, гнев.

Дети выполняют вместе с психологом.

Выбирается водящий из детей.

Дети с психологом играют в игру…

Проигрываем игру несколько раз, чтобы все дети смогли побывать сердитой  Жужей.

В конце игры обсуждается, что у кого получилось и что пока не получается.

Дети отвечают: - Да!

Каждый ребенок по – очереди кричит в мешочек слова.

Дети отвечают: Да!

Дети называют: - Радость, грусть, страх и злость.

Дети изображают эмоции вместе с психологом, отмечаются умения каждого ребенка.

4) Заключительная часть

- Наше занятие подходит к концу, и я уже слышу, как журчит наш ручеек радости (упражнение из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»). Давайте возьмемся за руки, представим, как чистый ручеек течет по нашему кружочку, и поделимся своей улыбкой друг с другом (дети передают свою улыбку по кругу).

- Все получили улыбку и хорошее настроение! Занятие закончено. До свидания!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Открытое занятие по теме: «Требования к проектированию учебно-тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников»

Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с  требованиями, установленными методикой оценки уровня квалифи...

Открытое занятие: «Путешествие в страну эмоций.»

занятие направленное на развитие эмоциональной сферы у детей  младшего школьного возраста, учащиеся учатся понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, заданное эмоционально...

Конспект занятия по теме: "Ваши эмоции"

Развитие эмоциональной сферы дошкольников....

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...

Занятие на тему: «Наши эмоции».

Цель занятия: помочь участникам распознавать свои эмоции и научить детей адекватным способам их выражения....