Главные вкладки

    Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"
    методическая разработка на тему

    Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_dekorativno.docx160.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по декоративно-прикладной композиции Учителя декоративно-прикладного труда

    Пономаренко Елены Владимировны

    «Декоративное панно для украшения интерьера».

    Техника: узелковый батик декорирование имитацией мрамора.

    Класс -   9 класс художественного отделения.

    Урок - декоративно-прикладная композиция.

    Тема урока - изготовление декоративного панно в технике узелкового батика с последующим декорированием и оформлением.

    Вид урока - комбинированный.

    Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композиции.

    Задачи - продолжить пополнять знания о работе с новыми материалами, применить в работе знания о композиции и гтетоведении, импровизировать, использовать воображение и фантазию, применить полученные знания о новой деятельности на практике (изготовить декоративное панно).

    Материалы и оборудование - эскизы, плакаты, подготовленные рамки со стеклами, белая ткань, акварельные и гуашевые краски, кисти, клей универсальный, клей ПВА, контур сделанный из гуаши и кчея ПВА, х/б нити, ножницы, утюг, СВ проигрыватель для музыкального фона.

    Ход урока.

    - Здравствуйте ребята и уважаемые гости' Тема сегодняшнего урока -изготовление небольшого декоративного панно в технике узелкового батика с последующим оформлением и декорированием.

    На предыдущих занятиях мы изготовили рамки для наших будущих изделий, специальный контур из гуашевой краски и клея ПВА и предполагаемые эскизы наших панно в цвете. В композиции декоративно-живописных изделий главную роль играет цвет, поэтому при разработке эскизов мы применяли знания о цветоведении. Давайте вспомним те правила цветоведения, которые мы старались соблюдать, чтобы сочетания цветов на наших панно были гармоничными.

    Опрос ребят.

    -        Да, мы вспомнит, что цвета бывают теплыми и холодными, звонкими и
    глухими; вспомнили, какие цвета подчеркивают друг друга, а какие
    гармонично смешиваются, образуя при этом совершенно новый цвет.

    А теперь давайте расскажем нашим гостям, как и из чего мы изготовили рамки для наших панно.

    -        Рамки у нас размером 10x15 см. и шириной 3,5 см. Они вырезаны из
    гофрокартона и оклеены цветной однотонной самоклеящейся пленкой.

    Итак, панно мы будем изготавливать в технике узелкового батика. А поскольку это первое занятие по общей теме - «Батик», то давайте познакомимся с этим удивительно интересным видом декоративно-прикладного искусства.

    Батик - это художественная роспись по ткани.

    • А откуда эта техника родом9
    • Оказывается батик - это экзотический гость, впервые появился в странах древнего Востока: в Индии, Китае, Японии, Индонезии, Бирме.

    Женщины во все времена хотели красиво одеваться, украшать свою одежду, поэтому постепенно нашли способ как не только выкрасить ткань в тот или иной цвет. Но и как заполнить ее поверхность орнаментом. Хитрости были разные. На ткани завязывались узелки по форме или контуру незатейливого рисунка, обвязывались камушки, ракушки, семена причудливой формы, потом окунали ткань в емкость с красителем, сушили, а те места, где были завязаны узелки, ракушки и другие мелочи оставались непрокрашенными. И так можно было красить, получая на ткани несколько оттенков, начиная со светлых тонов и заканчивая более темными.

    -        Ребята, а из чего .же в то время получали красители9

    -        Красители делали из разных водорослей и растений.
    Постепенно техника усовершенствовалась. Вместо узелков степи

    применять резерв, в основе которого использовался воск. Расплавленным воском закрывали те места на ткани, которые не надо было окрашивать. После каждого покрытия воском ткань окунали в емкость с красителем. Затем сушили, опять покрывши воском по рисунку, затем снова окунали в

    ь'ппгитрпи   гипвп глтшпп   пгнгп ир Апгтп.уппи п\г\и"ып?п прялтитата   (~)т


    погружения в емкость с красителем, воск на ткани в некоторых местах давал трещины, в которые попадал краситель, поэтому светлые участки рисунка на ткани были покрыты сетью ломаных линий -- паутинкой, что придавало ткани особую загадочность и колористическую сложность. В нашей стране ручная роспись ткани стала развиваться с 30-х годов прошлого века. Появившись у нас, батик видоизменился, впитав в себя элементы прикладного искусства.

    • Ребята, а где применяют батик0
    • Для украшения интеръеров в виде панно, занавесов, в одежде и т.д.

    Итак, с чего же начинается творческая работа художника над произведением9 Конечно, с выбора темы соответственно назначению изделия. С хорошо продуманной композиции сюжета. Это может быть декоративный образ, настроение.

    Сделав эскизы, начинают подготовку красителей. Краситель для х/б тканей или шелка разводят в горячей воде, добавляют холодную воду и соль, иногда уксус. Количество используемых цветов практически неограниченно.

    Затем готовят ткань и подрамник для натягивания ткани. Для батика годится любая белая ткань - бязь, ситец, шелк и др.

    На натянутую ткань наносят рисунок простым карандашом по эскизу, а затем по карандашным линиям наносят резерв. Или делают рисунок в натуральную величину на бумаге, подкладывают его под подрамник и переводят его на ткань, работая сразу резервом на просвет. Иногда в состав резерва добавляют обезжиренные масляные краски, что придает рисунку графический характер. Для нанесения резерва используют стеклянные трубочки -рейсфедеры.

    Во время работы ткань на подрамнике должна находиться в горизонтальном положении. Для нанесения красителя на ткань используют ватные тампоны или беличьи кисти.

    Для того чтобы красители на готовом батике не смывались, их закрепляют - промывают батик в бензине, подсушивают и проглаживают или, скрутив батик в рулон вместе с чистой тканью, подвешивают в бак с небольшим количеством воды, накрывают крышкой и запаривают от 40 минут до 3 часов, в зависимости от вида ткани. Затем изделие стирают в горячей воде с мылом.

    Сегодня мы освоим один простой, но очень эффектный способ росписи тканей -узелковую технику или так называемую роспись способом бандан.

    Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии- «тибари» (связывать узелком).

    Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками или тонкими шнурами. Существуют даже своеобразные


    названия способов обвязки, например аккордеон, мраморная расцветка, волнистые линии, розетка, солнышко и т.д. Затем ткань красят, опуская ее в краситель или кистями или тампонами. После крашения узелки развязывают. При этом получаются разные, очень интересные и неожиданные рисунки с переходом от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и несвязанных местах.

    Для изготовления батика для наших панно нам потребуются: кусочки белой ткани, прочные нитки, беличьи кисти. Что касается красителей, то вместо специальных анилиновых мы будем использовать обыкновенные акварельные краски, так как наш батик не придется стирать, и он не нуждается в закреплении. К тому .же широкий спектр акварели позволяет создать бесконечное множество оттенков.

    Приступаем к работе.

    Перевязав ткань, кистями наносим на нее краску, подбирая цветовые сочетания.

    После росписи удаляем нити, а ткань отутюживаем.

    А вот посмотрите, кетой интересный рисунок получился на ткани. Роспись способом «бандан» получается непредсказуемой и с необычным, неожиданным графическим рисунком.

    А теперь возьмем наши рамки и наложим их на расписанную ткань. Постараемся найти интересный мотив. Процесс этот интересный и < захватывающий. Такой прием с рамкой часто используют начинающие художники, продумывая композицию для будущей работы. Здесь мы делаем то же сеемое но на плоскости нашей ткани. Это своеобразный момент импровизации. Назовем его «акварельный экспромт».

    Теперь ножницами нужно вырезать выбранный кусочек ткани. Фрагмент должен быть чуть больше внутреннего размера рамки. Определим его размер по стеклу, которое вставится в рамку. Наложим его на выбранный фрагмент и обведем карандашом. Вырежем фрагмент, намажем его края универсальным клеем и приклеим его к стеклу.

    А сейчас давайте отдекорируем наши рамки. Существует множество творческих способов и технологий позволяющих декорировать плоские поверхности, придавая им различную фактуру.

    Для нашего батика с его случайными цветовыми разводами разнообразной формы хорошо подойдет рамка с мраморной расцветкой. Поэтому сегодня мы освоим технику окраски поверхности имитирующую мрамор. Мрамор тоже имеет цветовые пятна и разводы, которые мы сделаем с помощью гуашевых красок и шея ПВА. Смешаем краски нужных оттенков с клеем в соотношении 2:1, возьмем маленький смятый кусочек ткани и промокнем его краской. Легкими движениями с разной силой нажима перемещаем его по рамке, на которой получаются отпечатки разнообразной формы. Чтобы фактура была похожа на мраморную, отпечатки должны быть не только


    разной формы, но и разного тона или цвета. Поэтому окрашиваем рамку в 2 -3 приема, меняя краску. Главное здесь не перестараться и не закрасить основной фон полностью, он обязательно должен просматриваться.

    Итак, наши рамки готовы. Нанесем с обратной стороны на них несколько капель универсального клея и вставим в них стекла с батиком. Наши панно   Л почти готовы. Теперь самое интересное, проявите свою фантазию. Давайте доработаем выбранный мотив специальным контуром. Контуру нас в маленьких тюбиках с небольшим отверстием в крышке, через которое он выдавливается тоненькой полоской. Дорисовываем сюжет контуром прямо по стеклу.

    Наши мини-панно готовы и оформлены. После того как они подсохнут, мы устроим выставку в нашей школе.

    Анализируем и оцениваем работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Китайские фонари-традиционное праздничное украшение" урок по декоративно-прикладному искусству

    Интегрированный урок: ИЗО+ технология. Цель урока: Воспитать уважение и интерес к народным традициям Китая...

    Технологическая карта урока по декоративно-прикладному искусству "Пат и его применение на примере «Землянички»"

    Уроки декоративно-прикладного искусства (флористика) предусматривают изготовление искусственных цветов, листьев и ягод землянички. Цветы и листья изготавливаем из ткани, обработанной желатином, а ягод...

    Презентация к уроку по декоративно-прикладному искусству "Цветы в технике Ганутель"

    Презентация  предназначена  для  выполнения практической работе на уроках технологии или кружковой работе. Пошагоавя инструкция, образцы работ в доступной форме для учащихся 5-9 классов...

    Открытый урок Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

    Урок для учащихся фольклорного отделения ДШИ и просто интересующихся вышивкой и народныйм творчеством...

    Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству. Мозаика из камня.

        В условиях художественной школы техника мозаики из камня  вполне приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10 человек. Это связано с технологией....

    Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству: "Сборка игрушки из помпонов"

    Занятие по декоративно-прикладному творчеству: «Изготовление помпонов из ниток и их применение». Цель: Научить учащихся изготавливать помпоны из ниток.Задачи:1. Привить детям пра...