Конспект открытого урока "Знакомая незнакомка Южная Америка"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Мазитова Разина Хиялетдиновна

Урок географии в 7 классе (коррекционном) на тему "Знакомая незнакомка Южная Америка". 

 

ОснОовные задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представление о характерных особенностях географического положения материка и ее положении на физической карте мира и карте полушарий;
  2. Формировать простейшие научные представления о природном окружении через закрепление  понятия «географическое положение»;
  3. Закрепить умение оформлять учебную информацию в рабочую тетрадь, в контурные карты и таблицы;
  4. Формировать умение «читать» физическую карту мира и физическую карту полушарий (анализ карты – второй уровень: составление характеристики ГП с использованием полученных географических знаний);
  5. Расширить кругозор, познакомив с картиной И.Крамского «Неизвестная»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_k_konkursu._mazitova_r.h.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока географии в 7 классе

МБОУ "Основная общеобразовательная школа  №7" г. Краснокамска в рамках конкурса «Учитель года-2013»

№ 7 (№39)

Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

Этап обучения  по данной теме: основной.

Цель: научить определять и показывать материк Южная Америка на физической карте мира, физической карте полушарий и давать словесное описание географического положения на основе имеющихся и полученных на уроке знаний.

Ожидаемый результат (формируемые компетентности):

Задачи.

Образовательные:

  1. Сформировать представление о характерных особенностях географического положения материка и его положении на физической карте мира и карте полушарий;
  2. Формировать простейшие научные представления о природном окружении через закрепление  понятия «географическое положение»;
  3. Закрепить умение оформлять учебную информацию в рабочую тетрадь, в контурные карты и таблицы;
  4. Формировать умение «читать» физическую карту мира и физическую карту полушарий (анализ карты – второй уровень: составление характеристики ГП с использованием полученных географических знаний);
  5. Расширить кругозор, познакомив с картиной И.Крамского «Неизвестная»

Коррекционно-развивающие:

  1. Упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сопоставлять  физическую карту и контурную;
  2. Корригировать пространственное восприятие через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации,  через решение географических задач на пространственное ориентирование на этапе закрепления;
  3. Активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти через описание географического положения материка;
  4. Корригировать эмоционально-волевую сферу учащихся через осуществление рефлексии собственной деятельности.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к процессу обучения через использование «ситуации успеха» в ходе самостоятельной работы учащихся;
  2. Развивать коммуникативные компетенции

Коррекционно-воспитательные задачи учителя:

  1. Создавать психологически комфортные, адаптационные условия на первой ступени обучения географии через доброжелательность учителя, через методы и приемы, используемые на уроке;
  2. Прививать навыки ЗОЖ через проведение занятия с офтальмотренажером, слежением осанки в течение урока.

Тип урока: изучения нового материала.

Формы и методы урока: методы (по источнику знаний): словесный (беседа), наглядный (демонстрация видов Южной Америки), практический (работа с физической картой мира и контурной картой);

(по характеру познавательной деятельности):объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

Оборудование:

Текст для чтения учащимися, компьютер, медиапроектор, презентация, физическая карта мира и полушарий, физическая карта Южной Америки, рабочий лист на каждого учащегося, контурная карта Южной Америки на каждого учащегося, план описания материка, офтальмотренаж музыкальный, словарные слова на доску, набор для проведения  песочной терапии.

Структура урока.

  1. Организационный момент (мобилизующее начало урока)
  2. Актуализация знаний.
  1. Итог по ранее изученному материалу.
  1. Изучение нового материала.
  1. Первичное восприятие (по уровням развития);
  2. Осмысление его путем логической переработки (по уровням развития);
  3. Общий вывод.
  1. Закрепление. Применение приобретенных знаний на практике путем самостоятельных упражнений и тренировок (по уровням развития).
  1. Первичное закрепление;
  2. Самостоятельная работа (по уровням развития).
  1. Заключительное закрепление. (Приведение в систему полученных знаний (вывод основных положений по теме) (по уровням развития).
  2. Домашнее задание (по уровням развития).
  3. Оценивание.
  4. Рефлексия.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, нацеливание на работу в ходе урока.

