Главные вкладки

    "Педагогическая карта наблюдений в условиях коррекционной школы 8-вида"
    методическая разработка по теме

    Предлагаю практический материал в виде диагностики детей по программе " Особый ребёнок"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_uchitel.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая карта наблюдений в условиях коррекционной школы 8-вида.

    Учитель начальных классов:

    Гамелюк Галина Николаевна.

    Педагогическая карта наблюдений в условиях коррекционной школы 8-вида.

    Гамелюк Галина Николаевна.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 3  8-вида.

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение имеет ряд специфических особенностей, так как в нём обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья  по программам VIII вида. Во 2-ом «б» классе обучаются дети с разными формами нарушений, имеющие сочетанный дефект при умеренной умственной отсталости. Это дети с синдромом Дауна,  с нарушением зрения, с системным недоразвитием речи лёгкой и тяжёлой степени, с выраженными эмоционально волевыми расстройствами.

      Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной сфере. В числе особенностей ВНД детей, отмечают следующее:

    - слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания)

    - трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила)

    - слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок)

    - нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения

    - склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.

    Поэтому учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в качественно профессиональном, индивидуально дифференцированном и  личностно ориентированном подходах в системе обучения.

    В нашем образовательном  учреждении учащиеся, имеющие умеренную умственную отсталость обучаются по программе «Особый ребёнок» под редакцией Е.Д.Худенко, Л.Б.Баряевой.

     Главная цель данной программы - развитие компенсаторных механизмов личности каждого воспитанника на основе системно организуемого обучения, направленного на освоение учениками широкого диапазона жизненных навыков и умений, обеспечивающих им успешную интеграцию. Содержание каждого предмета, алгоритм его усвоения соотнесены с уровнем интеллектуального недоразвития, социальной  дезадаптацией обучающихся. Материал каждого предмета структурирован по линейно-концентричному принципу, что позволит педагогам неоднократно отрабатывать программный материал в различном формате.

    Теоретическую основу «Программы» составляют следующие положения:

    • об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии; о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребёнка;
    • о сензитивных этапах развития  психических функций;
    • об актуальном и потенциальном уровнях развития;
    • о процессе социализации; о значении деятельности и развития;
    • о роли знака в «культурном» развитии ребёнка.

    В процессе обучения данной категории детей решаются следующие задачи:

    - формирование представлений о себе;

    - формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

    - формирование доступных представлений об окружающем мире и умения ориентироваться в окружающей среде;

    - формирование коммуникативных умений;

    - обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

    - обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;

    - овладение доступными образовательными уровнями.

    В настоящее время кроме программы «Особый ребёнок» действуют другие программы обучения для глубоко умственно отсталых детей, разработанные НИИ дефектологии АПН СССР (1984), Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999, проект), в практике используется также ряд коллективных авторских программ: « Коррекционно - образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Л.Б.Баряевой,1996).

    В соответствии с методическими рекомендациями об «Организации системы дифференцированного обучения глубоко умственно отсталых детей», в которых сказано, что при организации учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной умственной отсталостью (обучаемые дети) учитель должен иметь в рабочей педагогической документации материалы по отслеживанию динамики развития учащихся.  Психофизические особенности детей с умеренной умственной отсталостью требуют индивидуального подхода к каждому ребенку.

    Исходя из этого, из программы, под редакцией Л.Б.Баряевой взяты

    • Примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося
    • Карта контроля за динамикой усвоения программы
    • Карта наблюдений за динамикой мотивации учащихся в процессе усвоения программы

    Из программы «Особый ребёнок» (Методическая форма для мониторинга) взят

    • «Уровень сформированности основных линий развития».

    Изучив документы для мониторинга, адаптировав их форму обследования для учащихся 2 «б» класса,  стало возможным использовать их в работе учителя.

    Полученные формы для мониторинга позволяют сформировать единый пакет документов для педагогической  диагностики  по отслеживанию динамики развития учащихся - «Педагогическая карта наблюдений».

    Использование «Педагогической карты наблюдений» в работе позволит  не только объективно оценить  уровень и степень развития ребёнка, но использовать её  для наблюдения в динамике на протяжении всего периода обучения с 1 по 9 классы.

      Данные о результатах обследования заполняются учителем в  конце каждого полугодия учебного года, по 3х бальной системе оценивания.

    Приложение

    Таблица «Карта наблюдений»

    Критерии оценивания

    Литература:

    «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»  под редакцией Л.Б.Баряевой, СПб 2011г

    «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой,  М.2010г

    «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» под редакцией Б.П.Пузанова, М.2001г

    Программа «Особый ребёнок» под редакцией Е.Д.Худенко, Л.Б.Баряевой.

    Методические рекомендации «Организация системы дифференцированного обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель Т.А.Танина.

    Приложение

    Таблица  «Карта наблюдений»

    Фамилия имя ребёнка

    Ч число

    ..

    ..

    ..

    ..

    К  категории

    К /класс/

    П полугодие

    2.1

    2.2

    3.1

    3.2

    4.1

    4.2

    П правильное удерживание карандаша, ручки.

    П проведение прямой линии

    П проведение волнистой линии

    Р  раскрашивание фигур

    О обводка по трафарету внутреннему

    О обводка по трафарету внешнему

    О обводка по точкам

    П письмо букв

    П письмо слов

    Н невозможность   письма

    Макрография (крупно)

        Микрография (мелко)

    О общее кол-во баллов

    Уровень навыков измеряется суммированием оценочных баллов.

    Критерии оценивания:

    О    баллов-не выполняет

    0,5  балл-выполняет совместно с педагогом

    1     балла-выполняет по подражанию

    1,5  балла-выполняет по образцу с помощью

    2    балла-выполняет по образцу самостоятельно

    2,5 баллов-выполняет по последовательной инструкции

    3    балла-выполняет по инструкции самостоятельно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

    В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

    Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по соци...

    «Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

    «Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

    Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

    Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

    Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.»

    Доклад подготовлен для выступления  на методическом семинаре для специалистов коррекционных школ  и раскрывает нормативно-правовую базу  подготовки, организации и проведения государстве...

    Статья педагога «Развитие речи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида».

    В данной статье описано какими современными методами и приемами способствовать улучшению и развтию связнойречи у учащихся с проблемами в развитии в условиях коррекционной школы VIII вида....

    Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

    Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...