"Постановка и автоматизация звуков. Из опыта работы логопеда детской поликлиники"
презентация к уроку на тему

Жмаева Елена Евгеньевна

Презентация содержит некоторые ключевые моменты постановки и автоматизации звуков практического характера, которые не освещаются в специальной литературе. Многое пришло с опытом, отработано годами. Специфика работы предусматривает ограничение во времени, отводимому каждому ребёнку. Хотелось рассказать о приёмах, которые облегчают эту задачу. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Постановка и автоматизация звуков Из опыта работы логопеда детской поликлиники Жмаевой Е.Е.

Слайд 2

Предисловие Данная презентация в первую очередь обращена к начинающим логопедам, поскольку им пока не хватает практики. Практика придёт с годами, а пока… Мнение более опытных коллег может и не совпасть с моим. Я очень рада, если подобные проблемы у них никогда не возникали.

Слайд 3

Постановка звука Р Миф первый: Укороченную подъязычную связку нужно обязательно растягивать, если долго мучиться, обязательно растянете и поставите звук. Увы!.. Если подъязычная связка укорочена, смело отправляйте своего подопечного с направлением в детскую поликлинику. Там врач-педиатр или логопед выпишут другое направление – к хирургу-стоматологу. Он и только он будет решать, что Вы будете делать: растягивать уздечку или разрабатывать после хирургического вмешательства. Не тратьте зря своё и чужое время!

Слайд 4

Постановка звука Р Миф второй: Механическая постановка – не самый главный и не самый продуктивный способ постановки. Один из наиболее лёгких способов – постановка от кучерского «Тпру» (или « Фр-р-р »). Увы!.. Намучаетесь больше, чем с механической постановкой. Поставленный звук скорее всего будет лишён верхнего подъёма, вибрация произойдёт вследствие сопутствующих движений щёк, нижней челюсти, губ. Ничего хорошего. Поэтому тише едешь, дальше будешь.

Слайд 5

Постановка звука Р Миф третий: Этот звук онтогенетически самый поздний, поэтому ставим его в последнюю очередь. Увы!.. Вам катастрофически может не хватить времени, если нарушение полиморфное. Поэтому потихоньку делаем массаж языка (он же и постановка звука), параллельно работая над другими звуками. Единственное, что не слишком сочетается с этой работой – постановка и автоматизация звуков Л и Ль, поскольку возможны проблемы в виде замен внутри группы сонорных.

Слайд 6

Постановка звука Р Миф четвёртый: Если продолжительное время делать массаж языка, т.е. ставить звук механически, то язык как бы «измочалится», мышцы ослабнут, будет только хуже. Увы!.. Те, кто Вас пугает подобными последствиями, сами введены в заблуждение. Существует , конечно, опасность того, что процесс надоест ребёнку до зевоты, более ничего. Так что, если ребёнок терпеливый, дерзайте и быстрее добьётесь нужного результата. Не забывайте только время от времени разминать ребёнку нижнюю часть лица, помогая расслаблять мышцы. Результат не замедлит сказаться.

Слайд 7

Постановка звука Р Миф пятый: Если ребёнок будет делать механическую постановку звука своим пальцем, то вернее и лучше почувствует вибрацию, быстрее научится. Увы!...... Скорее всего , работая пальцем, ребёнок отодвинет язык вглубь рта, благодаря чему фокус звука окажется под твёрдым нёбом, и мы услышим ненужное дребезжание или избыточную резонацию .

Слайд 8

Автоматизация звука Р Миф первый: Не стоит проводить одновременную автоматизацию звуков сонорной группы. Ребёнок будет путать звуки между собой, и это осложнит автоматизацию. Ничего подобного! Дети все разные, сообразуйтесь с речевым заключением и уровнем речевого развития конкретного ребёнка. Если ребёнок может работать в таком режиме, дерзайте, особенно когда ограничены временными рамками. Автоматизируйте один из оппозиционных звуков, а другой включите в работу по развитию фонематического слуха. Это оптимизирует процесс.

Слайд 9

Автоматизация звука Р Миф второй: При механической постановке звука он получается излишне раскатистым и с дополнительным призвуком, который очень трудно убрать. Всё это осложняет автоматизацию. Ничего подобного! Всегда начинайте автоматизацию с обратных слогов. Работа с обратными слогами продолжается до тех пор, пока не исчезнет призвук, тогда можно переходить к прямым слогам. Призвук исчезнет обязательно, наберитесь терпения и грамотно объясните родителям, что спешка на начальном этапе не имеет смысла.

Слайд 10

Автоматизация звука Р Комар, самовар, мир, тир, ковёр, помидор, бугор, хор… Арка, марка, бархан, карман, парни, мирный…. Рак, рама, работа, радуга, ракета, рассвет… Рыба, рысь, рывок, рык… Ров, робот, ропот… Рука, руда, румба, ружьё… Игра, вчера, миры, пиры, утро, ведро… Драма, дрова, трубы, крыша… Разная работа, ровные края, верный друг… Рая и Рома играют на горке.

