Логопедическое индивидуальное занятие "Звук Л"
план-конспект урока по теме

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Л в словах, словосочетаниях, предложениях. Занятие проводится с ученицей 1 класса коррекционно-развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: Звук Л.

Этап: Автоматизация звука  Л.

Цель: Учить правильно произносить звук Л в словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

1. Уточнить изолированное произнесение звука Л.

2. Продолжать упражнять в произнесении звука Л в слогах, словах.

3. Упражнять в определении места и позиции звука в слове.

4. Активизировать словарь по теме « Перелетные и зимующие птицы».

5. Упражнять в образовании качественных прилагательных;

упражнять в словоизменении существительных по падежам, глаголов прошедшего времени по родам.

6. Развивать артикуляционную моторику, слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, фонематическое восприятие, мышление, память.

Оборудование: Аудиозапись «Пение птиц»;  картинки-символы (для артикуляционной гимнастики); разрезная картинка «Клоун»; плоскостные фигуры (солнце с лучиками, облака); шкатулка; картинки с изображением птиц (галка, соловей, ласточка, голубь, иволга, щегол, дятел), скворечника, кормушки; карточки со слогами, словами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуй, Саша! Я учитель-логопед из другой школы, занимаюсь с такими же детьми как ты. Сегодня я хочу провести занятие с тобой.

2. Психологический настрой.

(Звучит спокойная музыка).

- Садись удобно, Сашенька, и внимательно меня слушай. Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи себе: «На занятии я буду умницей, и тогда всё у меня получится».

3. Артикуляционная гимнастика (с использованием картинок – символов)

- С чего начнём занятие?! Конечно, же, с зарядки,

 Чтоб губы, зубы, язычок всегда были в порядке.

 Помогут нам с зарядкой «весёлые картинки»,

 На них – предметы, ты смотри и делай так же, как они.

(Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения по предъявляемым картинкам-символам)

     «Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губки –

Посчитаем наши зубки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Губки можем мы сдвигать.

   «Лопатка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

    «Вкусное  варенье».

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

    «Лошадка»

Я лошадка - серый бок

И скачу я: «Цок, цок, цок».

   «Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

   «Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд-назад.

Наш маляр работе рад.

  «Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

4. Уточнение изолированного произнесения звука Л и его характеристики.

- Саша, сегодня у тебя на занятии хотел побывать мой друг и помощник. А вышло так, что прийти он сам не смог –  у него сейчас урок. Но я принесла с собой его фотографию, да вот неприятность, она рассыпалась на несколько частей. Собери её и узнаешь, кто это. (Ребёнок собирает разрезную картинку «Клоун»).

- Назови второй звук в слове КЛОУН. Расскажи его артикуляцию.

- Давай вспомним, какой это звук. Я буду называть тебе характеристику, а ты будешь говорить слово ДА, если это про звук Л и слово НЕТ, если характеристика не подходит звуку Л.

- Звук Л гласный? (Нет).

- Звук Л согласный? (Да).

- Звук Л глухой? (Нет).

- Звук Л звонкий? (Да).

- Звук Л мягкий? (Нет).

- Звук Л твёрдый? (Да).

- Правильно. Итак, звук Л согласный, звонкий, твёрдый.

Сегодня на занятии мы продолжим работать с этим звуком и буквой, которой обозначается звук Л.

5. Работа со слогами.

Солнце ярче светит,

Дует тёплый ветер.

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла … ВЕСНА! (Ребёнок договаривает фразу).

- Что весной стало ярче светить? (Солнце).

Вот и к нам на занятие заглянуло солнышко, а на лучиках у солнца облака. Чтобы облака убрать, нужно слоги прочитать.  Прочитай слоги на облаках, четко произнося звук Л:  ЛА, ЛО, ЛУ, ЕЛ, ОЛ, АЛ, УЛ. Эти слоги  ещё встретятся сегодня в словах.

   Сейчас у солнышка стали видны все лучи, значит оно какое? (ЛУЧИСТОЕ). И солнышко стало улыбаться ласково, значит оно какое? (ЛАСКОВОЕ). Пусть такое солнышко ласковое и лучистое поддерживает хорошее настроение на нашем занятии.

6. Работа со словами.

- Что-то я совсем забыла о своём помощнике. Клоун передал для тебя шкатулку с картинками. Давай посмотрим, что на них изображено. (Звучит музыка «Пение птиц»). Прислушайся, что это за звуки? Ты уже, наверное, догадалась, кого мы увидим на картинках? Правильно. Это птицы. Тогда шкатулку открывай, по картинке доставай, название птицы за мной повторяй.

Картинки: ласточка, соловей, голубь, галка, иволга, щегол, дятел.

 – Что общего в названии этих птиц ты услышала? (Звук Л).

Сегодня мы будем говорить о птицах, в названии которых звук Л.

- Назови птиц, в названии которых звук Л в начале, в середине, в конце. (Ребёнок называет поочерёдно картинки).

7. Активизация словаря по теме «Зимующие и перелётные птицы».

- Как мы с тобой говорили в начале занятия, сейчас весна, а весной птиц на улице и в лесу с каждым днём становится всё больше и больше.

- Почему, Саша? Потому что они прилетают из тёплых стран. Значит, как называются птицы, которые прилетают из тёплых стран? (ПЕРЕЛЁТНЫЕ).

- А как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а зимуют здесь? (ЗИМУЮЩИЕ). Распредели этих птиц на две группы. Под картинку «скворечник» положи картинки, на которых изображены перелётные птицы, а под картинку «кормушка» - картинки, на которых изображены зимующие птицы.

- Назови зимующих птиц (галка, дятел, щегол, голубь).

- Назови перелётных птиц (ласточка, соловей, иволга).

Про кого из перелётных птиц можно сказать ОНА МОЯ, ОН МОЙ? (Ребёнок составляет словосочетания моя ласточка, моя иволга, мой соловей).

- Прочитай на карточках слова и положи их к соответствующей картинке. (Слова на карточках: ловкая, голосистый). Прочитай получившиеся словосочетания (ловкая ласточка и голосистый соловей).

8. Работа над словоизменением.

- Сейчас мы поиграем в игру «Кто из них, что делал?». Я буду говорить, что делал голосистый соловей, а ты скажешь, что делала ловкая ласточка.

Голосистый соловей летал – а … (ловкая ласточка летала);

Голосистый соловей пел – а…,

Голосистый соловей клевал - а…,

Голосистый соловей сидел (на ветке) – а …,

Голосистый соловей пил (воду) – а …,

Голосистый соловей ловил (мошек) - а …

- Молодец. Конечно, эти действия совершают не только перелётные птицы, но и зимующие.

9. Подведение итога занятия.

Наше занятие подходит к концу. Клоун показал тебе сегодня своих друзей: зимующих и перелётных птиц. Вспомни и назови перелётных птиц и зимующих. Назови из них птиц, в названиях  которых есть звук Л. На следующих занятиях клоун  познакомит тебя с новыми друзьями. На память о сегодняшнем занятии клоун дарит тебе открытку с контурами  птиц,   названия к которым  ты подпишешь дома.

- Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...