2 мин.

(элемент арттерапии Использование произведений искусства через их  интерпретацию; Работа по репродукции И.Крамского «Неизвестная».

 Перед вами картина русского художника Ивана Крамского «Неизвестная», написанная в 1883 году. Картина является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная», художник окружил её ореолом таинственности.

«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.

Так и для нас  материк, который мы сегодня начнем  изучать,  до сегодняшнего дня остается неизвестным, загадочным материком. Но в отличие от картины Крамского, у нас есть инструменты, которые нам помогут разгадать тайны материка.

Рассматривают репродукцию.

Физическая карта мира, физическая карта полушарий, учебники, атласы, контурные карты.

  1. Актуализация опорных знаний.

Итог по ранее изученному материалу.

2-4 мин.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Какие материки относятся к южным материкам?

А какой из южных материков вы не изучили?

А много вы о ней знаете?

Предлагаю наш урок назвать «Знакомая незнакомка  Южная Америка». Сегодня будете работать в рабочих листах, которые есть у каждого.

Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.

К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.

Южную Америку.

Нет.

Слайд № 2.

 2.Сообщение темы и цели урока.

4 мин.

При изучении предыдущих материков вы пользовались планом.

Вспомните, что вы изучали в первую очередь?

И сегодня на уроке мы будем изучать географическое положение материка Южная Америка.

Наша цель – научиться давать характеристику географического положения материка Южная Америка.

Проблемная задача.

Что значит “определить географическое положение материка”?                            

Слайд №3. (не читают, т.к. уже хорошо с ним знакомы)

План характеристики материка. 

  1. Географическое положение материка.
  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
  3. Климат.
  4. Внутренние воды.
  5. Почвы.
  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.
  7. Население. Хозяйственная деятельность.
  8. Государства и столицы.

Первый вопрос плана: географическое положение.

Слайд №4

Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Офтальмотренаж

1 мин.

По каким географическим объектам путешествовал корабль?

 

Назовите их.

Слайд № 5

По материкам

Называет один ученик.

Слайд №6.

(Слайд с контурной  картой мира, но материки без названий.)

3.Изучение нового материала.

Первичное восприятие. Работа с текстом учебника и физической картой мира и Южной Америки.

Осмысление нового материала  путем логической переработки (по уровням развития);

Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы более точно определить местонахождение (адрес) материка на земном шаре?

1.Работа с текстом.

Устно только с первым вопросом.

Кто открыл материк ЮА?

На остальные вопросы вы ответите самостоятельно, используя текст и ФКЮА и М.

2.Задание №1.Работа в дидактических таблицах по уровням.

На слайде № 7. Что хотим узнать? читает ребенок

  1. В каком полушарии расположена? (положение относительно нулевого меридиана)
  2. В каком направлении от экватора?
  3. Водами каких океанов омывается?
  4. Какова береговая линия материка?
  5. Крайние точки материка?
  6. Положение относительно  других материков?

(У каждого текст перед собой)

(отвечает ребенок)

I группа – письменно отвечает в тетрадях;

II группа – вставляет в текст недостающие слова, используя слова для справок;

III группа – выбирает из данных вариантов ответов правильные ответы и подчеркивает их.

На работу 3-4 минуты.

Общий вывод.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каково географическое положение материка Южная Америка?”

Отвечает один учащийся.(?)

Во время его ответа на слайд № 8-9 с вопросами выходят ответы.

ЮА расположена в западном полушарии (к западу от нулевого меридиана), по обе стороны от экватора. Омывается водами Тихого и Атлантического океанов. Береговая линия с запада обрывистая, с востока – плавная. Крайние точки материка:

 Северная — мыс Гальинас Южная (материковая) — мыс Фроуорд

Южная (островная) — Диего-Рамирес

Западная — мыс Париньяс Восточная — мыс Кабу-Бранку

Соединен Панамским каналом с материком Северная Америка.

От  материка Антарктида разделяет пролив Дрейка.