Слайд 11

Постановка звука Ш По возможности используйте обходной путь. Не нужно называть звук до тех пор, пока не убедитесь, что способ артикуляции ребёнок воспроизводит без труда. Для этого произнесение звука достигается за счёт выдувания воздуха в определённом режиме. Губы в улыбке, кончик языка за верхними зубами (нащупать бугорки на нёбе), язык делает «чашечку», подуть на кончик языка, воздух тёплый :Ш-Ш-Ш. Лучше всего ставить звук при открытом рте: и родителям и Вам в этом положении хорошо будет видно, если фокус звука сдвигается в ту или иную сторону. Начальный процесс автоматизации звука продолжаем при открытом рте, пусть будет небольшой (или большой, не нужно загадывать) переходный период. Намного чище произнесение звука после такого перехода, ребёнок зачастую незаметно переходит к обычному укладу (так же, как и со звуком Л).

Слайд 12

Автоматизация звука Ш Автоматизацию Ш лучше начинать с обратных слогов. Таким образом, произнесение становится максимально длительным . Первая позиция для автоматизации – слова с обратными слогами в конце, затем – слова с обратными слогами в середине. Параллельно можно добавить ещё слова со стечением в начале (ШТ-, ШВ-, ШК- и т. д.)

Слайд 13

Автоматизация звука Ш Наш, ваш, тишь, глушь, плюш… Шкаф, штаб, школа, штопать… Вишня, башня, кашлять, пышки… Шапка, шахта, шаги, шаль, шалун… Шея, шелуха, шептать… Шило, шить, шип, шипеть… Шов, шёлк, шёпот, шорох… Шум, шутки, шуметь… Паша, уши, ношу, вешать… Шумные малыши, швейная машина… Паша и Наташа пошли к бабушке.

Слайд 14

Постановка звука С Миф первый: Раз в артикуляционном укладе звука есть подъём спинки языка, то давайте выстраивать с ребёнком этот подъём («Катушечка», «Горочка» и т.д.). Увы! Дети всё привыкли делать с запасом. Так перекрывается весь поток воздуха. Никакой звук не поставите, нужно грамотно язык распластать внизу и отработать центрированную воздушную струю.

Слайд 15

Постановка звука С Миф второй: Путём длительных тренировок и показа артикуляционного уклада можно поставить сразу звук С (при боковом сигматизме ). Огорчу! Не получится, сколько ни пробовала – бесполезно. Всё равно приходится проходить стадию промежуточного уклада. Боковое произнесение – это всегда дизартрический компонент. Поэтому проще и быстрее идти через межзубное произнесение, т. к. вырабатывается центрированная воздушная струя. Очень трудно для дизартриков почувствовать её обычным способом.

Слайд 16

Автоматизация звука С Автоматизацию лучше тоже проводить через промежуточный уклад, если не получается по-другому. Пробуйте начинать с обратных слогов (по той же схеме, что и со звуком Ш) . Можно начать и с прямых слогов, но этот уже выбор будет зависеть от способностей ребёнка, его индивидуального « чувства языка». У детей с хорошими способностями подобные частности значения не имеют.

Слайд 17

Автоматизация звука С Нас, вас, ананас, пас… Стол, скат, смола, стул, стакан, скатерть… После, кости, гости, маска… Сам, сало, сахар, самокат… Сын, сыр, сытый… Сон, соло, сок, сопка… Сук, сухой, судно, сундук… Лиса, несу, колесо, мясо… Сухие волосы, сырое мясо, вкусный сок, сладкий сон… Саня и Соня ели фасолевый суп.

Слайд 18

Не бойтесь работать со всеми звуками одновременно. Только не вместе. Смело начинайте постановку с самого трудного для постановки звука, параллельно работая над другими звуками. Разбейте постановку по разным дням, чтобы не смешивать оппозиционные звуки. В один день можно ставить или автоматизировать сонорные и шипящие или сонорные и свистящие, главное, не смешивать сонорные внутри своей группы Особенности постановки звуков при множественных нарушениях

Слайд 19

Если Вы ограничены в сроках постановки, а характер нарушения выражается заменами, то рекомендую начать работу с пассивного развития фонематического слуха. Ребёнок должен Вас только слушать. От него требуется подтвердить наличие или отсутствие заданного звука. Если ребёнку 4-5 лет, подобная тактика стимулирует звуковое развитие, многие звуки появятся в речи самостоятельно (свистящие или шипящие). Особенности постановки звуков при множественных нарушениях

Слайд 20

По длительности автоматизации звука или звуков можно спрогнозировать успешность овладения процессами чтения и письма. Если очень быстро, то у ребёнка хорошие языковые способности. Если по норме, то проблем с обучением в школе быть не должно. Если очень медленно, то скорее всего, перед Вами – будущий дисграфик. Озвучьте родителям вероятность возникновения подобной проблемы, чтобы они вовремя могли начать коррекционную работу под руководством педагога. Заметки на полях

Слайд 21

Спасибо за внимание! Успехов в работе! 2013г.