Конспект урока по чтению и развитию речи. Стихотворение А.А. Фета "На заре ты ее не буди"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Маслова Светлана Михайловна

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: А.А. Фет. Стихотворение  "На заре ты ее не буди".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

предмет: чтение и развитие речи

9 класс

Тема

А.А. Фет. Стихотворение «На заре ты ее не буди…»

Тип урока

Комбинированный

                                                                                  Выполнила: учитель русского языка

 

                                                                  первой квалификационной

                                                                                       категории, Маслова Светлана

                                                   Михайловна.

Тема урока: А.А. Фет. Стихотворение «На заре ты ее не буди…»

Цели урока:

- образовательная: познакомить учащихся с творчеством А.А. Фета; совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения;

- развивающая: коррекция недостатков психофизического развития учащихся;

- воспитательная6 воспитание умения ценить истинную поэзию.

Задачи урока:

Образовательные:

- повторить основные периоды биографии А.А.Фета;

- учить анализировать лирическое произведение;

- формировать умение выделять главную мысль произведения;

- формировать навык работы над образными средствами языка.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мыслительные навыки, эмоциональную сферу учащихся;

- развивать связную устную речь учащихся;

- способствовать активизации, обогащению словарного запаса (ланита, ввечеру, пышет).

Воспитывающие:

- воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить истинную поэзию;

- прививать внимательное и вдумчивое отношение к слову как к истоку культуры, духовности.

Оборудование урока

1. Презентация.

2. Карточки для словарной работы (ланита, ввечеру, пышет).

3. Учебники «Чтение. 9 класс».

4. Рисунок к стихотворению.

5. Диск с записью романса.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Объяснение нового материала.

1. подготовка к восприятию нового материала ( работа над заголовком стихотворения);

2.  чтение стихотворения учителем.

3. Первичный анализ.

4. Чтение стихотворения учащимися «про себя».

5. Словарная работа.

Речевая разминка.

6. Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

Физкультминутка.

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

8. Прослушивание романса А.Е. Варламова.

V. Домашнее задание.

VI. Подведение итогов урока.

Ход урока

Содержание

I

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости- мои коллеги. Они искренне желают вам удачи. Вам нужно постараться, чтоб урок получился интересным и полезным. А для этого нужно быть внимательными и активными.

II

Проверка домашнего задания

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией А.А. Фета- лирического поэта, человека непростой судьбы, жизнь которого полна драматизма и противоречий. Сегодня мы повторим основные периоды его биографии.  (Учащиеся по очереди рассказывают биографию А.А. Фета, опираясь на хронометражную таблицу на экране).

- Самым счастливым днем в жизни поэта стал день, когда ему вернули фамилию Шеншин и дворянский титул указом императора Александра II (1873-1888гг.). Прежнюю фамилию он сохранил в качестве литературного псевдонима. И.С. Тургенев сказал: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию!»

- Как вы понимаете эти слова? (Фамилию Фет прославил как поэт). Фет-громкое литературное имя.

Сообщение темы и цели урока

- А сегодня мы отправимся в прекрасный мир фетовской поэзии. Основные темы его поэзии- природа и любовь. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только божеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальный автобиографический факт.

- Какой это факт? ( Любовь к Марии Лазич).

- Верно. Вдохновением для Фета явилась любовь его молодости- дочь сербского помещика, пианистка, почитательница таланта Фета- М. Лазич. Сегодня мы познакомимся с самым первым стихотворением А.А. Фета, написанным в 1842г. «На заре ты ее не буди».

III

1













2


3
















4


5







6








































































7


8




















Изучение новой темы

Работа над заголовком

- У стихотворения нет названия. Называется он по первой строчке. Прочтите её.

- Подумайте и предположите, о чем пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении может описываться чей-то сон).

- Назовите глагол в первой строчке. (не буди)

- Какой формы данный глагол? (повелительной).

- Вспомните, что выражают глаголы повелительной формы. (просьбу, совет, приказ).

- Что выражается в этой строчке? (просьба- не будить).

- Как вы думаете, в чем причина такой просьбы? (автор оберегает сон).

- Итак, ребята, послушайте это стихотворение.


Чтение стихотворения учителем под музыку Э. Грига «Сон» (тр.13).


Первичный анализ.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (грустным). Почему? Что у вас вызвало грусть?

- Какая картина встает перед глазами при чтении этого стихотворения? Какое время года описывается в стихотворении? (лето).

- Как догадались?

- По названию нам было трудно предположить, кто овеян сном в стихотворе-нии ? После прочтения стихотворения я думаю, вы догадались. (Юная особа)

Речевая разминка.

- Прежде, чем перейти к самостоятельному чтению стихотворения, немного рассчитаемся.

- Заря-зарница,

- Не буди девицу!

- Сделаем ударение на обращение, потом на втором слове, потом –на третьем.

Выразим просьбу, обратимся с приказом.


