Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений
план-конспект занятия по теме

Новикова  Людмила  Вячеславовна

      Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Трудности,  с  которыми  встречаются   дети  с  оптико-пространственными  нарушениями,  наиболее  ярко  проявляются  при обучении  письму  и  чтению.

       В  данном  занятии  используются  задания  для  развития  зрительно-пространственных  представлений,  внимания,  памяти  для  преодоления  трудностей,  возникающих  при  обучении  письменной  речи.  Разработка  полезна  для    профилактики  и  коррекции  оптических нарушений  у  обучающихся начальной  школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_zanyatie_po_razvitiyu_zpp.docx137.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ  ЗАНЯТИЕ  ПО  РАЗВИТИЮ  ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Тема:  Путешествие  в  Буквоград

Класс:  2  класс

Цели:

•        закрепление  схемы  собственного  тела  и  схемы тела  у  человека,  находящегося  напротив,  пространственных  и  временных  представлений,  зрительного  и  кинетического  образа  букв;

•        развитие  зрительного  гнозиса,  анализа,  синтеза,  внимания,  произвольности;

•        профилактика  дисграфии  и  дислексии;

•        развитие  межполушарного  взаимодействия,  мелкой  моторики.

Планируемый результат формирования универсальных учебных действий:

Личностные:

•        Готовность и способность  обучающихся к саморазвитию,  формирование мотивации к обучению и познанию;

Познавательные:

•        Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;

•        Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действий при поисковых  действиях;

•        Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результатов действий.

Регулятивные:

•        Умение учиться и способность к организации своей деятельности;

•        Способность  принимать, сохранять цели и следовать им в  деятельности;

•         Умение действовать по плану, умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

•        Умение слушать и вступать в диалог, участвуя в групповой  работе;

•        Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, учитывать позицию других людей,

•        Умение взаимодействовать без конфликтов, уважать мнение других.    

Оборудование:  плакат  «Город  Букв»,  карточки  с  контурными  и  наложенными  изображениями,  карточки  для  корректурной  пробы, лист  картона, наборы  мягких  букв  алфавита,  тетради  в  клетку,  проектор,  ноутбук

Ход  занятия

  1. Организационно-подготовительная  часть  занятия 

Мы  пришли  сюда  учиться,  не  лениться,  а  трудиться

Слушаем  внимательно,  работаем  старательно.

 Игра  «Снежный  ком»,  ребенок  должен  хлопнуть  своей  правой  ладошкой  по  правой  ладошке  соседа  и  назвать  дни  недели  по  порядку.

Всё  ль  на  месте,  всё  ль  в  порядке

                                  Книжки,  ручки  и  тетрадки.

                                  Каждый  день,  всегда,  везде

                                  На  занятиях,  в  игре

                                  Громко,  чётко  говорим

                                  И  красиво  все  сидим.

Логопед:  -  Ребята,  сядет  только  тот,  кто  назовёт  мне  дикое  животное.

Показ  детьми  карточки  с  настроением  (выбор  1  из  4).

II.        Основная  часть  занятия

1.         Вводная  беседа.

     Дети!  Сегодня  мы  отправимся в  гости  к буквам,  в  город  Буквоград.  Посмотрите,  какой  это  красивый  город!  (Демонстрация  плаката).  Как  вы  думаете, необходимо  что  сделать, чтобы  попасть  в  этот  замечательный  город? (варианты  детей).  Верно,  нужно  перейти  через  мост.  Сделать  это  смогут  только  самые  внимательные  и  старательные  ученики.  Чтобы  узнать,  кто  из  вас  самый  внимательный  и  старательный,  выполним  несколько  заданий.

2.  Игра   на  развитие  зрительного  и  слухового  внимания     «Кто  живёт  в лесу?»  (показ  на  экране,  игра  «Игры  Тигры»).    

                  2.«Слушай  внимательно,  выполняй  старательно». 

Выполнение инструкции  из  2-3  пунктов. Предлагается  инструкция  типа:  подними  правую  руку  вверх,  левую  в  сторону;  поставь  правую  руку  на  пояс,  попрыгай  на  левой  ноге;  подними  левую  руку  вверх,  правую  в  сторону,  постой  на  правой  ноге  и  т.п.                                    

3.  «Слушай  внимательно,  отвечай  обязательно».

          Повторение  частей  суток.  Ответы  на  вопросы:  «Какое  время  суток  изображено  на  картинке?»,  «Как  ты  догадался,  что  наступило  утро?»,  «Как  называется  еда  утром?», аналогично  (вечер,  ночь).

           Физкультурная  пауза  «Левая  и  правая»

4.  «Смотри  внимательно,  угадай  обязательно».        

Работа  с  контурными  изображениями  предметов,  наложенными  изображениями,  изображениями  частей  предметов  (задание  на  экране).

5.  Ориентировка  на  плоскости

Дети  выкладывают  буквы  по  заданию  логопеда  на  листе  картона  (  в  центр  листа  положите  букву  А,  справа  от  неё  букву  О,  слева  от  буквы  А,  выложите  букву  Я,  над  буквой  А,  выложите  И,  под  буквой  А,  Е

6. Комплекс  упражнений  для  развития  межполушарных  связей  и  мелкой  моторики  (из  курса  «Образовательная  кинезиология»).

Упражнения  «Кулак,  ребро,  ладонь»,  «Колечко»,  точки  сосредоточенности.  

6. Закрепление  зрительного  и  кинетического  образа  печатных  и  письменных  букв. 

  Игра «Запомни  и  назови».

 Детям  демонстрируется  6 букв (С, З, Т, Д, П, Б)  предлагается  их  назвать  и  запомнить. Затем  убирается  1  буква  (П)  и  дети  выкладывают  её  из  тёмной  фасоли  (звучит  музыка).

Игра  «Лапоть,  лапоть,  лапоток»

Дети  подставляют  указательные  пальцы  правой  руки  под  ладонь  ведущего.  Ведущий  читает  стихи.  На  последних  словах  стихотворения  -  «в  воду  упал»  -  дети  должны  убрать  пальцы,  а  ведущий  -  постараться  схватить  их  за  пальцы.    

                                    Лапоть,  лапоть,  лапоток,

                                    Забежал  под  мосток.

                                    А  мосток  был  мал,

                                    Лапоть   в  воду  упал!

Игру  повторить  с  указательными  пальцами  левых  рук.

7.   Работа  в  тетради

   Чтобы  красиво  писать,  сделаем  гимнастику  для  пальцев  и  ладошек.

а)  изображение  флажков

б) упражнение «Флажки»                                                                                                                                         Логопед:  -  В  городе  Буквограде  был  праздник.  Каждая  буква  решила  украсить  свой  домик  флажками.  Налетел  сильный  ветер  и  неправильно  перевернул  некоторые  флажки.  Зачеркните  те флажки,  на  которых  буквы  записаны  неправильно.

8.  Корректурная  проба  «Догони и  поймай  букву»

Инструкция:  «Букву  С  подчеркнуть,  букву  Р  зачеркнуть,  букву  Г  обвести  в  кружочек».

                                       III. Заключительная  часть  занятия

Логопед:  - Молодцы!  Я  вижу,  что  вы  уже  все  стали  настоящими,  внимательными  и  старательными  учениками,  все  смогли  перейти  через  мост.                                

1.         Подведение  итогов  занятия

2.         Дети  выполняют самооценку  (выбирают  1  из  карточек).