Стихи на логопедические упражнения
материал на тему

Ложникова Кристина Валерьевна

 

Стихи на логопедические упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_na_logoped_upr.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи на логопедические упражнения

   Стихи с логопедическими упражнениями

   Логопедические упражнения - дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть - другое дело.

   Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку - покажем, как она умывается, балуемся - изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку - поговорим о качелях во дворе.

   Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой - двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом "логопедические", можно даже не рассказывать.

   К сожалению, выполнение этих упражнений не заменит полноценные занятия с логопедом, зато поможет подготовить к ним и существенно сократить их количество.

  

  

   ***

   (Упражнение 1) "чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов; 2)"котенок": имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот"; 3) облизать по кругу губы 4) имитируем вылизывание котенком шерстки). 

  

   Налью в чашечку котенку /упражнение 1 

   Молочко, молочко.

   Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2 

   Молочко язычком.

   Служит ложечкой котенку /упражнение 1 

   Язычок, язычок.

   И дрожит хвостик тонкий,

   И вздыхает бочок.

   А когда закончит ужин

   Наш усатый чудак,

   Зная, что быть чистым нужно,

   Умывается так:

   Он оближет свои губки, /упражнение 3 

   А потом - еще раз,

   Чисто вымоет шубку /упражнение4 

   Язычком, а подчас

   Лапой мордочку моет -

   Как мочалкой скоблит.

   "Мурр!" - мне скажет с любовью:

   "Все, спасибо: я сыт! "

  

  

   ***

   (Упражнение 1) "чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов; 2)"ложечка" - язычок становится более узким и длинным; 3) широко открываем и закрываем рот). 

  

   Наварила Катя кашки:

   Подставляйте, куклы, чашки!

   Чашка - Саше, чашка - Маше, / упражнение 1 

   Эта чашечка - Наташе

   И пол-чашки - Валеньке,

   Кукле самой маленькой.

   Эта - зайке, эта - мишке,

   Буратино-шалунишке.

   Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2 

   Кушай ложкой, а не носом!

   Кто все быстро сможет скушать,

   Тот пирог получит с грушей.

   Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3 

   Быстро съели все до крошки!

  

  

   ***

   (Упражнение "грибок": язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка )

  

   Еле маленький грибок

   Через мох пробиться смог.

   Целый день он подрастал,

   К вечеру огромным стал.

   Нас увидев, удивился,

   И, подумав, поклонился:

   Шляпку снял и выгнул спинку:

   - Не возьмете ли в корзинку?!

  

   ***

   (Упражнение "грибок") 

   А теперь - смотри, смотри -

   Мы с тобой - богатыри:

   Рухнул старый-старый дом -

   Мы поднимем крышу в нем.

  

  

   ***

   (Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем) 

  

   Ветер в трубочку свернул

   Листик, в дудочку подул:

   Песенка - дыханье Ветра -

   Зазвенела... где-то, где-то,

   Там, за синими лесами

   Обернулась парусами.

   Морской Ветер - старший брат -

   Этой песенке так рад! -

   Щеки надувает,

   Парус наполняет:

   Облака-кораблики -

   Белые журавлики -

   Снова за леса плывут -

   С моря дождики везут.

  

  

   ***

   (Упражнение "балалайка": напряженную верхнюю губу раздражаем языком.) 

  

   - Эй, зайчонок, серый зайка,

   Мне сыграй на балалайке!

   Подыграй, а я спою

   Песню лучшую мою!

  

   Зайка серый разыгрался,

   Зайка очень постарался,

   Балалаечка звенела,

   Белка рыженькая пела.

  

   - Ты устал? Ну, отдохни

   И опять играть начни.

   Молодчина, зайка!

   Вот так балалайка!

  

  

   ***

   (Упражнение "дятел": "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах) 

  

   - Кто в лесу стучит, стучит?

   - Дятел дерево долбит:

   - Д-д-д-д-д-д-ды,

   Нелегки мои труды:

   Я не просто так стучу -

   Это дерево лечу:

   Под корой - жучков ходы,

   Д-д-д-д-д-д-ды.

  

  

   ***

   (Упражнение "гусь" - шипим: дуем на язык, подняв его к небу; 

   упражнение "индюк" - широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося "бл-бл-бл") 

  

   Гусь поспорил с индюком:

   Птичник: чей же это дом?

   Гусь шипит: "Да ты малыш!

   Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"

   А индюк: "Бл-бл-бл-бла!

   У тебя нет ни кола!

   Всем понятно: птичник - мой!

   Я иду к себе домой!"

   Воробьи взлетают с крыш,

   Испугавшись "Ш-ш-ш!"

   И бегут на край села

   Уточки от "Бл-бл-бла!".

   ...Ты пугать умеешь, друг,

   И как гусь, и как индюк?

   Нас немного посмеши:

   Двух задир нам покажи!

  

  

   ***

   (Учимся "рычать": тренируемся произносить "Р") 

  

   Львенок учится рычать,

   Очень хочет "Рррр!" сказать.

   Мордочку свою задрав,

   Хочет - "Рррр!", выходит: "Мяв!"

  

   Как он стать львом грозным сможет?

   Мы с тобой ему поможем!

   Трактор - синий богатырь -

   Как мотор заводит?

   - Тррр!

  

   Молния сверкает! Гром!

   Мы его не пустим в дом -

   Крыша прочная! Нет дыр!

   Пусть себе ворчит:

   - Гррр! Грррр!

  

   Берег речки. Гладь воды.

   Слышно катер: "Ды-ды-ды".

   Вот подходит пассажир -

   Катерок взревет: "Дрррр! Дрррр!"

  

   Львенок маленький старался,

   Львенок долго упражнялся.

   Он, как папа, на весь мир

   Скажет громко, звонко: "Ррррр!"

  

  

   ***

   (Упражнения: 1) Широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба. 2) Языком чистим зубы изнутри влево-вправо. 3) Широкий язычок расстилаем на нижней губе. Через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на губе широкий ("стряхиваем пыль"))

  

   Как-то раз решил свой домик

   Привести в порядок гномик:

   Краску, кисточку нашел -

   Потолок белить пошел.

   Кисточка: назад - вперед,- /упражнение 1 

   Еще краску гном берет,

   Красит вновь: вперед - назад.

   Как красиво! Гномик рад.

  

   Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах 

   Выметает паутину

   И в углу, и на комоде:

   - Пауки пусть в сад уходят!

   Сверху - все. Спускаюсь вниз.

   Ну, грязюка, берегись!

  

   Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах 

   - Влево-вправо! - моет стенку:

   - Вправо-влево! - вновь и снова.

   Дом сияет, словно новый!

  

   Положил половичок /упражнение 3 

   На забор наш старичок:

   - Пыль стряхну с него раз пять -

   На пол постелю опять.

  

   Вымыт пол. Приятно в доме.

   И решил усталый гномик:

   - Заслужил я угощенье -

   Чай малиновый. С вареньем!

  

  

   ***

   (Упражнение "качели": язык движется вверх-вниз)

  

   Во дворе стоят качели.

   Вы качались? В самом деле?

   Ну-ка, заинька, садись:

   Вверх-вниз, вверх-вниз!

  

   Вот лисичка:

   - Стойте! Дайте!

   Меня тоже покачайте!

   Что ж, исполним твой каприз:

   Вверх-вниз, вверх-вниз!

  

   Ох: качели косолапый

   Останавливает лапой:

   - Я качаюсь! Берегись!

   Вверх-вниз, вверх-вниз!

  

  

  

  

   ***

   (Упражнение: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом "спинку" языка поднимать и опускать)

  

   Едет к бабушке Егорка:

   Забирается на горку, /выгнуть "спинку" языка 

   После горки - вновь низина. /опустить язычок 

   Речка... Мостик выгнул спину. /выгнуть "спинку" языка 

   Дальше ровная дорожка. /опустить язычок 

   Брызнул дождь - чуть-чуть, немножко.

   В небе радуга проснулась,

   Над дорожкой изогнулась. /выгнуть "спинку" языка 

  

  

   ***

   (Упражнение "крокодил": широко открываем и закрываем рот)

  

   Серый волк под старой елкой

   Два часа зубами щелкал.

   Широко рот открывал,

   Но зайчишку не поймал.

  

  

   Слоненок и зебра 

   (Упражнение 1: имитировать всасывание воды через тонкую трубочку 

   Упражнение 2: вытянуть губы вперед трубочкой и дуть)

  

   В зоопарке жарко-жарко.

   Как слоненку зебру жалко! -

   Солнце жарит целый день,

   Бесполезна даже тень.

   Бедной зебре очень плохо!