Чтение стихотворения про себя (откроем учебники на стр.144).


Словарная работа.

Выясняется значение устаревших слов:

ланита- щека

ввечеру- вечером

пышет- излучает жар

(вывешиваются карточки).


Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

- Чтобы понять главную мысль стихотворения, научиться читать его выразительно, проанализируем это стихотворение.


1 СТРОФА.

- О чем говорится в первой строфе? (о безмятежном сне девушки).

- Что означают выражения:

сладко спит (приятный, доставляющий удовольствие, с улыбкой на лице);

утро дышит у ней на груди (спокойно, ровно вздымается грудь);

ярко пышет на ямках ланит (горят щеки).

-  Какие слова выделим голосом? (сладко, дышит, пышет).

-  Как читать будем первую строфу? (спокойно).


2 СТРОФА.

- Что сообщает нам 2 строфа? (какое-то напряжение, разрушает безмятеж-ность сна, указывает на болезненное состояние девушки).

- Отчего может быть горяча ее подушка? (щеки пылают жаром от слез).

- Что означает выражение: горяч утомительный сон (волнительный, тревожный).

- Какие слова выделим голосом: горяча, горяч.

- Как будем читать вторую строфу? (повысим голос, чтоб почувствовалось напряжение).


3 СТРОФА.

- Что нам поясняет 3 строфа? (то почему она так сладко спит, долго засиделась вечером у окна).

- О чем могла думать девушка, глядя в окно? Что ее волновало? (Ей не спа-лось. Могла мечтать о любви, видела, как играют тучи с луной, а она одино-ка).

- Какие слова выделим голосом (долго-долго).

Работа с картиной к стихотворению.

- Какой эпизод изображен на картине?

- Что наблюдает девушка, глядя в окно?

- Какое у нее настроение? Почему? (ждет любимого, а его все нет).


4 СТРОФА.


- Почему при виде луны и громком пении соловья девушка становилась все бледнее и больнее билось ее сердце?  (она испытывает чувство одиночества, переживает безответную любовь, возможно, первую).

- Что противопоставляет здесь автор? (яркую игру луны и громкий свист соловья ухудшающемуся состоянию девушки).

- Какие слова выделим голосом? (ярче, громче, бледней, больней)

- Читаем первые 2 строчки громко, на 3,4- голос понижается.


5 СТРОФА.

- На какую строфу похожа 5 строфа? (на 1).

- Замените слово «оттого» другим словом (потому).

- Глагол «не буди» повторяется 2 раза, что указывает на усиление приказа. Глагол «не буди» также выражает просьбу (нет, скорее приказ,указывает частица «ж»).

- Какую строку выделим голосом? (3 строку).

- Как прочтем 4 строку? (с восклицанием).

В стихотворении показаны «сон и явь».

- Что испытывает девушка на яву? (девушка одинока, переживает безответную любовь).

- А как вы думаете, что ей снится? (снится любимый).

Раз спит, значит, снится приятный сон.

- Почему же автор так оберегает её сон? (он оберегает ее чувства, заботится о ней, как бы хочет сказать всем, пусть она хоть во сне насладится чувством любви, почувствует себя счастливой).

- Какова же главная мысль стихотворения? Что хотел доказать нам автор? (Какую мучительную боль, страдания испытывает человек, если любовь безответная). Это стихотворение лирическое, в котором выразил свои чувства и переживания за судьбу девушки.


Физкультминутка.

Прежде, чем приступить к выразительному чтению стихотворения, мы с вами отдохнем и выполним дыхательные упражнения, ведь от правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса и его тональных оттенков. (дыхательная гимнастика).


Выразительное чтение учащимися.


Прослушивание романса на музыку композитора А.Е. Варламова «На заре ты ее не буди…»


- Стихи Фета обладают одной особенностью- музыкальностью. П.И. Чайковский писал о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт- музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом». На стихи Фета написаны сотни романсов Чайковским, Римским- Корсаковым, Рахманиновым, Варламовым.

Романс «На заре ты ее не буди», написанный композитором Варламовым стал почти «народной песней». Однажды Фет, возвращаясь из Германии, услышал этот романс. Стихи объявили народными. То, что его собственные стихи стали восприниматься как народные, доставило ему истинную радость. (Звучит романс в исполнении Н. Обуховой).




IV

Домашнее задание

Страница 144-145, учить наизусть.

V

Подведение итогов

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Часто ли в жизни возникает ситуация, которую описывает Фет?

- Можно ли уберечься от любви?

- А что бы вы могли посоветовать влюбленной девушке?

Я желаю, чтоб в вашей жизни обязательно счастливая любовь.

(Оценивание учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Конспекты уроков по чтению и развитию речи

3 конспекта уроков по чтению и развитию речи...

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе на тему: А. Фет «Ласточки пропали»

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе  на тему:  А. Фет «Ласточки пропали» предназначен для школ VIII вида...

Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленк...