Активизация познавательной активности на уроках трудового обучения средствами ИКТ
учебно-методический материал по теме

Кочнева Анастасия Алексеевна

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных профессиональных компетенций современного учителя является применение в работе ИКТ. В своем докладе я постараюсь обобщить накопленный  опыт по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения.

Большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.п. – все это является мощным средством развития познавательного интереса у учащихся.

           В основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. В число современных образовательных технологий, используемых педагогическим работником в практической профессиональной деятельности входят информационно-коммуникационные технологии. 

Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Однако при  подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск  информации, решить большее количество задач проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д. 

 При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. В функции учителя компьютер представляет собой:

·        источник учебной информации;

·        наглядное пособие;

·        средство диагностики и контроля.

2. В функции рабочего инструмента:

·        средство подготовки текстов, их хранение;

·        графический редактор;

·        средство подготовки выступлений;

Новые информационно-коммуникационные технологии на уроках трудового обучения   уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы. Это обуславливается тем, что данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений и навыков учащихся. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке. Задача учителя, применяющего ИКТ на уроках данной образовательной, области состоит не в том, чтобы использовать их на каждом уроке. Необходимо найти такие уроки, где использование компьютера сокращает время объяснения материала и выполнение задания, разнообразит воображение учащихся. Информационно-коммуникационные технологии учитель может использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения.

Всю работу с ИКТ  для уроках можно разделить на 3 блока:

  • Сбор информации   для уроков
  • Применение информации на уроках            
  • Хранение и обработка информации

Компьютерная поддержка уроков технологии применяется для организации и создания  

  • Презентаций
  • Инструкционных карт
  • Тестов, опросников
  • Раздаточного материала

 Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Возможности Интернета, электронные учебники позволяют подобрать нужную   или помочь учителю смоделировать нужную презентацию.

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.Кроме урочной деятельности применение ИКТ активно может применяться во внеклассной деятельности: при проведении предметных недель, выставок, конкурсов, где применение проекторов, мультимедийного оборудования усиливает эффект занимательности, способствует популяризации предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Активизация познавательной активности на уроках русского языка

Ни для кого не секрет, что в школу часто приходят дети с заниженным интересом к изучению  русского языка. Для таких детей пребывание на уроках русского языка становится скучным. Но скука не делае...

Активизация познавательной активности на уроках химии

Привить интерес к своему предмету- желание каждого учителя. Однако школьная программа по химии способствует запоминанию. но не формированию мыслительной и творческой активности ученика.Таким образом, ...

Средства активизации познавательной активности на уроках математики

Нестандартные формы уроков математики помогают систематизировать познавательную деятельность...