   Только слон не будет охать:

   В пруд свой хобот опускает - /упражнение 1 

   Воду до-о-олго набирает.

   Хобот - вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2 

   - Дождь! - ах, как же зебра рада!

  

  

   ***

   (Упражнение 1: рот широко открыть и закрыть 

   Упражнение 2: плотно сжать губы)

  

   У медведя нет корзины - /упражнение 1 

   Собирает в рот малину. /упражнение 2 

  

  

   Рыбка 

  

   (Упражнение "рыбка": округляем губы, делаем захватывающее движение губами)

   Не наживка - без крючка

   Рыбке дали червячка.

   Рыбка радуется: "О-о-о!

   Я, пожалуй, съем его!"

  

  

   Слоненок 

  

   (Упражнение "хоботок": сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5)

  

   Посмотрите на слоненка:

   Хобот длинный у ребенка!

   - А я так умею тоже! -

   Маме говорит Сережа.

   Губы трубочкой свернул

   И вперед как потянул!

   - Посмотрите, как хорош! -

   Я на слоника похож!

  

  

   Бурундук 

  

   (Упражнение "перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. )

   Бурундук, нас встретив, в спешке

   Прячет за щекой орешки -

   Щечка стала, словно мяч!

   - Покажи, что там, не прячь!

   Злится бурундук в ответ:

   - Ничего за щечкой нет -

   Видишь, тонкая какая.

   - Видим - круглая другая.

   Ты в секрете не держи -

   Что за щечкой? Покажи!

   - И за этой пусто тоже! -

   Бурундук всерьез встревожен,

   Он орешки взад-вперед

   Перекатывает:

   - Вот:

   Здесь их нет, и здесь их нет!

   Мы достали свой обед:

   - Не тревожься и не злись!

   На морковку - угостись!

   Мы пойдем - нас ждет медвежка...

   - Эй, ребята! Там - орешки.

  

  

   Пони 

  

   (Упражнение "лошадка". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.)

  

   Сбоку - дорожка, а в центре - лужок.

   Маленький пони, мой добрый дружок,

   Снова и снова катает ребят:

   Слышишь, копыта стучат и стучат.

  

   Раз поиграть он со мною не может,

   Стану как будто лошадкою тоже:

   Словно копыта, звучит язычок:

   - Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

  

  

   ***

   (Упражнение "перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. )

  

   Леденец от щечки к щечке

   Перекатывает дочка.

   Не спешит, не разгрызает:

   Пусть подольше он не тает!

  

   ***

   (Упражнение "улыбка": удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.) 

  

   Мы с тобой когда проснемся,

   Сразу солнцу улыбнемся!

  

  

   На даче 

  

   (Упражнение 1) "заборчик": губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) "воротца": то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке) 

  

   Мы посадим лук и репку

   И забор поставим крепкий. /упражнение 1 

   В нем калитку сделать надо - /упражнение 2 

   Мы гостям хорошим рады!

  

  

   ***

   (Упражнение "бублик": зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5) 

  

   Круглый бублик получаю

   Я всегда на завтрак к чаю.

  

  

   ***

   (Чередование упражнений: 1) "бублик" и 2)"заборчик") 

  

   Вот - забор,

   а в нем - дыра,

   Я за ней смотрел вчера:

   В детский сад детей ведут -

   Все через дыру идут:

   Вот влезают за забор

   Тетя Света и Егор,

   Дядя Федя и двойняшки,

   Вот - Борис с сестрой Наташкой,

   Тащит Димку баба Галя,

   Пыхтит повар тетя Валя.

   Тете Вале нелегко:

   На тележке - молоко.

   Пролезают: "ох!" да "ах!"

   ...А калитка - в двух шагах!

  

  

  

   ***

   (Упражнение "кролик": зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.) 

  

   Кролик - беленький пушок,

   Поиграй со мной, дружок!

  

   ***

   (Упражнение "уточка": вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки) 

  

   А теперь на две минутки

   Станем мы с тобой как утки:

   Губы вытянем вперед -

   Станет плоским клювом рот.

  

  

   ***

   (Упражнение "недовольная лошадка": поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади) 

  

   Дам лошадке я картошку:

   - На, полакомься немножко!

   - Фрр! - лошадка недовольна:

   - Лучше хлеб дай черный с солью!

  

  

   ***

   (Упражнение "воздушный шар": надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки) 

  

   Шар воздушный ярко-красный

   На столе лежит напрасно.