Физминутка

1 мин.

Танец – это замечательное спортивное занятие, тренирующее тело. Человека, занимающегося латиной, всегда видно. У него красивая походка и правильная осанка.

Слайд № 10

4.Закрепление (первичное) 

Практическая работа в контурных картах.

Применение приобретенных знаний на практике путем самостоятельных упражнений и тренировок (по уровням развития).

Решение географической задачи.

Читаю начало задачи вслух всем, а затем по группам чуть потише.

I уровень – Во время путешествия три яхты должны были попасть из Атлантического океана в Тихий. Каждая выбрала свой маршрут, который нанесла на карту. Определи, через какие географические объекты, которые подписаны цифрами, пройдет каждая из них, следуя своему маршруту?

 При решении пользуйся физической картой мира.

II уровень – Во время путешествия три яхты должны были попасть из Атлантического океана в Тихий. Каждая выбрала свой маршрут, который нанесла на карту. Определи, через какие крайние точки материка пройдет каждая яхта, следуя своему маршруту.

 При решении пользуйся физической картой мира.

III уровень –Во время путешествия три яхты должны были попасть из Атлантического океана в Тихий. Каждая выбрала свой маршрут, который нанесла на карту. Определи, через какие проливы или каналы яхты попали в Тихий океан. При решении пользуйся физической картой мира.

Выходят по одному человеку из каждого уровня обучаемости, выбирают из готовых понятий, нужные только для себя и прикрепляют к физической карте Южной Америки.

Итог по закреплению. Проверка выполненных заданий, оценивание.

Географические объекты, встреченные на пути следования яхт, прикрепляем к физической карте Южной Америки.

Учащиеся по одному выходят к карте и прикрепляют к физической карте Южной Америки названия географических объектов, с которыми познакомились на уроке.

  1. Оценивание.

Вы все хорошо потрудились.(Оцениваю на хорошо, удовлетворительно, прекрасно, стоит подтянуться)

Очертания материка просты и изящны. Географы сравнивают с гроздью винограда, висящей на черенке панамского канала среди вод, омывающих ее океанов и морей. Я вам предлагаю отдохнуть и выложить контур нашей незнакомки из песка. Инструктаж по ТБ.

Выложили. Итог у кого что получилось? Для вас это работа новая. Какие замечательные Америки у нас получились. Молодцы.

  1. Рефлексия.

Цель: совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика; учить оценивать собственные достижения.

1.      сегодня я узнал…

2.     было интересно…

3.     было трудно…

4.     я выполнял задания…

5.     я понял, что…

6.     теперь я могу…

7.     я приобрел…

8.     я научился…

9.    у меня получилось …

10.   я смог…

11.    меня удивило…

12.   урок дал мне для жизни…

13.  мне захотелось…

Вернемся к теме урока «Знакомая незнакомка – Южная Америка». Можем ли убрать слово «незнакомка»?

Слайд № 9.

Дети отвечают по очереди.

Пока не можем, так как узнали еще только географическое положение.

  1. Д/з

Сообщение об открывателях Южной Америки (Х.Колумб, Америго Веспуччи, александр Гумбольт.

Нужна ваша помощь при подготовке к уроку. Можно использовать ресурсы школьной библиотеки, домашней библиотеки, интернета. По желанию сделайте компьютерную презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Южная Америка" в 7 классе

Полный конспект урока с целями, задачами, рефлексией....

Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"

На данном уроке  можно выделить основные  условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...

Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"

Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями....

Тема урока: Южная Америка: образ материка. Знакомая незнакомка Южная Америка.

- Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.Продолжим знакомство с материком. Внимание на карту. Откройте так же атласы. Отправляемся в...

Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки

Ознакомление с  особенностями  материка Южная Америка.Выяснение географическое положение Южной Америки, её размеры, отношение к другим материкам , морям и океанам.Ознакомление  с...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....

Географическое положение. Из истории открытия и исследования Южной Америки

Конспект урока в 7 классе "Географическое положение. Из истории открытия и исследования Южной Америки"...