   Я его надую лучше:

   Станет он большой, летучий!

  

  

   ***

   (Упражнение "чистим зубы": рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами) 

  

   Чтобы зубки стали чище,

   Каждый день их щеткой чищу.

  

  

   *** 

   (Упражнение "пятачок": вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.) 

  

   Дети свинку угощают,

   Свинкин носик выбирает:

   Держит высоко Андрюша

   Сладкую большую грушу.

   Справа - рыженький Антошка

   Предлагает ей картошку.

   Может, у Катюшки шустрой -

   Там, внизу - забрать капусту?

   Слева - с яблоками Лада.

   Хрюшке что-то делать надо:

   Ищет пятачок опять:

   "Это выбрать? Это взять?"

  

  

  

   ***

   (Упражнение 1) надуть щеки; 2) втянуть щеки) 

  

   Что-то рыбку испугает -

   Рыбка щеки надувает: /упражнение 1 

   Мол, меня не трогай лучше! -

   Я большая! И в колючках!

   Как опасность миновала, /упражнение 2 

   Рыбка вновь худышкой стала.

  

  

   ***

   (Упражнение "прятки": быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот ) 

  

   Мышка выглянет из норки -

   Очень хочет сыра корку! -

   Тут же прячется опять:

   Рядом кошка - страшно взять!

  

  

   ***

   (Упражнение 1) "вкусное варенье": облизать верхнюю губу справа налево, затем - слева направо; 2) облизывать губы по кругу) 

  

   У меня сегодня - чудо-настроенье:

   Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1 

   Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2 

   А потом "спасибо" бабушке скажу.

  

  

   ***

   (Упражнение: чередуем "улыбку"- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и "хоботок"- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед)

  

   Улыбнись скорей, дружок!

   А теперь, ребенок,

   Покажи мне хоботок,

   Словно ты - слоненок!

  

  

   ***

   (Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "та-та-та")

  

   Пыльный и большой ковер

   Положили на забор,

   Выбиваем: "Та-та-та!"

   Будет в доме чистота!

  

  

   ***

   (Упражнение "часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе) 

  

   Как часы, заладим в такт:

   - Тик-так! Тик-так!

   Разговариваем так:

   - Тик-так! Тик-так!

   Мы не просто так болтаем,

   А секундочки считаем,

   Отставать нельзя никак:

   - Тик-так! Тик-так!

  

  

   ***

   (Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу ) 

  

   Если губки я кусаю,

   Значит, я переживаю.

   Если губки я чешу,

   Значит, сладкого прошу.

  

  

   ***

   (Упражнение: чередуем "улыбку" - удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и "хоботок") 

  

   Открываем сумочку -

   В сумке видим трубочку.

  

  

   ***

   (Упражнение "рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга) 

  

   Рыбка рыбке говорила:

   - Я сегодня борщ сварила

   Из ракушек и из ила,

   Очень-очень вкусно было!

  

   Рыбка рыбке отвечала:

   - Ты, кума, не то сказала:

   Это был не борщ, а щи -

   Для борща траву ищи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия презентаций логопедических упражнений по теме "Парные по глухости - звонкости согласные звуки и буквы"

Слайды презентаций в программе Power Point это удобный и результативный способ предоставить ребенку возможность с интересом выполнить то или иное логопедическое упражнение. Презентация со...

Логопедические упражнения

Артикуляционная, дыхательная гимнастика...

логопедические упражнения

упражнения с логопедом...

Логопедические упражнения в небольших рифмовках.

Речевой материал , который дается ребёнку в виде рифмовок, служит определенной дидактической цели. Это специальные упражнения, которые построенны по законам ритма и рифмы.  Они наполненны определ...

Логопедические упражнения на каждый день для формирования четкой речи.

Логопедические упражнения на каждый день для формирования четкой речи будут полезны родителям, воспитателям, логопедам и учителям начальных классов. Данные упражнения помогут в развитии артикуляционно...

Комплекс логопедических упражнений "С Новым годом!"

Комлекс логопедических упражнений включает:упражнения артикуляционной гимнастики для губ, щек, языка;проговаривание стихотворного текса в сопровождение хлопков или отстукивания в заданном ритме;упражн...

Комплекс логопедических упражнений для мышечного расслабления

Комплекс предназначен прежде всего для детей с заиканием. Упражнения будут полезны и при других нарушениях, например, обусловленных дизартрией....